Программа постинтернатное сопровождение
рабочая программа на тему
Данная программа может реализовываться в школе-интернате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postinternatnoe_soprovozhdnie.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа постинтернатного сопровождения выпускников
МКОУ Купинской школы-интерната
срок реализации программы 3 года
Авторы программы: Есипчук Е.А.,Усольцева С.Н.
г. Купино
2013 г
Пояснительная записка
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов, школ-интернатов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая школу-интернат, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
- ведут иждивенческий образ жизни;
- страдают от алкогольной зависимости;
- совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.
Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из школы-интерната оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников школы-интерната
Программа постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната строится на основе пяти разделов:
- Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
- Социально-педагогическое консультирование
- Социально-профилактическая работа
- Социальное воспитание
- Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
- Содействовать адаптации выпускника школы-интерната к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.
- Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
- Создавать условия для успешной социализации выпускника школы-интерната после окончания им учебного заведения.
Методологические основы программы
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа
- Принцип гуманизма
- Принцип демократизации отношений
- Принцип индивидуального личностного подхода
- Принцип природосообразности
- Принцип творчества и свободы
- Принцип свободы и выбора
- Принцип деятельности
- Принцип культуросообразности
- Принцип комплексности и целостности
- Принцип научности.
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип мультидисциплинарности
Программа основывается на социально - педагогические технологии:
1.Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
2.Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
4.Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Техники работы, используемые в программе:
- самораскрытия;
- убеждения;
- установления логических взаимосвязей;
- разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
- выявления социального "Я";
- обучения поиску информации.
Программа состоит из 5 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
-диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
-диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
-изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
-диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
-изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
-диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
Приложение 1.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации. Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.
Содержание деятельности:
-оказание помощи в затруднительных ситуациях;
-совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
-работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
-составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
-оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
-консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
-работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;
-оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
-социально-правовое просвещение выпускников;
-профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
-профилактика межличностных конфликтов.
Приложение 2.
РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание
Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.
Содержание деятельности:
-работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);
-коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);
-коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);
-коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;
-работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".
РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
-решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
-помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
-представительство в правозащитных и административных органах;
-оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
-оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемые результаты
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
Программа постинтернатного сопровождения
Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе получения ими профессионального образования в ГБПОУ РХ «Техни...
Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД
Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...
Программа «Постинтернатное сопровождение выпускниц»
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Выпускницам Куртамышского СУВУ ...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...