Медиация, как способ снижения числа конфликтов и правонарушений в школе
материал
Школьные конфликты одна из острых проблем современной школы. Конфликт можно решить разными способами. Можно решить деструктивно, тогда его последствия будут тревога, отрицание, уход. А можно грамотно организовать работу, с привлечением третьей стороны. И вот здесь приходит на помощь медиация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
"Медиация, как способ снижения числа конфликтов и правонарушений в школе"
Школа-это место, где подросток проводит большую часть своего времени. Здесь он не только получает знания, но и учится общаться, делать выбор между хорошим и плохим. В школе, где дети учатся из разных социальных слоёв, разных моделей воспитания не минуемо возникают противоречия, недоразумения. Возникают различные конфликтные ситуации, которые часто оставляют после себя след в виде неприязни, обиды, злости.
Школьные конфликты одна из острых проблем современной школы. Часто конфликтные ситуации становятся барьерами для эффективного общения между учениками и учителями. Поэтому для дальнейшей продуктивной работы возникшие конфликтные ситуации нужно решать.
Конфликт можно разрешить разными способами. Можно разрешить деструктивно тогда его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация. А можно грамотно организовать работу, для этого необходимо привлечение третьей стороны. И вот здесь на помощь приходит медиация. Этот способ помогает найти приемлемый подход разрешения исключения конфликтов и восстановить потерянную способность к пониманию.
В этом может помочь служба школьной медиации (примирения).
Это новый подход к решению и преодолению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях образовательного процесса.
Медиация—это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора.
Цель службы школьной медиации- формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций.
ЗАДАЧАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
2. Обучение членов ШСП реализации восстановительной медиации.
3. Информирование участников образовательных отношений о целях, принципах, порядке деятельности ШСП.
4. Проведение примирительных программ для участников конфликтов и криминальных ситуаций; формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения; выработка коммуникативных навыков и умений разрешать конфликты мирным путем между участниками образовательных отношений.
5. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
6. Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
Необходимо помнить, что существуют принципы работы Школьной службы примирения.
Добровольность участия.
Информированность сторон.
Нейтральность медиатора.
Конфиденциальность процесса медиации.
Ответственность сторон и медиатора.
В структуре процесса медиации можно выделить 5 основных этапов его реализации:
- Подготовительный этап.
Целью данного этапа является сбор первичной информации и анализ актуальной конфликтной ситуации.
- Предварительные встречи.
Целью данного этапа является подготовка к проведению примирительной встречи.
- Примирительная встреча.
Целью данного этапа является организация и проведение примирительной встречи, создание условий для заключения примирительного соглашения между сторонами конфликта.
- Выполнение примирительного договора.
Цель – создание условий, содействующих выполнению договора участниками конфликта.
5. Профилактический этап.
Целью этапа является окончательное восстановление доброжелательных отношений между сторонами конфликта, профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта.
Зачем же нужна служба медиации в школе?
Многие родители не знают о таком способе решения спора. Поэтому в любом конфликте с учителем, директором или родителями других учеников у них возникает желание писать жалобы в выше стоящие учреждения или в суд.
Но ведь можно решать школьные конфликты мирным путём. Можно развивать культуру диалога, взаимоуважения, взаимопонимания. Вот для решения этих вопросов и нужна служба школьной медиации, которая поможет разрешить конфликт мирным путём. А знание этих приёмов поможет учителям, родителям и конечно же детям в дальнейшем применять эти приёмы в своей жизни.
Школьная служба медиации помогает спорщикам прийти к решению, которое будет понятно и будет устраивать всех. А так как этот путь решения не навязан ни кем, а найден самими спорщиками то все договорённости будут обязательно соблюдаться.
По этой причине и нужна эта служба, которую ещё называют службой примирения.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет:
- снизить уровень конфликтности в школе, что содействует устранению причин противоправного поведения школьников;
- обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях;
- создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликт и способы выхода из конфликта (презентация)
Презентация к родительскому собранию. Поможет провести тематическое родительское собрание и побеседовать с родителями на волнующие их темы.В материалах к презентации подробный послайдовый комментарий,...
Приемы и способы снижения психологической напряженности у учащихся с ОВЗ в период подготовки и сдачи экзаменов
Данные материалы предназначены для педагогов и воспитателей коррекционных классов, а также родителей учащихся с ОВЗ и самих старшеклассников.Предложенные приемы и упражнения помогут снизить уровень ст...
Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.
Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это т...
"Выявление «дефицитных тем (компетенций)» в изучении образовательных программ по предметам и способов снижения проблемных зон»
Доклад на педсовете. Цель: выявить такие образовательные компетенции, которые помогли бы уменьшить проблемные зоны в обучении. ...
"Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"
quot;Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"...
Конфликты в школе, диагностика выявления конфликтного поведения. Медиация, как альтернативный способ выхода из конфликта.
Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогических работников в рамках МПО....
Тренинговое занятие по медиации "Мы за общение без конфликтов!"
Формирование навыков безконфликтного поведения обучающихся 8-10 классов....
- Мне нравится (1)