методические рекомендации "Профилактика правонарушений в школе"
методическая разработка

Бахурова Вера Владимировна

Профилактика правонарушений и преступлений - одно из важнейших направлений в воспитательной работе педагогического коллектива школы, службы сопровождения школы и осуществляется оно в основном через просвещенческую, пропагандистскую деятельность.

Важное значение в профилактике правонарушений играет деятельность совета профилактики школы, службы сопровождения школы, социальные партнеры по профилактике ( ЦСПСиД Красногвардейского района, КДНиЗп красногвардейского района, ОДН , центр «Контакт») которые проводят совместную планомерную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 532

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации по теме:

«Профилактика правонарушений в школе».

Составитель

Социальный педагог

Бахурова В.В.

Санкт-Петербург

2021

Актуальность.

           В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

Профилактика правонарушений и преступлений - одно из важнейших направлений в воспитательной работе педагогического коллектива школы, службы сопровождения школы и осуществляется оно в основном через просвещенческую, пропагандистскую деятельность.

Важное значение в профилактике правонарушений играет деятельность совета профилактики школы, службы сопровождения школы, социальные партнеры по профилактике ( ЦСПСиД Красногвардейского района, КДНиЗп красногвардейского района, ОДН , центр «Контакт») которые проводят совместную планомерную работу.

Цель:        

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

Психолого-педагогические принципы организации работы

  1. законности;
  2. гуманного обращения с несовершеннолетними;
  3. уважительного отношения к несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям);
  4. сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях);
  5. поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Направления и формы работы.

Сложившаяся в ГБОУ СОШ №532 система профилактики правонарушений среди подростков предлагает следующие направления деятельности:

№ п/п

Направления деятельности

Формы работы

Проводимые мероприятия

1.

Работа с семьей

1. Просветительская работа.

2. Практикумы и тренинги.

3.Родительские лектории

4.Тематические родительские собрания.

1. Выпуск информационных листов и беседы, для обеспечение, родителей информацией об органах и учреждениях района и города, оказывающих психологическую, медицинскую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним.

2. «Как избежать «семейных ловушек», «Конфликт и выход из него», «Вредные советы».

3. «Малолетний преступник – чья вина?», «Родители – пример здорового образа жизни», «Посеешь характер – пожнешь судьбу».

4. «Подготовка к взрослости», «Как организовать свободное время ребенка», «Формирование здорового образа жизни школьника».

2.

Работа с обучающимися

  1. Тематические классные часы.

  1. Месячник правовых знаний.

  1. Проведение деловых игр, часов общения, диспутов, круглых столов

  1. Организация бесед со специалистами

  1. Изучение особенностей личности подростков, сфер поведения, общения, познавательной сферы.

  1. Единый классный час: «Права человека»; «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»; «Жизнь дана на добрые дела»; «Прямой разговор о правонарушениях»; «счастье – жить»

  1. В соответствии с планом работы месячника.

  1. Круглый стол: «Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни для твоей души»; диспут: «Проступок. Правонарушение. Преступление»; Деловая игра: «Как добиться успеха» и «Нет ничего невозможного»;

  1. Беседа «Причины преступлений»; «От пьянства до преступления один шаг» (с инспектором ОДН); «Профилактика злоупотребления ПАВ» (с врачом наркологом или специалистами ЦСПСиД); «Сотвори себя сам» (с педагогом-психологом).
  2. Анкетирование «Уровень правовой культуры учащихся»; Тест тревожности А.М. Прихожан (эмоциональное состояние); Тест Т. Лири – межличностные отношения; Опросник Казанцевой – изучение общей самооценки; Диагностика личностного роста школьников (помощь психолога).

3.

Организационно-административная работа

Организационная работа

  1. Сверка списка обучающихся, состоящих на ВШк, ОДН, КДН и ЗП.
  2. Формирование банкам данных на этих обучающихся.
  3. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет.
  4. Организация в школе социально-психологической службы
  5. Регулярное проведение совета профилактике.
  6. Организация совместной работы с ОДН.
  7. Проведение в школе профилактических дней, декад, месячников.

4.

Работа с социальными партнерами

  1. Встречи

  1. Тематические беседы

  1. Диспуты

  1. Круглые столы

  1. Обучающие семинары
  1. Встречи с работниками правоохранительных органов, ОДН, КДН и ЗП.
  2. «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Административная ответственность несовершеннолетних», «умей отвечать за свои поступки», «Я в этом мире»; «Наши права и обязанности».

  1. «Правда и ложь в нашей жизни», «Как противостоять давлению среды», «Легко ли быть молодым?».

  1. «Формирование гражданственности и правовой культуры учащихся», «Преступность несовершеннолетних и наркомания» «МЫ и Закон»
  2. «Будущее в руках молодежи».

5.

Социально-психологическая деятельность

  1. Диагностика

  1. Индивидуальные консультации

  1. Рекомендации

  1. Мониторинги
  1. Диагностика личностного роста школьников; диагностика ценностных ориентаций школьников (анкета М.И. Лукьяновой)

  1. «Человек – творец своей судьбы»; «Взаимодействие детей и родителей»

  1. «Профилактика вредных привычек у подростков»; «Я и закон».

  1. «Здорового образа жизни»; «личностный рост»

6.

Работа с педагогическим коллективом

  1. Организация и проведение методических объединений классных руководителей

  1. Педагогические советы по данной тематике.

  1. Индивидуальное консультирование с психологом

  1. Учебно-просветительская работа

  1. Тренинги

  1. Работа с документацией
  1. «Ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»; «Асоциальное поведение школьников. Педагогическая запущенность. Коррекция асоциального поведения»; «Дети группы риска»

  1. «Работа по ранней профилактике и предупреждению правонарушений»; «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

  1. «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»

  1. Выпуск информационных листов и беседы, для обеспечение, учителей информацией об органах и учреждениях города, оказывающих психологическую, медицинскую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним.
  2. «Профилактика асоциального поведения подростков с основами правовых знаний»; «Ребенок на пороге взрослой жизни»;

6. Корректировка социальных паспортов классов; Составление характеристик на детей группы риска; Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Составление списка трудных подростков и постановка их на внутришкольный учет; Составление картотеки индивидуального учета трудных подростков и их семей

Организация досуговой деятельности

  1. Общешкольные мероприятия

  1. Часы общения

  1. Практикум нравственности
  1. «День памяти жертв Беслана»; «День матери»; «Ленинградская Победа» «Выдающиеся женщины России»; «Ветер победы».

  1. «Есть такая профессия – быть человеком»; «Мы выпускной класс»; «Как построить крепкую семью»

  1. «Разговоры о важном»

Система оценки эффективности.

Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Оценкой эффективности служат следующие  индикаторы:

- сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений;

- наличие положительной динамики в процессе реабилитации неблагополучных семей;

- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;

 

Список литературы.

1. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

2. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 2000г.

3. Директор школы // научно-методический журнал. – 2005. - №8

4. Жигарев Е.С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

5. Заместители директора школы по воспитательной работе // научно-методический журнал. – 2005. - №8

6. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград.  2008 г.

7. Психолого- педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних / Министерство образования и науки Нижегородской области – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....

Анализ системы профилактики правонарушений в школе

основные формы и методы работы в школе для реализации программы профилактики правонарушений...

Профилактика правонарушений в школе

система профилактики правонарушений в школе...

"Программа профилактики правонарушений в школе"

Программа профилактики правонарушений в школе. взаимодействие специалистов....

Основные направления работы по профилактике правонарушений в школе-интернате.

Статья об основных направлениях работы по профилактике правонарушений с обучающимися с интеллектуальнвыми нарушениями....

"Профилактика правонарушений воспитанников школы-интерната".

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, ...

Медиация, как способ снижения числа конфликтов и правонарушений в школе

Школьные конфликты одна из острых проблем современной школы. Конфликт можно решить разными способами. Можно решить деструктивно, тогда его последствия будут тревога, отрицание, уход. А можно грамотно ...