Система работы струдными
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Выступление на МО классных руководителей
Система работы с трудными детьми
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Выражение «трудные дети» очень часто встречается в обиходе. Трудные дети – это отдельная группа общества, чьи нормы отличаются от общественных. Сам термин впервые появился в довоенное время, не в науке, а в обыденной жизни. В настоящее время встречается в словарях педагогики и психологии. Удачен ли термин? До сих пор по этому вопросу ведутся споры, так как многие ученые считают его оскорбительным по отношению к учащимся и их родителям. Поэтому современная педагогика термин «трудные дети» заменяет словами «дети группы риска».
Однако, как бы мы не называли эту группу детей, она существует в обществе, принося проблемы, и не становится малочисленнее .
К «группе риска» обычно относят тех подростков, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, поведении, недисциплинированности. Они плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают занятия, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много неуспевающих. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
· незнание их интересов и потребностей;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей
· "эпидемия" разводов;
· потеря эмоциональных контактов с детьми.
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают , выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с преподавателями, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся и недисциплинированные обучающиеся. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в нарушениях дисциплины.. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию..
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, преподавателей. Это равнодушие подростки глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Подросток ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Система работы ОУ должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ОУ.
понедельник | День работы с администрацией. Консультации с психологом, с замом по СВи ВР. Индивидуальные встречи, беседы с родителями. |
вторник | Посещение уроков. Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями. |
среда | Индивидуальные беседы с учащимися. Посещение уроков. Собеседование, методическая работа, индивидуальные консультации. Встречи с инспектором ПДН. |
четверг | Работа с документацией. Индивидуальные беседы с обучащимися. Заседание Совета профилактики. |
пятница | Подведение итогов по опозданиям и пропускам. Работа с документацией. Планирование работы на следующую неделю. |
Работа классного руководителя.
Работа с трудными детьми заключается в следующем:
проведение индивидуальных бесед с учеником и его родителями, . Часто на родительских собраниях поднимается вопрос о поведении детей группы риска по отношению к своим одноклассникам (ссоры, драки)
Также тесно сотрудничает по всем вопросам, касающимся этой группы подростков с психологом . Ведется журнал учета различных происшествий, в которых принимали участие дети группы риска. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» ребенка. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета , администрацию.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
После изучения трудного подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности обучающегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного подростка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.
Трудный ребёнок. Способы и приемы работы с «трудными детьми». Подготовила: Михайлова В.И.
Кто такие «трудные дети»?
- 1. Ребёнок с плохим поведением и неумением контролировать себя.
- 2. Не способный отвечать за свои действия.
- 3. Совершающий необдуманные и импульсивные поступки.
- 4. Легко возбудимый и вспыльчивый.
- 5. Довольно трудно идущий на контакт со взрослыми, не признающий даже явных авторитетов.
- 6. Отличающийся дерзостью, жестокостью и мстительностью.
- 7. Часто провоцирующий драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.
Почему ребенок стал таким «трудным»?
- Психические заболевания в семье.
- Конфликты между родителями.
- Пренебрежение и жестокое обращение.
- Отсутствие любви и заботы.
- Развод родителей.
- Нереализованная потребность в любви, принятии, принадлежности, ценности и нужности родным и близким.
Признаки трудного ребенка:
- У него существуют проблемы с обучаемостью.
- Подросток скандалист и хулиган.
- Подросток спит на уроках.
- С трудом находит общий язык с одноклассниками и учителями.
- Подросток ищет «нишу», где он будет значимым (социально значимая группа, дворовая команда, бандитская группировка).
- Он не желает помощи со стороны других людей.
- Становится замкнутым и необщительным.
- Интернет-общение преобладает над реальным общением.
Как можно распознать, что ребенок попал под влияние группировки?
- Нарушение сна, питания.
- Резкие изменения в поведении подростка.
- Снижение успеваемости в школе, прогулы уроков.
- Ребёнок пропадает где-то долгое время и на вопрос "Где ты был?" отвечает неохотно, скорее всего, лжёт.
- Утрата интереса к прежним увлечениям – чтению, спорту, играм.
- Появление странных знакомств, о которых ребёнок скрывает.
- Появление скрытности и замкнутости в поведении.
- Ребёнок перестал общаться со своими прежними друзьями, одноклассниками.
- Становится агрессивным, выдвигает обвинения в адрес взрослых.
- Частые перепады настроения.
- Ребёнок перестаёт делиться с родителями, учителями новостями и переживаниями.
- Ребёнок отказывается от семейных традиций, совместных ужинов, выездов на природу, походов в кино, театр и т.д.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
- Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
- Постараться разговорить ребёнка, наладить с ним эмоциональную связь, вывести на откровенный разговор.
- Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
- Поощрять полную откровенность.
- Больше слушать, чем говорить.
Какой способ действий, поведения с «трудными подростками» можно предложить родителям?
- Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
- Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психолога или психиатра.
- Получать сведения от учителей и друзей об изменениях в поведении ребёнка, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
- Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.
- Важно ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания .
Что должен сделать педагог для того, чтобы помочь трудному ребенку?
- Составить психолого-педагогическую характеристику (какой ребенок в классе является отверженным, изгоем, из неблагополучной семьи) на класс и трудного учащегося совместно с психологом и социальным педагогом.
- Побеседовать в непринужденной обстановке и наладить контакт с таким ребенком.
- Пообщаться с родителями и выяснить причину такого поведения.
- Посещать трудных учащихся на дому. Здесь вам может помочь социальный педагог.
- Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
- Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
- Контролировать занятость трудных учащихся
в общественной работе класса и школы.
Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками:
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
- Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную
жизненную ориентацию подростков и развивать
их идеал Я.
Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
- 1 . Не отказывайте ребёнку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
- 2. Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с ребёнком.
- 3. Разговаривайте с учащимся на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми».
- 4. Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним.
- 5. Никогда не обсуждайте личность ученика и его поступки в
присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.
- 6. Никогда не оскорбляйте ребёнка.
- Рекомендации психолога по общению с трудными детьми:
- 7. На какой-либо проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
- 8. Ребёнка необходимо поддерживать.
- 9. Обеспечьте возможность трудному ребёнку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
- 10. Помните, что наиболее восприимчивы трудные дети к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).
- 11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих
неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
- 12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного
физического и психологического давления на трудных детей.
Помните:
- Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть .
- Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности .
- Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым .
- Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины .
- Если ребенок растет в терпимости , он учится принимать других .
- Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя .
- Если ребенка хвалят , он учится быть благодарным .
- Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым .
- Если ребенок живет в безопасности , он учится верить в людей .
- Если ребенка поддерживают , он учится ценить себя .
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится находить любовь в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории
Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")
Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...
Формирование системы работы с предметной терминологией на уроках географии (из опыта работы)
Терминологическая работа на уроках географии с примерами....
Система работы с математически одаренными учащимися на примере опыта работы МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края
Статья была написана по материалам выступления автора на районном методическом объединении учителей математики Павловского района Краснодарского края. Цель выступления - обобщить и систематизировать о...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...