"Что значит быть волонтером?"
творческая работа учащихся

Трубникова Галина Викторовна

        В наше время актуальны вопросы оказания поддержки ближнему. Общество все чаще обращается к  словам  Милосердие и доброта.  Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.  Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

     Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, некоторые из них мы в состоянии решить сами, а в некоторых требуется помощь. Человек оказывает и получает помощь ежедневно. Будь то, поддержка ощущаемая, или просто одобрение. Помощь необходима людям хотя бы потому, чтобы быть уверенным в себе, в том, что тебя любят, интересуются и переживают за тебя. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Таких людей не малое количество, и быть может, мимо тебя ежедневно проходят десятки людей, кому нужна поддержка.

      Для меня очень важно быть полезной обществу. Это состояние моего благополучия, счастья.   Я здоровый, разумный и вполне уже способный серьезно воспринимать проблему взаимопомощи человек. Поэтому я считаю себя обязанной участвовать в жизни общества, оказывать помощь тем, кому она требуется и быть участником такого движения как волонтерство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_andreevoy.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 7 г. Охи

имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева

Секция/ Социальное  направление

Тема исследовательской работы

«Что значит быть волонтером?»   

                                                                                Составитель: Андреева   Анастасия,

                                                                                        обучающаяся 5 В класса

                                                                     

                             Научный руководитель:

                                                              Трубникова  Галина Викторовна,

                                                    социальный педагог  

                                                              МБОУ СОШ № 7 г. Охи

                                                        им. Д.М. Карбышева

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..  3

Глава 1 Основные термины и понятия волонтерского движения

  1. Определение и признаки волонтерства…………………………………  6
  2. История волонтерства……………………………………………………. 7
  3. Мотивация волонтерства………………………………………………….8
  4. Функции волонтерской деятельности…………………………………….9

Глава 2  Волонтерство  в России……………………………………………………

 2.1    Направления волентерства в России……………………………………….11

 2.2     Правовая основа волонтерства …………………………………………….12

Глава 3.  Волонтерская деятельность в  школе…………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список  литературы………………………………………………………………..17

Приложение…………………………………………………………………………18

Введение

«Самый счастливый человек тот,

кто дарит счастье наибольшему числу людей»

Дени Дидро

Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось.

        В наше время актуальны вопросы оказания поддержки ближнему. Общество все чаще обращается к  словам  Милосердие и доброта.  Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.  Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

     Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, некоторые из них мы в состоянии решить сами, а в некоторых требуется помощь. Человек оказывает и получает помощь ежедневно. Будь то, поддержка ощущаемая, или просто одобрение. Помощь необходима людям хотя бы потому, чтобы быть уверенным в себе, в том, что тебя любят, интересуются и переживают за тебя. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Таких людей не малое количество, и быть может, мимо тебя ежедневно проходят десятки людей, кому нужна поддержка.

      Для меня очень важно быть полезной обществу. Это состояние моего благополучия, счастья.   Я здоровый, разумный и вполне уже способный серьезно воспринимать проблему взаимопомощи человек. Поэтому я считаю себя обязанной участвовать в жизни общества, оказывать помощь тем, кому она требуется и быть участником такого движения как волонтерство.

 Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Почему тема волонтерства актуальна для подростков  именно нашей школы и других школ?  Необходимо формировать «здоровое» поколение людей, для которых понятия взаимопомощи и гуманного отношения не будут чуждыми.

Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность в будущем работать в данной сфере.

 Исходя из этого, актуальным является развитие волонтерского движения в школе, как в социальном институте, который должен готовить к жизни.

Цель работы: изучить историю волонтерства и показать, что оно способствует нравственному становлению личности.

Задачи:

  1. познакомиться с основными  понятиями волонтерской деятельности;
  2.  рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
  3. определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности;
  4. провести анкетирование с целью выявления отношения  школьников к волонтерской деятельности
  5. социологический опрос волонтеров-выпускников «Что значит быть волонтером?»

Объект исследования: обучающиеся  8- 11-х классов

Предмет исследования: отношение обучающихся к волонтерскому  движению

Гипотеза исследования: я предполагаю, что обучающиеся школы, занимающиеся волонтерской деятельностью, станут нравственными личностями.

Методы исследования:

  1. Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
  2. Анкетирование.
  3. Социологический опрос

Практическое значение.

Данное исследование можно использовать в работе социально педагога, учителей-предметников,  психолога, классного руководителя при проведении  уроков, внеклассных мероприятий с детьми.

 Глава 1. Основные термины и понятия волонтерского движения

  1. Определение и признаки волонтерства

     Слово волонтёрство произошло от латинского слова voluntas, что означает «добрая воля», и изначально понималось как добровольческая деятельность. Со временем слова волонтерство и волонтер поменяли свое значение. В Советском энциклопедическом словаре «волонтер – это добровольно поступивший на военную службу». В словаре Ожегова дается более широкое понятие волонтера, как «того, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу (преимущественно добровольно поступивший в армию)».  Такое определение волонтера не случайно, так как до второй половины XIX века волонтерские батальоны и полки были очень распространены. В СССР существовали научные, научно-технические, спортивные и другие добровольные объединения трудящихся, также были октябрята, пионеры и комсомольцы. В СССР сложно говорить о добровольчестве, потому что трудно оценить добровольность вступления в подобные объединения, к примеру, всех первоклассников автоматически зачисляли в октябрята. Целью движений октябрят, пионеров и комсомольцев было скорее воспитание молодежи, нежели помощь обществу.

Ключевыми признаками волонтерства являются:

  1. добровольность
  2.  безвозмездность
  3.  осознанность
  4.  общественная полезность

1.2 История волонтерства

       Идея волонтерства и служения людям очень древняя, еще Платон говорил: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»; «Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям». 

    Одним из главных направлений волонтерства на протяжении всей истории человечества является помощь детям-сиротам. Согласно древним документам, в царской России общество решало проблему осиротевших детей таким образом: в скудельницах (специально выделенные дома при поселениях) старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на содержание скудельниц собирали всей общиной. Кроме того, многие состоятельные семьи забирали на воспитание детей-сирот. Также, и в России, и в Европе существовала система приютов при монастырях, при которых дети не только жили, но и воспитывались.

Еще одним направлением волонтерской деятельности была помощь заключенным. Большинство верующих русских людей считало обязанностью навещать, а иногда и ухаживать за «сидельцами».

  Важной датой в развитии волонтерства является 2001-ый год. Генеральной ассамблеей ООН 2001-ый год был объявлен Международным годом волонтерства. В этом году в Амстердаме была принята Всемирная Декларация Добровольчества.

  1.  в России  объявлен Годом волонтера. Владимир Владимирович Путин

торжественно сообщил на церемонии награждения «Доброволец России»

 6 декабря 2017 года.

«Это будет Ваш год. Год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

1.3.  Мотивация волонтерства

      «Мотивация – это внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы ее инициирования, побуждения»

     Волонтерская деятельность является безвозмездной, но многие люди активно ею занимаются. Значит, существуют и другие не менее значимые стимулы для работы волонтером, кроме материальной выгоды.

    Одним из главных мотивов волонтера является желание помогать другим людям и делать мир лучше. Такую деятельность называют альтруистичной. «Альтруизм – это нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека». Одно из наиболее ярких проявлений альтруизма – это благотворительность, т.е. «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».   Альтруист тратит деньги, время, силы ради благополучия других людей, не рассчитывая получить что-то взамен, кроме благодарности. Волонтерство – это тип благотворительной деятельности по бескорыстному выполнению работ и предоставлению услуг.

    Мотивация волонтера может основываться не только на альтруизме, но и на потребностях человека.

    Мотивация волонтера часто основывается на потребности в принадлежности к социальной группе, которая включает в себя потребность в общении.     Также часто мотивацией волонтеров становится потребность в признании. Уважение может быть со стороны самого волонтера и со стороны общества. Самоуважение – это необходимая вещь для поддержания нормальной самооценки. Уважение со стороны общества также повышает самооценку человека, что очень важно для людей, не уверенных в себе.

      Волонтерство предоставляет любому человеку большое «поле» для самореализации.  Любой человек может создать свой проект по решению какой-либо проблемы. Также этот человек может реализовать свой проект, если готов взять на себя такую ответственность и у него есть достаточно времени и опыта.

     Таким образом, человек может реализовать свои способности в волонтерской деятельности.

    Волонтерская деятельность является естественной и важной составляющей общества. Она направлена не только на удовлетворение личных потребностей, но и осуществляется по принципу альтруизма, то есть не ради своих интересов, а ради других людей и общества. Волонтерство необходимо, потому что обращает внимание государства на проблемы общества, пытается решить острые социальные конфликты, улучшает психофизическое здоровье волонтера.

Глава 2.   Волонтерство в России

Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим».

       В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным,  что кормил их из своих рук.

       Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской  системы социального призрения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.

      В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом.

      С каждым годом волонтерское движение в России получает все большее распространение. Это доказывает хотя бы тот факт, что предпосылки к развитию волонтерства в России были заложены в 90-ых годах, а на данный момент по разным данным процент занятости населения в волонтерстве уже составляет 5-8%. Много ли это? Если сравнивать эту цифру с аналогичными данными по Европе и Северной Америки, то мало, но, с другой стороны, полноценное волонтерство в России стало складываться достаточно поздно в силу исторических причин (распад СССР).

                         2.1 Направления волонтерства в России

   Для того чтобы определить состояние волонтерства в современном российском обществе, необходимо рассмотреть основные направления волонтерства и некоторые крупные организации из этих направлений, оценив их эффективность. Таким образом, можно получить полную картину развитости волонтерства по направлениям. Я разделила добровольчество на четыре основных типа:

  1.  экологические проекты
  2.  культурно-просветительские проекты
  3.  волонтерство в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
  4.  социальные проекты

                   2.2. Правовая основа волонтерства в России

Общие правовые основы деятельности добровольцев обеспечены следующими

основными документами:

  1.  Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  2.  Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  3.  Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной

конференции Международной ассоциации Добровольческих усилий

(Амстердам, январь, 2001 г.);

4. Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5, ст. 13, ч. 2, ст. 19, ст. 30);

5. Гражданский Кодекс РФ (ст. 117).

      Среди этих документов нужно отдельно отметить Всеобщую Декларацию Добровольчества, потому что это единственный международный документ, посвященный конкретно добровольчеству. Данная декларация не предусматривает какого бы то ни было контроля над волонтерами и волонтерскими организациями, но она передает дух волонтерства. Данный документ призван популяризировать волонтерство.   Для этих целей 2001-ый год был назван годом Добровольчества, создан единый знак волонтерства – красная буква V, была назначена дата празднования Дня Волонтеров – 5 декабря.  Таким образом,  четких правовых рамок добровольчества не установлено нигде, даже во Всемирной декларации добровольчества.

Также волонтерство в России регулируется такими нормами права, как:

  1.  Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности)
  2.  Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"
  3.  «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» от 30 июля 2009 г

Глава 3.  Волонтерская деятельность в МБОУ СОШ № 7 г. Охи

им. Д.М. Карбышева

Волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся.  

Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся: готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

   Было проведено анкетирование среди обучающихся  8-11-х классов с целью выявления отношения респондентов к волонтерскому движению. Приняли участие - 60 человек.

 Результаты анкетирования:

  1. Кто такие волонтеры?

100 % обучающихся ответили, что это-добровольцы, люди, оказывающиеся безвозмездную помощь.

  1. В чём заключается волонтёрская работа?

А. Оказание помощи малоимущим людям, пенсионерам -  92 %

Б. оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья – 75 %

В. Решение экологических проблем (посадка деревьев, уборка загрязнённых территорий, кормление птиц и т.д.) – 97%

Г. Проведение  акций в защиту здорового образа жизни- 85%

Д. Сбор средств в помощь приютам – 73%.

3. С целью изучения мотивов быть волонтёром выявлены доминирующие мотивы: потребность помогать людям – 30%, получить новый социальный навык – 25 %, найти единомышленников (по взглядам, позициям и принципам) – 15 %. Менее значимые стали мотивы: меня попросили – 12%, было свободное время – 10%, совсем по другим причинам – 8%.

4. На вопрос «Нужны ли нашему обществу волонтеры?»  95 % респондентов ответили утвердительно, а также 83 % респондентов считает, что в школе нужны волонтеры.

5. После окончания школы  30 % респондентов продолжат заниматься волонтерской деятельностью.

6. На вопрос: «Какие качества вы приобретаете, занимаясь волонтерской деятельностью?»

Были названы  качества: доброта – 72%, милосердие – 43%,  гуманность – 30%, патриотизм – 35%, коммуникативность – 55%, открытость – 63%, уверенность в себе – 67%, толерантность – 52%, отзывчивость – 45%, сострадание, сочувствие – 45%.

  1. Выступали в роли волонтёра – 33% опрошенных, 50% респондентов выразили желание постоянно принимать участие в волонтёрской деятельности.

Среди обучающихся 11-х классов был проведен социологический опрос

«Что значит быть волонтером?», «Считаете ли Вы, что волонтёрство – стимул для личностного роста?» Приняли 28 человек – 70% от числа обучающихся 11-х классов.

100% опрошенных считают, что волонтерство- стимул для личностного роста.

«Что значит быть волонтером?»

Ответы респондентов:

  1. Оказывать добровольно безвозмездную помощь тем, кто нуждается.
  2. Быть толерантными и отзывчивыми, всегда готовые прийти на помощь.
  3. Решение экологических проблем.
  4. Проведение акций  в защиту здорового образа жизни.
  5.  Сбор средств помощи приютам, больным детям.
  6. Быть человеком, готовым вершить добрые дела во благо других людей.
  7. Помогать людям, дарить радость, получая от этого положительные эмоции.

    Таким образом,  участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности. Гипотеза работы,  что обучающиеся школы, занимающиеся волонтерской деятельностью, станут нравственными личностями, доказана, что подтверждается данными анкетирования, так как в процессе волонтерской деятельности обучающиеся приобретают нравственные  качества: доброта,  милосердие,   гуманность,  патриотизм,  отзывчивость, сострадание,  толерантность.

    Заключение

   Волонтерская деятельность является естественной и важной составляющей общества. Она направлена не только на удовлетворение личных потребностей, но и осуществляется по принципу альтруизма, то есть не ради своих интересов, а ради других людей и общества. Волонтерство необходимо, потому что обращает внимание государства на проблемы общества, пытается решить острые социальные конфликты, улучшает психофизическое здоровье волонтеров, а также выступает противовесом властной иерархии.

       На данный момент можно выделить четыре основных направления волонтерства в России: экологические, социальные, культурно-просветительские проекты и волонтерство в ЧС.

Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся: готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Таким образом, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!

 Гипотеза работы,  что обучающиеся школы, занимающиеся волонтерской деятельностью, станут нравственными личностями, доказана, что подтверждается данными анкетирования, так как в процессе волонтерской деятельности обучающиеся приобретают нравственные  качества.

Литература

  1. Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина, О.И. Волкова «Все в твоих руках».
  2. Пособие для волонтеров программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди сверстников. – М.2005
  3. С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-15 лет. – М.2003
  4. Методические рекомендации по работе с волонтерами. – М.2005

Сайты:

  1. http://www.dobrovolets.ru/
  2. http://www.bfnn.ru/
  3. http://www.delodobroe.ru/
  4. http://www.sbornet.ru/publics/show-6.htm
  5. www.volonter.@yandex.rг

Приложение

Результаты анкетирования среди обучающихся 8-11 классов.

Приняли участие 60 человек.

1. Кто такие волонтёры?

А. Люди, оказывающие безвозмездную помощь- 100%

2. В чём заключается волонтёрская работа?

А. Оказание помощи пенсионерам, малоимущим  - 93%

Б. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями _ 75%

В. Решение экологических проблем (посадка деревьев, уборка загрязненных территорий, кормление птиц и т.д.)- 97%

Г. Проведение акций в защиту здорового образа жизни – 85%

Д. Сбор средств в помощь приютам – 73%

3. Как часто вы слышите о волонтёрских акциях?

А. Часто – 60%

Б. Редко  - 27%

В. Никогда – 13% 

4. Мотивы быть волонтером

А. Потребность помогать людям – 30%,

Б. Получить новый социальный навык – 25 %,

В. найти единомышленников (по взглядам, позициям и принципам) – 15 %.

Г. Меня попросили – 12%,

Д. Было свободное время – 10%,

Е. Совсем по другим причинам – 8%.

4. Вы выступали в роли волонтёра?

А. Часто  - 43%

Б. Редко – 25 %

В. Никогда – 32%

5. Вы хотели быть волонтёром?

А.Да – 72%

Б. Нет – 12%

В. Не знаю – 16%

6. Нужны ли нашему обществу волонтёры?

А.Да  - 95%

Б. Нет  - 0

В. Не знаю – 5 %

7. Нужны ли  волонтеры в школе?

А.Да  - 83%

Б. Нет – 5 %  

В. Не знаю – 12%

8. Какие качества вы приобретаете, занимаясь волонтерством?

А. Доброта – 72%

Б. Милосердие- 43%

В. Гуманность- 30%

В. Патриотизм- 35%

Г. Коммуникативность - 55

Д. Открытость – 63%

Е. Уверенность в себе – 67%

Ё. Толерантность – 52%

И  другие можно добавить: Отзывчивость -45%

                                               Сострадание, сочувствие – 45%

9. Продолжите ли после окончания школы заниматься волонтерской деятельностью

А.Да – 30%

Б. Нет – 15%  

В. Не знаю – 55%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Что значит - быть хорошими родителями?

Что значит - быть хорошими родителями? У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Буду...

Что значит быть воспитанным?

ММММ Материал для класснгМатериал для классного часа в 7 классах.    Цель классного часа: Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека. Оценить уровень...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...