формирование коллектива
статья
данная работа посвящена формированию коллектива вновь пришедших учащихся 5-го класса. Даны как методические разработки отдельных мероприятий, так и теоретические основы методик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kollektiva.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коллектива в 5 классе
- Актуальность темы.
. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в детском коллективе.
- Психологический климат в группе.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность;
- защищённость;
- мобильность;
- креативность;
- оптимизм;
- инициативность;
- работоспособность, свобода "я".
При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала учащегося и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися,– все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. Таким образом, психологический климат в классе – важнейшее условие психического здоровья и детей, и взрослых.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для воспитателя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
- Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата являются следующие:
- Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
- Использование игры.
- Формирование общих традиций.
- Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
- Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.
- Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Методики исследования психологического климата класса:
Методика 1
Изучение групповой структуры класса и определение статуса учащихся в классном коллективе.
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
МЕТОДИКА 2.
Определение референтной группы-класса
Референтометрическое исследование является разновидностью социометрии и служит для выявления круга лиц, значимых (референтных) для школьника в отношении оценки качества его личности, мнений и ориентации.
Сделать это можно так: при подготовке к комсомольскому собранию (пионерскому сбору) студент-практикант может сказать учащимся: «Скоро у нас пойдет откровенный разговор друг о друге, но право высказать мнение о тебе предоставляется лишь трем одноклассникам. Напиши фамилии тех, чье мнение ты считаешь наиболее важным для себя».
МЕТОДИКА 3
Мотив выбора в системе межличностных отношений
Цель: Выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания).
МЕТОДИКА 4
Определение ценностно-ориентационного единства коллектива 1
Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.
Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность, внимательность, активность, решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.
Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.
МЕТОДИКА 5
Определение опосредованности межличностного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности
Учащимся класса предлагается список из 39 положительных и отрицательных качеств личности (в разбивку), в которых проявляется отношение к труду, этическим нормам и правилам поведения, и отношение к эмоционально-межличностным взаимоотношениям.
№ п/п | 1 группа качеств (отношение к труду) | 2 группа качеств (этические нормы и правила) | 3 группа качеств (качества эмоционально-психологического общения) |
1 | Любознательность 1 | Скромность | Несдержанность |
2 | Нерешительность | Индивидуализм 2 | Общительность 10 |
3 | Старательность 7 | Смелость | Развязность 1 |
4 | Эрудированность 4 | Безнравственность | Изворотливость |
5 | Увлеченность работой 6 | Идейность 2 | Непринужденность 1 |
6 | Дисциплинированность 1 | Верность слову 3 | Воспитанность 7 |
7 | Небрежность | Мужество 1 | Гордость |
8 | Исполнительность 7 | Вежливость 3 | Уступчивость |
9 | Целеустремленность 11 | Доброта 1 | Застенчивость |
10 | Настойчивость 5 | Принципиальность 1 | Скрытность |
11 | Безынициативность 1 | Снисходительность | Дружелюбие 8 |
12 | Аккуратность 2 | Находчивость 2 | Взаимопомощь 6 |
13 | Леность | Честность 9 | Недоверчивость поведения |
Каждому ученику предлагается выбрать из 39 качеств 5 (пять), которые он считает наиболее важным для личности как члена коллектива.
Подсчитывается число выборов качеств по всей группе. Если в число наиболее ценных попадет не менее 55 проц. тех качеств, которые связаны с учебной деятельностью, то делается вывод о том, что в эталоне межличностного восприятия в данной группе действительно доминируют качества, связанные с основным содержанием совместной деятельности.
Доминирование качеств II группы говорит о том, что хотя межличностное восприятие опосредовано содержанием социально-ценной деятельности, однако, она не является основной.
Доминирование качеств эмоционально-психологического общения говорит о том, что в группе преобладает личностно-значимая цель, а не общественно-значимая.
МЕТОДИКА 6
Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.
Вывод:
УСПЕХ В УЧЕБЕ = ДРУЖБА + СПЛОЧЕННОСТЬ + УВАЖЕНИЕ + ПОДДЕРЖКА + ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
- Пути формирования благоприятного психологического климата класса.
Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в различных ситуациях; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Рекомендации для сохранения и улучшения благоприятного психологического климата в классе:
- Будьте всегда в отличном настроении, бодры и веселы;
- - Умейте слушать и понимать друг друга;
- - Относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью;
- - Помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе;
- - Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного»;
- - Будьте справедливы ко всем ученикам класса;
- - Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается;
- - Больше времени проводите вместе, стремитесь к коллективному труду.
Успех вашего обучения во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в классе, от уровня сплоченности вашего классного коллектива!!!
Используемая литература:
- tinlib.ru›Психология›Теория и методика воспитания
- knowledge.allbest.ru›Педагогика›Формирование детского
- nsportal.ru›Школа›Классное руководство›
- uolobnya.ru›files/doc…metod/doklad2116112012.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"
В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы: "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...
Формирование коллектива
В данной презентации рассматриваются стадии развития сплоченности коллектива. Для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, что необходимо сделать?...
Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.
Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...
Статья "Игра как средство формирования коллектива"
Статья об игре как средстве формирования коллектива, о знакомстве с русскими народными играми на занятиях в клубе "Родина"...
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Игра для него целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт. Игра – это форма деятельности детей, которую он принимает охотнее всего и больше всего любят. Поэтому я считаю жизнь младших шк...
Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.
Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью....