Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
статья по теме
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе применения КТВ создается общественно-полезный продукт для общества. Коллективная деятельность обучающихся - это творческий процесс, коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. В процессе реализации данной технологии происходит формирование товарищеского межличностного общения педагогов и обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karpova_t.n._statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Карпова Т.Н. педагог дополнительного
образования МБУ ДОД
«Исилькульская станция
юных натуралистов»
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. На формирование и развитие детского коллектива в объединении кроме основных педагогических приемов таких как: создание доброжелательной атмосферы, создание «ситуации успеха», использование различных форм работы, на мой взгляд, большую роль оказывает организация знакомства. В своем детском коллективе с этой целью я провожу игру на сплочение коллектива. Также вместе с обучающимися разрабатываем «памятку юнната». На основании этой памятки соблюдаются правила поведения в теплице, на экскурсии, на занятии. Для формирования ответственности за порученное дело, провожу анкетирование. Продолжением начатой работы по формированию коллектива является «система поручений», которые помогут ребенку ощутить себя членом коллектива. Это и закрепленные за каждым обучающимся комнатные растения для ухода, и проведение «банного дня» за зелеными питомцам и организация дежурства. Еще одним способом объединения обучающихся в единый коллектив может стать организация различных форм мероприятий. Технология коллективного творческого воспитания (КТВ) – это такая организация совместной деятельности взрослых, в данном случае родителей, педагогов, классных руководителей и детей. Суть данной технологии в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов, которая направлена на общественную пользу. Применяю эту технологию в образовательном процессе при подготовке к праздникам, конкурсам, проводимым в детском объединении. В процессе коллективных работ у обучающихся происходит развитие познавательно - мировоззренческой, эмоционально – волевой и действенно – практической стороны личности. При подготовке различного рода мероприятий складывается система отношений к Родине, обществу, к окружающим людям, к труду, к самому себе. Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе применения КТВ создается общественно-полезный продукт для общества. Коллективная деятельность обучающихся - это творческий процесс, коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. В процессе реализации данной технологии происходит формирование товарищеского межличностного общения педагогов и обучающихся. Развитие творческих способностей обучающихся проходит в процессе планирования нового мероприятия, т.к. каждое мероприятие отличается методами, формами и постановкой его проведения. Данная технология применима не только в постановке нового мероприятия. Вся практическая деятельность в детском объединении коллективно обсуждается и организуется в атмосфере доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу. Происходит содружество старших и младших, взрослых и детей.
Реализую данную технологию по этапам.
1.Предварительная работа коллектива (организационный процесс). Создание Временной инициативной группы, задача которой организовать все дело, вовлекая в работу всех.
2. Коллективное планирование. Задача педагога и инициативной группы «разбудить» фантазию, инициировать творчество.
3. Коллективная подготовка. Это составление списка дел и распределение ролей всем участникам мероприятия. Задачи – обеспечить успех, вовлекая всех, опытный ученик работает с неопытным и обучает его. Взрослым разрешается помогать детям, что-то узнать, чему-то обучить, тем самым способствуя их развитию и воспитанию.
4. Проведение коллективной творческой деятельности. Обеспечиваются совместные эмоциональные переживания, место и участие каждого в общей работе.
5. Коллективное подведение итогов. Общий сбор коллектива. Ответы на вопросы: что получилось, что не получилось и почему? Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отличать рост и развитие детей. Если сложить стратегию общей заботы об улучшении окружающей жизни с тактикой содружества старших и младших, с технологией коллективной организаторской деятельности, то в итоге получится КТВ – технология коллективного творческого воспитания.
На основе этой технологии КТВ разработано воспитательное мероприятие «Праздник Урожая». Любое воспитательное мероприятие – это поиск и решение новых творческих идей, убеждений, взглядов. Для обучающихся станции юных натуралистов природо - охранная деятельность ставит воспитательные задачи любить, беречь и принимать природу такой, какова она есть. В подтверждение к этому каждый год на станции проводится «Праздник Урожая». Это совместное мероприятие обучающихся, педагогов, родителей и классных руководителей, которое проводится в сентябре.
Цель данного мероприятия создание оптимальных условий для формирования опыта общения, привлечения учащихся школ города в деятельность объединений, расширения их кругозора о природе, раскрытия творческих способностей. Одной из главных задач является добиться дружеских взаимоотношений в коллективе.
1. В инициативную группу входят классные руководители, педагоги СЮН, директор СЮН, родители. Задача классных руководителей – организовать детей на праздник, раздать слова и стихотворения для заучивания, настроить их на успех и удачу. Задача педагогов СЮН – организовать выставки, подготовить викторины, конкурсы, слова для ведущих праздника, украсить место проведения праздника, создать визитную карточку своего объединения, эмблемы. Задача родителей - принять участие в сборе овощей, фруктов, цветов для выставки. Задача директора СЮН – создать информационное и рекламное объявление, подготовить грамоты, благодарственные письма.
2.В ходе праздника будут проведены викторины на знания овощей, фруктов, названий цветов, лекарственных и пряных культур, организована выставки поделок из природного материала, «Дары природы», конкурсы на самый оригинальный осенний салат и самый красивый букет, мастер классы по выращиванию цитрусовых и хвойных деревьев.
3.Работает фитобар, всем желающим предлагаются травяные чаи и горячие пирожки из разных овощных начинок. Жюри, которое будет оценивать ответы детей, состоит из числа участников данного мероприятия.
4. Каждый желающий должен принять участие в празднике, раскрыть свои способности в знаниях загадок, пословиц, стихотворений, попробовать себя в роли дизайнера при составлении букета из осенних цветов.
5.Проводится беседа о состоявшемся празднике. Администрация и педагоги СЮН благодарят за активное участие всех присутствующих.
Знания, приобретенные, на мероприятии пригодятся в школе на уроках биологии и экологии, дома – при размножении и уходе за растениями, выращивании овощных культур. Такие праздники можно проводить не только на станции юннатов, но и в экологических центрах, в школах, где есть учебно- опытные участки и выращивается определенный перечень культурных растений.
Применение данной технологии в воспитательном процессе детского объединения «Комнатное цветоводство способствует формированию детского коллектива, обучающиеся более раскрепощены, умеют грамотно отстаивать свою точку зрения, развивают творческие способности и чувство коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".
Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...
Концепция коллективного творческого воспитания
Цели, задачи, принципы технологии коллективного творческого воспитания. Методика организации КТД....
Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел"
Многим классным руководителям не хватает теоретического обоснования своей деятельности.Концепция воспитательной системы "Технология коллективно-творческих дел" поможет понять как в сотрудничеств...
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
Данная статья раскрывает тему технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творчества - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при кот...
Научно – методический анализ концепции коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов)
Концепция коллективного творческого воспитания выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей....
Технология коллективного творческого воспитания по И.П. Иванову.
Методика КТД - деятельностный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал "педагогика общей заботы"....