Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната
рабочая программа

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

Выпускники коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ: дети-сироты; дети из  замещающих семей; учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Жизненный опыт этих детей очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников  является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы–интерната.

Цель программы:

   -  организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx77.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

________________________________________________________________________________________________

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол

 1 от   30.08. 2018        г.

 

Утверждено

директор школы

___________О.В. Кокарева

Программа

постинтернатного сопровождения выпускников

 школы-интерната

срок реализации программы 3 года

Авторы программы:

Есипчук Елена Анатольевна,

социальный педагог,

Герций Валентина Ивановна,

воспитатель.

г. Купино

                                                                             2018

Содержание

1.Пояснительная записка  …………………………………................................................ 2                                                                      

2. Этапы реализации программы……………………………………………......................4

3.План  осуществления постинтернатного сопровождения……………………………...9

4. Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………….10

5. Список использованной литературы……………………………………………………12

Пояснительная записка

В число наиболее актуальных задач, стоящих перед интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников, включая их социально-психологическое сопровождение, оказание помощи в получении  жилья, оказание содействия в получении профессионального образования, трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении профессионального образования.

Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют следующие основополагающие  законодательные  акты Российской Федерации:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) .

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

Выпускники коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ: дети-сироты; дети из  замещающих семей; учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Жизненный опыт этих детей очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников  является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из школы–интерната.

Цель программы:

   -  организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению.

Задачи:

- подготовка обучающихся старших классов школы-интерната к самостоятельной жизни вне школы;

 - содействие выпускникам в получении профессионального  образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

 -оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;

- организация индивидуального процесса сопровождения.

Данная программа предназначена для сопровождения учащихся 8-9 классов и выпускников школы-интерната до 23 лет.

Методологическими основами программы являются:

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

-  концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа:

  • индивидуального личностного подхода
  • свободы и выбора
  • деятельности
  • комплексности и целостности
  • систематичности и последовательности
  • толерантности.

Методы работы, используемые в программе:

-  анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), классификация педагогических фактов и их обобщение;

  • сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование.);
  • социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог);
  • социологическое исследование по адаптации выпускников;
  • формирование  сознания, организация и стимулирование деятельности.

I.Этапы реализации программы

1. 1Предпостинтернатная подготовка воспитанников (подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната)

Цель:

оценка возможностей воспитанника и выработка мер по подготовке к социальной адаптации.

Задачи:

 - создание у воспитанников  определенного запаса жизненных умений и навыков, а также правовых знаний,

- формирование умений, позволяющих    воспитаннику –выпускнику  самостоятельно реализовать своижизненные планы.

 Направления  и содержание осуществления предпостинтернатной подготовки

Направление

Срок

Содержание

Исполнители

1.Социально-психолого-педагогическая экспертиза

начало 8 класса

по конец

9 класса

1. Сбор сведений о выпускнике.

социальный педагог, педагог психолог, врач, ШПМПк

2. Диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков, развитости "социальноподдерживающей сети" выпускника и выработка специалистами рекомендаций по составлению индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП);

3. Изучение: уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия.

2. Социальное воспитание и профилактика

Начало 8 класс по конец 9 класса

1. Формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации

воспитатель, социальный педагог

2. Профилактика межличностных конфликтов

педагог психолог

3. Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации

воспитатель, воспитанник

4. Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети". Выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника.

воспитатель, социальный педагог

3. Социально-психолого-педагогическое консультирование

9 класс

 1.Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения или места работы.

социальный педагог, воспитанник

  2.Составление совместно с выпускником плана развития и коррекции его отклонений в социальном поведении.

  3.Оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации.

  4.Создание "информационного поля" постинтернатной адаптации для выпускника, включая: информацию о вариантах продолжения образования; возможностях трудоустройства; конструктивной организации досуга; поддержки, здоровья или лечения выпускника; получения подростком психологической помощи; об альтернативных формах проживания; маршрутах постинтернатной адаптации.

4. Защита прав и интересов выпускников

9 класс

  1. Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства.

социальный педагог,

адм. школы

  2. Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов

  3. Представительство в правозащитных и административных органах.

  4. Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

5.Предпрофильная подготовка

8-9 класс

  1.Подготовка   учащихся 8-9 классов  по обувному, столярному, швейному делу, кулинарии;

педагоги

МКОУ Купинской

школы-интерната

6. Профильная подготовка

9 класс

1.Подготовка  учащихся 9 классов  на базе ГБПОУ Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» с  присвоением квалификации «Повар II разряда».

Педагоги ГБПОУ Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей»

Индивидуальная программа предпостинтернатной подготовки воспитанника (ИППП)  (приложение №1) является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей).   Любая технология – это программа деятельности по решению каких-либо задач для достижения определенной цели.  ИППП – это фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для воспитанника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.

ИППП - это система мероприятий, разрабатываемая специалистами совместно с воспитанником, направленная на развитие его умений и навыков самостоятельной жизни и создание условий для их активного применения. Индивидуальный план подготовки - цикличный процесс, включающий этапы: планирование мероприятий на определенный период; выполнение мероприятий; мониторинг; критический анализ достигнутого. Таким образом, структура ИПП условно состоит из блоков: анализа ситуации, содержания работы, организации работы и анализа результативности работы.

Блок анализ ситуации.

Данный блок включает:

  • сведения о ребенке (анкетные данные, посещаемые учреждения и т.п.);
  • сведения о биологических родителях, родственниках (анкетные данные, социальная характеристика и т.п.);
  • описание ситуации на данный момент: рекомендации специалистов, результаты обследования (социального, психолого-педагогического, медицинского).

Содержание работы включает в себя:

  • цели и задачи;
  • конкретные мероприятия, сроки реализации, ответственные;
  • участие родственников, других заинтересованных лиц.

Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочная цель – подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Эта цель является общей для всех: и для специалистов и для ребенка. Краткосрочные цели – этапы достижения долгосрочной цели. Задачи должны быть понятны всем участникам сопровождения, поэтому необходимо обсуждать и формулировать их совместно с ребенком. Необходимо ставить задачи таким образом, чтобы они характеризовали достижения ребенка, его продвижение, а не действия специалистов. Поэтому задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка.

Требования к задачам должны быть:

  • едиными для специалиста и ребенка и соотноситься с приоритетными на данный момент потребностями ребенка;
  • соотносимыми с конечным результатом;
  • достижимыми и реалистичными:
  • ориентированными на определенный промежуток времени, в течение которого планируется их выполнить;
  • специфичными, т.е. направленными на решение конкретной проблемы;
  • измеримыми, т.е. должны быть критерии оценки выполнения задачи;
  • исключающими двойную ответственность за результат совместной работы.

Содержание мероприятий определяется исходя из поставленных задач с указанием сроков и ответственного за их выполнение. При этом важно помнить, что ребенок может освоить новые навыки только с помощью активного действия, поэтому необходимо создание условий для его активной деятельности.

Блок – мониторинг. Данный блок включает:

  • промежуточные результаты работы и их оценка;
  • задачи на следующий этап подготовки;

Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Данные мониторинга обязательно фиксируются в ИПП.  На основании их анализа, в конце учебного года с учащимися 8 класса производится корректировка ИПП с учетом изменяющихся потребностей ребенка и ситуации. Планируется новый этап сопровождения с ясными, реальными, конкретными задачами и планом мероприятий на 9 класс.

При мониторинге:

  • оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;
  • оценка производится специалистами и самим воспитанником, при этом приоритетным мнением является мнение ребенка;
  • оценивается насколько ребенок реализует навыки и умения в повседневной жизни;
  • производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);
  • формулируются выводы для дальнейшей деятельности.

1.2 Постинтернатное сопровождение.

Цель:реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.

Задачи:

  • установление с выпускниками эмоционально – смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности,
  • формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста,
  • анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально – психологической коррекции  опыта выпускников.

По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:

Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации

 Тип сопровождения

Содержание

1

Поддержка.

Предусмотрено для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации.

2

Сопровождение

Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации.

3

Помощь.

Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации.

Составляется индивидуальный план  постинтернатного сопровождения   выпускника (приложение 2). Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.

План осуществления постинтернатного сопровождения

Срок

Содержание

Исполнители

июнь-август

1. Помощь в трудоустройстве или

социальный педагог

устройстве на дальнейшее обучение

  июнь

2. Помощь в прохождении медкомиссии.

медики, воспитатель

в течение года

3.Заключение договоров с выпускниками  на постинтернатное сопровождение

специалисты службы постинтернатного сопровождения

  сентябрь

4.Составление индивидуальных планов постинтернатного  сопровождения выпускников

специалисты службы постинтернатного сопровождения,

воспитатели

в течение года

  5. Обновления  банка данных на выпускников  школы-интерната.

специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатели

в течение года

  6. Взаимодействие с учреждениями    профессионального

образования (- контроль за успеваемостью,

посещаемостью учебных занятий,

адаптацией выпускников;

-установление связей с кураторами, мастерами.)

  специалисты службы   постинтернатного сопровождения, воспитатели

1 раз в год

7. Мониторинг успешности адаптации.

специалисты службы   постинтернатного сопровождения, воспитатели

в течение года

8.Индивидуальное  консультирование на развитие социальной уверенности  по проблемам:

 - самочувствия (изменчивость настроения, депрессивные состояния, аффекты, стрессы)

- межличностных отношений;

- профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях;

- семейного консультирования (неполные семьи, разводы, смерть супруга и т.д.);

- взаимоотношения родителей и детей (возрастные кризисы, психолого-педагогических вопросы по воспитанию.);

- стратегии поведения в конфликтных ситуациях (консультации, выпуск брошюр и  листовок);

- осознание и осмысление главных вопросов юности, создание собственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути (консультации, беседы);

- преодоление кризиса «встречи со взрослостью» и принятие ответственности за свою жизнь, за самого себя, выбора собственного пути и места   в жизни (беседы, консультации);

- консультации на развитие социальной уверенности у выпускников

- сопровождение выпускниц – молодых мам.

 специалисты службы постинтернатного сопровождения,

педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

 9. Индивидуальное консультирование по вопросам жилищных проблем, здоровья, социальной защиты, социально-бытовой сферы, учёбе и трудоустройству выпускников

специалисты службы постинтернатного сопровождения, медицинский работник

в течение года

Сотрудничество с НКО « Надежда по всему миру»  (Содействие в оказании  необходимой помощи выпускникам школы-интерната).

администрация щколы,

пециалисты службы постинтернатного сопровождения,

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:
  • владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
  • уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.
  • соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.
  • иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.
  • знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.
  • владеть навыками оказания первой медицинской помощи.
  • уметь вести домашнее хозяйство.
  • следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.
  • иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.
  • сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.
  • являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.
  1. Профессиональная самореализация выпускников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
  3. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Список использованной литературы

1. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1,2. г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой.- М.: благотворительный  фонд социальной  помощи детям «Расправь крылья», 2010.

2.  Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В.Семья. М.:СИМС, 1999.

3.    « Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни», доктор психологических наук, Семья Галина Владимировна

4.   Гурьева О.Т.,  Галушина Э.Б., Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни: метод.пособие. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 61с.

5.   Марганов А.Г., Валеева Р.А.,  Особенности  развития  социально-правовой компетентности воспитанников детского дома, стр.91,  Образование и Саморазвитие Научный журнал № 6(22) 2010 г., г. Казань.

6.   Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб., 2005.

7.  Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)». Книга 26 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 146 с.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения  родителей,  ограниченными возможностями здоровьяНовосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

=============================================================================================

Приложение № 1

Предпостинтернатная  подготовка  воспитанника школы-интерната

 Приложение 1.1

Социальная  карта развития воспитанника

Год рождения__________________

Дата поступления______________ школу-интернат, класс___________

Откуда прибыл _________________________________________________________________________

Путёвка №__________от__________________

Постановление об определении несовершеннолетнего:  

______________________________________________________________________________

Данные свидетельства о рождении:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Паспорт:_____________________________________________________________________

_Заключение ПМПК №_____________ Дата обследования:

Имеется ли инвалидность: да, нет        

Данные о семье:

Ф.И.О. матери ________________________________________________________________

Ф.И.О. отца___________________________________________________________________

 Другие родственники:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о жилье:

______________________________________________________________________________

ИНН:__________________________________________________________________________

Страховое свидетельство:_____________________________________________________

Медицинский полис:_________________________________________________________

Уровень физического и соматического развития:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Хронические заболевания:_______________________________________________________

 Группа здоровья:_______________________________________________________________

Социальная защита: пенсия по инвалидности, пенсия по СПК _________________________

Алименты: назначены, поступают, не поступают, с задолженностью

Карту заполнил социальный педагог:  ___________________________

«_____»_________20___год.

                                         

   Приложение 1.2

Карта

психолого-педагогической подготовки воспитанника

___________________________________________

(по 5-ти бальной системе)

Характеристика особенностей

20____ год

20___ год

(8 кл)

(9 кл)

1. Эмоциональная сфера

Адекватная

Возбудимый

Склонный к аффектам

Заторможен

2. Волевые качества

Сформированы

Не сформированы

3. Самооценка

Адекватная

Завышена

Занижена

4. Общение

Гиперобщителен

Насторожен

Негативен

Замкнут

Доброжелателен

5. Социально – поведенческие

особенности

Застенчив

Замкнут

Лжив

Грубый

Хвастливый

6. Положение в группе

Лидер

Ведомый

Изолированный

Итого:

Средний балл:

Общий средний балл по итогам двух

средних баллов:

Аналитическая справка

_____________________________________________________________________________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)

_____________________________________________________________________________

Педагог-психолог________________

                                                                                                                                                  Приложение 1.3

Таблица

оценки сформированности  личностных умений и навыков воспитанника

(по 5-ти бальной системе)

 Личностные  умения и навыки

8 класс

9 класс

1. Культура самообслуживания и организация быта:

- одевается чисто, аккуратно

- следит за своей одеждой, обувью

- умеет постирать свои вещи

- может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей

- следит за прической, ногтями, чистотой тела

- умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать

Уют

- умеет готовить, сервировать стол

Итого:

2. Культура учебного труда:

умение организовать работу (планировать)

- умение пользоваться дополнительной литературой

- настойчивость, усидчивость

- трудолюбие

- организация помощи в самоподготовке другим детям

умение довести дело до конца

аккуратность.

Итого:

3. Культура общения:

- вежлив со сверстниками

- не употребляет кличек

- не сквернословит

- может наладить контакт, вести беседу

- уважителен со старшими

- отношение к малышам (может наладить игру, опекает,

следит за их внешним видом).

- умеет просить помощь и оказывать ее

Итого:

4. Культура поведения

- за столом

- в общественных местах

- в транспорте

- в гостях

Итого:

5. Бережное отношение

- к учебным принадлежностям

- к вещам

- к продуктам

- к мебели

- умеет распределять и расходовать денежные средства

Общий  балл

Аналитическая  справка

__________________________________________________________________________

(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)

Воспитатель  ____________________________________

Приложение 1.4

Карта

изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ3 (подготовлен профессором В. Б. Успенским)

Прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»4.

Вопрос

Да

Нет

1

Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2

Основной мотив выбора - материальные интересы.

3

В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4

Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда

пошли учиться ваши друзья.

5

Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома.

6

Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть

запасные варианты.

7

Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8

Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной

профессии.

9

Не важно, кем работать, важно, как работать.

10

Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует

получить аттестат.

11

Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной

деятельности, вам не достает.

12

Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13

Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.

14

Учителя и воспитатели одобряют ваш выбор будущей профессии.

15

Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16

Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей

профессии.

17

Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18

Главное в выборе профессии - возможность поступить в

профессиональное учебное заведение.

19

Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20

Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой

профессии.

21

Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу.

22

Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой

профессии.

23

Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете

пытаться еще раз.

24

Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу».

Итого:

Аналитическая справка

    Социальный педагог ______________________________

Проводится в начале 9 класса.

Подсчитать в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет».

Сложить полученные  суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность,        

7-12 баллов - низкая готовность,        

13-18 баллов - средняя готовность,

19-24 балла - высокая готовность.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения  родителей,  ограниченными возможностями здоровьяНовосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

=============================================================================================

Приложение №  2

Постинтернатная  подготовка  воспитанников школы-интерната

Приложение 2.1                                                                    

Индивидуальный план постинтернатного сопровождения выпускника

Сроки реализации:________________

ФИО ________________________ _________________________________________________

Дата рождения: __________________________________________________________________

Место рождения: ________________________________________________________________________________

 Период нахождения в школе-интернате  ___________________________________________

Сведения о родителях, родственниках

Мать: ФИО, дата рождения________________________________________________________

Отец: ФИО, дата    рождения.______________________________________________________

Родственники: дядя – ФИО, дата рождения, адрес проживания, другие сведения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы, обучения:______________________________________________________________ ________

Будущая  специальность__________________________________________________________

Социальный статус_______________________________________________________________

Материальное положение:____________________________________________________________________

Возможные затруднения_________________________________________________________

Тип сопровождения

________________________________________________________________________________

(поддержка, сопровождение, помощь)

Содержание работы  с выпускником

Цель: ________________________________________________________

Задачи:_______________________________________________________

План мероприятий:

Срок

Содержание

Исполнители

Состав специалистов:_______________________

С планом мероприятий согласен

Дата ________                                                             Подпись __________ выпускника

Приложение 2.2                                                                    

Договор № ____

МКОУ Купинской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

с выпускниками школы-интерната

по организации постинтернатного сопровождения  

г. Купино                                                                            «     « _____________ 20    г.

МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья  в лице директора ФИО  , действующего на основании Устава с одной стороны и выпускника школы-интерната __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(далее выпускник) со второй стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Предмет договора

МКОУ Купинская  школа-интернат  осуществляет социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускника (цы)

  1. Обязанности сторон

Специалисты  школы-интерната  обязуются:

  • Осуществлять социально-психолого- педагогическую помощь выпускнику.
  • Диагностировать особенности личности выпускника с выявлением круга его общения, влияния окружения, проблем, особенностей жизни, установление «социального диагноза»
  • Консультировать выпускника по широкому кругу вопросов, инструктировать в новых жизненных ситуациях.
  • Оказывать помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержку в становлении самостоятельности
  • Организовывать учебную, трудовую деятельность с помощью трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации.
  • Содействовать в развитии способностей к самостоятельному решению жизненных проблем.
  • Способствовать его социальной адаптации и социализации в обществе.
  • Организовывать индивидуальные и групповые консультации.
  • Проводить диагностическую и коррекционную работу.
  • Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психопрофилактической, консультативной)
  • Способствовать созданию среды общения, досуговой деятельности
  • Вести работу по повышению психологической устойчивости выпускников в преодолении конфликтных ситуаций.
  • Осуществлять подготовку и формирование групп тренингов для выпускников
  • Оказывать социально-правовую помощь в получении жилья (при условии отсутствия закрепленного жилья), в оформлении и получении пособий, пенсий, стипендий, восстановлении утраченных документов.
  • Проводить мониторинг социализации выпускника в обществе.

Специалисты школы-интерната  имеют право:

- получать любую дополнительную информацию о выпускнике;

- планировать мероприятия по защите прав выпускника;

- планировать совместно с выпускником мероприятия по защите прав выпускника;

- заключать и расторгать настоящий договор;

- оказывать содействие в получении  медицинской помощи в т.ч. психиатра;

Выпускник обязуется:

  • Выполнять условия данного договора
  • Ответственно относиться к своей жизни и здоровью, своевременно проходить  медицинское обследование, получать консультации психиатра
  • Ответственно относиться к учебе и работе
  •  Выполнять рекомендации специалистов школы-интерната
  • Принимать участие в групповых занятиях с психологом и социальным педагогом
  • Быть участником психологических тренингов, организуемых специалистами школы-интерната, отделом опеки и попечительства, социальной защиты.

Выпускник имеет право:

- на уважительное отношение и соблюдение прав личности;

- быть инициатором досрочного расторжения договора;

- заключать и расторгать настоящий договор.

  1. Ответственность сторон

  •     Специалисты  школы-интерната  несут ответственность за сопровождение выпускника        школы-интерната, а также за результаты диагностики, консультирования, просвещения выпускника
  •     Выпускник за невыполнение обязательств данного договора несет ответственность в   соответствии с действующим законодательством

Споры, возникающие в ходе выполнения данного договора о сопровождении выпускника, рассматриваются в месячный срок с момента их возникновения в целях выработки согласованного решения.

  1. Условия изменения, дополнения и расторжения договора

  •    Настоящий договор действует с момента заключения и по достижению                  выпускником    23-летнего возраста.
  •    Договор может быть дополнен  или изменен в письменном виде

         по соглашению  сторон другими взаимными обязательствами,

         дополнительным соглашением

  •    При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий договора

         стороны вправе его расторгнуть.

  •    Настоящий договор может быть расторгнут    досрочно:
  1.   -по инициативе  школы-интерната  при наличии уважительных причин (болезни специалиста, отсутствия взаимопонимания, изменения семейного   положения и др.)
  2.   -по инициативе выпускника

        Настоящий  договор заключен в 2 экземплярах имеющих одинаковую юридическую    силу. Один экземпляр хранится  в Купинской школе-интернате, второй передается выпускнику.

Выпускник  школы-интерната                               Директор школы-интерната                              

   ____________                                                                                   __________

Приложение 2.3                                                                  

Образец

Директору Купинскойспециальной                                                                              (коррекционной) школы-интерната

 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

 возможностями здоровья Новосибирской области  

От   выпускника (Ф.И.О.) _______________________________

проживающего   по адресу:______________________

____________________________________________________

Тел.____________________________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

на постинтернатное сопровождение.

Я, ____________________________________________________________________________

                             (фамилия, имя, отчество)

прошу   заключить со  мной договор на постинтернатное сопровождение специалистами  МКОУ Купинской школы-интерната, в случае возникновения моей жизни (базовых, кризисных,  экстренных ситуаций.)

______________/ _____________________________                       «____» ___________ 20__ г.

(подпись)                        (ФИО полностью)

Приложение 2.4                                                                    

Банк данных о выпускниках

№ п/п

Год

 выпуска

ФИО

Дата рождения

 Учебное учреждение

(оконченное, специальность)

Место работы профессия

Адрес проживания

телефон

Семейное    положение

(вид брака, дети)

Сведения о жилье

Приложение 2.5                                                                    

  Мониторинг

жизнеустройства и социально-правовой защищенности выпускников

МКОУ Купинской школы-интерната

( «  ____  »_____________        ___год)

Анализируемая позиция

Выход выпускников в социум

Количество выпускников  состоящих на постинтернатном сопрвождении

Жизнеобеспечение

По окончанию школы

имели  закрепленное жилье

Обеспечены  жильем

Не обеспечены  жильем

Семья

Живут в браке

Воспитывают собственных  детей

Занятость

Трудоустроены

Учатся

Находятся в декретном отпуске

Служба в рядах вооруженных сил РФ

Нет сведений

Правосознание

МЛС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Программа постинтернатного сопровождения

Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе получения ими профессионального образования в ГБПОУ РХ «Техни...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...

Программа постинтернатное сопровождение

Данная программа может реализовываться в школе-интернате....

Программа «Постинтернатное сопровождение выпускниц»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Выпускницам Куртамышского СУВУ ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...