Профессия: воспитатель детского дома
статья

Тазова Екатерина Владиславовна

Цель исследования: Определить текущие представления о профессии воспитателя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди а) самих воспитателей, б) детей-воспитанников, г) руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, д) специалистов (коллег).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Профессия: воспитатель детского дома

Автор: Тазова Екатерина Владиславовна,

 воспитатель СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7» Кировск5ого р-на СПб

Об исследовании

Цель исследования: Определить текущие представления о профессии воспитателя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди а) самих воспитателей, б) детей-воспитанников, г) руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, д) специалистов (коллег).

Методология

Мнения о целях профессии воспитателя совпали

Сотрудники детских домов – будь то руководители, воспитатели или другие специалисты — в целом одинаково оценивают а) важность целей воспитания в детском доме и б) результативность системы детских домов в достижении этих целей.

А именно, по мнению всех сотрудников детского дома, воспитатели успешнее всего работают над обеспечением безопасного поведения воспитанников и развитием у них базовых бытовых навыков, а также над развитием у детей умения строить отношения с людьми.

Умение распоряжаться деньгами, справляться со сложными ситуациями, умение ставить и достигать цели, стремиться к саморазвитию, школьная успеваемость – эти цели реже достигаются воспитателями.

Семейное устройство детей (возврат в кровную или передача в приемную семью) не является зоной влияния воспитателей — по мнению всех специалистов.

Роль воспитателя в достижении целей воспитания в детском доме

Все группы сотрудников также одинаково понимают, что воспитателям нравится в их работе: возможность приносить пользу, возможность развиваться профессионально и/или лично, расположение места работы; и не нравится размер оплаты труда.

А что думают дети? Развитие бытовых навыков и обеспечение безопасности – дети и ухаживающие за ними взрослые совпадают в том, что эти две цели достигаются внутри детского дома в должной мере. При этом дети отмечают недостаток усилий взрослых по достижению целей семейного устройства, профориентации и развитию умения обращаться с деньгами. И действительно, воспитатели в меньшей степени «приписывают» эти цели себе.

Где мнения разошлись

Воспитатели склонны переоценивать свои возможности влияния на достижение целей воспитания (по крайней мере, декларируют свою ответственность по большинству целям). Руководители переоценивают уровень удовлетворенности воспитателями от своей работы. Специалисты, не занятые ежедневным воспитанием детей, дают наиболее взвешенные оценки влияния и удовлетворенности.

Воспитанники не всегда ощущают поддержку воспитателей в сложных ситуациях (и особенно остро – дети, у которых нет близких людей в детском доме), тогда как сами воспитатели сообщали, что они удовлетворены текущими отношениями с воспитанниками (и считают этот параметр одним из самых важных при оценке удовлетворенности от своей работы).

Образовательные потребности воспитателей

Воспитатели указали работу с детьми с особенностями развития как одну из наиболее востребованных тем для дополнительного обучения. С этим согласны и сами дети, у которых есть какие-то ограничения здоровья: при опросе они отмечали, что им не хватает поддержки воспитателей, особенно в вопросах их будущего (профессии, жизни после выхода из детского дома).

И в целом, вопрос дополнительного обучения воспитателей актуален: воспитатели сами отмечают, что им нужны новые знания, а те, кто проходил обучение по месту работы, более удовлетворены своей работой, чем те, кто его не проходил. При этом позитивно сказывается даже участие в междисциплинарных комиссиях, то есть любое дополнительное обучение, связанное с текущей профессией.

 

В порядке заключения

Проведенное исследование (со всеми его ограничениями, прописанными в Методологии) — отвечает на вопрос «Как есть?», но не отвечает на вопрос «Как надо?»: насколько текущие представления сотрудников детских домов о результатах их работы отвечают интересам детей? Прежде всего, требует уточнения роль воспитателя в содействии семейному устройству ребенка и профориентации.

Также очевидно необходимы дополнительные меры по развитию у воспитанников детских домов: финансовой грамотности, навыков целеполагания, опыта самостоятельных решений и принятия ответственности за эти решения. При этом наиболее уязвимой группой детей по части подготовки к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет воспитателя детского дома о работе по адаптации детей

отчет воспитателя детского дома о работе по социальной адаптации в современном обществе....

Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"

В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы....

Ежедневное планирование воспитателя детского дома

Планирование – заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной деятельности. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зав...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Профессия: воспитатель детского дома

Цель исследования: Определить текущие представления о профессии воспитателя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди а) самих воспитателей, б) детей-воспитан...

Профессия: воспитатель детского дома

Цель исследования: Определить текущие представления о профессии воспитателя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди а) самих воспитателей, б) детей-воспитан...