Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения
статья по теме

Чижова Надежда Степановна

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Качественный современный здоровьесберегающий урок предполагает выполнение следующих требований:

<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный
показатель благополучия общества и государства,
отражающий не только настоящую ситуацию, но
ипрогноз на
будущее.

Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на  ребёнка.

Здоровье учащихся резко ухудшается. По данным НИИ

педиатрии: 14% детей практически здоровы;        

50% детей имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;        !

34-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимается и соблюдается лишь в отношении «физического благополучия» участников        участников
образовательного процесса. То есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам
САНПИН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия».

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой,с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса.

Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, обозначает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные,индивидуальные качества личности ребёнка, но и его психическое и физическое здоровье. Это убедительно доказывают данные института физиологии РАО, всоответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушение психического здоровья пограничного характера. Однако уже к концу 1
класса число таких детей увеличивается до 60-70%.

За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние
психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает именно школа.Это влияние всей совокупности школьных факторов:
условий обучения, организации обучения, учебной и внеучебной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом, со сверстниками, адекватности требований и

методов обучения.

Институт возрастной физиологии РАО выявил и проанализировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:
Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;                ,        / |

Чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающих у учащихся переутомление и стресс;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;                

Качественный современный здоровьесберегающий урок предполагает выполнение следующих требований

Рациональное соблюдение гигиенических условий в классе (температура воздуха в классе, влажность, освещённость).

Смена видов учебной деятельности до 4 - 7раз в течение урока (опрос, письмо, чтение,
слушание, рассказ.Ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.).

Продолжительность одного вида учебной деятельности не более 10 минут.

Использование учителем в течение урока не менее трёх видов преподавания ( словесный вид, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа).

Обязательное чередование видов преподавания через 10 - 15 минут.        

Использование методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся (не менее 6-8), (метод свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества; активные методы: ученик вроли учителя, исследователя,  деловая игра, дискуссия; методы, направленные на самопознаниеиразвитие
интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Использование ТСО в соответствии с нормами САНПИНа.

Правильная посадка ученика. Чередование позы втечение урока в зависимости от видов деятельности.

Проведение физкультминутки, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек (на 25 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

Создание комфортного психологического климата на уроке(взаимоотношения учитель-ученик строить на основе сотрудничества, дружелюбия, взаимопомощи).

Использование эмоциональной разрядки на уроке как средства снятия напряжения, утомляемости учащихся (2-3 раза), (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие).

Достижение плотности урока от 60 до 80% времени(количество времени, затраченное школьником на работу).

Момент наступления утомления учащихся (снижение учебной активности) не ранее 40 минуты урока

Каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, нездоров. И игнорировать этот факт, проводя занятие как если никто из школьников не имел проблем со здоровьем − неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Визуальная оценка психического состояния школьника, влияющая на его учебные успехи и поведение, с одной стороны, и на его
здоровье, с другой стороны, умение позитивно воздействовать на него (снизить учебную нагрузку, успокоить, переключить внимание и т.п.) также относится к профессиональной компетенции учителя, как и знание приёмов и методик
обучения своему предмету.

Для успешного обучения школьников, сохранения их здоровья необходима рациональная организация учебного процесса.

Урок - основная форма организации образовательного процесса в школе.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

1.Невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к
учащемуся, с учётом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

2.Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований организации учебного процесса;        

3.Нерациональная организация учебной деятельности;

4.Неправильная организация питания учащихся вшколе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);

5.Недостаточный уровень гигиенических, психологических, валеологических знаний педагогов;

6.Слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

7.Сила влияния школьных факторов риска определяется тем,что они действуют

комплексно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация урока на основе принципов здоровьезбережения""

В презентации отображкны этапы организации самостоятельной работы учащихся.Графики показывают временные особенности памяти и  пики работоспособности....

Организация кружковой работы на основе принципов здоровьесбережения

Из опыта работы. Организация и проведение занятий кружков ритмопластики и фольклорного танца в коррекционных школах VII - VIII вида c учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможно...

Принцип здоровьесбережения на уроках физической культуры

Принцип здоровьесбережения на уроках физической культуры...

Организация урока в школе на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока. уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности....

Соблюдение принципов здоровьесбережения на уроках в начальной школе

Методические рекомендиции для педагогов " Соблюдение принципов здоровьесбережения на уроках в начальной школе". январь 2019 год...