Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.
статья на тему

Формирование коллектива

 у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_kollektiva_u_detey_s_zpr_.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коллектива

 у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

Для полноценного развития человека ему необходимо общение с себе подобными. Человек не рождается членом коллектива. Он проходит путь постепенного вхождения в общество других людей. Социализация зависит и от внешних условий, и от принятия человека данным коллективом, и от особенностей личности. У людей с дефектом психического развития существуют специфические особенности социализации.

Первые коллективные отношения осознаются ребёнком во время игр. «В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.» (В.С.Мухина). «Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к конкретным ситуациям.» (В.С.Мухина).

«Решающее значение для развития личности ребёнка имеет вступление его в школьный коллектив.» (Л.И.Божович). Именно в школьные годы происходит основная коррекция личностного поведения и формирование человека как самостоятельной полноценной личности. Взаимоотношения со сверстниками имеют совершенно особую социальную ценность. Дети являются полноценными партнёрами.

Огромное значение имеет общение и в юношеском возрасте. Очень важно создать такие условия, при которых ребёнок может много общаться и быть членом детского коллектива, в противном случае у него могут возникнуть проблемы, связанные с развитием личности.

Младенец в возрасте от 1 года до 1,5 лет не определяет сверстника как особый предмет общения. В возрасте от 1,5 до 2-х лет при общении возрастает количество действий, специфических для общения со взрослыми. К 3-м годам исчезают действия, характерные для манипулирования с игрушками; присоединяются речевые действия, обращения к партнёру, появляются первые действия, характерные только для общения со сверстниками. Однако о коллективе говорить ещё рано. Продолжительность общения с другим ребёнком в возрасте 3-4-х лет зависит от того, «в какой степени ребёнок овладел игровым употреблением предметов, умение создавать и реализовывать игровой замысел.» (В.С.Мухина).

Осознание себя личностью приводит к изменению отношения к окружающим и, прежде всего, к сверстникам. В возрасте 10-12 лет возникает дружба между детьми, основанная на осознании личных качеств друзей, а не по ситуативному признаку.

Нарушение интеллекта или неравномерное развитие отдельных психических функций (ЗПР) может быть вызвана различными причинами (физиологическими особенностями мозга, последствиями травм, заболеваний и т.д.). Эти нарушения могут быть и следствием других дефектов: нарушения речи, моторных функций, слуха, зрения, педагогической запущенности, т.е. иметь вторичный характер.

Можно выделить несколько особенностей развития, характерных для детей с недостатком интеллекта. Это дети, формирование психики которых шло отличным от нормального путём, развитие которых остановилось на ранней стадии.

У детей с отклонениями в психическом развитии позже закрепляются сенсорные эталоны, они пассивны в освоении окружающего мира, что ведёт к сужению кругозора и жизненного опыта. От дефекта интеллекта в наибольшей степени страдают психические процессы. Дефект психического развития накладывает отпечаток на формирование восприятия: нарушаются избирательность, целостность, обобщённость, образуются лишь простейшие связи между субъектами, с трудом постигается смысл воспринимаемого. Специалисты отмечают скудный словарный запас, бедность представлений, недостаточное понимание устной речи, что затрудняет или делает невозможным полноценное общение со сверстниками.

У детей с ЗПР наблюдается нарушение отдельных сфер развития личности. У них «особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы». (Певзнер, Т.А.Власова). Дети характеризуются слабым развитием мотивационно-волевых качеств личности и сознательного регулирования поведения.

Для педагога «важно знать не только, какой дефект у ребёнка, что у него поражено, но и какое место занимает недостаточность в системе личности, какого рода перестройка идёт, как ребёнок справляется со своей недостаточностью.» (Л.С Выготский).

У каждой группы детей и у каждого отдельного ребёнка может быть свой путь вхождения в коллектив в соответствии с особенностями личностного и психологического развития. Специальное корректирующее воспитание может отчасти сгладить проблемы формирования коллектива у детей с ЗПР, но полностью снять эти проблемы не представляется возможным в связи с особенностями психического и эмоционально-волевого развития. Неумение регулировать своё поведение, подчинять сиюминутные желания интересам коллектива, неумение осознавать общую цель действий, проблемы, связанные с  недостаточным владением речью делают затруднительным формирование полноценного детского коллектива. С другой стороны, и коллектив оказывает несколько меньшее влияние на такого ребёнка, так как тот менее критичен к себе, не может правильно сформировать целостный поведенческий образ, исправить своё поведение в соответствии с морально-этическими нормами или под влиянием мнения общества. Нельзя не принимать во внимание и уже сформировавшиеся негативные черты личности, возникающие как ответная реакция на отторжение со стороны общества, также мешающие формированию детского коллектива.

Общество должно быть толерантнее к таким детям, и только тогда можно будет говорить о более или менее адекватной социализации человека с дефектом психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...