Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната
рабочая программа
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.
Выпускники коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ: дети-сироты; дети из замещающих семей; учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Жизненный опыт этих детей очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы–интерната.
Цель программы:
- организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx | 77.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
________________________________________________________________________________________________
Принято: На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08. 2018 г. |
| Утверждено директор школы ___________О.В. Кокарева |
Программа
постинтернатного сопровождения выпускников
школы-интерната
срок реализации программы 3 года
Авторы программы:
Есипчук Елена Анатольевна,
социальный педагог,
Герций Валентина Ивановна,
воспитатель.
г. Купино
2018
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………................................................ 2
2. Этапы реализации программы……………………………………………......................4
3.План осуществления постинтернатного сопровождения……………………………...9
4. Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………….10
5. Список использованной литературы……………………………………………………12
Пояснительная записка
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников, включая их социально-психологическое сопровождение, оказание помощи в получении жилья, оказание содействия в получении профессионального образования, трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении профессионального образования.
Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют следующие основополагающие законодательные акты Российской Федерации:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) .
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.
Выпускники коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ: дети-сироты; дети из замещающих семей; учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Жизненный опыт этих детей очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы–интерната.
Цель программы:
- организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению.
Задачи:
- подготовка обучающихся старших классов школы-интерната к самостоятельной жизни вне школы;
- содействие выпускникам в получении профессионального образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;
-оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;
- организация индивидуального процесса сопровождения.
Данная программа предназначена для сопровождения учащихся 8-9 классов и выпускников школы-интерната до 23 лет.
Методологическими основами программы являются:
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- индивидуального личностного подхода
- свободы и выбора
- деятельности
- комплексности и целостности
- систематичности и последовательности
- толерантности.
Методы работы, используемые в программе:
- анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), классификация педагогических фактов и их обобщение;
- сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование.);
- социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог);
- социологическое исследование по адаптации выпускников;
- формирование сознания, организация и стимулирование деятельности.
I.Этапы реализации программы
1. 1Предпостинтернатная подготовка воспитанников (подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната)
Цель:
оценка возможностей воспитанника и выработка мер по подготовке к социальной адаптации.
Задачи:
- создание у воспитанников определенного запаса жизненных умений и навыков, а также правовых знаний,
- формирование умений, позволяющих воспитаннику –выпускнику самостоятельно реализовать своижизненные планы.
Направления и содержание осуществления предпостинтернатной подготовки
Направление | Срок | Содержание | Исполнители |
1.Социально-психолого-педагогическая экспертиза | начало 8 класса по конец 9 класса | 1. Сбор сведений о выпускнике. | социальный педагог, педагог психолог, врач, ШПМПк |
2. Диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков, развитости "социальноподдерживающей сети" выпускника и выработка специалистами рекомендаций по составлению индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП); | |||
3. Изучение: уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия. | |||
2. Социальное воспитание и профилактика | Начало 8 класс по конец 9 класса | 1. Формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации | воспитатель, социальный педагог |
2. Профилактика межличностных конфликтов | педагог психолог | ||
3. Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации | воспитатель, воспитанник | ||
4. Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети". Выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника. | воспитатель, социальный педагог | ||
3. Социально-психолого-педагогическое консультирование | 9 класс | 1.Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения или места работы. | социальный педагог, воспитанник |
2.Составление совместно с выпускником плана развития и коррекции его отклонений в социальном поведении. | |||
3.Оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации. | |||
4.Создание "информационного поля" постинтернатной адаптации для выпускника, включая: информацию о вариантах продолжения образования; возможностях трудоустройства; конструктивной организации досуга; поддержки, здоровья или лечения выпускника; получения подростком психологической помощи; об альтернативных формах проживания; маршрутах постинтернатной адаптации. | |||
4. Защита прав и интересов выпускников | 9 класс | 1. Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства. | социальный педагог, адм. школы |
2. Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов | |||
3. Представительство в правозащитных и административных органах. | |||
4. Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве. | |||
5.Предпрофильная подготовка | 8-9 класс | 1.Подготовка учащихся 8-9 классов по обувному, столярному, швейному делу, кулинарии; | педагоги МКОУ Купинской школы-интерната |
6. Профильная подготовка | 9 класс | 1.Подготовка учащихся 9 классов на базе ГБПОУ Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» с присвоением квалификации «Повар II разряда». | Педагоги ГБПОУ Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» |
Индивидуальная программа предпостинтернатной подготовки воспитанника (ИППП) (приложение №1) является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). Любая технология – это программа деятельности по решению каких-либо задач для достижения определенной цели. ИППП – это фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для воспитанника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
ИППП - это система мероприятий, разрабатываемая специалистами совместно с воспитанником, направленная на развитие его умений и навыков самостоятельной жизни и создание условий для их активного применения. Индивидуальный план подготовки - цикличный процесс, включающий этапы: планирование мероприятий на определенный период; выполнение мероприятий; мониторинг; критический анализ достигнутого. Таким образом, структура ИПП условно состоит из блоков: анализа ситуации, содержания работы, организации работы и анализа результативности работы.
Блок анализ ситуации.
Данный блок включает:
- сведения о ребенке (анкетные данные, посещаемые учреждения и т.п.);
- сведения о биологических родителях, родственниках (анкетные данные, социальная характеристика и т.п.);
- описание ситуации на данный момент: рекомендации специалистов, результаты обследования (социального, психолого-педагогического, медицинского).
Содержание работы включает в себя:
- цели и задачи;
- конкретные мероприятия, сроки реализации, ответственные;
- участие родственников, других заинтересованных лиц.
Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочная цель – подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Эта цель является общей для всех: и для специалистов и для ребенка. Краткосрочные цели – этапы достижения долгосрочной цели. Задачи должны быть понятны всем участникам сопровождения, поэтому необходимо обсуждать и формулировать их совместно с ребенком. Необходимо ставить задачи таким образом, чтобы они характеризовали достижения ребенка, его продвижение, а не действия специалистов. Поэтому задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка.
Требования к задачам должны быть:
- едиными для специалиста и ребенка и соотноситься с приоритетными на данный момент потребностями ребенка;
- соотносимыми с конечным результатом;
- достижимыми и реалистичными:
- ориентированными на определенный промежуток времени, в течение которого планируется их выполнить;
- специфичными, т.е. направленными на решение конкретной проблемы;
- измеримыми, т.е. должны быть критерии оценки выполнения задачи;
- исключающими двойную ответственность за результат совместной работы.
Содержание мероприятий определяется исходя из поставленных задач с указанием сроков и ответственного за их выполнение. При этом важно помнить, что ребенок может освоить новые навыки только с помощью активного действия, поэтому необходимо создание условий для его активной деятельности.
Блок – мониторинг. Данный блок включает:
- промежуточные результаты работы и их оценка;
- задачи на следующий этап подготовки;
Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Данные мониторинга обязательно фиксируются в ИПП. На основании их анализа, в конце учебного года с учащимися 8 класса производится корректировка ИПП с учетом изменяющихся потребностей ребенка и ситуации. Планируется новый этап сопровождения с ясными, реальными, конкретными задачами и планом мероприятий на 9 класс.
При мониторинге:
- оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;
- оценка производится специалистами и самим воспитанником, при этом приоритетным мнением является мнение ребенка;
- оценивается насколько ребенок реализует навыки и умения в повседневной жизни;
- производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);
- формулируются выводы для дальнейшей деятельности.
1.2 Постинтернатное сопровождение.
Цель:реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.
Задачи:
- установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности,
- формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста,
- анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально – психологической коррекции опыта выпускников.
По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:
Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации
№ | Тип сопровождения | Содержание |
1 | Поддержка. | Предусмотрено для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации. |
2 | Сопровождение | Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. |
3 | Помощь. | Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации. |
Составляется индивидуальный план постинтернатного сопровождения выпускника (приложение 2). Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.
План осуществления постинтернатного сопровождения
Срок | Содержание | Исполнители |
июнь-август | 1. Помощь в трудоустройстве или | социальный педагог |
устройстве на дальнейшее обучение | ||
июнь | 2. Помощь в прохождении медкомиссии. | медики, воспитатель |
в течение года | 3.Заключение договоров с выпускниками на постинтернатное сопровождение | специалисты службы постинтернатного сопровождения |
сентябрь | 4.Составление индивидуальных планов постинтернатного сопровождения выпускников | специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатели |
в течение года | 5. Обновления банка данных на выпускников школы-интерната. | специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатели |
в течение года | 6. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования (- контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий, адаптацией выпускников; -установление связей с кураторами, мастерами.) | специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатели |
1 раз в год | 7. Мониторинг успешности адаптации. | специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатели |
в течение года | 8.Индивидуальное консультирование на развитие социальной уверенности по проблемам: - самочувствия (изменчивость настроения, депрессивные состояния, аффекты, стрессы) - межличностных отношений; - профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; - семейного консультирования (неполные семьи, разводы, смерть супруга и т.д.); - взаимоотношения родителей и детей (возрастные кризисы, психолого-педагогических вопросы по воспитанию.); - стратегии поведения в конфликтных ситуациях (консультации, выпуск брошюр и листовок); - осознание и осмысление главных вопросов юности, создание собственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути (консультации, беседы); - преодоление кризиса «встречи со взрослостью» и принятие ответственности за свою жизнь, за самого себя, выбора собственного пути и места в жизни (беседы, консультации); - консультации на развитие социальной уверенности у выпускников - сопровождение выпускниц – молодых мам. | специалисты службы постинтернатного сопровождения, педагог-психолог |
в течение года (по запросу) | 9. Индивидуальное консультирование по вопросам жилищных проблем, здоровья, социальной защиты, социально-бытовой сферы, учёбе и трудоустройству выпускников | специалисты службы постинтернатного сопровождения, медицинский работник |
в течение года | Сотрудничество с НКО « Надежда по всему миру» (Содействие в оказании необходимой помощи выпускникам школы-интерната). | администрация щколы, пециалисты службы постинтернатного сопровождения, |
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:
- владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
- уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.
- соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.
- иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.
- знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.
- владеть навыками оказания первой медицинской помощи.
- уметь вести домашнее хозяйство.
- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.
- иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.
- сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.
- являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.
- Профессиональная самореализация выпускников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
- Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Список использованной литературы
1. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1,2. г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой.- М.: благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010.
2. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В.Семья. М.:СИМС, 1999.
3. « Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни», доктор психологических наук, Семья Галина Владимировна
4. Гурьева О.Т., Галушина Э.Б., Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни: метод.пособие. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 61с.
5. Марганов А.Г., Валеева Р.А., Особенности развития социально-правовой компетентности воспитанников детского дома, стр.91, Образование и Саморазвитие Научный журнал № 6(22) 2010 г., г. Казань.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб., 2005.
7. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)». Книга 26 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 146 с.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, ограниченными возможностями здоровьяНовосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
=============================================================================================
Приложение № 1
Предпостинтернатная подготовка воспитанника школы-интерната
Приложение 1.1
Социальная карта развития воспитанника
Год рождения__________________
Дата поступления______________ школу-интернат, класс___________
Откуда прибыл _________________________________________________________________________
Путёвка №__________от__________________
Постановление об определении несовершеннолетнего:
______________________________________________________________________________
Данные свидетельства о рождении:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Паспорт:_____________________________________________________________________
_Заключение ПМПК №_____________ Дата обследования:
Имеется ли инвалидность: да, нет
Данные о семье:
Ф.И.О. матери ________________________________________________________________
Ф.И.О. отца___________________________________________________________________
Другие родственники:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Данные о жилье:
______________________________________________________________________________
ИНН:__________________________________________________________________________
Страховое свидетельство:_____________________________________________________
Медицинский полис:_________________________________________________________
Уровень физического и соматического развития:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хронические заболевания:_______________________________________________________
Группа здоровья:_______________________________________________________________
Социальная защита: пенсия по инвалидности, пенсия по СПК _________________________
Алименты: назначены, поступают, не поступают, с задолженностью
Карту заполнил социальный педагог: ___________________________
«_____»_________20___год.
Приложение 1.2
Карта
психолого-педагогической подготовки воспитанника
___________________________________________
(по 5-ти бальной системе)
Характеристика особенностей | 20____ год | 20___ год |
(8 кл) | (9 кл) | |
1. Эмоциональная сфера | ||
Адекватная | ||
Возбудимый | ||
Склонный к аффектам | ||
Заторможен | ||
2. Волевые качества | ||
Сформированы | ||
Не сформированы | ||
3. Самооценка | ||
Адекватная | ||
Завышена | ||
Занижена | ||
4. Общение | ||
Гиперобщителен | ||
Насторожен | ||
Негативен | ||
Замкнут | ||
Доброжелателен | ||
5. Социально – поведенческие | ||
особенности | ||
Застенчив | ||
Замкнут | ||
Лжив | ||
Грубый | ||
Хвастливый | ||
6. Положение в группе | ||
Лидер | ||
Ведомый | ||
Изолированный | ||
Итого: | ||
Средний балл: | ||
Общий средний балл по итогам двух | ||
средних баллов: |
Аналитическая справка
_____________________________________________________________________________
(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)
_____________________________________________________________________________
Педагог-психолог________________
Приложение 1.3
Таблица
оценки сформированности личностных умений и навыков воспитанника
(по 5-ти бальной системе)
Личностные умения и навыки | 8 класс | 9 класс |
1. Культура самообслуживания и организация быта: | ||
- одевается чисто, аккуратно | ||
- следит за своей одеждой, обувью | ||
- умеет постирать свои вещи | ||
- может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей | ||
- следит за прической, ногтями, чистотой тела | ||
- умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать | ||
Уют | ||
- умеет готовить, сервировать стол | ||
Итого: | ||
2. Культура учебного труда: | ||
умение организовать работу (планировать) | ||
- умение пользоваться дополнительной литературой | ||
- настойчивость, усидчивость | ||
- трудолюбие | ||
- организация помощи в самоподготовке другим детям | ||
умение довести дело до конца | ||
аккуратность. | ||
Итого: | ||
3. Культура общения: | ||
- вежлив со сверстниками | ||
- не употребляет кличек | ||
- не сквернословит | ||
- может наладить контакт, вести беседу | ||
- уважителен со старшими | ||
- отношение к малышам (может наладить игру, опекает, | ||
следит за их внешним видом). | ||
- умеет просить помощь и оказывать ее | ||
Итого: | ||
4. Культура поведения | ||
- за столом | ||
- в общественных местах | ||
- в транспорте | ||
- в гостях | ||
Итого: | ||
5. Бережное отношение | ||
- к учебным принадлежностям | ||
- к вещам | ||
- к продуктам | ||
- к мебели | ||
- умеет распределять и расходовать денежные средства | ||
Общий балл |
Аналитическая справка
__________________________________________________________________________
(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)
Воспитатель ____________________________________
Приложение 1.4
Карта
изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ3 (подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»4.
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Вы уже твердо выбрали будущую профессию. | ||
2 | Основной мотив выбора - материальные интересы. | ||
3 | В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда. | ||
4 | Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда | ||
пошли учиться ваши друзья. | |||
5 | Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома. | ||
6 | Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть | ||
запасные варианты. | |||
7 | Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. | ||
8 | Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной | ||
профессии. | |||
9 | Не важно, кем работать, важно, как работать. | ||
10 | Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует | ||
получить аттестат. | |||
11 | Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной | ||
деятельности, вам не достает. | |||
12 | Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. | ||
13 | Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. | ||
14 | Учителя и воспитатели одобряют ваш выбор будущей профессии. | ||
15 | Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. | ||
16 | Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей | ||
профессии. | |||
17 | Вы консультировались о выборе профессии у врача. | ||
18 | Главное в выборе профессии - возможность поступить в | ||
профессиональное учебное заведение. | |||
19 | Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. | ||
20 | Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой | ||
профессии. | |||
21 | Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу. | ||
22 | Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой | ||
профессии. | |||
23 | Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете | ||
пытаться еще раз. | |||
24 | Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу». | ||
Итого: |
Аналитическая справка
Социальный педагог ______________________________
Проводится в начале 9 класса.
Подсчитать в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет».
Сложить полученные суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов - неготовность,
7-12 баллов - низкая готовность,
13-18 баллов - средняя готовность,
19-24 балла - высокая готовность.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, ограниченными возможностями здоровьяНовосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
=============================================================================================
Приложение № 2
Постинтернатная подготовка воспитанников школы-интерната
Приложение 2.1
Индивидуальный план постинтернатного сопровождения выпускника
Сроки реализации:________________
ФИО ________________________ _________________________________________________
Дата рождения: __________________________________________________________________
Место рождения: ________________________________________________________________________________
Период нахождения в школе-интернате ___________________________________________
Сведения о родителях, родственниках
Мать: ФИО, дата рождения________________________________________________________
Отец: ФИО, дата рождения.______________________________________________________
Родственники: дядя – ФИО, дата рождения, адрес проживания, другие сведения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы, обучения:______________________________________________________________ ________
Будущая специальность__________________________________________________________
Социальный статус_______________________________________________________________
Материальное положение:____________________________________________________________________
Возможные затруднения_________________________________________________________
Тип сопровождения
________________________________________________________________________________
(поддержка, сопровождение, помощь)
Содержание работы с выпускником
Цель: ________________________________________________________
Задачи:_______________________________________________________
План мероприятий:
Срок | Содержание | Исполнители |
Состав специалистов:_______________________
С планом мероприятий согласен
Дата ________ Подпись __________ выпускника
Приложение 2.2
Договор № ____
МКОУ Купинской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
с выпускниками школы-интерната
по организации постинтернатного сопровождения
г. Купино « « _____________ 20 г.
МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в лице директора ФИО , действующего на основании Устава с одной стороны и выпускника школы-интерната __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(далее выпускник) со второй стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора
МКОУ Купинская школа-интернат осуществляет социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускника (цы)
- Обязанности сторон
Специалисты школы-интерната обязуются:
- Осуществлять социально-психолого- педагогическую помощь выпускнику.
- Диагностировать особенности личности выпускника с выявлением круга его общения, влияния окружения, проблем, особенностей жизни, установление «социального диагноза»
- Консультировать выпускника по широкому кругу вопросов, инструктировать в новых жизненных ситуациях.
- Оказывать помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержку в становлении самостоятельности
- Организовывать учебную, трудовую деятельность с помощью трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации.
- Содействовать в развитии способностей к самостоятельному решению жизненных проблем.
- Способствовать его социальной адаптации и социализации в обществе.
- Организовывать индивидуальные и групповые консультации.
- Проводить диагностическую и коррекционную работу.
- Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психопрофилактической, консультативной)
- Способствовать созданию среды общения, досуговой деятельности
- Вести работу по повышению психологической устойчивости выпускников в преодолении конфликтных ситуаций.
- Осуществлять подготовку и формирование групп тренингов для выпускников
- Оказывать социально-правовую помощь в получении жилья (при условии отсутствия закрепленного жилья), в оформлении и получении пособий, пенсий, стипендий, восстановлении утраченных документов.
- Проводить мониторинг социализации выпускника в обществе.
Специалисты школы-интерната имеют право:
- получать любую дополнительную информацию о выпускнике;
- планировать мероприятия по защите прав выпускника;
- планировать совместно с выпускником мероприятия по защите прав выпускника;
- заключать и расторгать настоящий договор;
- оказывать содействие в получении медицинской помощи в т.ч. психиатра;
Выпускник обязуется:
- Выполнять условия данного договора
- Ответственно относиться к своей жизни и здоровью, своевременно проходить медицинское обследование, получать консультации психиатра
- Ответственно относиться к учебе и работе
- Выполнять рекомендации специалистов школы-интерната
- Принимать участие в групповых занятиях с психологом и социальным педагогом
- Быть участником психологических тренингов, организуемых специалистами школы-интерната, отделом опеки и попечительства, социальной защиты.
Выпускник имеет право:
- на уважительное отношение и соблюдение прав личности;
- быть инициатором досрочного расторжения договора;
- заключать и расторгать настоящий договор.
- Ответственность сторон
- Специалисты школы-интерната несут ответственность за сопровождение выпускника школы-интерната, а также за результаты диагностики, консультирования, просвещения выпускника
- Выпускник за невыполнение обязательств данного договора несет ответственность в соответствии с действующим законодательством
Споры, возникающие в ходе выполнения данного договора о сопровождении выпускника, рассматриваются в месячный срок с момента их возникновения в целях выработки согласованного решения.
- Условия изменения, дополнения и расторжения договора
- Настоящий договор действует с момента заключения и по достижению выпускником 23-летнего возраста.
- Договор может быть дополнен или изменен в письменном виде
по соглашению сторон другими взаимными обязательствами,
дополнительным соглашением
- При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий договора
стороны вправе его расторгнуть.
- Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:
- -по инициативе школы-интерната при наличии уважительных причин (болезни специалиста, отсутствия взаимопонимания, изменения семейного положения и др.)
- -по инициативе выпускника
Настоящий договор заключен в 2 экземплярах имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится в Купинской школе-интернате, второй передается выпускнику.
Выпускник школы-интерната Директор школы-интерната
____________ __________
Приложение 2.3
Образец
Директору Купинскойспециальной (коррекционной) школы-интерната
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья Новосибирской области
От выпускника (Ф.И.О.) _______________________________
проживающего по адресу:______________________
____________________________________________________
Тел.____________________________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
на постинтернатное сопровождение.
Я, ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
прошу заключить со мной договор на постинтернатное сопровождение специалистами МКОУ Купинской школы-интерната, в случае возникновения моей жизни (базовых, кризисных, экстренных ситуаций.)
______________/ _____________________________ «____» ___________ 20__ г.
(подпись) (ФИО полностью)
Приложение 2.4
Банк данных о выпускниках
№ п/п | Год выпуска | ФИО Дата рождения | Учебное учреждение (оконченное, специальность) | Место работы профессия | Адрес проживания телефон | Семейное положение (вид брака, дети) | Сведения о жилье |
Приложение 2.5
Мониторинг
жизнеустройства и социально-правовой защищенности выпускников
МКОУ Купинской школы-интерната
( « ____ »_____________ ___год)
Анализируемая позиция | Выход выпускников в социум | Количество выпускников состоящих на постинтернатном сопрвождении |
Жизнеобеспечение | По окончанию школы имели закрепленное жилье | |
Обеспечены жильем | ||
Не обеспечены жильем | ||
Семья | Живут в браке | |
Воспитывают собственных детей | ||
Занятость | Трудоустроены | |
Учатся | ||
Находятся в декретном отпуске | ||
Служба в рядах вооруженных сил РФ | ||
Нет сведений | ||
Правосознание | МЛС |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
Программа постинтернатного сопровождения
Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе получения ими профессионального образования в ГБПОУ РХ «Техни...
Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД
Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...
Программа постинтернатное сопровождение
Данная программа может реализовываться в школе-интернате....
Программа «Постинтернатное сопровождение выпускниц»
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Выпускницам Куртамышского СУВУ ...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...