Влияние психоактивных веществ на подростков
презентация к уроку
Профилактическая работа направленная на употребление ПАВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_pav_na_organizm_cheloveka.ppt | 1022 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПАВ – психо- активные вещества Табак, сигареты Алкоголь, спиртное Наркотики
Табак, сигареты, курение Активное вещество в табаке – никотин. Табак делают из высушенных листьев растения Nicotiana. Табак курят в виде сигарет, трубок или сигар, но его также можно нюхать или жевать. Вызывает умеренную физическую и очень сильную психическую зависимость. Со временем нужно увеличивать дозу, чтобы получать тот же эффект. Кратковременные эффекты: возбуждение, трясущиеся руки, усиленное сердцебиение, кашель, холодные пальцы на руках и ногах, раздраженные глаза. При длительном употреблении: ухудшение общего физического состояния, сердечные и сердечнососудистые заболевания, бронхит, рак.
Зависимость от табака означает: до конца своих дней определённую часть денег тратить на ежедневную дозу сигарет; сильную одышку после того, как подбежал к автобусной остановке; неприятное откашливание каждое утро, которое из года в год становится всё хуже; зубы и пальцы приобретают жёлто-коричневый оттенок; неприятный запах изо рта; неприятный запах, которым пропитана вся одежда; Но всё это чепуха по сравнению с тем, что последует дальше: 25-30% раковых заболеваний в развитых странах являются следствием курения. Научные исследования убедительно доказали, что 83-92% случаев рака лёгких среди мужчин и 57-80% среди женщин – следствие табакокурения. В 80-90% случаев раковая опухоль пищеварительного тракта, горла и полости рта тесно связана с курением как таковым, так и с комбинацией алкоголя с курением. Нужно заметить, что только очень небольшое количество курильщиков не употребляет алкоголь. Рак жёлчного пузыря, поджелудочной железы, желудка, матки связан, как считают специалисты, с табакокурением.
Предполагается, что из-за курения риск заболеть лейкемией (рак крови) более высок. Более 20-ти смертельных болезней могут быть вызваны курением, как рак лёгких, болезни сердца, хронический бронхит и другие заболевания дыхательных путей и т.д. Смертность среди курильщиков среднего возраста (35-60 лет) в три раза выше, чем среди некурящих. Из закуривших подростков каждый четвертый умрет от заболеваний, связанных с курением. Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно на 15 минут). Половина смертельных случаев из-за курения, относится к среднему возрасту (люди живут на 20 лет меньше, чем некурящие). Каждый год во всём мире приблизительно 3.000.000 человек умирают по причинам, связанным с курением. Количество людей, которые умрут в первой половине 21-го столетия по причинам табакокурения, составит 60.000.000 человек.
Алкоголь, спиртное Влияние алкоголя на нервную систему, содержание алкоголя в крови Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки головного мозга. Замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой. Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры раскрепощает эмоции человека, появляются неоправданная радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий мозга возникает резкое ослабление процессов торможения. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего никогда не сказал и не сделал бы будучи трезвым. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, начинает преобладать деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка. Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.
Разрушитель растущего организма Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость "молодых" тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга : происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Второй "мишенью" алкоголя является печень. Именно здесь, под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Алкоголь нарушает структуру клеток печени, приводя к перерождению ее тканей. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к омертвлению печеночной ткани развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, можно сказать, "разъедают" слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока , что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.
Глупые причины начать пить Похмелье. Если ты действительно хочешь провести день, метаясь от пульсирующей головной боли, у тебя есть такая возможность – напейся. Из-за алкоголя ты чувствуешь себя «взрослым». Что в этом особенного? Часто взрослые пьют, чтобы забыть о том, что они уже взрослые со всеми присущими этому обязанностями. Другими словами, они пытаются опять почувствовать себя детьми! От подражания инфантильным взрослым ты не должен чувствовать себя действительно взрослым. Пить, чтобы забыть о проблемах. Поверь, твои проблемы никуда не денутся после того, как ты протрезвеешь. Пить, чтобы быть принятым друзьями. Ты слышал о «давлении со стороны группы». Дружба, построенная на алкоголе, долго не длится. Эти друзья отойдут по той же причине, что пить становится скучно – это постоянно одно и то же. Это не настоящие друзья, эти отношения идут в никуда. Когда ты строишь дружбу вокруг общих интересов, спорта или другой деятельности, ваши отношения будут расти. Это гораздо более крепкое основание для дружбы, чем общая бутылка… Пить от любопытства. В алкоголе на самом деле нет ничего таинственного. После некоторого времени алкоголь потеряет свой шарм. Вот почему у многих подростков развивается зависимость от алкоголя. Когда алкоголь начинает терять привлекательность, им нужно больше алкоголя, для получения удовольствия, часто они теряют способность получать его другими способами. Вскоре они потеряют шанс хорошо учиться, потеряют здоровье, доверие семьи и друзей.
Что все должны знать о наркотиках Наркотики - это вещества природного или искусственного происхождения, которые изменяют человеческое сознание. Это значит, что они изменяют наши чувства, настроение, мышление. Наркотики изменяют восприятие окружающего мира. Можно стать более веселым или расслабленным, но иногда и наоборот печальным и подавленным. Эффект может быть стимулирующим, снотворным или галлюциногенным. К стимулирующим наркотикам относятся: алкоголь (в средних дозах!), табак, кофеин, кокаин и амфитамины. К галлюциногенам относятся: ацетон, клей, некоторые грибы, ЛСД, экстази, конопля и гашиш. К тормозящим - опиум, морфин, героин, снотворные препараты и транквилизаторы. Некоторые из них, такие как алкоголь и табак, являются легальными наркотиками и могут приобретаться без ограничений. Другие наркотики , такие как конопля или опиаты, - нелегальны. Российские законы запрещают употребление и хранение наркотиков и признают это преступлением. У всех наркотиков есть одна общая черта: они вредны для физического и психического здоровья. Этот вред может варьироваться от незначительного до разрушительного. Еще одна особенность наркотиков: легко начать их употреблять, но очень сложно, иногда даже невозможно, остановиться. Это происходит из-за возникновения зависимости. Существует разница между психической и физической зависимостями.
Физическая зависимость выражается проявлением протеста организма против прекращения употребления наркотиков (абстинентный синдром или «ломка»). Это касается, в частности, алкоголя и опиатов. Другим её проявлением является толерантность. Она выражается в том, что при регулярном употреблении наркотиков для достижения одного и того же эффекта требуется все большее количество наркотика. Психическая зависимость означает, что человек ощущает необходимость принимать наркотики постоянно. В то же время всё более утрачивается способность чувствовать себя хорошо без наркотика. Человек, употребляющий наркотические вещества, рискует стать психически зависимым. Сроки наступления этой зависимости зависят от личностных характеристик и других факторов. Наркотики воздействуют на центр в головном мозге , который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение. Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности. Наркотики воздействуют на дыхательный центр и наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки. Наркотики также влияют на кашлевой центр у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости. Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса.
Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1. Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами. 2. Стремление увеличивать дозы. 3. Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков. Синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства. Этапы этого процесса в основном следующие: • начальная эйфория , часто весьма кратковременная; • толерантность , носит временный характер. Постепенно организм реагирует слабее; • зависимость ; • абсистенция (синдром отнятия), наступает через 12–48 часов после прекращения принятия наркотика.
Как не пропустить признаки употребления? Личностные изменения. Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость, подавленность, беспокойство. Потребность в немедленном удовлетворении желаний. Отказ обсуждать свои проблемы. Все возрастающая изоляция от одноклассников. Новые знакомства, тяга к тем, кто намного старше. Меняется имидж: теперь подросток носит одежду несвойственного ему стиля, иначе стрижется. Постоянные опоздания в школу, прогулы занятий или неожиданное и как бы беспричинное снижение успеваемости. Изменения в физическом состоянии. Ухудшение памяти. Трудности в концентрации внимания. Замедленная, бессвязная, невнятная или быстрая, торопливая речь. Мутные, воспаленные, налитые кровью, отекшие или «стеклянные» глаза. Расширенные или суженные зрачки. Недостаточная подвижность глаз. Нарывы и болячки вокруг ноздрей. Чихание, хронический кашель, сухость во рту. Постоянное пользование одеждой с длинными рукавами. Повышенная Нервозность
О чем разговаривать с родителями? Обратить внимание родителей на признаки, которые помогут им понят не появились ли у ребенка серьезные проблемы: Изменения в привычках и образе жизни. Поздние возвращения домой. Необъяснимые отлучки из дома. Неспособность даже приблизительно определить время своего отсутствия. Потеря аппетита или чрезмерное употребление пищи. Страстная потребность в сладком. Приступы сонливости. Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы без внятного объяснения, на что собирается их потратить. Пропажа из дома ценных вещей, одежды. Внезапно возникшая привычка часто проветривать свою комнату и использовать освежитель воздуха, благовония (для устранения наркотических запахов).
Изменения в физическом состоянии Потеря веса. Повышенная утомляемость. Частые простуды, желудочные боли и судороги. Проблемы с пищеварением, тошнота, приступы рвоты. Утренняя слабость на фоне вечерней активности. Частые головные боли. Обмороки, потеря сознания, головокружения. Следы уколов на теле, порезы, синяки. Пренебрежение личной гигиеной. Специфические находки. Упакованные в целлофан кусочки темно-коричневой массы. Зеленоватый порошок растительного происхождения (чаще всего в спичечных коробках). Чайные или столовые ложки со следами подогревания на открытом огне. Необычные, неизвестные родителям и ранее не встречавшиеся им лекарственные препараты в таблетках, капсулах, ампулах, порошках. Пузырьки, смятая фольга. Иглы или шприцы.
Профилактическая работа. Профилактическая работа должна проводиться грамотно, так как неверная подача информации может возбудить излишний интерес к ПАВ. Не должна иметь место так называемая «тактика запугивания», так как в возрасте 12-16 лет она имеет обратный эффект. В ходе проведения профилактической работы учитывается изначальный уровень знаний подростков о ПАВ, получаемый учителем из бесед или анкет, проведенных ранее. Для получения стабильного результата в данной работе, антинаркотическая пропаганда должна носить систематический характер, начиная с начальных классов. Мероприятия по профилактике ПАВ. Тематические беседы; Тематические классные часы с использованием мультимедиа презентаций; Лекции; Беседы – диспуты; Выставки рисунков, плакатов; Театрализованное представление; Защита проекта по пропаганде здорового образа жизни; Просмотр видео фильма по профилактике ПАВ; Спортивные праздники, как альтернатива употребления ПАВ; Выпуск стенгазеты; Проведение викторин, КВН; Конкурс сочинений, стихотворений, частушек; Индивидуальные беседы с учащимися и родителями;Тематические родительские собрания с использованием мультимедиа презентаций; Тематические родительские лектории; Анкетирование.
Темы бесед для учащихся: Тематика бесед о наркомании. «Бездна, о которой надо знать». «Не допусти беды». «Наркотики и СПИД». «Болезнь или преступление?» «Не дай себе погибнуть». «Опасная игра – шаг в бездну». «Если бы я знал». Тематика бесед о вреде употребления алкоголя. «Зачем люди пьют вино?». «Вино – причина многих несчастий». «Во что обществу обходится пьянство». «Употребление алкоголя и здоровье». «Причины алкоголизма». «Преимущества здорового образа жизни». «Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения» «От вредной привычки к болезни». «Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие». «Алкоголь и жизненные перспективы человека».
Тематика бесед о вреде курения. «Немного из истории курения табака». «Табак и табачный дым». «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека». «Влияние курения на нервную систему». «Действие табака на сердечно-сосудистую систему». «Влияние табака на органы дыхания и пищеварения». «Курение и рак». «Курение и работоспособность». «Заболеваемость и смертность курящих». «Безвредного табака нет». Темы сообщений на родительских собраниях. «Роль и ответственность семьи в профилактике ПАВ детей и подростков». «Оздоровление семьи». «Группы риска и раннее выявление формирующейся зависимости от ПАВ». «Система оказания профилактической помощи и лечения». «Подростковый алкоголизм и наркомания, особенности течения».
Практические занятия: Тренинговые занятия: Основные задачи Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы. Информирование о связи злоупотребления ПАВ с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, соответствующих формированию здорового жизненного стиля: - я-концепции; собственной системы ценностей, целей и установок; умение общаться с окружающими, сопереживать и оказывать социальную и психологическую поддержку. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и совладающего поведения: - формироваие самопринятия, адекватной самооценки; формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации; формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их; формирование навыков эмпатии, аффилиации, диалога,разрешения конфликтных ситуаций. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами: - навыков принятия решений и преодоления жизненных проблем; навыков оценки соц. ситуации и принятия ответственности за собственное поведения в ней; навыков отстаивания своих границ; навыков защиты своего Я; навыков избегания ситуаций, связанных с употребление ПАВ и другими формами саморазрушающего поведения; навыков бестконфликтного и эффективного общения.
СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ВСТРЕЧИ Этапы Задачи Средства Роль ведущего Приветствие Обозначить начало занятия, создать атмосферу безопасности. Самоопределение участников (с чем пришли на гр., как себя сейчас ощущают). Определенные ритуалы Обеспечить для каждого участникам максимально комфортное вхождение в группу. Предоставить возм. поделится своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. Разминка 1.Обьединение, сплочение группы. 2. Развитие межличностных связей. 3. Включение в самостоятельную деятельность. Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами. 1. Обозначение правил и границ. 2. Обеспечение безопасности участников. Работа по теме Задачи соответствуют теме занятий Самые разнообразные формы активности (игровые, рисование, психодрама и т.д.) 1.Дать определенную информацию в доступной форме. 2.Предоставить возможность выразить свои чувства. 3.Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации. Завершение занятия 1. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. 2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. Подвижные и/или релаксационные игры. Обеспечение безопасности участников. Прощание Обозначить конец занятия. Определенные ритуалы. Эмоциональная поддержка детей. Примерная структура занятия.
Примерные темы тренинговых занятий Тема 1. Знакомство, принятие правил группы. Цель: Установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы, достижение взаимопонимания. Обсуждение тем для совместной работы, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Тема 2. Информация о действиях и последствиях употребление психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании. Цель: Обеспечение детей объективной информацией о действии ПАВ, формирование собственного отношение к этой проблеме. Тема 3. Человек, как социальное существо. Общение. Решение некоторых проблем в общении. Цель: Осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении. Тема 4 . Понятие личности, структура моей и твоей личности. Понятие границ личности, развитие личности. Цель: Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, обсудить понятие ценности каждой личности, похожесть или индивидуальность отдельных людей.
Тема 5 Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности. Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки. Тема 6. Чувства. Сложности идентификации чувств, выражение чувств, отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать сове эмоциональное состояние. Цель: Научится идентифицировать собственное эмоциональное состояние. Тема 7 Проблемы межполового общения. Цель: Разрешение конфликтного отношения между полами. Тема 8. Семья, химическая зависимость в семье. Какой я вижу свою будущую семью. Цель: Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к межполовому общению. Тема 9 Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение говорить «нет». Цель: Формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание прав и необходимости защищать себя. Тема 10.11 Понятие стресса и проблемно-разрешающее поведение. Преодоление проблемных и стрессовых ситуаций. Цель: Тренировка навыков оценки стрессовой ситуации и ее преодоление.
Профилактическое занятие Включает в себя первичную и вторичную профилактическую работу с целевой группой «Учащиеся», направленное на формирование знаний, отношений и установок на здоровый образ жизни через просветительскую деятельность (беседы лекции, семинары). Тип воздействия: формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих). Инструмент воздействия: предметные занятия. Проводятся с учетом возрастной дифференциации – средний школьный возраст, старший. Задачи: Сформировать у подростков представление о ПАВ, как о веществах, разрушающих психическое и физическое здоровье. Способствовать обсуждению детьми ответственного поведения в ситуациях, связанных с ПАВ. Обсуждение возможных альтернативных форм организации своего времени и пространства.
План профилактического занятия (7 класс ) 1. Знакомство. 2. Обозначение темы встречи. * в данной возрастной группе ПАВ рассматриваются на примере табака и алкоголя!!!! 3. Выявление субъективного уровня информированности подростков по данной проблеме. 5. Причины употребления ПАВ. 6. Зависимость. - механизм формирования; - виды зависимости: 1). социальная 2).психологическая 3). физическая 8. Последствия употребления ПАВ. Преимущества здорового образа жизни. 9. Обратная связь.
План профилактического занятия (9класс ) 1. Знакомство. 2. Информация о работе ДПО «Катарсис». Обозначение темы встречи. 3. Выявление субъективного уровня информированности подростков по данной проблеме. 4 Легальные и нелегальные наркотики. 5. Информация о влиянии ПАВ на физическое и психологическое здоровье человека. 6. Социальные последствия употребления ПАВ. 7. Зависимое и независимое поведение. 8. Обратная связь. План профилактического занятия (10 класс) 1. Знакомство. 2. Информация о работе ДПО «Катарсис». Обозначение темы встречи. 3. Выявление субъективного уровня информированности подростков по данной проблеме. 4. Влияние употребления ПАВ на репродуктивное здоровье. 5. Обсуждение и разоблачение существующих мифов о ПАВ. 6. Обсуждение планов на будущее. Обратная связь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние психоактивных веществ на подростка
Формирование личности подростка – сложный и противоречивый процесс. Подросток, осознавая себя как складывающуюся личность, претендует на самостоятельность в решении многих вопросов, в чем ему нередко ...
Влияние психоактивных веществ на подростка
Пьянство, алкоголизм, потребление других веществ, оказывающих одурманивающее влияние на психику, несовместимы со здоровьем. Особенно пагубно влияют эти вещества на физическое и психическое здоровье по...
«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»
Целями данного мероприятия являются:1.Знакомство учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов воздействия неблагоприятных факторов на различ...
Классный час «Проблема зависимости от психоактивных веществ среди подростков».
Проводится с целью формирования у несовершеннолетних представления о причинах употребления ПАВ и развития у них осознанной мотивации для отказа от употребления ПАВ....
Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».
Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков новым формам поведения, формируется стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...
Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков
Цель этого буклета - помочь вампредотвратить угрозу или вовремяраспознать её и принять меры...
Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...