Мнемотехники в работе учителя-логопеда в детском саду
статья
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию мнемотехник в коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehniki.docx | 579.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехники в работе логопеда в детском саду
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. В логопедической работе мнемотехника помогает в развитии: связанной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование мнемотехник на логопедических занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Для развития связной речи современные логопеды используют планы-схемы для составления описательных рассказов на разные лексические темы (описание времен года, описание животных, птиц, овощей, фруктов, одежды, посуды, профессий и др.).
Детям дошкольного возраста лекта трудно самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, установить последовательность изложения и, главное, удержать в памяти эту последовательность. Схема выступает в роли плана, обеспечивающая связность и последовательность рассказов детей. Многие современные авторы (Т.А. Ткаченко, Н.Э. Теремкова, Ю.С. Волкова, Л.В. Черткова и др.) в своих методических пособиях предлагают модели готовых планов-схем для составления описательных рассказов. Использование приемов мнемотехники в виде планов-схем действительно позволяет успешнее обучать детей с ОВЗ и повышает интерес к данному виду деятельности, как у воспитанников, так и у педагогов.
Для разучивания стихов можно использовать готовые мнемотаблицы или составлять такие таблицы самим. Мнемотаблицы представляют собой расчерченный на квадраты лист бумаги, где последовательно располагаются изображения-символы, в которых зашифровано содержание текста. Стихотворный текст заранее разбивается на фрагменты, каждому фрагменту присваивается какой-то символ (изображение того, о чем говорится в этом фрагменте или что с ним ассоциируется) и эти изображения вносятся в ячейки таблицы. Благодаря этим таблицам ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Визуализация и введение дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает лучше воспроизводить выученный материал. С помощью мненмотаблиц легко разучивать стихотворения или учиться пересказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития
Мною и воспитателем Сёминой И.А. проводилась совместная работа по постановке сценки со старшими дошкольниками с использованием логопедических мет...
Использование приёмов сказкотерапии в работе учителя-логопеда детского сада
В статье рассматриваются аспекты применения приёмов и методов сказкотерапии в практической деятельности логопеда....
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Преемственность в работе учителей-логопедов детского сада и школы
Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качест...
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей воспитанников подготовительной к школе группы №8 комбинированной направленности МАОУ СШ № 148 СП «Детский сад» «Оценка эффективности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР»
Оценка эффективности работы учителя - логопеда с детьми, имеющими ТНР....
Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ»....
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...