Классный час на тему: «Урок правовой грамотности: ответственность за правонарушения»
классный час (7 класс)
Молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию.
Современный темп жизни, вызывая постоянную занятость, меняет стиль общения в семье: время общения уменьшается до минимума, взаимоотношения, в основном, ограничиваются контролем действий, дети испытывают дефицит родительской теплоты и внимания к себе, существенно меняются традиции семейных отношений.
Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения.
Любое негативное проявление, как болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем бороться с уже произошедшим. Одним из методов профилактической работы с несовершеннолетними служит правовое просвещение, целью которого является повышение уровня правовой культуры учащихся.
Настоящая методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у подростков знания основ правовой культуры, Кодексов об уголовной и административной ответственности Российской Федерации, возможность повышения социальной активности ребят, воспитания уважения к закону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 23.54 КБ |
urok_pravovoy_gramotnosti.pptx | 711.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Городская средняя общеобразовательная школа
Классный час
на тему: «Урок правовой грамотности: ответственность за правонарушения»
Разработала:
Социальный педагог МОУ ГСОШ
Елисеева К.В
Калязин, 2022
Пояснительная записка
Молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию.
Современный темп жизни, вызывая постоянную занятость, меняет стиль общения в семье: время общения уменьшается до минимума, взаимоотношения, в основном, ограничиваются контролем действий, дети испытывают дефицит родительской теплоты и внимания к себе, существенно меняются традиции семейных отношений.
Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения.
Любое негативное проявление, как болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем бороться с уже произошедшим. Одним из методов профилактической работы с несовершеннолетними служит правовое просвещение, целью которого является повышение уровня правовой культуры учащихся.
Настоящая методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у подростков знания основ правовой культуры, Кодексов об уголовной и административной ответственности Российской Федерации, возможность повышения социальной активности ребят, воспитания уважения к закону.
Ход классного часа
Социальный педагог: Добрый день!
Ребята, сегодня нам предстоит поговорить на серьёзную тему, которая неразрывно связана с каждым из вас. Но для начала, внимательно посмотрите на эти пары ребят, своих одноклассников и ровесников. Ребята приготовили для вас короткие пантомимы, вы должны отгадать, что было показано. А после отгадки всех показов, вместе мы сформулируем тему сегодняшнего классного часа.
4 пары показывают пантомимы:
1) трое парней подходят на разборки к одному и пытаются надсмехаться над его внешним видом, очками и т.д.;
2) катание на мотоцикле без прав;
3) драка между двумя мальчиками;
4) одноклассник разбил другому новый мобильный телефон.
Социальный педагог: Ребята, о чем эти немые истории? ( ответы учеников, если они затрудняются с ответами , то наводящими вопросами подвести к выводу). Всё верно! Эти истории о нарушении прав человека и об ответственности обидчиков.
И сегодня мы собрались с вами ,чтобы поговорить о правонарушениях, которые совершают подростки.
Тема урока правовой грамотности «Ответственность за правонарушения».
Социальный педагог:
Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия - ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?
О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово "ответственность"? (СЛАЙД 2)
В слова русского языка имеется вот такое определение : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л.(Словарь русского языка) (СЛАЙД 3)
В толковом словаре ответственность определяют так: Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-н. обязанностей, обязательств(«Толковый словарь русского языка под редакцией» Н.Д.Ушакова) . (СЛАЙД 4)
Заметили, что в двух определениях ответственность определяют, как ответ за содеянное.
Ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. (СЛАЙД 5)
В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность.
Однако, среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством.
Социальный педагог: ребята, а какие виды юридической ответственности вам знакомы? (ответы учеников)
Верно, за невыполнение обязанностей или за правонарушения (преступления) гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности: (СЛАЙД 6)
• уголовной;
• административной;
• юридической;
• дисциплинарной.
Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Социальный педагог: Ребята, мы нашли и дали определение понятию «Ответственность», изучили виды юридической ответственности, а теперь пора проверить ваши знания при решении задач.
Разбор ситуации:
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
(СЛАЙД 7) №1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое)
(СЛАЙД 8) №2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (постановка на учет)
(СЛАЙД 9) №3 Студенты перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?
(СЛАЙД 10) №4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г — гражданско — правовая.
У- уголовная.
Д- дисциплинарная
Виды нарушений:
1)Порвал учебник одноклассника(Г) ’
2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3)Избил одноклассника (У)
4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в Хоронхойский филиал (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Социальный педагог: А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?» (СЛАЙД 11)
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий (СЛАЙД 12)
1 .Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
З.Сообщи приметы хулиганов
4.поставь в известность родителей.
Социальный педагог: А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
Правильно:
1.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
2.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
3.Незаконная продажа.
Социальный педагог: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего урока правовой грамотности, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическое правовое воспитание учащихся приводит к расширению объёма правовых знаний по различным отраслям права. Повышает уровень правовой культуры. Это позволяет подросткам в необходимых случаях чётко ориентироваться на закон, соотносить собственные поступки и поведение окружающих с общепринятыми нормами поведения и сознательно вносить в эти поступки и поведение, должные коррективы, проявлять волевые усилия для того, чтобы собственное поведение и поведение других людей соответствовало этим нормам. Данная форма проведения мероприятия по правовому воспитанию выбрана не случайно. Практика показывает, что больший интерес у ребят вызывают такие формы правового воспитания, как конкурсы, олимпиады, викторины. Особенность мероприятия заключается в том, что оно тесно связано с событиями сегодняшних дней, жизненными ситуациями, при анализе которых юноши и девушки учатся оценивать факты, события, делать выводы. Воспитательно-профилактическая работа с студентами активно влияет на формирование у них привычки следовать закону, способствует накоплению опыта правомерного поведения, формирует гражданскую зрелость, активную жизненную позицию личности, развивает чувство долга и ответственности за свои поступки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же значит слово "ответственность"?
Что же значит слово "ответственность"? В слова русского языка имеется вот такое определение : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо. ( Словарь русского языка)
Что же значит слово "ответственность"? В толковом словаре ОТВЕТСТВЕННОСТЬ определяют так: Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-н. обязанностей, обязательств. (« Толковый словарь русского языка под редакцией» Н.Д.Ушакова ) .
Ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УГОЛОВНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВАЯ
РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ № 2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №3 Студенты перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?
РАЗБОР СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ №4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
А КАК ПОСТУПИЛИ БЫ ВЫ? «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»
ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1. Скорее позвони по телефону «02» 2 . Внятно объясни, где и когда совершено преступление З . Сообщи приметы хулиганов 4. П оставь в известность родителей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
Урок английского языка на тему « Responsibility» «Правовая ответственность, преступления»
Урок английского языка на тему « Responsibility» «Правовая ответственность, преступления»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Классный час в рамках правового просвещения "Ответственные правонарушители".
Данный материал разработан для проведения классных часов в общеобразовательных и коррекционных школах, с 7по 11 класс....
Классный часна тему «Здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"
Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...
Методический материал для классного часа. Авторская презентация "Правовой час:проступок,правонарушение, преступление"
В презентации представлены понятия: проступок, правонарушение, преступление. Классный час может быть построен в виде дискуссии "А знаете ли ВЫ?", а затем под руководством учителя учащиеся...