Методические разработки
презентация к уроку
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Этапы деятельности социального педагога" | 422.56 КБ |
konkurs_nastavnichestvo_2021_litsey_2_nizhnevartovsk_1.pdf | 2.04 МБ |
sotsialnyy_proekt_beru_otvetstvennost.docx | 137.25 КБ |
beru_otvetstvennost_na_sebya_21-22_.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный педагог : получить подробную информацию об учащихся и их семьях от классных руководителей, педагогов предметников и т.д.. систематически пропускающих уроки, нарушающие правила и нормы поведения в школе (курение, сквернословие, вызывающее поведение во время уроков); нарушающих нравственно-правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, учителей, воровство, выяснение отношений, принуждение, порча мебели).
№ Ответственный Содержание деятельности Периодичность 1. Директор школы Осуществление текущего контроля за соблюдением работы школы с учащимися, имеющими пропуски уроков и их семьями В течение года 2. Заместитель директора по УВР и ВР Осуществление контроля за реализацией разноуровневой модели образования, Осуществление текущего контроля за деятельностью классных руководителей и учителей-предметников по работе с учащимися, имеющими пропуски уроков, Сбор данных по пропускам уроков В течение года Раз в месяц 3. Классные руководители Контроль за посещаемостью учащихся класса Осуществление тесной связи с педагогами – предметниками, Выявление учащихся, имеющих пропуски уроков. Обеспечение постоянной связи с семьей, Профилактические беседы, выяснение причин непосещения, Посещение семьи учащегося для получения с родителей письменного объяснения о непосещении ребенком школы, Подача письменного сообщения социальному педагогу с указанием проблемы, ее источника, Приглашение родителей учащегося в школу для беседы и выяснение причин пропусков, Предоставить характеристику учащегося с результатами учебы для последующей подачи на заседания Совета по профилактике школы и Комиссии по делам несовершеннолетних Ежедневно в течение года раз в 5 дней при непосещении учеником школы по необходимости по необходимости по необходимости до 25 числа последующего месяца 4. Учителя – предметники Систематическая фиксация пропусков в классном журнале, Осуществление тесной связи с кл . руководителем, Организация дифференцированного подхода в работе с учащимся, имеющих пропуски уроков, Осуществление повышения мотивации в учении у учащихся, имеющих пропуски уроков Ежедневно По необходимости В течение года 5. Социальный педагог Социально-педагогическое сопровождение учащегося и его семьи, Социально-педагогическая помощь педагогам в работе с учащимися, имеющими пропуски уроков, Индивидуальная профилактическая работа (беседы, патронаж семьи и т.д.), Участие в школьном ПМПк , Привлечение правоохранительных органов, ОДН, КДН и УО В течение года По запросам В течение года По необходимости В течение года 6. Психолог Диагностика личностных качеств учащегося, имеющего пропуски уроков, существующей проблемы, ее источника, Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащегося, имеющего пропуски уроков, Коррекция поведения, общения, эмоциональных расстройств (если имеются) через занятия, игры, тренинги, Участие в школьном ПМПк По запросам классных руководителей, соц. педагога В течение года По необходимости Алгоритм работы с учащимися, пропускающими учебные занятия
Ведёт: -систематический контроль за посещаемостью учащихся класса; -осуществление тесной связи с педагогами-предметниками; -отслеживание учащихся, имеющих пропуски уроков; -постоянную связь с семьей, с последующим посещением семьи о непосещении учащимся школы; -индивидуальную работу с учащимися, имеющих пропуски уроков; -тесную связь с социальным педагогом с указанием проблемы, ее источника; -вызов по требованию администрации, социального педагога родителей учащегося в школу для беседы и выяснение причин пропусков; Если нет положительных результатов, представить характеристику, представление на учащегося с результатами учебы для последующей подачи на заседания совета профилактики школы ОДН и КДН Индивидуальная профилактическая работа (беседы, наблюдения, патронаж семьи и т.д.); осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью учащегося; социально-педагогическое сопровождение учащегося и его семьи; вовлечение учащегося в общественно деятельность; социально-педагогическая помощь педагогам в работе с учащимися, имеющихся пропуски уроков; участие в ШПМПк (по необходимости); координация работы между субъектами образовательного процесса и различными Диагностика личностных качеств, проблемы, ее источника; разработка индивидуальных программ психологического сопровождения; коррекция поведения, общения, эмоциональных расстройств (если имеются) через занятия, игры, тренинги; консультационная помощь педагогам по работе с учащимися, имеющими пропуски уроков; психологическая помощь семье учащегося; по необходимости оформление документов на ШПМПк ; участие в ШПМПк Социальный педагог Психолог Классный руководитель
Заместитель директора по УВР и ВР Реализация разно уровневой модели образования; осуществление текущего контроля за деятельностью классных руководителей и учителей-предметников; вовлечение учащихся во внеурочную деятельность Учителя – предметники Систематический контроль за посещаемостью учащихся; систематическая фиксация пропусков в классном журнале; осуществление тесной связи с кл . руководителем; организация дифференцированного подхода в работе с учащимся; осуществление повышения мотивации в учении Привлечение правоохранительных органов, ОДН, КДН и УО Директор школы Осуществление текущего контроля за соблюдением режима работы школы с учащимися, имеющими пропуски уроков и их семьями
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей №2» СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Беру ответственность на себя!» | |
Нижневартовск 2018 |
Содержание:
- Раздел 1. Актуальность и важность проблемы…………………..…3 стр.
- Раздел 2. Программа действий команды…….………………………5 стр.
- Цели, задачи, ожидаемые результаты……………………….5 стр.
- Механизм реализации проекта……………………………….6 стр.
- План реализации проекта……………………………………..7 стр.
- Раздел 3. Реализация плана действий команды……..………………9 стр.
- Реализация плана…………………………………..……….…9 стр.
- Схема взаимодействия……………………………………....11 стр.
- Управление проектом……………………………………......12 стр.
- Структура рабочих групп……………………………………13 стр.
- Взаимодействие с социальными институтами……………..14 стр.
4. Раздел 4. Смета расходов………..………..…………………………15 стр.
Приложения…………………………………………..…………….…… 16 стр.
- Приложение 1. Образец анкет
Раздел I
Актуальность и важность проблемы
«У того, кто решит изучать законы, не
останется времени их нарушать».
И.В.Гете
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляются социальные различия, усиливается конфликтность и бездуховность, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, в числе которых наибольшее распространение в последнее время получили хранение, доставка, продажа и употребление наркотических средств.
Падает уровень культуры (причина – негативное воздействие СМИ, Интернета, внимание взрослых прежде всего к материальному благополучию в семье), отсутствуют достойные нравственные идеалы. Все это приводит к усилению, агрессивности, жестокости, проявлению национализма и экстремизма.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Телевизионные репортажи о случаях проявления агрессии среди детей (сюжеты стали привычными в связи с частой демонстрацией в передаче «Пусть говорят», телепрограмме «Новости»), размещение в сети Интернет видео о том, как подростки избивают (а порой – убивают) своих ровесников, другие проявления жестокого обращения стали привычными и уже порой не воспринимаются окружающими как выходящее за пределы понимания. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм стали приметой нашего времени.
Были исследованы факты, с которыми наиболее часто связаны правонарушения в наше время. Для этого проанализирована информация, представленная в газетных публикациях, телепередачах за сентябрь-декабрь 2018 года. Во-первых, наиболее актуальным, на наш взгляд, является учет такого фактора как многонациональность и поликонфессиональность нашего города. В нем проживает более 100 наций и народностей. Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Нижневартовске осуществляют деятельность 23 национально-культурных организации.
В городе происходят активные миграционные процессы, которые имеют влияние на межнациональные отношения. Недопущение конфликтных ситуаций между мигрантами и местным населением требует особого внимания.
Наш лицей не является исключением из правил, и в нем обучаются дети разных национальностей (см. диаграмму). Таким образом, мероприятия (беседы, игры, конкурсы) по данной теме будут актуальны.
Во-вторых, хранение, доставка, продажа и употребление наркотических средств. Вредные привычки (употребление алкоголя, табакокурение) также сегодня представляют большую угрозу для развития общества в целом и нравственного развития подростков.
В-третьих, жестокое обращение в отношении своих сверстников. И особое место занимают безобидные, на первый взгляд, нарушения Устава, «Правил внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «Лицей №2». Но ведь именно со следования, казалось бы, простым правилам, начинается формирование законопослушного поведения, так как эти документы разработаны на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Проведение опроса среди одноклассников о том, что могло бы повлиять на изменение данной ситуации, 78% обучающихся сказали о том, что знание меры ответственности, последствий за нарушения законов смогло бы повлиять на изменение данной ситуации. На втором месте по популярности (43% опрошенных) ответ, в котором указано, что необходимо чаще самим старшеклассникам организовывать и проводить мероприятия, в результате которых будет складываться дружеское отношение обучающихся друг к другу, формироваться культура поведения в обществе.
Все это послужило поводом для обращения к разработке проекта, в котором будут отражены мероприятия, которые помогут обучающимся лучше знать свои права и обязанности, будут способствовать повышению правовой культуры.
Раздел II
Программа действий команды
Цель, задачи и ожидаемые результаты
Цель: Повышение уровня правовой культуры, знаний обучающимися норм и правил поведения в обществе, мер административной и уголовной ответственности за правонарушения.
Таблица 1. Задачи и ожидаемые результаты реализации проекта.
Задачи | Ожидаемые результаты |
Создать группу волонтеров | Постоянный состав группы волонтеров – не менее 10 человек. |
Разработать план мероприятий по изучению законов | План включает в себя не менее 5 мероприятий (в соответствии с количеством основных направлений знаний правовой культуры). |
Разработать систему взаимодействия с педагогами лицея, социальными партнерами | Партнерами являются педагог-психолог, социальный педагог, учителя истории и обществознания. Разработан план проведения мероприятий по обучению волонтеров. Обеспечено сотрудничество с социальными партнерами. |
Разработать систему оценки качества работы по повышению правовой культуры | Создан банк диагностик, анкет. Снижение показателя количества правонарушений среди обучающихся МБОУ «Лицей №2», правил внутреннего распорядка, Устава МБОУ «Лицей №2». |
Привлечь внимание средств массовой информации к проведению мероприятий волонтерами | Имеются публикации в газете «Лицейский вестник», на сайте МБОУ «Лицей №2», в городских средствах массовой информации |
Механизм реализации проекта
Таблица 2. Этапы реализации проекта и основные мероприятия.
1 (организационный) февраль-март 2018 |
|
|
|
|
|
2 (основной) апрель-май, сентябрь-ноябрь 2018 |
1. Определение тем мероприятий, распределение их среди волонтеров. |
2. Составление графика проведения мероприятий. |
3. Проведение мероприятий |
4.Подготовка публикаций |
3 (заключительный) декабрь 2018 |
|
|
План реализации проекта
Таблица 3. Мероприятия, сроки реализации и ответственные лица.
Мероприятие | Сроки реализации | Ответственный |
Анкетирование по вопросам правовой культуры с привлечением членов совета лицеистов (выборочное) | Февраль-март 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
Выступление с результатами анкетирования и обобщенными данными по характеру правонарушений обучающимися МБОУ «Лицей №2» на заседании совета лицеистов, среди одноклассников, обучающихся параллельного класса | 1 неделя марта 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
Формирование группы волонтеров (из числа обучающихся 9-11 классов), в т.ч. с учетом рекомендаций педагога-психолога | 2 неделя марта 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
Обучение волонтеров методике проведения мероприятий | 3,4 неделя марта 2018 | |
Формирование банка материалов для проведения бесед, ролевых игр, направленных на формирование законопослушного поведения. | Период весенних каникул 2018 | Группа волонтеров при поддержке социального педагога, педагога-психолога, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора. |
Организация взаимодействия с социальными партнерами по вопросам правового воспитания, профилактики наркомании, экстремистской деятельности | Март-апрель 2018 | Волонтеры |
Составление графика проведения бесед, классных часов, др. мероприятий | Март 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
Дебаты «Нарушение правил внутреннего распорядка для обучающихся – детская шалость?» | 3 неделя марта 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
Дебаты «Проявление отношения к представителю другой национальности – личное дело каждого» | 3 неделя мая 2018 | Халикова А., Криволапова Е. |
«Как не стать жертвой преступления?» (правила безопасного поведения в микрорайоне, в общественном транспорте, в культурно-досуговых учреждениях и т.д.) (1-7 кл.) | Май 2018 Ноябрь 2018 | Волонтеры |
«Ты сделаешь правильный выбор!» (5-8 кл.) (Презентация занятости во внеурочное время). | Май 2018 Октябрь 2018 | Волонтеры |
«Что такое толерантность» (5-8 кл.) | 4 неделя сентября 2018 | Волонтеры |
«Преступление и наказание» (понятие «противоправные действия», ответственность за нарушение административного и уголовного кодексов (6-7 кл.) | Март-апрель 2018 | Волонтеры |
«Взрослая жизнь – взрослая ответственность (7-8 кл.) (Виды правонарушений и преступлений , за которые возлагается уголовная ответственность с 14, 16, 18 лет) | Апрель – май 2018 Сентябрь-ноябрь 2018 | Волонтеры |
Проведение совместного творческого дела (конкурс коллажей «Дружбою сильны!». «Мой выбор – МОЯ судьба». Подведение итогов и награждение победителей | Декабрь 2018 | Волонтеры |
Анкетирование по определению уровня правовой культуры. Анализ данных по характеру правонарушений среди обучающихся МБОУ «Лицей №2». Анализ результатов реализации проекта | Декабрь 2018 | Волонтеры |
Раздел III
Реализация плана действий команды
Представим реализацию плана действий в соответствии с направлениями деятельности.
Таблица 4. Реализация плана действий.
Направление деятельности | Содержание |
Анкетирование | Для того чтобы определиться с необходимостью проведения данных мероприятий, решено провести анкетирование среди обучающихся 5 – 11 классов и родителей. |
Приложение 1. Образцы анкеты. | |
Сбор совета лицеистов | Анкетирование по вопросам правовой культуры с привлечением членов совета лицеистов (выборочное). Выступление с результатами анкетирования и обобщенными данными по характеру правонарушений обучающимися МБОУ «Лицей №2» на заседании совета лицеистов, среди одноклассников, обучающихся параллельного класса |
Работа информационного центра | Формирование банка данных по темам проводимых мероприятий |
Дебаты | Для того чтобы определиться с мнением обучающихся о роли правовых знаний в жизни человека, об уровне знаний Законов, в которых закреплена мера ответственности за уголовные и административные правонарушения, необходимо провести дебаты на тему «Нарушение правил внутреннего распорядка для обучающихся – детская шалость?», «Проявление отношения к представителю другой национальности – личное дело каждого». Участники дебатов – обучающиеся 9-11 классов. |
Организация взаимодействия с общественными организациями, социальными партнерами | Подготовка при поддержке Управляющего Совета писем о взаимном сотрудничестве и направление их в общественные организации, социальным партнерам. |
Проведение занятий социальным-педагогом, педагогом-психологом, учителями обществознания | Для волонтеров организуются занятия, тренинги по тематике мероприятий, по формированию навыков работы с коллективом обучающихся. Подготовка проходит в т.ч. с использованием электронных программ. |
Организация и проведение встреч со специалистами | В рамках реализации проекта будет организована встреча со специалистами центра «Кардея», работниками УВД, Центра «Анти-СПИД», на которых волонтеры получат важную информацию по выбранной тематике, получат злободневную информацию. |
Проведение конкурса коллажей | В рамках конкурса обучающиеся смогут выразить свое отношение к роли знаний о правах и обязанностях обучающихся, ценностях законопослушного поведения |
Проведение повторного анкетирования. Анализ данных о характере правонарушений за год. | По итогам проведенных мероприятий будет проведено повторное анкетирование для определения того, какие изменения произошли во мнениях и знаниях лицеистов о правах и обязанностях гражданина |
Публикации в СМИ | Размещение информации о проекте в СМИ |
Схема взаимодействия
Управление проектом
Структура рабочих групп
Механизм взаимодействия с социальными институтами
Раздел IV
Смета расходов
№ | Наименования | Количество | Сумма |
1. | Расходные материалы (бумага, картриджи) для изготовления «Книжек волонтера», раздаточных материалов | 1 черной 1 цветной 3 пачки бумаги | 4000 р. |
2. | Наградной материал (дипломы для участников конкурсов) | 30 шт. | 1200 р. |
3. | Наградной материал (подарки) для участников конкурсов. | 30 шт. | 8000 р. |
Приложение 1.
Образцы анкет
Анкетирование по правовой культуре
Цель: выявить уровень правовых знаний и правовой культуры
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?
- учителя,
- родители,
- общественные организации,
- твои друзья,
- классный руководитель
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает?
– думаешь о том, что тебе выгодно;
– поступаешь так, как считаешь правильным;
– думаешь о том, что скажут твои друзья.
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
– можно;
– нельзя;
– в зависимости от возраста
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
– не сознался бы;
– сознался бы в своей вине;
– молчал бы;
– делал вид, что лично знал.
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?
– старался бы выгородить;
- сказал правду;
– смолчал.
Анкета. «Я имею право…»
Цель опроса: определить, как соблюдаются права, которые закреплены в наших нормативно-правовых законах Анкета проводится анонимно.
1. Назовите случаи, происходящие с вами за последний год, когда вы чувствовали, что вас обидели в лицее, когда, по вашему мнению, нарушались ваши права.
Кратко перечислите: ______________________________________________________________
2. Как вы предпочитали поступать в этих случаях:
∙ обращались за поддержкой к администрации;
∙ разбирались сами;
∙ обращались к помощи друзей;
∙ обращались к помощи родителей;
∙ искали более сильных защитников;
∙ обращались в Управляющий Совет, комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
∙ ничего не предпринимали;
∙ другой ответ _____________________________________________________________
3. Каковы были последствие обидчика:
∙ его вызывали директор, завуч;
∙ с ним разбирались родители;
∙ с ним беседовал классный наставник, учитель;
∙ я сам с ним разобрался;
∙ я позвал друзей на помощь, и они с ним разобрались;
∙ он сам извинился;
∙ конфликт разбирался в Управляющем Совете, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
∙ никаких последствий не наступило;
∙ другой ответ _____________________________________________________________
4. Как вы знаете, в школьном кодексе закреплены права: на уважение и защиту своих прав, на уважением чести и достоинства и личную неприкосновенность, на перемену, право свободного выходы в туалет или в медпункт во время урока, на неприкосновенность личной и школьной собственности, на свободное выражение своего мнения, на справедливую отметку. На равенство не зависимо от учебных успехов.
Как вы думаете, эти права:
∙ уважаются и соблюдаются;
∙ бывают нарушения, но в основном соблюдаются;
∙ слишком часто не соблюдаются;
∙ записаны только на бумаге, но на самом деле их нет.
5. Как вы думаете, каких правовых норм не хватает в нашем лицее7
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ И УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ.
Надеемся, что уважение к своим правам и правам других людей, выполнение обязанностей для вас является важным и ценным.
«Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения»
Инструкция. Закончите предложения.
1. Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую __________________
2. Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит ______
3. Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня ____________________
4. Приезжие и жители нашего города могут ___________________________________
5. Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня ______
6. Я думаю, что отношения между людьми разных религий _____________________
Интерпретация предложений.
Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (7-11 кл.): высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
агрессия – 0 баллов
равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл
Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
констатация присутствия, признание прав – 3 балла
помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.
Общий анализ уровня толерантности
Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.
Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.
Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
Высокий уровень толерантности (19-24 балла) характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.
Качественный анализ толерантности
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла
Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов
Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов
Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов
Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе
Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.
Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла
Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов
Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов
Высокий уровень толерантности - 19-24 балла
Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую
негатив!!!
мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских
прочерк
ничего не значит
равнодушие
я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме…
он такой же человек, как и я
никакое… человек, как человек
гордость за свою страну
заинтересованность
что в России демократия!
Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит
что надо сваливать из неё
прочерк
ничего не значит
это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе
что в России проживают разные народы
общение с людьми других национальностей
дружба народов
что я могу обзавестись друзьями других наций
что она очень популярная и разносторонняя
хорошее развитие страны
Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня
всегда друг до некоторых моментов
интересен, если он приехал на время
друг
интересный собеседник
источник новых знаний
Приезжие и жители нашего города могут
ехать дальше
прочерк
даже имеют право общаться с нами
должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям
общаться, делиться впечатлениями
всё, кроме того, что нарушать закон
жить, работать и любоваться нашим городом
жить в мире и согласии, уважая друг друга
Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня
вызов
раздражаюсь
прочерк
спор
трудно
способ доказать своё мнение
дискуссия
просто разговор
очень интересно
это повод устроить дебаты, сколько людей столько и мнений
дискуссия
способ узнать мнение других
Я думаю, что отношения между людьми разных религий
это вызов
прочерк
это допустимо, но мне не нравится и я буду исповедовать свою религию
странные
приемлемы
это не плохо
должны, и в большинстве случаев складываются хорошо
способ объединения людей
должны быть дружескими
это интересно
Примечание:
Если присутствует много «прочерков», то возможно не сформирована толерантная (интолерантная) позиция или присутствует негативное отношение к тестированию.
Словарь
Спор — это взаимное отстаивание своего мнения, своей правоты.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение - исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы
Дебаты - прения, обмен мыслей, с соблюдением очереди говорящих
Вызов - желание вступить в борьбу, в спор; устар. требование поединка, дуэли.
Раздражаюсь (раздражение) - состояние озлобленного возбуждения; чувство гнева, досады, недовольства.
Анкета по определению значимости реализации проекта
- Мероприятия, которые проводили волонтеры, помогли мне узнать…
- Определи по 10-балльной шкале уровень своих знаний о правах и обязанностях.
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения классных руководителей 5-11 классов | ____________________ А.В. Хисамова | _____________Т.Р. Фарберова |
_____________________Байназарова М.Н. | ___________________________________ | |
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол педагогического совета №1 |
«30» августа 2021г. | «30» августа 2021 г. | от «31» августа 2021г. |
Приказ № 837 от «30» августа 2021 г. | Приказ № 851 от «31» августа 2021г. | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- педагогической направленности «Беру ответственность на себя»
5-8 классы
Возраст обучающихся 12- 14 лет
Срок реализации -1 год (сентябрь- май)
Количество часов -17
2021-2022 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
- Тематическое планирование
- Приложение:
- отчет по экскурсии
- требования к проектной работе
- Пояснительная записка
Данная программа имеет социально- педагогическую направленность, составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями (приказ МО РФ №1644 от 20.12.2014г., приказ №1577 от 31.12.2015г.), ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Программа предназначена для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы. Программа предполагает развитие нравственно- этической культуры детей.
Актуальность данного курса определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права. Определены следующие направления в работе по профилактике правонарушений:
Правовое воспитание.
Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.
Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Профилактика участия в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях на межнациональной основе.
Профилактика наркомании и токсикомании (Включение интересных жизненных примеров, раскрывающих пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках. Сотрудничество с центром «Анти-Спид», «Центром медицинской профилактики»).
Все представленные направления предполагают широкое использование юношеского потенциала, проявляющего заботу о перспективах своего будущего и организацию самих обучающихся на реализацию этого проекта. В связи с эти в основу реализации проекта положены принципы волонтерского движения.
Педагогическая целесообразность помогает педагогу решать важнейшую проблему – научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело Данный курс поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данного курса является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью курса является ее направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Курс составлен с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Цель: Профилактика правонарушений, асоциального поведения несовершеннолетних, развитие культуры решения конфликтных ситуаций.
Задачи курса:
1.Создать условия для развития у подростков позитивных отношений с окружающими, умения решать конфликтные ситуации.
2.Способствовать успешной социализации несовершеннолетних, через принятие ими норм и правил жизни общества;
3. Развить навыки личностного контроля над ситуацией у несовершеннолетних
Категории и возраст детей. Участвующих в реализации данного курса:
Обучающиеся пятых, шестых, седьмых, восьмых классов, возраст 12- 14 лет
Срок действия данного курса, объем дисциплины:
Курс рассчитан на детей 12- 14 лет, реализуется 4 года по полугодиям. Один час в неделю- 17 часов.
Количество обучающихся в группе – 15-20 человек
- Учебный план 5 класс
№п/п | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности | Примечание |
1 | Права и ответственность | Курс внеурочной деятельности предполагает научить детей основным правилам поведения в различных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело Данный курс поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность по отношению к окружающим. | 1 | игра | обсуждение | |
2 | Вредные привычки | 1 | игра | |||
3 | Как сохранить свое здоровье | 1 | фильм | обсуждение | ||
4 | Безопасность ребенка дома | 1 | презентация | игра | ||
5 | Разыгрывание ситуаций «Общение со сверстниками» | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
6 | Безопасность на дорогах | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
7 | Я –ответствен за свои поступки | 1 | презентация | Проигрывание ситуация | ||
8 | Комплименты | 1 | журналы | конкурс | ||
9 | Просмотр мультфильма «Твое здоровье» | 1 | мультфильмы | игра | ||
10 | Конфликт. Выход из конфликта | 1 | Мультфильм «Конфликт», «Ссора» | обсуждение | ||
11 | Стили поведения | 1 | презентация | проигрывание ситуации | ||
12 | Чем мы похожи | 1 | презентация | тренинг | ||
13 | ЗОЖ | 1 | видеоматериалы | экскурсия | ||
14 | Просмотр мультфильма «Гадкий утенок» | 1 | Просмотр фильма | обсуждение | ||
15 | Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре» | 1 | Подбор материала | обсуждение | ||
16 | Учимся ценить индивидуальность | 1 | видеоматериалы | обсуждение | ||
17 | Кто в ответе? | 1 | материалы |
2. Учебный план 6 класс
№п/п | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности | Примечание |
1 | Я и мои эмоции | Курс внеурочной деятельности предполагает научить детей основным правилам поведения в различных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело Данный курс поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность по отношению к окружающим. | 1 | игра | обсуждение | |
2 | Вредные привычки | 1 | фрагменты фильмов | игра | ||
3 | Я и мое здоровье | 1 | фильм | обсуждение | ||
4 | Викторина «Я имею право» | 1 | презентация | викторина | ||
5 | Разыгрывание ситуаций «Общение со сверстниками» | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
6 | Правонарушения. Ответственность | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
7 | Я имею право. Я обязан | 1 | презентация | Проигрывание ситуация | ||
8 | Выход из конфликта | 1 | журналы | конкурс | ||
9 | Просмотр мультфильма «Твое здоровье» | 1 | мультфильмы | игра | ||
10 | Просмотр мультфильма «Конфликт», «Ссора», обсуждение | 1 | фильм | обсуждение | ||
11 | Стили поведения | 1 | презентация | проигрывание ситуации | ||
12 | Чем мы похожи | 1 | презентация | игра | ||
13 | ЗОЖ | 1 | видеоматериалы | экскурсия | ||
14 | Просмотр и обсуждение фильма «Слушайся родителей», «Педагогическая драма» | 1 | Просмотр фильма | обсуждение | ||
15 | Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре» | 1 | Подбор материала | обсуждение | ||
16 | Учимся ценить индивидуальность | 1 | видеоматериалы | обсуждение | ||
17 | Кто в ответе? | 1 | материалы |
3. Учебный план 7 класс
№п/п | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности | Примечание |
1 | Законы жизни коллектива лицея | Курс внеурочной деятельности предполагает научить детей основным правилам поведения в различных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело Данный курс поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. | 1 | игра | обсуждение | |
2 | Мое место в классе | 1 | игра | |||
3 | Просмотр кинофильма «Чучело» | 2 | фильм | обсуждение | ||
4 | Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка | 1 | презентация | игра | ||
5 | Разыгрывание ситуаций «Общение со сверстниками» | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
6 | Деловая игра «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» | 1 | Фрагменты фильмов | игра | ||
7 | Упражнения «Гарантии прав ребенка» | 1 | презентация | Проигрывание ситуация | ||
8 | Дружбою сильны! | 1 | журналы | конкурс | ||
9 | Просмотр мультфильмов по правовой тематике | 1 | мультфильмы | игра | ||
10 | Использование тренинговых упражнений «Что такое терпимое отношение друг к другу?» | 1 | фильм | обсуждение | ||
11 | Встреча с интересными людьми (реклама) | 1 | презентация | проигрывание ситуации | ||
12 | Выход из конфликтной ситуации | 1 | презентация | тренинг | ||
13 | ЗОЖ | 1 | видеоматериалы | экскурсия | ||
14 | Просмотр фильма «В плену табачного дыма», «Живи как мы» | 2 | Просмотр фильма | обсуждение | ||
15 | Кто в ответе? | 1 | Подбор материала | обсуждение | ||
16 | Я-законопослушен | 1 |
4. Учебный план 8 класс
№п/п | Название раздела | Краткое описание содержания раздела | Общее количество часов | Формы организации | Виды деятельности | Примечание |
1 | Я и коллектив | Курс внеурочной деятельности предполагает научить детей основным правилам поведения в различных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело | 1 | презентация | игра | |
2 | Поведение мое – поведение одноклассников | 1 | презентация | игра | ||
3 | Игра «Давайте дружить» | 1 | презентация | дискуссия | ||
4 | Просмотр кинофильма «Правильный выбор» | 1 | фильм | обсуждение | ||
5 | Мои права, мои обязанности | 1 | презентация | игра | ||
6 | Разыгрывание ситуаций «Уважай себя» | 1 | Фрагменты фильма | игра | ||
7 | Деловая игра «Я – взрослый» | 1 | Фрагменты фильма | игра | ||
8 | Моя ответственность – моя гарантия будущего» | 1 | упражнение | игра | ||
9 | Деловая игра «Я и окружающие». | 1 | презентация | игра | ||
10 | Антистресс для школьников | 1 | презентация | Проигрывание ситуации | ||
11 | ЗОЖ . Просмотр мультфильма «В плену табачного дыма», «Твое здоровье» | 2 | презентация | проигрывание ситуации | ||
12 | Обязанности обучающегося | 1 | фильм | обсуждение | ||
13 | Как социальные сети влияют на распространение личной информации | 1 | дискуссия | обсуждение | ||
14 | Правила поведения с незнакомыми людьми | 1 | проигрывание ситуации | |||
15 | Ответственность за порчу имущества | 1 | презентация | правила | ||
16 | Как не стать жертвой преступления | 1 | презентация | обсуждение | ||
презентация | обсуждение |
Планируемые результатами курса является:
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете
- Развития правовой культуры (знание основ законодательства, регулирующего права и ответственность гражданина РФ, последствия правонарушений.
- Повышение уровня социальной активности. (сформированность таких качеств как сознательность, ответственность, убежденность, честность, дружба, чуткость, самообладание, терпимость, инициативность, сформированность навыков ЗОЖ, отсутствие вредных привычек)
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию).
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других.
2.Слушать и понимать других.
Методическое обеспечение
Виды занятий курса:
- изучения нового материала;
- обобщения и систематизация;
- контроль знаний, умений и навыков.
- Формы и методы обучения:
На занятиях курса используются:
- индивидуальные методы обучения. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно управляеть процессом присвоения знаний, извлекать из имеющихся источников нужную информацию (использование компьютера).
- групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм
- фронтальные методы обучения:
Метод сотрудничества
Интерактивный метод
Коммуникативный метод
Игровой метод обучения
ИКТ
Методические материалы по программе:
Григорьев, П.В. Степанов «Проблемно ценностное общение», М.Прсвещение,2011г.;
Д.В. Григорьев «Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011г.;
Д.В. Григорьев «Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2012г
Материально-техническое обеспечение программы:
- Ресурсы КМ-лицея
- Мультимедийные уроки, разработанные учителем
- МФУ
- Мультимедиа проектор
- Сканер
- Интерактивная доска
Оценочные материалы образовательной программы
Деловая (ролевая) игра
Вопросы для собеседования, беседы, опрос, анкетирование
Перечень дискуссионных тем для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
Список литературы
1.Захарова, Н. В. Педагогические условия профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и семье : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Захарова. – Н. Новгород, 2010. – 212с.
2.Комаров, К. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию : метод. пособие / К. Э. Комаров. – М. : Генезис, 2009. – 220 с.
3.Павлухин, А. Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания : учеб. пособие / А. Н. Павлухин, З. С. Зарипов, Н. Д. Эриашвили. – М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. – 110
4.Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. – СПб. : Речь, 2006. – 191 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...