Организация профориентационной работы в школе
методическая разработка (10 класс)
Разработка раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proforientatsionnoy_raboty_v_shkole.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176
Калининского района города Санкт-Петербург
Зайцев Дмитрий Витальевич, учитель математики и информатики
Организация профориентационной
работы в школе
Санкт-Петербург – 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных
особенностей школьников…………………………………………………….7
Глава II. Методика профориентации учащихся старших классов……...18
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников и литературы………………………31
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых условиях. А это не простая задача, которую надо решать. Поэтому профориентационная работа с учащимися должна вестись в школе на всех этапах образования. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цели профориентационной работы:
- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Главные задачи современной школы, на наш взгляд, – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание и формирование нравственных качеств (доброта, вежливость, патриотизм, культура), а также личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.
Исследователи и методисты отмечают, что «задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении» [Лысакова, 2011, с.5].
Профориентационная работа – это целостная система, которая охватывает деятельность всех педагогических работников школы. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.
Например, классный руководитель может использовать такие методы работы:
- наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности;
- анкетирование, тесты и опросники;
- составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- родительские собрания по профориентационной тематике и другие.
Какие особенности профориентационной работы с учащимися разных классов способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.
Объект: профориентационная работа с учащимися.
Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов.
Цель: изучить основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы и особенности ее организации.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы на старшей ступени школы и определить роль и место социального педагога в ее организации;
- обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения на старшей ступени школы;
- изучить формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы;
- описать примерную программу организации профориентационной работы на старшей ступени школы.
В логике нашего исследования и в соответствии с выделенными целью и задачами будем использовать следующие методы:
- теоретические (анализ литературы, составление библиографии, синтез, обобщение, реферирование литературы);
- эмпирические (беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, проведение методик).
Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации исследований в аспекте изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы, структурирование опыта решения данной проблемы.
Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьников. Материалы исследования и результаты работы могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями, школьными психологами и другими специалистами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включает приложение.
ГЛАВА I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников
Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.
При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. Обучение на начальной, основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.
Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
- показывают учащимся роль труда в жизни человека;
- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
- организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
- проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
- вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
- учат работе по формированию портфолио;
- знакомят учащихся с миром профессий.
Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и так далее.
Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий).
Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии.
Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5-7 классы. Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.
8-9 классы. Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.
10-11 классы. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов,
привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.
Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.
Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы.
Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона.
Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению
2 ступень(5-7 классы)
Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей. Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями
3 ступень(8-11классы)
Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе
Модель работы с родителями учащихся по профессиональному самоопределению
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ |
1-4 классы |
1. Мир моих интересов. 2. Все работы хороши - выбирай на вкус. 3. Профессии наших родителей. 4. О профессиях разных, нужных и важных. 5. Путь в профессию начинается в школе. 6. Моя мечта о будущей профессии. 7. Труд на радость себе и людям.
|
5-8 классы |
1. Мир профессий. Человек-техника. 2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в 3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую. 4. Мир профессий. На страже закона. Встреча. 5. Мир профессий. Книга-выставка. 6. Мир профессий. Электронные помощники. 7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД 8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
|
9-11 классы |
1. Познай самого себя. 2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор 3. Профориентация и медицинская профконсультация. 4. Мотивы выбора профессии. 5. Психологические характеристики профессий. 6. Они учились в нашей школе. 7. Выпускники школы-учителя. 8. Профессии с большой перспективой. 9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. 10. Что век грядущий нам готовит? 11. Труд и творчество как главный смысл жизни. 12. Сотвори свое будущее. 13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
Существенные изменения социальных, политических и экономических условий жизни нашего общества, а также развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.
Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.
Проблема выбора пути встает в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
В настоящее время у людей появилось больше возможностей для личного, самостоятельного выбора, для принятия решений, для построения собственной судьбы. В то же время возможность выбора значительно усложняет жизнь человека, создает проблемы, которые нужно решать, действуя в условиях информационной неопределенности, необходимости прогнозировать будущее. Потребность в помощи по выбору профессии и путей ее получения стала актуальной не только в наши дни. Во все времена людей волновала проблема призвания, проблема назначения в жизни.
Необходимость профессионального выбора на старшей ступени школы обусловлена внутренними причинами, личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.
В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, которая носит приобретающий характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания старшеклассником собственной, индивидуальной образовательной траектории, что способствует созданию условий для профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии.
Исследователь Е.А. Климов отмечает: «Самоопределение для учащегося – это самостоятельность, свобода выбора, активизация самопознания и самовоспитания» [Климов, 1990, с.16]. Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития.
У старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о запасных вариантах выбора профессии, и многое другое, что в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.
Перед старшеклассником лежит множество путей достижения профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. По мнению Е.Н. Прощицкой, этот период времени можно рассматривать как «первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели» [Прощицкая, 1992, с.22].
Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.
Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого старшеклассника. Формирование активной жизненной позиции - вот одна из главных задач как в целом социального, так и профессионального самоопределения.
Так, например, другой исследователь Ф.Р. Филиппов подчеркивает самостоятельную значимость ориентации на определенные виды труда для формирования жизненного плана.
Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру:
- Позиция старших членов семьи;
- Позиция сверстников (подруг, товарищей);
- Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, соц. педагога, школьного психолога.
В целом, по итогам развития учащегося в школе, результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения старшеклассника является его личный профессиональный жизненный план, адекватное развитие самооценки, четко определенные ценностные ориентации и устремления, мотивация выбора профессии является индивидуальной, самостоятельной, и в соответствии со своими личностными особенностями определена будущая профессиональная деятельность.
Таким образом, профессиональное самоопределение и выбор профессии – это поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.
ГЛАВА II. Методика профориентации учащихся старших классов
Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.
Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.
Основные направления профориентационной работы в целостной системе:
- Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).
- Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.
- Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
- Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Старшие подростки (8 – 9 классы) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса. Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.
Мной был проведен опросник профессиональных выборов в 10 классе в количестве 10 человек. Опросник предполагал ответить «да» или «нет» на 40 вопросов:
Анкета для старшеклассников
1.Есть ли у Вас планы относительно будущей профессии?
1.Да, я уже выбрал(а) профессию и буду стараться овладеть ею;
2.Да, у меня есть соображения относительно будущей профессии, но я еще твердо не решил(а);
3.Да, но я не уверен(а), что смогу добиться своей цели;
4.Нет, я еще не решил(а).
2.Обсуждали ли Вы вопрос о будущей профессии с родителями?
1.Да, обсуждал(а)
2.Нет, но собираюсь это сделать.
3.Нет, и не собираюсь это делать.
3.Если Вы выбрали профессию, то кем Вы хотели бы быть?
1.Еще не знаю;
2.Хочу быть______________________________________________
4.Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу, или поступить учиться имеются в вашем городе (селе)?
1.Да, знаю очень хорошо;
2.В общем-то, знаю;
3.Знаю плохо;
4.Нет, пока не знаю.
5.Считаете ли Вы, что Вам необходимо:
1.Сначала окончить школу, а потом определять свое место в жизни;
2.как можно скорее начать зарабатывать на жизнь собственным трудом;
3.Получить сначала профессиональное образование, специальность;
4.Продолжить свое образование в ВУЗе;
5.Пойти работать на производство.
6. Какое образование Вы планируете получить?
1.Ограничиться школьным образованием;
2.Дополнительно к среднему образованию закончить курсы;
3.Овладеть профессией в ПТУ;
4.Закончить техникум (колледж);
5.Получить высшее образование в ВУЗе.
7.В будущем Вы хотели бы?
1.Работать на производстве;
2.Работать в государственном учреждении;
3.Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении;
4.Открыть собственное дело;
5.Быть домохозяйкой, рантье;
6.Другой ответ_____________________________________________________
8.Что, по Вашему мнению, в первую очередь должно давать школьное образование человеку? (отметьте не более трех суждений)
1.Прочные знания;
2.Высокую культуру;
3.Разностороннее развитие способностей, задатков;
4.Хорошую подготовку для поступления в ВУЗ;
5.Условия для самостоятельного выбора жизненного пути;
6.Хорошую профессиональную подготовку;
7.Навыки здорового образа жизни, физическую культуру;
8.Другой ответ______________________________________________________________
9.Из перечисленных ниже предметов, входящих в обязательную программу обучения, отметьте те, которые Вы считаете наиболее важными для себя лично:
1.Русский язык;
2.Литература;
3.Математика;
4.История;
5.Биология;
6.Химия;
7.Обществознание;
8.Физика;
9.География;
10.Астрономия;
11.Музыка;
12.Физическая культура;
13.Трудовое обучение;
14.Граждановедение;
15.Информатика;
16.Иностранный язык;
17.ОБЖ;
18.Черчение;
19.ИЗО;
20.Основы государства и права.
10. Какие из предметов, дающих практические и профессиональные навыки, Вам хотелось бы изучать в школе?
1. Навыки скорочтения и стенографии;
2. Основы делопроизводства и машинописи;
3. Вождение автомобиля, автокласс;
4. Моделирование одежды, кройка и шитье;
5. Программирование, навыки владения вычислительной техникой;
6. Слесарное дело;
7. Электротехника;
8. Кулинария;
9. Вязание, макраме;
10. Что-то другое ______________________________________
Изучив ответы получили следующие данные - задумываются о своей будущей профессии 63% опрошенных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.
Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.
Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.
Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.
Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. / Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.
2. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.
3. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008. - 102 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности в школе по профилактике наркомании
Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано...
Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе
Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро. Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...
Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников
В современной педагогике достаточно полно исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части диагностики и развития одаренных д...
Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспо...
Доклад "Деятельность детской организации в коррекционной школе как фактор нравственного закаливания воспитанников"
Доклад подготовлен и зачитан на районном августовском совещании...
Создание и организация музея в школе
Данная разработка поможет в создании и организации школьного музея....
Организация самоуправления в школе
Организация самоуправления в школе выступление на педагогическом совете....