Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, опыт и особенности такой работы другими учреждениями для детей-сирот нашей страны, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, нами была разработана данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sots._adaptatsii_vypusknikov.doc | 603.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ставропольского края
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 30»
ПРОГРАММА
социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома
Одобрена: Методическим советом
ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 30»
Протокол № ___ от «___»_______2012 г.
Авторский коллектив:
Шелкоплясов А.Н. - зам. директора по учебно-воспитательной работе
Ломакина М.Р. - педагог-психолог
г. Георгиевск
Пояснительная записка
В число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении.
Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ.
Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие.
Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.
Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.
Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:
- Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);
- Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;
- Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
- Формирование законопослушного поведения воспитанников.
Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники детского дома или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.
На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.
Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.
Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.
Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).
Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.
Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому что, покидая детский дом, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни и у них возникают такие проблемы как:
- ведение иждивенческого образа жизни;
- формирование алкогольной или наркотической зависимости;
- совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.
Учитывая столь важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, опыт и особенности такой работы другими учреждениями для детей-сирот нашей страны, в частности: «Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение» ГОУ «Детский дом № 59» г. Москва, Концепция постинтернатной адаптации выпускников ГКОУ «Детский дом» г. Горнозаводск, Программа сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната VI вида г. Волгодонска, Система постинтернатного сопровождения воспитанников ГУО «Вспомогательная школа - интернат", г. Копыльск, «Программа постинтернатного сопровождения выпускников» КГБОУ "Детский дом №20", с.п. Село Хурба, Комсомольский р-н и других, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, нами была разработана данная программа.
Содержание программы является последовательной реализацией целевых установок Программы развития детского дома на 2012-2015гг, а также программы воспитания детей школьного возраста «Я - Личность».
Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
- Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном учреждении профессионального образования.
- Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника.
- Создавать условия для успешной социализации выпускника после окончания им учебного заведения.
Реализация программы предполагает постинтернатное сопровождение воспитанников 8(10) классов и социальную адаптацию выпускников 9(11) классов вплоть до достижения ими возраста 23 лет.
Методологическими основами программы являются:
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П. Волков, И.П. Ильин и др.);
- положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);
- положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В. Некрасова, И.П. Крохин, Т.И. Юферева и др.);
- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я. Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.);
- положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, А.Я. Олиференко, Л.К. Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Палиева Н.А., Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.);
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- гуманизма
- демократизации отношений
- индивидуального личностного подхода
- природосообразности
- творчества и свободы
- свободы и выбора
- деятельности
- культуросообразности
- комплексности и целостности
- научности.
- систематичности и последовательности
- мультидисциплинарности
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
- Гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили.
- Педагогической поддержки - О.С. Газман.
- Социально-педагогических технологиях работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
- Индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в программе:
- анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
- социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- социологическое исследование по адаптации выпускников;
- формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.
Техники работы, используемые в программе:
- самораскрытия;
- убеждения;
- установления логических взаимосвязей;
- разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
- выявления социального "Я";
- обучения поиску информации.
Технология реализации программа предполагает последовательное проведение работы по следующим этапам:
- Предпостинтернатная подготовка воспитанника.
Цель: оценка возможностей и выработка мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника.
Алгоритм
осуществления предпостинтернатной подготовки
Направление | Срок | Содержание | Исполнители |
1. Социально- психолого- педагогическая экспертиза | Начало 8(10) класс по конец 9(11) класса | 1. Сбор сведений о выпускнике. | Воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, врач, ПМПК |
2. Диагностика сформированности личностных качеств, житейских умений и навыков, развитости "социально-поддерживающей сети" выпускника и выработка специалистами рекомендаций по составлению индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП); | |||
3. Изучение: уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия. | |||
2. Социальное воспитание и профилактика | Начало 8(10) класс по конец 9(11) класса | 1. Формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации в т.ч. через освоение материала программы по социальной адаптации (Программа «Я - Личность»). | Воспитатель, социальный педагог |
2. Профилактика межличностных конфликтов. | Педагог-психолог | ||
3. Консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации. | Воспитатель, воспитанник | ||
4. Работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети". Выявление желания и возможности родственников, знакомых принять участие в жизни выпускника, оказать помощь в его адаптации. | Воспитатель, социальный педагог | ||
3. Социально-психолого-педагогическое консультирование | 9(11) класс | 1. Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения или места работы. | Социальный педагог, воспитанник |
2. Составление совместно с выпускником плана развития и коррекции его отклонений в социальном поведении. | |||
3. Оказание помощи в профессиональном самоопределении и профориентации. | |||
4. Создание "информационного поля" постинтернатной адаптации для выпускника, включая: информацию о вариантах продолжения образования; возможностях трудоустройства; конструктивной организации досуга; поддержки, здоровья или лечения выпускника; получения подростком психологической помощи; об альтернативных формах проживания; маршрутах постинтернатной адаптации. | |||
4. Защита прав и интересов выпускников | 9(11) класс | 1. Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства. | Социальный педагог, администрация |
2. Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов. | |||
3. Представительство в правозащитных и административных органах. | |||
4. Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве. |
По итогам составления индивидуальной программы постинтернатной подготовки воспитанника (приложение 1) проводится заседание ПМПК детского дома, на котором обсуждаются и обобщаются выявленные показатели и основные проблемы и вырабатываются пути их решения, а также даются рекомендации специалистами.
Индивидуальная программа постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП) является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). Любая технология – это программа деятельности по решению каких-либо задач для достижения определенной цели. ИППП – это фактически договор между ребенком и специалистами, в котором четко указываются роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для воспитанника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
ИППП - это система мероприятий, разрабатываемая специалистами совместно с воспитанником, направленная на развитие его умений и навыков самостоятельной жизни и создание условий для их активного применения. Индивидуальный план подготовки - цикличный процесс, включающий этапы: планирование мероприятий на определенный период; выполнение мероприятий; мониторинг; критический анализ достигнутого. Таким образом, структура ИПП условно состоит из блоков: анализа ситуации, содержания работы, организации работы и анализа результативности работы.
Блок анализ ситуации.
Данный блок включает:
- сведения о ребенке (анкетные данные, посещаемые учреждения и т.п.);
- сведения о биологических родителях, родственниках (анкетные данные, социальная характеристика и т.п.);
- описание ситуации на данный момент: рекомендации специалистов, результаты обследования (социального, психолого-педагогического, медицинского);
Содержание работы включает в себя:
- цели и задачи;
- конкретные мероприятия, сроки реализации, ответственные;
- участие родственников, других заинтересованных лиц;
Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочная цель – подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Эта цель является общей для всех: и для специалистов и для ребенка. Краткосрочные цели – этапы достижения долгосрочной цели. Задачи должны быть понятны всем участникам сопровождения, поэтому необходимо обсуждать и формулировать их совместно с ребенком. Необходимо ставить задачи таким образом, чтобы они характеризовали достижения ребенка, его продвижение, а не действия специалистов. Поэтому задачи формулируются в виде конкретных навыков, умений или действий ребенка[1].
Требования к задачам должны быть:
- едиными для специалиста и ребенка и соотноситься с приоритетными на данный момент потребностями ребенка;
- соотносимыми с конечным результатом;
- достижимыми и реалистичными:
- ориентированными на определенный промежуток времени, в течение которого планируется их выполнить;
- специфичными, т.е. направленными на решение конкретной проблемы;
- измеримыми, т.е. должны быть критерии оценки выполнения задачи;
- исключающими двойную ответственность за результат совместной работы.
Содержание мероприятий определяется исходя из поставленных задач с указанием сроков и ответственного за их выполнение. При этом важно помнить, что ребенок может освоить новые навыки только с помощью активного действия, поэтому необходимо создание условий для его активной деятельности[2].
Блок – мониторинг. Данный блок включает:
- промежуточные результаты работы и их оценка;
- задачи на следующий этап подготовки;
Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Данные мониторинга обязательно фиксируются в ИПП.
На основании их анализа, в конце 8(10) класса производится корректировка ИПП с учетом изменяющихся потребностей ребенка и ситуации. Планируется новый этап сопровождения с ясными, реальными, конкретными задачами и планом мероприятий на 9(11) класс.
При мониторинге:
- оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;
- оценка производится специалистами и самим воспитанником, при этом приоритетным мнением является мнение ребенка;
- оценивается насколько ребенок реализует навыки и умения в повседневной жизни;
- производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);
- формулируются выводы для дальнейшей деятельности.
- Постинтернатное сопровождение.
Цель: реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.
По итогам реализации всех направлений первого этапа, подводятся итоги социальной подготовки выпускника. Второй этап реализации программы предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки его на учет в одном из трех типов сопровождения:
Характеристика типов сопровождения постинтернатной адаптации
№ | Тип сопровождения | Содержание |
1. | Поддержка. | Предусмотрено для воспитанников с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации. |
2. | Сопровождение. | Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. |
3. | Помощь. | Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации. |
Составляется индивидуальный маршрут постинтернатной адаптации выпускника (приложение 2). Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.
Алгоритм осуществления постинтернатного сопровождения
Тип сопровожде ния | Срок | Содержание | Исполнители |
Поддержка. | Июнь-июль | 1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО. | Социальный педагог |
Май-июнь | 2. Помощь в прохождении медкомиссии. | Врач, воспитатель | |
Сентябрь-октябрь | 3. Выплата выходного пособия. | Администрация | |
По мере получения жилья. | 4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника. | Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники. | |
С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет | 5. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника. | Воспитатель-наставник | |
первые два месяца – 1 раз в неделю, далее в течение года 1 раз в месяц | 5. Взаимодействие детского дома и ОУ ПО на уровне устных обращений и звонков. | Воспитатель-наставник | |
первые полгода – 1 раз в месяц, далее 1 раз в полгода[3] | 6. Контроль успешности процесса адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
1 раз в год до достижения возраста 23 лет | 7. Мониторинг успешности адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
до 23 лет | 8. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях. | Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация | |
Сопровож дение. | Июнь-июль | 1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО. | Социальный педагог |
Май-июнь | 2. Помощь в прохождении медкомиссии. | Врач, воспитатель | |
Сентябрь-октябрь | 3. Выплата выходного пособия. | Администрация | |
По мере получения жилья. | 4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника. | Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники. | |
С момента поступления выпускника в ОУ ПО | 5. Составление плана взаимодействия детского дома и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг». | Социальный педагог, воспитатель-наставник, администрация ОУ ПО | |
С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет | 6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника. | Воспитатель-наставник | |
По мере необходимости | 7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки. | Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог | |
Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода | 8. Контроль успешности процесса адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
1 раз в год до достижения возраста 23 лет | 9. Мониторинг успешности адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
Первые полгода – 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год адаптации - 1 раз в полгода | 10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника. | Воспитатель-наставник | |
До 23 лет. | 11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях. | Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация | |
3. Помощь. | Июнь-июль | 1. Помощь в трудоустройстве или устройстве на обучение в ОУ ПО. | Социальный педагог |
Май-июнь | 2. Помощь в прохождении медкомиссии. | Врач, воспитатель | |
Сентябрь-октябрь | 3. Выплата выходного пособия. | Администрация | |
По мере получения жилья. | 4. Помощь в обустройстве собственного жилья и быта выпускника. | Воспитатель-наставник, администрация, воспитанники. | |
С момента поступления выпускника в ОУ ПО | 5. Составление плана взаимодействия детского дома и ОУ ПО. К плану прилагается Маршрут постинтернатной адаптации, кроме раздела «Мониторинг». | Социальный педагог | |
С 8 класса и до достижения выпускником 23 лет | 6. Установление контакта с социально-поддрживающей сетью выпускника. | Воспитатель-наставник | |
По мере необходимости | 7. Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки. | Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог | |
Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год 1 раз в месяц | 8. Контроль успешности процесса адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
1 раз в год до достижения возраста 23 лет | 9. Мониторинг успешности адаптации. | Воспитатель-наставник, соц. педагог. | |
Первые полгода – ежедневно, далее 1 раз в неделю, на следующий год адаптации - 1 раз в месяц | 10. Контакт с куратором ОУ ПО или администрацией места работы выпускника. | Воспитатель-наставник. | |
До 23 лет. | 11. Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях. | Воспитатель-наставник, соц. педагог, педагог-психолог, администрация |
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:
- владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.
- уметь осуществлять совместную деятельность в коллективе, в том числе трудовом.
- соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.
- иметь психо-эмоциональную устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуации, способность к саморегуляции.
- знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.
- владеть навыками оказания первой медицинской помощи.
- уметь вести домашнее хозяйство.
- следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.
- иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.
- сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.
- являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома.
3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) №30»
ПРОГРАММА индивидуальной постинтернатной подготовки воспитанника |
Иванова Ивана Ивановича,
г. Георгиевск
2010 год
Личностные данные[4]
1. ФИО____________________________________________________________
2. Дата рождения:___________________________________________________
3. Время прибытия в детский дом:_____________________________________
4. Время выбытия: __________________________________________________
5. Социальный статус (подчеркнуть):
круглая сирота оставшийся без попечения
6.Социальная защита (подчеркнуть):
Инвалидность (I, II, III группа) получатель пенсии
7. Обеспечение жильем (подчеркнуть):
закреплено состоит на очереди собственное
8. Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть):
8.1. Зрение:
Норма Отклонение от нормы
8.2. Слух:
Норма Отклонение от нормы
8.3. Хронические заболевания:
Есть Нет
8.4. Группа здоровья:
1 2 3 4 5
8.5. Физкультурная группа:
Основная подготовительная специальная
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель: ________ ________________
Воспитанник: ____________ ___________________
Карта
психолого-педагогической подготовки воспитанника[5]
Характеристика особенностей | 20____ год (8,10 кл) | 20___ год (9,11 кл) | ||
Воспитанник | Педагог-психолог | Воспитанник | Педагог-психолог | |
1. Эмоциональная сфера | ||||
Адекватная | ||||
Возбудимый | ||||
Склонный к аффектам | ||||
Заторможен | ||||
2. Волевые качества | ||||
Сформированы | ||||
Не сформированы | ||||
3. Самооценка | ||||
Адекватная | ||||
Завышена | ||||
Занижена | ||||
4. Общение | ||||
Гиперобщителен | ||||
Насторожен | ||||
Негативен | ||||
Замкнут | ||||
Доброжелателен | ||||
5. Социально – поведенческие особенности | ||||
Застенчив | ||||
Замкнут | ||||
Лжив | ||||
Грубый | ||||
Хвастливый | ||||
6. Положение в группе | ||||
Лидер | ||||
Ведомый | ||||
Изолированный | ||||
Итого: | ||||
Средний балл: | ||||
Общий средний балл по итогам двух средних баллов: |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
_____________________________________________________________________________
(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:
ЦЕЛЬ: формировать навыки правильного общения и волевые качества.
План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8,10 класс):
№ | Содержание проводимой работы | Какие проблемы решались | Срок | Ответственный |
1 | ||||
2 |
Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина
Воспитанник: ____________ __________________
Динамика подготовки:
_____________________________________________________________________________
(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)
За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина
Воспитанник: ____________ __________________
Опираясь на вышеизложенные рекомендации, для работы с воспитанником в 20___- 20___ учебном году составлена следующая программа:
ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки правильного общения и волевые качества.
План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11кл):
№ | Содержание проводимой работы | Какие проблемы решались | Срок | Ответственный |
1 | ||||
2 |
Динамика подготовки:
_____________________________________________________________________________
(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)
За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог: ________ М.Р. Ломакина
Воспитанник: ____________ __________________
Таблица
оценки сформированности житейских умений и навыков воспитанника[6]
Житейские умения и навыки | 20____ год (8,10 кл) | 20___ год (9,11 кл) | ||
1. Культура самообслуживания и организация быта: | Воспитанник | Воспита тель | Воспитанник | Воспита тель |
- одевается чисто, аккуратно | ||||
- следит за своей одеждой, обувью | ||||
- умеет постирать свои вещи | ||||
- может выполнить мелкий ремонт и утюжку вещей | ||||
- следит за прической, ногтями, чистотой тела | ||||
- умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют | ||||
- умеет готовить, сервировать стол | ||||
Итого: | ||||
2. Культура учебного труда: | ||||
умение организовать работу (планировать) | ||||
- умение пользоваться дополнительной литературой | ||||
- настойчивость, усидчивость | ||||
- трудолюбие | ||||
- организация помощи в самоподготовке другим детям | ||||
умение довести дело до конца | ||||
аккуратность. | ||||
Итого: | ||||
3. Культура общения: | ||||
- вежлив со сверстниками | ||||
- не употребляет кличек | ||||
- не сквернословит | ||||
- может наладить контакт, вести беседу | ||||
- уважителен со старшими | ||||
- отношение к малышам (может наладить игру, опекает, следит за их внешним видом). | ||||
- умеет просить помощь и оказывать ее | ||||
Итого: | ||||
4. Культура поведения | ||||
- за столом | ||||
- в общественных местах | ||||
- в транспорте | ||||
- в гостях | ||||
Итого: | ||||
5. Бережное отношение | ||||
- к учебным принадлежностям | ||||
- к вещам | ||||
- к продуктам | ||||
- к мебели | ||||
- умеет распределять и расходовать денежные средства | ||||
Итого: | ||||
Средний балл: | ||||
Общий средний балл по итогам двух средних баллов: |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
_____________________________________________________________________________
(краткая характеристика проблем сформированности качеств, полученная по результатам проведенного исследования)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опираясь на вышеизложенные данные, для работы с воспитанником в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:
ЦЕЛЬ: формировать навыки учебного труда и культуры поведения.
План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (8,10 класс):
№ | Содержание проводимой работы | Какие проблемы решались | Срок | Ответственный |
1 | ||||
2 |
Воспитатель - наставник: ________ __________________
Воспитанник: __________ ______________
Динамика подготовки:
_____________________________________________________________________________
(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)
За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано в следующем году:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель - наставник: ________ __________________
Воспитанник: __________ ______________
Опираясь на вышеизложенные рекомендации, для работы с воспитанником в 20___- 20___ учебном году составлена следующая программа:
ЦЕЛЬ: продолжить формировать навыки бережного отношения к вещам.
План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11 кл):
№ | Содержание проводимой работы | Какие проблемы решались | Срок | Ответственный |
1 | ||||
2 |
Динамика подготовки:
_____________________________________________________________________________
(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)
За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель-наставник: ________ __________________
Воспитанник: __________ ______________
Карта
создания или реконструкции социально-поддерживающей сети воспитанника[7]
1. ФИО____________________________________________________________
2. Дата рождения:___________________________________________________
3. Место обучения: _________________________________________________
4. Описание субъектов социально-поддерживающей сети:
№ | Субъекты (указать ФИО) | Адрес местожительства | Характер взаимоотношений[8] |
1. | Родители: | ||
1.1. | Мать: | ||
1.2. | Отец: | ||
1.3. | Старший брат: | ||
1.4. | Старшая сестра: | ||
2. | Родственники: | ||
2.1. | Бабушка: | ||
2.2. | Дедушка: | ||
2.3. | Тетя: | ||
2.4. | Дядя: | ||
2.5. | Иные родственники: | ||
3. | Иные граждане причастные к судьбе ребенка: | ||
3.1. | |||
3.2. |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
_____________________________________________________________________________
(краткий вывод о возможности использования ресурса социально-поддерживающей сети воспитанника)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опираясь на вышеизложенные данные, для работы в 20___-20___ учебном году составлена следующая программа:
ЦЕЛЬ: создание или реконструкция социальной сети для успешной социализации воспитанника, через формирование тесных взаимоотношений между выпускником и его родным дядей.
План проведения работы в 20____- 20____ уч. году (9,11 класс):
№ | Содержание проводимой работы | Какие проблемы решались | Срок | Ответственный |
1 | ||||
2 |
Воспитатель: ________ __________________
Социальный педагог: ___________ Григорян Е.А.
Воспитанник __________ __________________
Динамика подготовки:
_____________________________________________________________________________
(Положительная, удовлетворительная, неудовлетворительная)
За прошедший период с _______ по ________ произошли следующие изменения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано в дальнейшей адаптации:_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель: ________ __________________
Социальный педагог: ___________ Григорян Е.А.
Воспитанник __________ __________________
Карта
изучения уровня профессионального самоопределения воспитанника
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ[9]
(подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет»[10].
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Вы уже твердо выбрали будущую профессию. | ||
2 | Основной мотив выбора - материальные интересы. | ||
3 | В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда. | ||
4 | Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья. | ||
5 | Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома. | ||
6 | Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты. | ||
7 | Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. | ||
8 | Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии. | ||
9 | Не важно, кем работать, важно, как работать. | ||
10 | Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат. | ||
11 | Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам не достает. | ||
12 | Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. | ||
13 | Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. | ||
14 | Учителя и воспитатели одобряют ваш выбор будущей профессии. | ||
15 | Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. | ||
16 | Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии. | ||
17 | Вы консультировались о выборе профессии у врача. | ||
18 | Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение. | ||
19 | Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. | ||
20 | Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. | ||
21 | Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу. | ||
22 | Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии. | ||
23 | Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз. | ||
24 | Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу». | ||
Итого: |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
__________________________________________________________________
(краткий вывод об уровне готовности воспитанника к выбору профессии)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Воспитанник: __________ _____________________
Социальный педагог: ____________ Е.А. Григорян
Педагог-психолог: _____________ М.Р. Ломакина
Воспитатель: ___________ ______________
Итоги результата
дифференциально-диагностического опросника Е. Климова[11]
Профессиональная сфера | Предметы труда | Примеры профессий |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
__________________________________________________________________
(краткий вывод о результатах проведенного собеседования с воспитанником)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
На основании результата анкетирования, а также по итогам индивидуальной беседы с воспитанником можно сказать о том, что:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(соответствует ли результат опросника личным предпочтениям воспитанника? Если соответствует, то какое учреждение ПО и какая специальность были воспитанником выбраны для дальнейшего поступления)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитанник: __________ _____________________
Социальный педагог: ____________ Е.А. Григорян
Педагог-психолог: _____________ М.Р. Ломакина
Воспитатель: ___________ ______________
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) №30»
МАРШРУТ индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника |
Иванова Ивана Ивановича,
Воспитатель-наставник: ___________________________________
г. Георгиевск
2012 год
1. Общие сведения о выпускнике
«____» __________ 20____ год
№ | Вопросы | Содержание |
1. | ФИО выпускника | |
2. | Дата, месяц, год рождения | |
3. | Время прибытия в детский дом | |
Время выбытия из детского дома | ||
4. | Социальный статус (подчеркнуть): | сирота оставшийся без попечения |
5 | Уровень физического и соматического развития (подчеркнуть): Зрение: Слух: Хронические заболевания: Группа здоровья: Физкультурная группа: | Норма отклонение от нормы Норма отклонение от нормы Есть нет 1 2 3 4 5 Основная подготовительная специальная |
6 | Образование (подчеркнуть): | окончил 9 классов окончил 11 классов |
7 | Жилищные условия (подчеркнуть): | жилья не имеет, но поставлен на очередь; собственное жилье с удобствами; собственное жилье без удобств; комната в общежитии; другое:_________________________________________ |
8 | Место предполагаемого проживания на момент выпуска из детского дома (подчеркнуть): | собственное жилье с удобствами собственное жилье без удобств комната в общежитии съемное жилье другое:_________________________________________ |
9 | Чем предполагает заниматься после выпуска из детского дома (подчеркнуть): | учеба работа учеба и работа одновременно незанятость учет в центре занятости населения |
10 | Название учебного заведения, профессия, которую предполагает осваивать | |
11 | Место предполагаемой работы и должность после выпуска из детского дома: | |
12 | Возможные средства содержания (подчеркнуть): | заработная плата по месту работы случайный заработок помощь родственников стипендия пенсия пособие по безработице перепродажа жилья, имущества другое:_________________________________________ |
13 | В чем нуждается в момент выхода из детского дома (подчеркнуть): | одежда медицинское обслуживание жилье паспорт (гражданство) мебель средства на ремонт жилья другое:_________________________________________ |
14 | Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть): | гулять по улицам заниматься спортом спать ходить в компьютерный клуб проводить время в компании друзей другое:_________________________________________ |
15 | С кем предполагает общаться (подчеркнуть): | с родственниками с членами замещающей семьи с друзьями ни с кем другое:_________________________________________ |
16 | Наличие вредных привычек (подчеркнуть): | Курение Алкоголь Токсикомания Наркотики (какие):______________________________ |
17 | Отношение к правонарушениям (подчеркнуть): | отбывал наказание в местах лишения свободы был условно осужден выплата административного штрафа другое_________________________________________ |
18 | Социально-поддерживающая сеть (подчеркнуть): | родственники супруг (супруга) друзья коллеги специалисты детского дома другие_________________________________________ |
19 | Координаты для связи с выпускником: (адрес местожительства, телефон) | ______________________________________________ ______________________________________________ |
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель-наставник: ________ ________________________
Выпускник: ____________ ___________________
2. Характеристика слабых и сильных качеств выпускника[12]
Сильные стороны | Слабые стороны |
Реально оценивая имеющиеся трудности и возможности для моей дальнейшей адаптации и в целях моего благополучного приспособления к самостоятельной жизни я __________________________________________________________________________________
(ФИ выпускника)
добровольно даю (нужное подчеркнуть):
свое согласие несогласие
на помощь и сопровождение меня в самостоятельной жизни со стороны специалистов детского дома, а именно:
Воспитателя-наставника в лице[13] _____________________________________________________.
(ФИО педагога)
Социального педагога: ______________________________________________________________
Педагога-психолога: ________________________________________________________________
Кроме того, соглашаясь на мое постинтернатное сопровождение добровольно принимаю следующие условия:
1. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, обязан:
- в процессе вхождения в самостоятельную жизнь придерживаться рекомендаций специалистов;
- заполнять необходимую для сопровождения информацию.
2. Выпускник, решивший принять участие в деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, имеет право:
- самостоятельно выбирать тип своего постинтернатного сопровождения;
- участвовать в разработке плана своего сопровождения;
- участвовать в групповой и индивидуальной работе, предлагаемой специалистами;
- обращаться к специалистам детского дома по личным вопросам.
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель-наставник: ________ ________________________
Выпускник: ____________ ___________________
- SWOT- анализ процесса адаптации[14]
Потребности выпускника | |
Ожидания выпускника | |
Возможные проблемы | 1. |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Пути предотвращения или решения проблем или «рисков» | 1. |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель-наставник: ________ ________________________
Выпускник: ____________ ___________________
Таким образом, благодаря полученным данным, представляется целесообразным установить над выпускником следующий тип постинтернатного сопровождения (подчеркнуть):
ПОДДЕРЖКА СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОМОЩЬ
В соответствии с выбранным типом сопровождения составлена следующая программа:
Цель: помощь выпускнику в адаптации к самостоятельной жизни.
Задачи[15]:
- Овладение специальностью;
- Умение оформлять документы;
- Социально-психолого-педагогическая помощь по жизненным вопросам.
План мероприятий[16]:
Срок | Содержание | Исполнители |
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель-наставник: ________ ________________________
Выпускник: ____________ ___________________
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» _________ _______________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 30» ___________Ю.Г. Коровкин | |
«_____» ________20___г | «_____» ________20___г | |
МП | МП |
ПЛАН[17]
взаимодействия детского дома и учреждения профессионального образования по программе постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускника детского дома
№ | Мероприятие | Срок | Ответственный |
1. | Подготовка выпускника и необходимых документов для поступления | 2011-2012гг | Детский дом |
2. | Зачисление выпускника детского дома в состав студентов ОУ ПО | Август-сентябрь | Администрация ОУ ПО |
3. | Предоставление общежития | Август-сентябрь | Администрация ОУ ПО |
4. | Организация быта в общежитии | Август-октябрь | Выпускник, воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО |
5. | Организация пребывания выпускника в детском доме в каникулярное время и выходные дни | Каникулярное время и выходные дни | Детский дом |
6. | Выплата выпускнику выходного пособия | Сентябрь-октябрь | Детский дом |
7. | Выдача выпускнику учебных пособий, письменных принадлежностей, одежды, обуви или выплата соответствующей денежной компенсации на их приобретение | Октябрь-ноябрь | Администрация ОУ ПО |
8. | Социально-психолого-педагогическое консультирование выпускника по трудным жизненным вопросам | По мере необходимости | Педагог-психологи, социальные педагоги д/д и ОУ ПО, воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО |
9. | Установление контакта с социально-поддерживающей сетью выпускника. | В течение срока обучения | куратор ОУ ПО |
10 | Контакт между куратором ОУ ПО и воспитателем-наставником выпускника по вопросам успешности обучения, адаптации к условиям самостоятельной жизни | В зависимости от типа сопровождения | воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО |
11 | Создание условий необходимых для успешной социализации выпускника в условиях ОУ ПО (получение образования, организация досуга, общественная деятельность, содействие адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в ОУ ПО). | В течение срока обучения | Администрация ОУ ПО |
12 | Продолжить развитие у выпускника жизненно важных навыков и умений. | В течение срока обучения | Педагогический коллектив и куратор ОУ ПО, |
13 | Обеспечение прав и законных гарантий выпускника | В течение срока обучения | Детский дом, ОУ ПО |
14 | Обеспечение реализации установленных закон мер социальной поддержки выпускника | В течение срока обучения | Администрация ОУ ПО |
15 | Мониторинг успешности адаптации (по утвержденной форме). | В зависимости от типа сопровождения | Выпускник, воспитатель-наставник д/д, куратор ОУ ПО |
16 | Обмен между специалистами детского дома и ОУ ПО необходимой документацией, связанной с мониторингом успешности процесса адаптации, личностью выпускника. | По мере необходимости | Администрация д/д, Администрация ОУ ПО Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники д/д |
17 | Обустройство собственного жилья и быта выпускника. | По мере получения жилья и запросу выпускника | Выпускник, Администрация д/д, Администрация ОУ ПО Воспитатель-наставник, куратор, воспитанники д/д |
Воспитатель-наставник | Выпускник | Куратор ОУ ПО |
_______ ________________ | _______ ________________ | _______ ________________ |
6. Мониторинг успешности адаптации[18]
за период с _____________ 20____ г по ____________ 20___ г
Критерии | Показатели | Результаты[19] |
Личностные | Чувствует себя таким как все | Уверен в себе и своих силах |
Чувствует отличия | Постоянно ищет помощи | |
Комплекс жертвы | Ходит по инстанциям | |
Комплекс неполноценности | Социальный патронат | |
Состояние здоровья | Вполне здоров | Ситуация в норме. К врачам не обращается |
Иногда болеет (простуда, грипп) | Не соблюдает правила безопасности. К врачам не обращается, а лечится сам | |
Болеет часто (более 5 раз в год) | Имеет хронические заболевания и не желает обратиться к врачу Не знает как и куда обратиться за мед. помощью Нет мед. полиса Не соблюдает медицинские рекомендации; Нет необходимых средств для лечения | |
Занимается спортом и не имеет вредных привычек | Ситуация в норме | |
Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки | Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет | |
Спортом не занимается вообще | Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом | |
Активность | Активен в обществе | Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим. |
Пассивен | Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой | |
Активен асоциально | Неформальные группы; хулиганство; драки | |
Повышение образования и карьера | Получает профессию | Постоянная работа |
Стремится к карьерному росту | Тратит деньги на образование | |
Повышает квалификацию | Постоянно учится | |
Смысл жизни и ценности | Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать | Стремится реализоваться |
Только мечтает | Ничего не делает | |
Есть цель жизни | Стремиться достигать | |
Есть положительные ценности | Стремиться создать все, что может | |
Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы | Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях | |
Обществен но-полезная занятость | Учится или продолжает обучение в ОУ ПО | Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья |
Проходит службу в ВС | Ситуация в норме. | |
Устроился на работу официально | Работает и не имеет взысканий по месту работы | |
Устроился на работу неофициально | Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.) | |
Стоит на бирже труда | Получает пособие и сам активно ищет работу | |
Временно не работает по уважит. причине | активно ищет работу, решает возникшие трудности | |
Не хочет работать | Не имеет средств к существованию и не желает работать | |
Проживание | Живет сам в собственном жилье | Жилье в норме |
Собственное жилье требует ремонт | Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать | |
Живет на закрепленной площади | Жилье не в норме | |
Живет у друзей имея собственное жилье | Жилье сдает, Жилье простаивает | |
Живет, где придется | Не платит | |
Живет в общежитии | Жилье в норме (временно) | |
Устройство быта | Быт места проживания в норме | Ситуация в норме |
Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.) | Собирается и занимается обустройством, Требуется помощь | |
Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта | Не желает заниматься обустройством | |
Одевается чисто, аккуратно | Ситуация в норме | |
Одевается без «вкуса», неаккуратно | Не умеет, не хочет, нет материальной возможности | |
Следит за своей одеждой, обувью | Ситуация в норме | |
Не следит за своей одеждой, обувью | Не умеет, не хочет | |
Следит за прической, ногтями, чистотой тела | Ситуация в норме | |
Не следит за прической, ногтями, чистотой тела | Не умеет, не хочет | |
Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют | Ситуация в норме | |
Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют | Не умеет, не хочет | |
Свободное время | Культурно проводит | Развивает себя |
Проводит с друзьями | Неформальная группа | |
Проводит с родственниками | Сохранение и поддержание родственных связей | |
Проводит досуг у себя или друга | Нормальная адаптация в жизни | |
Гуляет сам по себе | Возможны случайные знакомые | |
У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами | Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе | |
Досуг не организован | Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг | |
Семейная жизнь | Состоит в офиц. браке | Семья нормальная |
Гражданский брак | Семья нормальная; Возможны проблемы в семье | |
Есть дети | Нормальный образ жизни | |
Не женился (не замужем) | Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни | |
Экономическое благополучие | Содержит себя сам | Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим. |
Денег не хватает | Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам | |
Нуждается в деньгах, подрабатывает | Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает; ворует; берет в долг | |
Адаптация в обществе | ||
Адаптиро вался | Самостоятелен и рассчитывает только на себя | Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью) |
Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией | Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов Требуется материальная помощь | |
Не адаптиро вался | Попал в тюрьму; бродяжничает; Сомнительная компания Злоупотребляет алкоголем. Употребляет наркотики. | Отрицательный результат |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
________________________________________________________________________________________________________________
(краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный педагог: _____________ Е.А. Григорян
Воспитатель-наставник: ________ ________________________
Выпускник: ____________ ___________________
[1] Пример: овладение специальностью; умение оформлять документы на приватизацию жилья и получение пенсии; овладение навыками и умениями косметического ремонта жилья; достижение психологической готовности к самостоятельной жизни; умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими. Оказание психологической помощи ребенку – это услуга, а не задача. Задача - овладение навыками психоэмоционального расслабления.
[2] Пример. Задача - Умение оформлять личные документы, различные заявления, вносить платежи.
Содержание мероприятий:
1) Обучение выпускника производить расчет потребления электроэнергии (снять показания со счетчика, заполнить квитанцию, сходить в сберкассу – заплатить) - ответственный социальный педагог
2) Самостоятельное осуществление платежей – ответственный выпускник.
[3] Здесь и далее сроки указаны при условии положительного результата адаптации. При отрицательном результате они должны пересматриваться.
[4] Пункты 1- 7 заполняет социальный педагог.
Пункт 8 и подпункты к нему заполняет воспитатель исходя из данных индивидуального Портфолио.
[5] Качества оцениваются по пятибалльной системе
[6] Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе
[7] Составляется социальным педагогом в начале 9, 11 класса. В реализации мероприятий принимает участие и воспитатель.
[8] Указать характер личностного взаимодействия с воспитанником.
[9] Проводится в начале 9,11 класса.
[10] Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов - неготовность,
7-12 баллов - низкая готовность,
13-18 баллов - средняя готовность,
19-24 балла - высокая готовность.
[11] Заполняется по итогам проведенного обследования.
[12] Использовать результаты, полученные в ходе подготовки воспитанника и рекомендации специалистов
[13] Выпускник вправе выбрать для себя любого воспитателя-наставника из числа воспитателей детского дома
[14] п.п. 1-2 заполняются со слов выпускника. п. 3 содержит информацию полученную в ходе анализа качеств личности выпускника.
[15] Определяют пути реализации потребностей и ожиданий выпускника, а также преодоления возможных рисков.
[16] Составляется в соответствии с алгоритмом постинтернатного сопровождения до достижения выпускником возраста 23 лет.
[17] Составляется в трех экземплярах: один – воспитателю-наставнику, второй – выпускнику, третий – куратору ОУ ПО
[18] Составляется один раз в год, вплоть до достижения выпускником возраста 23 лет.
[19] Даны примерные варианты результата адаптации. При мониторинге указать только подходящие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
в статье описываются причины низкой социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...
Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома
Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.
Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...
О состоянии работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, как основе успешной социализации и социальной адаптации воспитанников при выпуске из детского дома.
Выступление на педагогическом совете....
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева
Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...
Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.
В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...