«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»
план-конспект занятия (10, 11 класс) на тему

Лазуренко Елена Николаевна

Целями данного  мероприятия являются:

1.Знакомство  учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов  воздействия неблагоприятных факторов на различные отделы нервной системы    и другие системы органов человека;

2.Самостоятельное моделирование  возможных мер по  предупреждению вредных привычек, а также социальных последствий  негативного поведения подростков и взрослых;

3.Оценивание с  гражданских позиций современную ситуацию в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_dlya_interneta.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 имени М.И.Пенькова

г. Миллерово Ростовская область

Внеклассное мероприятие «Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ».

 Для профильных (медицинских) классов.

                         Составитель:

                                  учитель  биологии

                                                                    высшей квалификационной категории

                                  МОУ гимназии №1

                                                   Лазуренко Елена Николаевна

                   

                     

г. Миллерово

Цели мероприятия:

1.Познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявить их причины и механизм воздействия неблагоприятных факторов на различные отделы нервной системы и другие системы органов человека;

2.Научить предвидеть возможные последствия неблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;

3.Учиться оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе.

Методы проведения мероприятия:

1.Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, лекция, сообщения учащихся);

2.Проблемные (частично-поисковый, исследовательский (работа в группах).

Оборудование: плакаты, фолии, лабораторное оборудование(пробирки, мерные стаканы).

Ход  мероприятия

I. Постановка целей занятия.

Учитель: Ребята, вы не просто учащиеся 10 класса нашей гимназии, вы являетесь учениками профильного медицинского класса. Поэтому вам необходимо не только  знать и понимать, что никотин, алкоголь, наркотики и другие вещества оказывают пагубное влияние на наш организм, но и  уметь объяснять механизмы воздействия этих веществ на клеточном и молекулярном уровнях.

Сегодня во время  занятии мы

 1.Познакомимся с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью;

2.Выявим  причины появления вредных привычек;

3.Рассмотрим механизм наркотического влияния на организм;

4.Доказажим экспериментальным путем губительность алкоголя для живых клеток и всего организма;

5.Научимся  предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества.

II. Вступительное слово учителя.

Валеология утверждает, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы (слайд или фолия):

Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50%.

Генетика – 20%.

Экология, внешняя среда – 20%.

Здравоохранение – 10%.

Некоторые из этих факторов мы не в силах изменить, но все-таки на 50 процентов наше здоровье зависит от нас. Поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.

Заранее класс был разбит на 4 группы, и каждая группа самостоятельно готовила краткие сообщения по следующим вопросам:

1 группа: «Влияние никотина на организм человека»

2 группа: «Влияние алкоголя на подростка»

3 группа «Нарушения деятельности нервной системы. Бактериальные и вирусные инфекции».

4 группа «Наркотик и организм человека»

III. Выступления учащихся (краткое изложение сообщений).

Вред никотина

Вводное слово учителя:

 Проблема курения сейчас носит глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах сейчас «модно» быть здоровыми, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны. В нашей же  стране количество курящих  людей неуклонно растет.

Ответы  учащихся 1 группы (приложение 1)

Вывод:

Если в делах мы методично просчитываем все на несколько шагов вперед, то в вопросах здоровья почему-то надеемся на русское «авось». А это не правильно! Беда в том, что сигарета тихонько подталкивает к краю бездны. Как утверждал немецкий мыслитель Г.Лессинг: «Яд, который не действует сразу, не становиться менее опасным».  Даже если повезет и курение не столь пагубно отразится на вашем здоровье, какой смысл участвовать в этой игре? Не лучше ли бросить курить?  Первый шаг, который нужно сделать для того, чтобы искоренить дурную привычку, - выяснить её причину! Нужно признаться  себе, почему ты куришь и решить для себя, стоит ли разрушать своё здоровье, если все это - только желание не отставать от других.

Влияние алкоголя на подростка

Вводное слово учителя:

Статистика показывает, что мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь, следующие (слайд):

Чтобы придать себе смелости – 7%.

Снять психическое напряжение – 20%.

Чтобы было легче разговаривать с людьми – 5%.

Потому что мои друзья пьют – 15%.

Потому что мне скучно – 10%.

Потому что мне это нравиться и потому что приятно «быть немного пьяным» - 60%.

Ответы  учащихся 2 группы (приложение 2)

Вывод:

При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов. Я продемонстрирую вам опыт, доказывающий нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

Демонстрация опыта.

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же спирта.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым  белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции.

Учитель: что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ: белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток, а потом и органов организма.

Нарушения деятельности нервной системы. Бактериальные и вирусные инфекции.

Вводное слово учителя:

Наследственные нарушения нервной системы могут быть обусловлены факторами внешней среды, заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности, действием мутагенных факторов на гены. Например,  синдром Дауна – наличие  трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. У  таких людей проявляется задержка умственного и физического развития, у них плохая сопротивляемость болезням, врожденные сердечные аномалии, короткое коренастое тело и т.д. Причины: экология, употребление наркотических веществ, возраст родителей и др.

Олигофрения (слабоумие)  – наследственное заболевание. Возникает при увеличении или потере Х-хромосомы (генная мутация).

Также для детей раннего возраста очень опасны инфекционные и вирусные заболевания.

Ответы учащихся 3 группы (приложение 3)

Вывод

Наркотик и организм человека.

Вводное слово учителя:

В последнее время  много говорят о наркомании,  и  её  последствиях. Эта беда стала Всемирной, и найти пути её решения достаточно сложно. Уже не так редки слова: «Умер от передозировки», «Покончил жизнь самоубийством, от того, что не достал очередную дозу», «Заразился СПИДом от шприца с наркотиком». Удивительно, все знают, все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведет к деградации личности, но, тем  не менее,  меньше наркоманов в мире и в нашей стране не становиться и даже наоборот.

Выступление учащихся 4 группы

Учитель: все наркотические вещества вызывают психическую и физическую зависимость. Как это происходит? Когда человек становится законченным наркоманом? И может ли он сам остановиться? На эти и другие вопросы мы сможем ответить,  прослушав лекцию.

Лекция с использованием электронного приложения к уроку в виде презентации (приложение 4)

Ученица читает стихотворение:

Кто тот герой, что придумал гашиш?

Если ты знаешь, чего ты молчишь?

Да, не найти на вопрос сей ответ:

Тот, кто придумал, того уже нет!

Взял прикурить, в кровь загнал ерунду,

Ты  наркоман – ты у всех на виду.

Ты не подумал о жизни своей

Знаешь, осталось лишь несколько дней.

Ты не решил для себя, что потом –

Стать академиком или врачом,

Ты  не подумал о жизни своей,

Знаешь, осталось лишь несколько дней.

Мы родились для того, чтобы жить,

Может, не стоит планету губить?

Есть, кроме «Да», и лучше ответ,

Скажем, ребята, наркотикам «Нет»!

Подведение итогов занятия:

ЗОЖ уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.

Нужна активная пропаганда против вредных привычек.

Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни.

Наркомания, курение, алкоголизм ухудшают социальную обстановку в стране, обрекает на гибель, болезни и деградацию будущие поколения наших сограждан.

Учитель: в заключении послушайте шуточный рассказ органов человека о себе, своем самочувствии. Что бы сказали  они, если бы умели разговаривать.

Головной мозг

Иссушил меня проклятый злодей,

Нет уж  больше светлых идей.

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет поменял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И внимания, и памяти нет-

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину - строг приговор:

За страсть к курению пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Сердце

Мне так плохо, так устало,

И нет, уж больше сил стучать.

Наверное, осталось мало…

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы только от куренья пропадем!

Легкие

Ой, мы бедные, сожженные совсем,

Мы хотим спросить вас, люди:

А  вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий, чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вход!

 Вывод: надеюсь, вы поняли, что вредные привычки нужно изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим. Можно остаться сильным и здоровым, жить долго и счастливо, а можно сделать себя чудовищно больным человеком и погибнуть очень рано в страшных мучениях на самом дне общества. Выбор за вами!

Приложения к внеклассному занятию по биологии «Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»

Приложение 1 «Как действует никотин на организм»

                                                          Табак приносит вред телу, разрушает      

                                                          Разум, отупляет целые нации.                                                                                                                                                                        

                                                                                                   О. де Бальзак

Основным действующим началом табака является никотин. Этот алкалоид впервые выделили в чистом виде в 1828 году ученые Посельт и Рейман. Никотин – это чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно сосудистую системы.  Также в состав табачного дыма входят пиридин, этилен,  мышьяк, радиоактивный полоний, свинец 210, аммиак, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый) и другие химические соединения.  Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после побуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. В итоге значительно снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у девушек и женщин, злоупотребляющих курением. Еще более наглядно курящего характеризует цвет лица. Ядовитые вещества  дыма,  переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остается  бесследным: потеря аппетита, боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки – вот расстройства,  которые встречаются у курящих во много  раз чаще, чем у некурящих. Коварно действие синильной кислоты. Проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови.  Наступает кислородное голодание, а так как нервные клетки больше всех остальных нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты.

У каждого седьмого курильщика развивается тяжелое заболевание- облитерирующий эндартериит-поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Суть заболевания заключается в сужении и заращении просвета артерий ног, нарушении питания тканей и их омертвлении. Очень часто это приводит к гангрене нижних конечностей, ампутации.

Самой грозной расплатой  за курение оказывается рак легких. Эта тяжелейшая болезнь у курильщиков в 15-25 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки. Курение сигарет способствует развитию рака пищевода, поджелудочной железы, мочевого пузыря и т.д.

Курение и потомство. По наблюдениям специалистов, не менее чем в 10 процентов случаев причиной полового бессилия или невозможности иметь детей оказывается курение. Табак влияет и на течение беременности. Влияние никотина на плод легко заметить, если проследить за его сердцебиением после курения матери. У будущего ребенка сразу же наступает учащение пульса, такая же реакция возникает, если курят в присутствии беременной женщины. Это связано с тем, что никотин снижает поступление кислорода к тканям растущего организма, более того, никотин способен проникать через плаценту и переходить из крови матери в кровь плода. У курящих женщин выкидыши и мертворождения детей встречаются в 2-3 раза чаще,  чем у некурящих.

Необходимо также помнить, что курильщик приносит вред не только себе, но и обществу. Пассивное курение  это состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом от курящих. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания оксида углерода, которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. У  некурящих людей  из-за их  окуривания курящими   могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца.

Подсчитано, что курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 750 000 тонн синильной кислоты, 400 000 т аммиака, 200 000 т никотина, 700 000 т дегтя и более 600 000 т угарного газа и других составляющих табачного дыма. Курение уже давно стало социально опасным явлением, поэтому необходимы решительные и действенные меры против курения. Ведь издавна  в разных странах велась борьба с курением, применялись различные наказания. В России, например,  при царствовании царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз им отрезали нос или уши. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.   В первую очередь, конечно же,   сам человек должен решить для себя, стоит ли разрушать свое здоровье, если каждая новая затяжка сигаретой  сокращает человеческую жизнь на один вдох, а каждая выкуренная сигарета - на 15 минут.

Приложение 2. Влияние алкоголя на подростка.

                                                           Пьянство есть упражнение в безумии.

                                                                                                        Пифагор

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году.  Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа, но русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И.Костомаров (1817 – 1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало, лишь в избранные праздники. Пьянство считалось величайшим позором и грехом.  

Почему люди пьют? На этот вопрос  саркастически ответил английский поэт Роберт Бернс, его стих сохраняет актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьбы и развод,

мороз, охота, Новый год,

 выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин,

и просто пьянство – без причин.

  У многих людей возникает болезненное пристрастие к алкоголю. Алкоголизм сопровождается глубокими изменениями в организме. Даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Нарушения деятельности нервной системы при приеме алкоголя развивается постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления.  Наибольшей токсичностью обладает уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

  Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенных в гипоталамусе. При этом на короткое время снижается напряжение, исчезает чувство тревоги, страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

  Рассмотрим влияние алкоголя отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становиться громкой, бессвязной. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Начинается оскорбление окружающих, драки, нарушается координация движений, в глазах двоится – нарушение зрительной зоны больших полушарий мозга. При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек не реагирует ни на какие раздражители, а затем – полная амнезия. Именно в такой тяжелой стадии опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними, страдают дети.    

      Алкоголизм – это заболевание, которое осознается не сразу. Злоупотребление спиртными напитками вызывает понижение умственных и духовных способностей человека, приводит к физическому и психическому вырождению. Лживость, грубость, бесцеремонность, эгоистичность, ограниченность интересов доходят до крайних пределов.  Характерным признаком алкогольного вырождения,  деградации личности, является утрата работоспособности,  особенно способности к творческому труду.  

Приложение 3. Бактериальные и вирусные инфекции.

Бактериальные и вирусные инфекции очень опасны для здоровья людей,   особенно для детей раннего возраста. Инфекционными называют заболевания, которые вызваны болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, спорами грибов и простейшими). Такие микроорганизмы используют для питания и размножения вещества клеток и тканей человеческого организма, повреждая и разрушая их. Продукты жизнедеятельности многих микроорганизмов ядовиты и могут вызвать отравление.

Менингит вызывается бактерией – менингококком. Заражение происходит от больного воздушно – капельным путем при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель проникает в лимфосистему, затем в оболочки мозга, где вызывает гнойное воспаление. При этом у больного наблюдается быстрое повышение температуры с сильными головными болями, рвотой, судорогами.  Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. В учебных учреждениях устанавливается карантин на 10 дней.

Полиомиелит – это вирус,  разрушающий двигательные нейроны спинного мозга, что вызывает частичные параличи мышц. Заражение происходит через желудочно–кишечный тракт, куда вирус заносится грязными руками, с водой, молоком, хлебом, немытыми фруктами и овощами. Иногда заражение происходит через контакт с больными людьми. Симптомы: сначала повышается температура, затем возникает повышенная кожная чувствительность. Больной кричит при каждом прикосновении, не может согнуться. Потом температура понижается, но через 1-2 дня вновь повышается, и развиваются параличи. Чаще поражаются ноги, но иногда все конечности и туловище. Восстановительный период начинается через 6 недель и может длиться несколько лет. Иногда параличи остаются на всю жизнь. Больной изолируется на 40 дней, в учреждениях объявляется карантин на 20 дней и проводится дезинфекция.

Грипп - острое вирусное заболевание. Это одно из самых распространенных  инфекционных заболеваний.  Наиболее значительные пандемии гриппа наблюдались в 1889-1892 гг., 1918-1920 гг., и 1957 г. Пандемия гриппа 1918-1920 гг., получившего тогда  название испанского, или испанки, охватила около 1,5 млрд. населения земного шара, из которых около 20 млн. человек умерли. Пандемия гриппа 1957 г. началась в Китае и Юго-Восточной Азии. В течение полугода он распространился на все материки.

Возбудителем гриппа является вирус, содержащий рибонуклеиновую кислоту и относящийся к семейству микровирусов. Источником инфекции является больной гриппом, особенно заразный в разгар заболевания, в лихорадочном периоде. Заразный период прдолжается 4-7 дней. Большую опасность для окружающих представляют также больные с легкими формами гриппа.

Передача инфекции происходит воздушно-капельным путем. При кашле, разговоре и чихании вирус попадает в воздух вместе с каплями слизи, слюны и мокроты. Распространению инфекции способствуют плохие жилищные условия, скученность, благоприятствующая тесному контакту с источником инфекции, плохие условия труда, неудовлетворительное гигиеническое состояние и содержание мест общего пользования, миграция населения, резкое похолодание, сырая холодная погода и др.

Входными воротами при гриппе являются слизистые оболочки дыхательных путей. Вирус размножается в клетках цилиндрического эпителия слизистой оболочки. Инкубационный период длится 1-2 дня с колебаниями от нескольких часов до 3 дней. Заболевание начинается с подъема температуры и озноба. Уже через 4-5 часов температура достигает 38,7-40 градусов. Самочувствие больного ухудшается. Он жалуется на головную боль с локализацией в области лба и надбровных дуг, боль при движении глазных яблок, боль в мышцах, суставах, костях, бессонницу, чувство заложенности в носу, сухость в горле, кашель, чихание, повышенную потливость, слабость.

Независимо от тяжести заболевания больной должен соблюдать постельный режим до нормализации те6мпературы и исчезновения токсикоза. Его согревают грелками, дают обильное горячее  питьё (чай с лимоном, вареньем, медом, теплое молоко).

Профилактика гриппа. Большую роль в борьбе с гриппом играют закаливание организма и общегигиенические мероприятия: проветривание, влажная уборка комнат, ультрафиолетовое облучение помещений, особенно в детских и лечебных учреждениях, тщательное мытьё посуды горячей водой, соблюдение правил личной гигиены.

Приложение 4. Наркотик и организм человека (лекция с использованием электронного приложения в виде презентации).

 С точки зрения ученых, изучающих свойства наркотиков, это вещество, а точнее, молекулы этих веществ обладают рядом интереснейших свойств. Более того, именно исследования свойств наркотиков привели ученых к целому ряду открытий в области строения нервной системы человека. В наше с вами время в нервной системе человека были открыты 7новые, ранее неизвестные науке структуры: новый вид нейрона - опиатные нейроны, новый класс нейромедиаторов - опиаты и эндорфины, новый вид рецепторов - опиатные рецепторы.

А началось все с изучения обезболивающего действия наркотиков.

 Одно из важных свойств наркотиков – мощный обезболивающий эффект. Все наркотики, в той или иной степени, блокаторы боли. Более того, самые сильные боли, сопровождающие последние стадии рака, снимаются только препаратами наркотического ряда, например, сульфатом морфия. Кокаин был первым местным обезболивающим средством. Он стал широко применяться в лицевой хирургии, так как помимо обезболивающего эффекта, обладает свойством сужать кровеносные сосуды, что уменьшает кровотечение. Применение кокаина произвело революцию  в хирургии. В наше время производные от кокаина – прокаин, новокаин, ледокаин – повсеместно используются в стоматологии.

Каким же образом наркотик снимает боль? Чтобы рассказать об этом. Нужно вспомнить  строение нейрона - нервной клетки человека, так как наркотик, в первую очередь, действует на структуры нервной системы человека (слайд « Строение нейрона»).

Место контакта между нервными клетками называется синапсом (Слайд «Строение синапса»). Здесь отросток одного нейрона подходит к отростку другого нейрона, именно здесь информация с одной клетки передаётся на другую. Как это происходит Окончание аксонаимеет характерное расширение – оно называется синаптический бутон. Отростки нервных клеток, образующие синапс, никогда не подходят друг к другу вплотную, между ними всегда есть расстояние, которое называется синаптическая щель. Внутри нейрона информация проводиться с помощью нервных импульсов, которые идут по аксону, но через синаптическую щель нервный импульс не перескакивает. С одной нервной клетки на другую информация передаётся с помощью специальных молекул- медиаторов, которые находятся внутри синаптических пузырьков. На мембране второго нейрона находятся специальные молекулы белков, которые называются белками – рецепторами. Когда нервный импульс приходит к окончанию аксона, синаптические пузырьки сливаются с мембраной аксона, медиаторы из них поступают в синаптическую щель и связываются с белками – рецепторами другой нервной клетки по принципу комплементарности – подходя к ним, как ключ к замку. В результате такого межмолекулярного взаимодействия заряд на мембране второго нейрона меняется, а это и есть начало проведения нервного импульса по следующей нервной клетке.

Вернемся к вопросу – каким образом наркотик снимает боль? Боль, а точнее проведение болевых ощущений – это работа специализированных клеток, связанных между собой с помощью подобных синапсов. Для передачи болевой информации через такие синапсы есть свои нейромедиаторы и белки-рецепторы.

Механизм действия наркотиков следующий: молекулы наркотика с током крови разносятся по всему организму. Попадая в область синапса, они связываются с белками-рецепторами и блокируют их .Эта связь настолько специфична, что сами эти белки-рецепторы ученые назвали опиатными от слова опиум. Когда наркотик образует связь с опиатным рецептором, нейромедиатор, который обеспечивает проведение боли, не может взаимодействовать с этим рецептором. Боль через такой синапс не пройдет!  Получается, что чужеродная молекула наркотика, попадая в организм извне, подходит опиатным  рецепторам как ключ к замку, словно опиатные рецепторы созданы природой для наркотических веществ. Неужели такое может быть?

Кандас Перт и Соломон Снидер - исследователи университета в Балтиморе – открыли опиатные рецепторы в нервной системе в 1972 году. У ученых возник вопрос, зачем природа создала опиатные рецепторы? Ведь наркотики могут никогда не попасть в организм человека, а опиатные рецепторы есть у каждого. Единственное объяснение могло быть в том, что в самой нервной системе человека вырабатываются вещества, похожие на наркотические – для них и существуют опиатные рецепторы. Начинается активный поиск этих веществ. И действительно, в 1975 году в спинном мозге были найдены нервные клетки, которые вырабатывали вещества, очень похожие на наркотические. Их назвали эндорфинами, т.е. внутренние морфины и опиаты, а клетки, в которых они синтезировались, назвали опиатными нейронами. Позднее опиатные нейроны были обнаружены и в головном мозге человека. Роль этих клеток и их нейромедиаторов – торможение боли в организме. Вот почему вводимые извне наркотики так хорошо снимают боль – они похожи по строению на «законные»  блокаторы боли, т.е. те, что вырабатывает сам организм. Это одно из самых выдающихся открытий неврологии 70-х годов XX века.

Молекулы наркотиков  легко проникают через клеточную мембрану практически в любую клетку организма. Проникнув в клетку, они способны встраиваться в процессы биосинтеза, вытесняя «законные» молекулы. Наркотики – сильные, конкурентноспособные молекулы, они занимают чужое место, но работать в цепочке биосинтеза так, как надо, не умеют, да и «не хотят». К чему это приводит? Нарушаются процессы нормального биосинтеза в живой клетке, нарушается нормальная жизнедеятельность клетки. Наркотик «корежит» клетку. Какие клетки, в первую очередь, подвергаются действию наркотика?  Клетки тех органов, которые наиболее полно снабжаются кровью, ведь именно с кровью наркотик разносится по организму. Лучше всего обеспечивается питанием головной мозг человека. Занимая всего 2% от массы тела человека, мозг потребляет свыше 20% кислорода, а когда человек активно мыслит, то 30-40%. Поэтому, именно нервные клетки головного мозга человека, употребляющего наркотики, страдают в первую очередь. Более того, наркотик вызывает гибель нейронов.

Слайд «Нейроны наркомана под световым микроскопом»  На картинках показаны изменения в нервных клетках под действием наркотика. Это морфологические фотографии, сделанные с помощью светового микроскопа. Изображение 1 (на слайде в зеленой рамке) – нормальный нейрон. В синей рамке,  изображены три стадии постепенной гибели нейрона под действием наркотика. Изображение левое – начальная стадия повреждения нейрона. Это явление хроматолиза, когда тело нейрона набухает, ядро смещается к периферии клетки.

Изображение среднее – следующая стадия повреждения клетки. Произошло образование гигантских вакуолей в цитоплазме клетки. Они возникают только при тяжелой клеточной патологии  (в животной клетки, в отличие от растительной, вакуолей, как правило,  не бывает). Такая вакуолизация цитоплазмы нейрона – тяжелое повреждение нейрона, приводящее к его гибели.

Справа – погибщий нейрон. От нервной клетки осталось только серое пятно – клеточная тень.  На её фоне видны темные маленькие округлые клеточки – это глиальные клетки (спутники нервной системы), которые фагоцитируют, т.е. поедают остатки погибщего нейрона.

Но у наркомана страдают не только не только нейроны – клетки нервной системы. К наиболее кровоснабжаемым органам относятся также печень, почки, сердце. Практически все наркоманы имеют хронические болезни печени и почек. Врачи – паталогоанатомы часто говорят: «Проблемы наркомании так просто решается – покажите вы детям реально, что делают наркотики с телом человека, покажите им фотографии печени, почек, сердца, легких наркомана. Иногда вскрываешь череп, а там гной на месте полушарий…». Молекулы наркотиков оказывают  разрушающее действие на клеточном уровне на весь организм. Клетка – основа живого, можно сказать – она основа жизни, эту- то основу и разрушает наркотик! Что же лечить у наркомана, если у него практически повреждены все системы организма? Наркомания – системное заболевание, которое реально не лечиться.

Принять решение – употреблять наркотик или нет – может только сам человек. Поэтому подросток должен получить максимально полную информацию о наркотиках и обо всем, что с ними связано, это позволит сделать свой выбор осознанно. Могут ли остановить конкретные знания от неправильного шага? Вот пример из реальной жизни: в аптеку влетают два подростка, лет 13-14. Один мальчик тут садится на пол, в углу, зажав уши ладонями, раскачивается из стороны в сторону и мычит от боли, - у него ломка. А его приятель, скорее, без очереди, покупает одноразовый шприц. Зачем ему нужен шприц – понятно: чтобы снять ломку, нужно ввести наркотик. Но поразительно другое. Ребенок, уже больной, заброшенный, который явно не ходит в школу, прибегает в аптеку и покупает одноразовый шприц. Он не хватает первый попавшийся шприц, чтобы ввести наркотик. Почему ответ простой – боится СПИДа. Сейчас знают все – СПИД не  лечится, от СПИДа можно умереть. Информация по СПИДу прошла широко, и в голове у наркомана осталась. Вот она – сила знания. Наркоман боится заразиться СПИДом, он покупает одноразовый шприц. Парадокс: смерти от СПИДа боится, а смерти от наркотика – такой болезненной, такой страшной, на самом дне общества – нет.  Знаний нет – и защиты нет, а значит,  нет и желания сопротивляться.

 Кожа – это показатель уровня здоровья человека, работы всех его органов. Нервная система обеспечивает иннервацию кожи, контролируя и регулируя сложную систему терморегуляции, систему кровоснабжения, потоотделения, жирообразования и обмена веществ в коже. При разрушении под действием наркотиков тех нейронов, которые обеспечивали эту работу, нарушаются и процессы, протекающие в коже. На экране – фотография наркомана с некротическими язвами на шее и на ногах. Такие язвы практически не лечатся, сопровождаются страшным зудом и крайне мучительны (слайд «Кожные реакции на теле наркомана).

Итак, подведем итог. Наркомания – это не порок, а заболевание, притом страшное заболевание, которое в настоящее время реально не лечится, так как наркотик нарушает работу практически всех систем живого организма через разрушение, в первую очередь, нервных клеток. Как он это делает – об этом была эта лекция. Решить – принимать наркотик или нет – может только сам человек. Система запретов тут бессильна. Но теперь, прослушав лекцию, вы знаете о механизмах действия наркотиков, знаете и о реальных последствиях. Теперь вы не сможете упрекнуть школу в том, что вы безграмотны, «не ведали, что творили, так как в школе вам о наркотиках не рассказывали». Теперь вы точно знаете, что наркотик делает с живыми клетками организма – знаете о конкретных механизмах действия наркотиков больше не только своих сверстников, но и больше всех взрослых (кроме, пожалуй, нейрофизиологов).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Используемая литература:

1. Атанасова Л.П. Человек и окружающая среда. М.: Просвещение, 1997.

2. Блум Ф. Мозг, разум и поведение. М.: «Мир», 1988.

3. Воловская М.Л. Эпидемиология с основами инфекционных болезней. М.: Медицина, 1979.

4. Газета «Биология», 1997, №36.

5. Грин Н. и др. Биология. М.: «Мир», 1990.

6. Карташов Н.Н. Школьная валеология. Волгоград: Издательство Волгоград Госпедуниверситета, 1996.

8. Открытые уроки по биологии 7-9 классы. Авторы- составители Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Изд.: «Учитель», 2001.

9. Физиология человека (под редакцией Р.Шмидта). М.: «Мир», 1996.

10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.:       Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».

Данный урок проводится в заключении темы «Высшая нервная деятельность».Он дает возможность проверить  знания учащихся по данной теме и умения работать с компьютером, дополнительной литерату...

Влияние психоактивных веществ на подростка

Формирование личности подростка – сложный и противоречивый процесс. Подросток, осознавая себя как складывающуюся личность, претендует на самостоятельность в решении многих вопросов, в чем ему нередко ...

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение»

Обобщающий урок по теме: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». 8 класс.Цель: обобщить и систематизировать знания о  нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их при...

Влияние психоактивных веществ на подростка

Пьянство, алкоголизм, потребление других веществ, оказывающих одурманивающее влияние на психику, несовместимы со здоровьем. Особенно пагубно влияют эти вещества на физическое и психическое здоровье по...

Урок "Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение."

Данный урок проводится в заключении темы «Нервная система». Он дает возможность проверить знания учащихся по данной теме, умения работать в группах, с дополнительной литературой, позволяет проверить и...

Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить ин...

Влияние психоактивных веществ на подростков

Профилактическая работа направленная на употребление ПАВ...