Функции учителя дефектолога в детском саду
статья
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, ребенку. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsii_uchitelya-defektologa_.docx | 73.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Функции учителя-дефектолога в детском саду
- Проводит полный и подробный мониторинг каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.
- Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
- Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, ребенку. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим.
А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Советы родителям ребенка с проблемами в развитии
В головах родителей постоянно возникает мысль, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся нарушения. И гораздо лучше знать установленный диагноз и иметь возможность своевременно решать выявленные проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать их, предполагая, что они сами собой исчезнут.
1. Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами.
2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.
3. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций.
Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях (детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности).
4. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и медицинские мероприятия.
С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.
5. Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.
- Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.
Рекомендации дефектолога родителям
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Помогайте ребенку обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
9. Начните учить ребенка коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие.
10. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Роль учителя-дефектолога ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ к детскому саду
Роль учителя-дефектолога ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ к детскому садуМ. Н. Барабанова,учитель-дефектологГБОУ ЦППРиК «Ирида» ...
Перспективный годовой план учителя-логопеда в детском саду
Перспективный план работы на учебный год предназначен для учителей-логопедов, работающих в детском саду или в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения и осва...
Эссе на тему: «Что значит быть учителем-логопедом в детском саду?»
laquo;Моя педагогическая инициатива»...
Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО
Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО...
Рекомендация для родителей от учителя-дефектолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида №26» Кулешовой Н.Ю. ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФР
Данные рекомендации предназначены для родителей и педагогов. Здесь предлагается в игровой форме знакомить детей с цифрам и учить запоминать их....
Мнемотехники в работе учителя-логопеда в детском саду
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию мнемотехник в коррекционной работе с детьми....