Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе
статья на тему

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.
    Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа.
    Затем уже в процессе учебы подбираем разноуровневые задания, чтобы все ученики по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. А это то, что нам надо. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться.
    Еще один элемент адаптационного обучения в вечерней школе – мы планируем большое количество часов на повторение в начале учебного года. И те ученики, которые не учились несколько лет или числились в школе, но не вникали в материал, имеют возможность сделать это в начале учебного года, чтобы не выглядеть совсем уж отсталыми перед новыми учениками и учителями.
    Помогает адаптации и зачетная система, а также разнообразие форм зачета. Например, по литературе это устный ответ, работа с текстами, сочинение, изложение, ответы на вопросы, составление конспекта на заданную тему, стихотворение наизусть, выразительное чтение, пересказы, устное рисование, рисунки к прочитанному и т.д., кому что нравится, по силам и по времени.
    Кроме этого, важным составляющим адаптации является чередование методов обучения то ходу урока. Например, на уроках русского языка, помимо обязательных и проверенных методов, таких, как: повторение, сопоставление, обобщение, индивидуальные задания, слуховой диктант, используем, например, дифференцированное закрепление, метод «кто быстрее», распределительный диктант, диктант с конструированием и т.д. Это разнообразие улучшает усвояемость материала.
    Конечно, очень помогает адаптации оформление кабинета дидактическим материалом. И если сначала ученики воспринимают это как отвлеченное оформление класса, то потом под руководством учителя учатся находить нужную информацию, и это помогает ученикам чувствовать себя увереннее.
    Это все учебные моменты. Но нужно еще учитывать и социальные характеристики. Сразу же, как только подросток переступает порог школы, в беседе с ним мы выясняем его интересы, наклонности, пытаемся понять, почему он ушел из прежней школы и что привело его к нам. Выясняем, кто из учеников работает, какие условия и смены, есть ли направление из комиссии  по делам несовершеннолетних, состоит ли на учете в ПДН, у нарколога, может быть учится в ПТУ, а может уже имеет детей. Все это позволяет нам получить информацию об ученике, его семье, т.е. составить индивидуальную социальную карту. Мы сможем уже помочь ученику более осознанно, видеть причины его социальных неустройств. Ведь для настоящей вечерней школы характерно быть надежной опорой для тех, кому все в этой жизни достается с большим трудом.
    Вечерняя школа участвует и в трудоустройстве своих учеников. Ежегодно к нам приходят сотрудники бюро по трудоустройству и знакомят с вакансиями по городу. К тому же ежегодно в школе создаются рабочие бригады по ремонту и уборке школы. Плохо, что город не заинтересован предоставлять рабочие места подросткам, а ведь это первый шаг к трудовой и нравственной реабилитации «проблемных подростков», к социальной адаптации.
    Сейчас на передний план педагогической практики выдвигается проблема возрождения нравственных ценностей. Назрела необходимость в гуманизации образования, где главным является не формальное приобретение знаний, а нравственный опыт. Поэтому, чаще надо на уроках говорить о добре и зле, о человеческом счастье и несчастье. И важно это воспитание осуществлять без назидания и нажима, которые, как известно, молодежью отторгаются. Нужно не запихивать в головы ученика побольше фактов – важно создать ту почву, на которую потом лягут новые знания, новый опыт. Нашим ученикам не хватает обыкновенного человеческого общения. Вот психологи утверждают: для того, чтобы подросток успешно развивался, ведущей деятельностью должна быть не только учеба. В одной из вечерних школ провели исследование – диагностировали мотивацию посещения школы учениками. Оказалось, большинство из них приходит в школу пообщаться с одноклассниками и как-то развлечься. Иными словами, подростку материал для  развития дает общение. (Привести пример с КВН-щиками…)
Нужно отметить, к сожалению, но это факт: у ребят, которые идут в вечернюю школу, еще в 3-5 классах в основном сформировалось устойчивое отвращение ко всему, что связано со школой, занятиями и учителями.
    Следовательно, все уроки нужно освобождать от излишней наукообразности и нацелить на возрождение духовности учащихся, на формирование нравственных ориентиров, на социальную адаптацию ученика.
    Реформа 1992г. Недооценила специфические средства и цели воспитания. Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в детской и молодежной среде. Возник «мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности» (по определению Минобразования). Как только был принят Закон «Об образовании», массовые школы очень быстро сориентировались: все неугодные дети были выкинуты на улицу якобы «по желанию родителей»
А уже в следующем 1993-1994 учебном году в колонии попало более 50% ребят, нигде не работающих и нигде не обучающихся. (50%!, а до 1992г – всего 13%)
По официальным данным, в России сейчас более 700 тысяч беспризорных, по другим – их около 5 млн., десятки тысяч детей числятся пропавшими. К тому же на сегодняшний день имеет место еще одна статистика: социальное, материальное и имущественное расслоение детей. В сочетании с конфликтностью сложившейся жизни эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от школы. Значит, вечерней школе предстоит выполнять еще и реабилитационные функции. Более того, социальная и педагогическая поддержка незащищенных ребят и «трудных подростков» из неблагополучных семей становится чуть ли не одной из главных ее задач. Именно гуманная педагогика должна стать базовой в организации воспитательной работы любой школы, тем более – вечерней. В связи с этим,  адаптивное обучение требует обновления содержания образования в целом не за счет изменения учебного плана, а посредством целенаправленного отбора дидактического материала и оптимального выбора воспитательных задач для каждого занятия. Все это должно быть направлено на конечный результат – формирование у подростков вечерней школы нравственных ориентиров и ценностей на принципах гуманной педагогики. Воспитательные задачи должны стать приоритетными. Это влечет за собой разработку адаптивных программ по отдельным предметам, системы внеклассных мероприятий, критериев эффективной педагогической работы, направленной на формирование у учащихся мотивации к учебе, усвоению знаний, готовности строить жизнь даже при социально неблагоприятных условиях.
    Учителя нашей вечерней школы убеждены6 открытая общеобразовательная школа (иными словами, вечерняя школа) представляет собой пример уважительного отношения к обучающимся. А это один из факторов адаптивного обучения. Вечерняя школа учит молодежь преодолевать отрицательный учебный опят, воспитывает неразвитые ранее способности к учению, содействует формированию у них ощущения собственного Я, обретению или самоуважению. К тому же она дает дополнительный шанс каждому найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить свои экономические и культурные условия жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе

Учитель: Малютина Н.Н

2007 год

Адаптивное обучение и новые подходы к его организации

в вечерней школе

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.

        Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа.

        Затем уже в процессе учебы подбираем разноуровневые задания, чтобы все ученики по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. А это то, что нам надо. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться.

        Еще один элемент адаптационного обучения в вечерней школе – мы планируем большое количество часов на повторение в начале учебного года. И те ученики, которые не учились несколько лет или числились в школе, но не вникали в материал, имеют возможность сделать это в начале учебного года, чтобы не выглядеть совсем уж отсталыми перед новыми учениками и учителями.

        Помогает адаптации и зачетная система, а также разнообразие форм зачета. Например, по литературе это устный ответ, работа с текстами, сочинение, изложение, ответы на вопросы, составление конспекта на заданную тему, стихотворение наизусть, выразительное чтение, пересказы, устное рисование, рисунки к прочитанному и т.д., кому что нравится, по силам и по времени.

        Кроме этого, важным составляющим адаптации является чередование методов обучения то ходу урока. Например, на уроках русского языка, помимо обязательных и проверенных методов, таких, как: повторение, сопоставление, обобщение, индивидуальные задания, слуховой диктант, используем, например, дифференцированное закрепление, метод «кто быстрее», распределительный диктант, диктант с конструированием и т.д. Это разнообразие улучшает усвояемость материала.

        Конечно, очень помогает адаптации оформление кабинета дидактическим материалом. И если сначала ученики воспринимают это как отвлеченное оформление класса, то потом под руководством учителя учатся находить нужную информацию, и это помогает ученикам чувствовать себя увереннее.

        Это все учебные моменты. Но нужно еще учитывать и социальные характеристики. Сразу же, как только подросток переступает порог школы, в беседе с ним мы выясняем его интересы, наклонности, пытаемся понять, почему он ушел из прежней школы и что привело его к нам. Выясняем, кто из учеников работает, какие условия и смены, есть ли направление из комиссии  по делам несовершеннолетних, состоит ли на учете в ПДН, у нарколога, может быть учится в ПТУ, а может уже имеет детей. Все это позволяет нам получить информацию об ученике, его семье, т.е. составить индивидуальную социальную карту. Мы сможем уже помочь ученику более осознанно, видеть причины его социальных неустройств. Ведь для настоящей вечерней школы характерно быть надежной опорой для тех, кому все в этой жизни достается с большим трудом.

        Вечерняя школа участвует и в трудоустройстве своих учеников. Ежегодно к нам приходят сотрудники бюро по трудоустройству и знакомят с вакансиями по городу. К тому же ежегодно в школе создаются рабочие бригады по ремонту и уборке школы. Плохо, что город не заинтересован предоставлять рабочие места подросткам, а ведь это первый шаг к трудовой и нравственной реабилитации «проблемных подростков», к социальной адаптации.

        Сейчас на передний план педагогической практики выдвигается проблема возрождения нравственных ценностей. Назрела необходимость в гуманизации образования, где главным является не формальное приобретение знаний, а нравственный опыт. Поэтому, чаще надо на уроках говорить о добре и зле, о человеческом счастье и несчастье. И важно это воспитание осуществлять без назидания и нажима, которые, как известно, молодежью отторгаются. Нужно не запихивать в головы ученика побольше фактов – важно создать ту почву, на которую потом лягут новые знания, новый опыт. Нашим ученикам не хватает обыкновенного человеческого общения. Вот психологи утверждают: для того, чтобы подросток успешно развивался, ведущей деятельностью должна быть не только учеба. В одной из вечерних школ провели исследование – диагностировали мотивацию посещения школы учениками. Оказалось, большинство из них приходит в школу пообщаться с одноклассниками и как-то развлечься. Иными словами, подростку материал для  развития дает общение. (Привести пример с КВН-щиками…)

Нужно отметить, к сожалению, но это факт: у ребят, которые идут в вечернюю школу, еще в 3-5 классах в основном сформировалось устойчивое отвращение ко всему, что связано со школой, занятиями и учителями.

        Следовательно, все уроки нужно освобождать от излишней наукообразности и нацелить на возрождение духовности учащихся, на формирование нравственных ориентиров, на социальную адаптацию ученика.

        Реформа 1992г. Недооценила специфические средства и цели воспитания. Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в детской и молодежной среде. Возник «мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности» (по определению Минобразования). Как только был принят Закон «Об образовании», массовые школы очень быстро сориентировались: все неугодные дети были выкинуты на улицу якобы «по желанию родителей»

А уже в следующем 1993-1994 учебном году в колонии попало более 50% ребят, нигде не работающих и нигде не обучающихся. (50%!, а до 1992г – всего 13%)

По официальным данным, в России сейчас более 700 тысяч беспризорных, по другим – их около 5 млн., десятки тысяч детей числятся пропавшими. К тому же на сегодняшний день имеет место еще одна статистика: социальное, материальное и имущественное расслоение детей. В сочетании с конфликтностью сложившейся жизни эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от школы. Значит, вечерней школе предстоит выполнять еще и реабилитационные функции. Более того, социальная и педагогическая поддержка незащищенных ребят и «трудных подростков» из неблагополучных семей становится чуть ли не одной из главных ее задач. Именно гуманная педагогика должна стать базовой в организации воспитательной работы любой школы, тем более – вечерней. В связи с этим,  адаптивное обучение требует обновления содержания образования в целом не за счет изменения учебного плана, а посредством целенаправленного отбора дидактического материала и оптимального выбора воспитательных задач для каждого занятия. Все это должно быть направлено на конечный результат – формирование у подростков вечерней школы нравственных ориентиров и ценностей на принципах гуманной педагогики. Воспитательные задачи должны стать приоритетными. Это влечет за собой разработку адаптивных программ по отдельным предметам, системы внеклассных мероприятий, критериев эффективной педагогической работы, направленной на формирование у учащихся мотивации к учебе, усвоению знаний, готовности строить жизнь даже при социально неблагоприятных условиях.

        Учителя нашей вечерней школы убеждены6 открытая общеобразовательная школа (иными словами, вечерняя школа) представляет собой пример уважительного отношения к обучающимся. А это один из факторов адаптивного обучения. Вечерняя школа учит молодежь преодолевать отрицательный учебный опят, воспитывает неразвитые ранее способности к учению, содействует формированию у них ощущения собственного Я, обретению или самоуважению. К тому же она дает дополнительный шанс каждому найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить свои экономические и культурные условия жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.

Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формиров...

Новые подходы и способы организации образовательного процесса. Методический семинар

Доклад на тему" Новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика....

Новые подходы в преподавании технологии в сельской школе.

Новые подходы в преподавании технологии в сельской школе....

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС

Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...

НОВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...