Самообразование в школьном возрасте
статья

Шпартько Полина Викторовна
Самообразование – это одна из составляющих саморазвития, самостоятельного развития человека, процесса совершенствования себя, приобретения новых и развития существующих навыков. Как следует из самого слова, самообразование – это самостоятельное получение новых навыков и знаний без помощи учителя или наставника.  Вообще, образование, по О.С. Гребенюку, – это процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Получается, что самообразование – это процесс самостоятельного усвоения знаний с целью развития и совершенствования.
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона самообразование — это образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. При этом в современном мире, в XXI веке, мы имеем гораздо больше способов и средств для самообразования. Сегодня практически каждому доступна огромная масса информации и знаний в сети интернет. Накопленная в электронном виде информация имеет самые разные формы: в интернете и на электронных носителях мы можем найти электронные книги, научные статьи, обучающие видео, фильмы, информационные аудиозаписи (подкасты), информацию  можно получить даже в форме игр и мультиков. Разнообразие информации и форм её получения, которое мы имеем сегодня, может удовлетворить запросом самых взыскательных и требовательных. Казалось бы, только ленивый не находит сил и времени для развития и самообразования. Однако, интернет, являясь источником знаний, в то же время может стать и ловушкой. Многие знают на личном опыте, как легко потерять первоначальную цель, находясь в интернете – как поиск определённой информации превращается в совершенно бессмысленное блуждание по просторам всемирной паутины.
 
Чем сложнее тема, чем выше требования, тем большей концентрации требует её усвоение. Самообразование в том числе и с использованием современных технологий требует от человека высокой мотивации и определённых психологических качеств: воли, самоорганизации, усидчивости, дисциплины. Эти качества могут быть развиты в процессе воспитания и самовоспитания. Чем раньше человек захочет и научится учиться самостоятельно, тем быстрее и эффективнее будет идти его обучение и, как следствие, тем больше у него будет возможностей и больше шансов на успешную карьеру, работу приносящую удовлетворение, достаток и пользу обществу.
 
Саморазвитие – важная составляющая успеха во взрослой жизни. Те, кто постоянно совершенствуются в своей профессиональной области или развиваются в различных областях не связанных с их основной деятельностью имеют лучшие шансы на реализацию своих талантов и карьерный рост, другими словами, такие люди более успешны. При этом многие взрослые люди не умеют самостоятельно учиться. Большинство знаний в современном мире доступно и достаточно систематизировано. Однако, люди оплачивают курсы или нанимают преподавателя зачастую в первую очередь для того, чтобы преподаватель давал им мотивацию.
Согласно исследованиям М.И. и Л.А. Кандыбович 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу. Таким образом, даже среди студентов, взрослых людей, которые выбрали продолжать обучение в высшем учебном заведении и займут в будущем позиции требующие высокой квалификации, многие признают, что не умеют достаточно хорошо планировать и организовывать своё время и процесс самообразования.
 
Для самообразования нужны в первую очередь мотивация и воля. Является ли способность к самообразованию привилегией? Или её можно развить? В каком возрасте это можно и нужно делать? Данная работа рассматривает следующие вопросы: возможно ли самообразование в школьном возрасте, возможно ли развивать и наращивать личностные качества требуемые для независимого, самостоятельного образования учащегося, как формировать желание учащихся и их потребность в самообразовании, в каком возрасте наиболее эффективно развивать указанные навыки и прививать любовь и стремление учиться самостоятельно, что нужно развивать, чтобы способствовать раннему самообразованию и его эффективности, самообразованию учащихся уже в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon samoobrazovanie_v_shkolnom_vozraste.pdf217.36 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

Индивидуальный перспективный план по самообразованию на тему "Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста"

Содержание работы:Общие понятия о дизайнеЦелиЗадачиМотивацияНаправленностьНовизнаАктуальностьЦелесообразностьПерспективный план-таблица (на 5 лет обучения)Заключение...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...