Доклад "Деятельность детской организации в коррекционной школе как фактор нравственного закаливания воспитанников"
материал по теме

Сидоркин Николай Аркадьевич

Доклад подготовлен и зачитан на районном августовском совещании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_detskoy_organizacii_v_korrekcionnoy.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ

       ШКОЛЕ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ЗАКАЛИВАНИЯ

                                            ВОСПИТАННИКОВ

                                              Содержание

                                                                                                         

Введение.                                                                                          

1.Нравственное воспитание – основа деятельности детской      

   организации.                                                                                  

1.1.Начальное звено – первый шаг в нравственном                    

      закаливании ребенка.                                                                

1.2. Гражданин начинается с любви к матери.                              

1.3. Экология и нравственность.                                                    

1.4. Милосердие и нравственность.                                                

1.5. Законы доброты.                                                                        

1.6. Привитие чувства национальной гордости.                            

1.7. Связь эстетического воспитания с нравственным.                

Заключение.                                                                                      

Литература.                                                                                      

                                                               

     Взаимодействие органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими общественными объединениями определено одним из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества. Деятельность детских общественных организаций признана одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.

     Правовой основой взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими общественными объединениями являются такие законодательные акты, как: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».

     Детская организация  «Творцы добра» создана в 2001 году и действует на базе Государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

     Почему мы так решили назвать детскую организацию? Осмыслив и обобщив предыдущий опыт, видя и замечая падение духовности, нравственности нашего общества, необходимо было определиться и найти правильный путь, по которому нам предстояло двигаться, жить, творить и действовать. Именно поэтому мы назвали детскую организацию «Творцы добра».

     Девиз детской организации «Добром ответь за добро!»

                Цели детской организации «Творцы добра»:

1.        Оказание поддержки детям и подросткам в физическом, духовном, интеллектуальном, социальном развитии, гражданском становлении.

2.        Создание условий для социальной адаптации детей и подростков в современном обществе.

3.        Создание условий для становления личности ребенка с позиции добра, истины, красоты.

                                                       

            Задачи детской организации «Творцы добра»:

1.        Формирование отношений взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности посредством коллективно-творческих дел.

2.        Формирование ценностных отношений к малой Родине, Отечеству, семье, школе, Человеку – как наивысшей ценности.

3.        Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, уважительного отношения к истории и культуре своего народа – важнейшее условие воспитания культурной личности.

4.        Приобретение жизненного опыта воспитанниками, создавая свой собственный уклад класса и школы вместе со взрослыми через органы ученического самоуправления.

5.        Вооружение воспитанников не только этикетными нормами поведения, но и искусством общения, этике взаимоотношений.

6.        Развитие художественно-эстетических способностей посредством кружковой работы, концертной деятельности, подготовки проведения культурно-массовых мероприятий.

7.        Воспитание любви к природе, ко всему живому.

8.        Формирование навыков здорового образа жизни.

    Название детской организации, её девиз, цели и задачи сходятся к тому, что основой деятельности детской организации «Творцы добра» является нравственное воспитание, которое проходит красной нитью через всю деятельность детской организации, так как одна из главных задач образования – это воспитание настоящего человека.

    Проблема нравственного воспитания была и остается в воспитательном процессе актуальной. В отечественной литературе есть немало работ, в которых рассматривались вопросы нравственного воспитания личности ребенка. Они освещались в работах В.А.Сухомлинского, Д.С.Лихачева, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Я.А.Каменского и других.

    В настоящее время в современном обществе можно слышать о таком понятии, как «нравственное закаливание» школьников. Это понятие чрезвычайно важно именно для образовательных учреждений, где действуют детские организации, в которых созданы все необходимые условия для воспитанников в процессе взаимодействия, где главной фигурой стоит ребенок, комфортно чувствующий себя и расценивающий жизнь человека с позиции добра, истины, красоты. Именно в школе ребенок приобретает воспитание добрых чувств. Если в школе у человека выработалась доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. И хвала за это тому человеку, тому педагогу, который является образцом и носителем  нравственной культуры, включающий в себя гуманный стиль поведения, эмоциональный подъем, веру в достойное будущее ребенка, совестливость, тактичность, справедливость и другие не

менее важные человеческие качества, так как именно культура педагога определяется как творческое восхождение к идеалу, гармонии, постоянное самосозидание самого себя.

        Начальное звено в школе – это первый шаг в нравственном воспитании, в нравственном закаливании ребенка. Дети в начальном звене очень чутко воспринимают и чувствуют каждый жест педагога, каждое его слово, как он вошел в класс, как улыбнулся, каким было его первое слово. Поэтому педагогу-организатору всегда необходимо быть в форме. Школу воспитания добрых чувств дети проходят на занятиях  «Часы с вожатым», главная цель которых – воспитание духовно богатой и нравственно чистой личности. Также создано и действует бюро вежливых наук, где ребята узнают много полезного по правилам поведения. Для активного и творческого выполнения в жизнь школьного коллектива задач по нравственному воспитанию детская организация в начальном звене работает по программе «Идем дорогою добра». Эта программа разработана для того, чтобы формировать у детей младшего звена определенного взгляда на жизнь, навыков устойчивого поведения, научить их правильному общению. Осуществляется эта программа в форме игры-путешествия в страну Чудетства по восьми тропинкам: «Труд земной», «Родной очаг», «Труд души», «Родные просторы», «Юные защитники», «Самое нежное слово», «На крыльях весну принесли» и «Здравствуй, страна Чудетства!»

       В.А.Сухомлинский говорил: «Гражданин, мужественный и несгибаемый начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери». Любви к родителям, а тем более к матери, воспитывается в нашей школе с младших классов, так как отец и мать дали ребенку жизнь. И самое большое счастье для отца и матери – честная жизнь его ребенка, его трудолюбие и усердие в учении.

      Проводимые нами в школе День матери и праздник женщин 8 Марта воспитывает в детях стремление чутко, любовно относиться к матери, женщине. Воспитанники к этим праздникам готовятся очень тщательно и серьезно. Ко дню матери проводятся традиционный конкурс чтецов, конкурс мини-стенгазет и поздравительных открыток. А на праздник женщин 8 Марта со сцены торжественно и звонко звучат стихи о маме, прекрасные задушевные песни. Выражают свою любовь воспитанники через танцы и сценки. Вошло в традицию готовить женщинам самодельные поздравительные открытки, различного рода подарки – изделия декоративно-прикладного творчества. Главное здесь – не громкие слова, а глубокие чувства.

      Наши ребята очень любят рисовать. Карандаши и краски – их любимые друзья. Но, на мой взгляд, ребят больше интересует тема «Пробуждение», где они уже раскрываются полностью. Ведь эти рисунки они посвящают своим мамам.

     У каждого существа на свете: у человека, животного есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, ничего на свете не боишься. Именно с этих слов я начинаю занятия по этике во 2 классе на тему «Самая хорошая». Ребята внимательно слушают стихи о матери, рассказывают, что им нравится в маме больше всего, за что они ее любят, рассматривают различные ситуации, обсуждают их, а затем находят правильные выходы из ситуаций. В итоге приходят к единому мнению, что чем больше мы будем помогать матери, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой, что надо всегда заботиться о наших мамах, беречь их и любить.

       Мамы наших выпускников с особой любовью и трепетом приходят на праздники «Последнего звонка» и «Выпускной вечер». Здесь мы видим, какая любовь огромная, человеческая, безграничная в отношениях детей и матерей.

       Все мероприятия, проводимые в школе и посвященные матерям, пробуждают у детей святое чувство любви к родителям.

       Большая проблема у нас и в том, что часть детей не имеют родителей. Но и эти дети не потеряли, не лишились всей глубины благородного человеческого чувства – любви к матери. Почти у каждого есть родственники, которые стремятся пробудить в них самые светлые чувства. Но учителя и воспитатели – это вторые мамы и папы.

       Д.С. Лихачев отмечал: «Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

       Как верно и точно сказано, так как наша школа-интернат стала родным домом для наших детей, а мы, взрослые – прекрасными родителями, которые подают надежду и веру, учат жизни.

       Человек в нашем обществе – высшая ценность. И в зависимости от того, как человек относится к другому человеку, мы определяем степень его нравственности.

       «Люби людей. Любовь к людям – это твоя нравственная сердцевина… Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от твоей души…» - говорил В.А.Сухомлинский.

       Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Душевная слабость ведет к физической слабости. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества. И совсем наоборот, когда человек приветливый, добрый, то на него просто любо глядеть. Он становится красивым.

       Чтобы дети росли добрыми, сердечными, необходимо их научить любить природу, заботиться о всем живом. Для этого разработана экологическая программа «Зеленый мир». Цель программы: овладение воспитанниками экологических знаний и навыков; воспитание любви подростков к родному селу, школе, труду; освоение ключевых представлений, обеспечивающих приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой; формирование необходимости постоянной адаптации подрастающего поколения к меняющейся окружающей среде и особенностям определенных периодов развития в жизни человека.

        Ребята с особым чувством, вдохновением готовятся к таким мероприятиям, как конкурс-выставка плакатов «Берегите лес», посвященный Дню леса; операция «Посади деревце», конкурс-выставка рисунков «Природа лесного края», посвященная Дню рождения Республики Марий Эл; операция «Пернатый друг нуждается в заботе»; «Своя игра» на тему «Зима в творчестве русских писателей и поэтов»; конкурс-выставка рисунков «Белая зима»; операция «Подарок нашим скворцам»; конкурс-выставка рисунков «Птицы весны».

        Забота о живом и прекрасном становится естественной потребностью, так как дети учатся проявлять не жестокость и равнодушие, а милосердие.

        Очень важно, чтобы у ребят был человек, о котором надо заботиться. Чем больше ребенок заботится о другом человеке, тем более чутким становится его сердце. Программа «Милосердие разработана и действует именно в этом направлении. Цели программы: формирование у подрастающего поколения представления о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека; воспитание бережного и заботливого отношения друг к другу; формирование в детях таких качеств как доброта, отзывчивость, милосердие. Для выполнения поставленных целей проводятся такие мероприятия как операция «Мой подарок людям преклонного возраста» и концерт «От чистого сердца простыми словами», посвященные Дню пожилых людей; конкурс поздравительных открыток ветеранам ко Дню рождения Республики Марий Эл; операция «Твоя помощь ветерану»; конкурс творческих работ о ветеранах, посвятивших себя служению нашей школе; акция «Наши добрые дела –женщинам-ветеранам»; акция «Вахта памяти».

         Наши ребята всегда проявляют приветливость, скромность, доброту, внимание не только в стенах школы, но и за ее пределами. По мере возможности нам приходится посещать Дом культуры в нашем селе, краеведческий музей имени В.П.Мосолова в районном центре, побывать в театре в городе Йошкар-Ола. Здесь наши дети отличаются своей порядочностью и воспитанностью, стремятся достойно выглядеть в общественном месте, вспоминают правила поведения.

         Печальные глаза ребенка – что может быть труднее в сложном процессе воспитания. Он – как туго натянутая струна: притронешься неосторожно –

причинишь боль. Каждый ребенок переживает горе по-своему: одного приласкаешь – и ему становится легче, другому ласковое слово помогает преодолеть боль.

         Как педагог-организатор, я, в первую очередь, при индивидуальной работе с детьми, когда у них возникают проблемы, беру на вооружение самое ценное качество в человеке – это терпение. Это самая большая добродетель. Стараюсь принимать ребенка таким, какой он есть. Понять его и выслушать его проблемы – одно из важных условий индивидуальной работы с ребенком. Развиваю в ребенке положительные эмоции, стараюсь дарить ему свое время и внимание, с пониманием отношусь к переживаниям  и страхам ребенка, никогда не высмеиваю их. Всегда стараюсь видеть в каждом воспитаннике что-то хорошее и похвалить его за это, ободрить ребенка, поощрить его за хорошие поступки.

        Очень важно в работе педагога-организатора то, что он в каждом воспитаннике должен видеть прежде всего человеческую личность, достойную уважения. Необходимо создать такую форму общения с ними, что если они почувствуют, что их искренне уважают, любят, то ребячьи сердца раскрываются, они потянутся и ответят добром за добро. Поэтому мы живем по Законам доброты – законам для каждого члена детской организации.

1.        Закон образованного человека. Знание – величайшая ценность. Ни дня без книги. Невозможно разделить знания на нужные и ненужные.

2.        Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям. Старайтесь говорить «волшебные слова».

3.        Закон рыцарства. Мальчики, юноши уважительно относятся к представительницам прекрасного пола, а они, в свою очередь, помнят: скромность, вежливость – главные составляющие достоинства.

4.        Закон человечности. Нигде и никогда никому не делайте плохо и больно. Доброжелательно относитесь друг к другу. Быть человечным – приносить радость людям.

5.        Закон здоровья. Забота о здоровье – дело каждого.

6.        Закон сотрудничества учителей и учеников. Честное, ответственное отношение друг перед другом.

7.        Закон улыбки. Улыбка делает человека красивым.

8.        Закон бережливости. Не ломай, не порти ничего. Сбережем то, что нас окружает.

9.        Закон точности. Время дорого, берегите его. Каждое дело должно начинаться в срок.

10.        Закон «Все сами». Все делаем сами: поддерживаем чистоту, ремонтируем, мастерим, оформляем, творим.

     Педагогу-организатору приходится делать все для того, чтобы ребенок чувствовал, что верят в его духовные силы. Воспитывать в них силу воли, преодолевать трудности, испытывая при этом уважение к самому себе.

    Дружеские, теплые взаимоотношения необходимо создавать во всех проводимых делах.

    Овладение знаниями по истории и культуре родного края, приобщение детей к мудрому и удивительно богатому народному творчеству, развитию интеллекта, нравственного обогащения, воспитания гражданского сознания и привития чувства национальной гордости. Эти цели преследует программа «Земля предков». Свой талант, творчество, активность проявляют дети в таких мероприятиях как конкурс мастеров и мастериц «Эчук и Пампалче», День марийской письменности, конкурс чтецов, посвященный марийской поэзии; интеллектуальная игра «Сто к одному» на тему «Все ли я знаю о Марийском крае?».

     Программа по эстетическому воспитанию также тесно связано с нравственным закаливанием воспитанников, так как помимо развития художественно-эстетических способностей, инициативы и творчества, воспитания любви к искусству формируются у ребенка нормы поведения, развитие его индивидуальности и чувства коллективизма. Реализация этой программы осуществляется активной подготовкой и проведением таких мероприятий как концерты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы-выставки рисунков, мини-стенгазет, поздравительных открыток, плакатов; конкурсы «Сударь школы» и «Сударыня школы», выступление агитбригад.

      Ребята очень чутко, очень тонко чувствуют душевное состояние взрослого. Поэтому не должно быть места лжи и недоверию. Быть искренним, понимающим, отзывчивым, сердечным, благородным – вот задача педагога-организатора.

      Научить ребенка действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях, практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение, поощрение, соревнование, осуждение, наказание. Принятие ребенка – это проявление уважения к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, к его правам и свободам.

      В работе педагога-организатора самым эффективным по нравственному воспитанию с воспитанниками является организация жизни детей в соответствии с правилами нравственности. Это правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры и состязаний, правила вежливости.

      Сегодня приоритет в образовании отдается воспитанию. И на первое место выдвигается нравственное воспитание, так как оно является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у ребенка чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение людям труда. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.

      Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества школа превратила во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Литература:

1.        Т.А.Лубова. Деятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков. Кострома, 2002.

2.        Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая редакция Г.А.Дубровский.- Изд. 2-ое, доп. – М.: Дет. лит., 1988.

3.        В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969.

4.        В.А.Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. – Киев: Радяньска школа, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

роль детской организации в современной школе

роль детской организации в современной школе...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...

«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...

"Организация самоподготовки с воспитанниками обучающимися в коррекционной школе в условиях смешанных групп детского дома"

Итоговая работа, в которой  описываются методические приемы при организации самоподготовки. Рассматривается организация самоподготовки для воспитанников детского дома, организация самоподготовки ...

Программа кружка детского дизайна в коррекционной школе

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в специализированной коррекционной школе -интернате.Художественное воспитание, как часть эстетич...