Формирование системы работы с предметной терминологией на уроках географии (из опыта работы)
методическая разработка (география) по теме
Терминологическая работа на уроках географии с примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Сюльгина И.И., учитель географии высшей категории МОУ СОШ
№ 2 с углублённым изучением отдельных предметов
Формирование системы работы с предметной терминологией на уроках географии
(из опыта работы)
Изолированное слово лишено смысла.
Г.Г.Шпет
Среди разнообразных форм работы на уроках географии и при выполнении учащимися домашнего задания, особое место можно отвести работе с предметной терминологией. С одной стороны – это неотъемлемая часть понимания и усвоения учебного материала, с другой стороны, средство повысить речевую культуру учащихся. Трудно согласиться с тем, что развитие речи обучающихся – это задача учителей-словесников, а у учителей-предметников задачи иные, поскольку специального времени на уроках для такого обучения нет. Но, всякий учебный предмет, в том числе и география, предполагает усвоение новых терминов, понятий и т.д., таким образом, и расширение словарного запаса обучающегося, включения новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Свободный хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления географических знаний и словарного запаса. В связи с этим, большое внимание должно уделяться формированию понятийного аппарата. Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями, уметь применять его в учебном познании.
Как же привести эту работу в систему? Как планомерно, на каждом уроке (или почти на каждом уроке) уделять достаточно времени, не в ущерб другим видам работы, для формирования понятийного аппарата? Хочу поделиться накопленным опытом в этом вопросе. Но, для начала необходимо ввести несколько понятий, использующихся в данной работе.
Терминология – совокупность терминов определенной отрасли знания или производства, а также учение об образовании, составе и функционировании терминов (Энциклопедия Кругосвет (Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия) http://krugosvet.ru).
Термин (лат. terminus 'граница, предел, конец') – это специальное слово или словосочетание, принятое в определенной профессиональной сфере и употребляемое в особых условиях. Термин представляет собой словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний (там же).
Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них...
Система (от греч. целое, составленное из частей, соединение) – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство
(www.terme.ru Новая философская энциклопедия. – 2003).
Номенклатура (лат. nomenclatura "список, перечень") – список географических объектов отдельной территории (http://slovari.yandex.ru).
По мнению многих авторов в формировании понятий выделяется три уровня:
- Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»
- Применение понятий в знакомой ситуации.
- Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
Обычно термин вводится в процессе объяснения материала по новой теме. Значение термина раскрывается в процессе рассказа учителя. Новое слово учитель четко пишет на доске, учащиеся отыскивают и прочитывают его в тексте учебника, выписывают в тетрадь на данном уроке и закрепляют его значение на последующих уроках. Это традиционно, но скучно и положительный эффект такая работа будет иметь не продолжительное время. А если попробовать пойти по изыскательскому пути и предложить сформулировать термин учащимся на ассоциативном уровне. Например, на вводных уроках географии в 6 классе, в ходе рассказа учителя учащимся необходимо отыскать слова (а такая задача перед учащимися ставится заранее), которые помогут объяснить, что же такое география. И далее, по предложенной формуле:
Ге = +
предложить учащимся самостоятельно сформулировать определение термина «география». В отдельных случаях можно предложить учащимся «корзинку подсказок», в которой будут, наряду с необходимыми для формулировки словами, и несколько лишних. Например,
= +
(которая
(ое), (уе))
Следующая форма работы, которая, на мой взгляд, имеет достаточно преимуществ, это различного вида терминологические диктанты. Географические диктанты эффективно применимы на уроках проверки знаний. Они дают полноценную картину усвоения предметных терминов по теме и быстрый, объективный результат в виде оценки. Подобный вид работы направлен в большей степени на узнаваемость термина или понятия или элемента номенклатуры, и поэтому под силу даже слабоуспевающим учащимся, что важно в вопросе мотивации к обучению. Правила выполнения работы следующие: на доске размещены несколько прономерованных в прямой и обратной последовательности (для первого и второго вариантов) терминов и понятий. Учитель зачитывает определения в случайной последовательности. Задача учащихся распознать термин, определение которого прозвучало, и записать цифру правильного ответа, в соответствии со своим вариантом.
Пример географического диктанта по темам «Почвы», «Растительный и животный мир России» 8 класс.
На доске:
1 | Почва | 14 | 8 | Чернозем | 7 |
2 | Почвообразующие факторы | 13 | 9 | Подзолистая почва | 6 |
3 | Почвенные горизонты | 12 | 10 | Земельные ресурсы | 5 |
4 | Гумусовый слой | 11 | 11 | Мелиорация | 4 |
5 | Горизонт вмывания | 10 | 12 | Растительные сообщества | 3 |
6 | Механический состав | 9 | 13 | Лесные ресурсы | 2 |
7 | Структура почвы | 8 | 14 | Лесные сообщества | 1 |
Учитель зачитывает определения или признаки понятий и терминов:
- Дары лесов, используемые в народном хозяйстве.
- При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуется…
- Факторы, оказывающие влияния на образование почв.
- Места обитания животных.
- Закономерные сочетания растений.
- Верхний плодородный слой земли, особое природное тело.
- Почвенный горизонт, где сравнительно мало корней, где накапливается много мельчайших минеральных частиц (ила или глины).
- Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки.
- Самый верхний горизонт почвенного профиля.
- Совокупность мер по улучшению плодородия почв.
- Самые плодородные почвы.
- Несколько связанных между собой слоёв в вертикальном разрезе почв.
- Физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства.
- Соотношение различных по размеру минеральных частиц в почве.
Ответы: I вариант – 13,9,2,14,12,1,5,7,4,11,8,3,10,6
II вариант – 2,6,13,1,3,14,10,8,11,4,7,12,5,9
Работа может быть проверена учителем или самими учащимися в рамках взаимопроверке.
Используя данный вид работы можно составить диктанты различной степени сложности и количества понятий. Можно предложить учащимся работу по самостоятельному составлению подобных диктантов.
К творческому применению знаний терминов и понятий можно отнести работу по написанию мини-сочинений по различным темам с применением предметной терминологии. Учитель заранее составляет перечень терминов, обязательных для использования в мини-сочинении, усложняя работу использованием терминов из разных тем или добавляя термины и понятия не входящие в программу изучения предмета. Таким образом, появляется возможность дифференцировать работу учащихся по степени сложности. Пример разноуровневых заданий по написанию мини-сочинений по теме «Воды России» 8 класс.
|
|
|
Работа на уроках географии не обходится и без различного рода сообщений учащихся по различным темам. Такая работа учениками всегда выполняется с желанием, тем более, что она сейчас не требует огромного труда, учитывая возможности Интернета. Но и при выполнении такой работы перед учащимися ставлю определённые задачи, связанные с терминологической работой. Многим педагогам, наверное, знакома ситуация когда ученик подготовив сообщение по теме с помощью ресурсов Интернета, представляя его на уроке использует малознакомые и малопонятные слова. Так вот, одним из условий подготовки сообщения ставлю необходимость объяснения той терминологии, которую учащийся использует в своём сообщении. В связи с этим ученики вынуждены очень избирательно и критически относится к тому материалу, который собираются использовать для подготовки сообщений.
Много времени и усилий при изучении тем школьного курса географии уделяется освоению географической номенклатуры. И эту работу можно сделать интересной и эффективной. Для этого можно использовать различные игровые методы работы. Например, такие всем известные формы как кроссворды, чайнворды, поиск соответствия между предложенными словами, поиск лишнего слова в предложенном перечне и т.д. вот несколько примеров такой работы.
Кроссворд «Проливы мира»*
|
| п |
|
|
|
|
| ||||||||
| р |
|
|
|
| ||||||||||
| о |
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| л |
|
|
| |||||||
|
|
| и |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| в | ||||||||
|
|
| ы |
| Х |
|
|
|
|
| |||||
|
| ‐ | м |
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| и |
| ||||||
|
| р |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
Найдите соответствие*
Озеро – материк
| Река – море
|
На одну букву*
Горы на букву «А»
А |
|
|
| в Америке | |||||
А |
|
|
|
| в Европе | ||||
А |
|
|
|
| в Азии | ||||
А |
|
|
|
| в Африке | ||||
А |
|
|
|
|
|
|
| в Азии | |
А |
|
|
|
|
|
|
| в Америке | |
А |
|
|
|
|
|
|
| в Европе |
Найдите лишнее слово*
- Город, селение, остров, посёлок, аул, кишлак, станица.
- Франция, Австрия, Швеция, Бельгия, Боливия, Норвегия, Швейцария.
- Куба, Гайити, Ямайка, Тринидад, Таити, Мартиника, Пуэрто-Рико.
- Аппалачи, Алтай, Кордильеры, Альпы, Каракумы, Анды.
Следующее задание, которое применяю в качестве разминки в начале урока при изучении материков в курсе 7 класса, использует принцип конкурса «Дальше, дальше, дальше…» некогда существовавшей телеигры «Счасливый случай». Учащиеся должны за определённое время (2 –3 минуты) ответить на максимальное число вопросов, если учащиеся не знают ответа, они говорят: «дальше». Работа может быть как коллективная (на вопросы отвечает весь класс), так и индивидуальная («по цепочке» или обращаясь к отдельным учащимся. Например, вопросы по географии Африки, 7 класс*:
- Высочайшая вершина континента.
- Залив, в который впадает река Нигер.
- Озеро на границе Танзании и Заира.
- Страна, расположенная на берегах двух океанов.
- Пролив, отделяющий Мадагаскар от Африки.
- Река на границе ЮАР и Намибии.
- Самое восточное государство на континенте.
- Пролив, отделяющий Африку от Азии.
- Путешественник, открывший водопад Виктория.
- Столица ЮАР и т. д.
Большой популярностью у учащихся пользуется изыскательская работа, которую можно дать в конце учебного года в 7 классе. Работа заключается в подборе групп разнообразных географических объектов по различным признакам. Например, «Самые, самые…» реки, острова, полуострова, проливы, заливы, архипелаги и.т.д. Или поиск названий, которые начинаются со слов: «Нижний», «Верхний», «Сан-, Сант-, Сен-», «Новый», «Большой», «Великий», «Южный», «Восточный», «Северный», «Западный» и.т.д. В качестве подсказке для некоторых учащихся можно дать некоторые цифры. Например, найти со словом «Новый (Новая, Новые, Нью)»:
7 островов.
1архипелаг,
2 страны,
5 штатов,
1 провинцию,
4 города.
Ещё один вид изыскательской работы – это поиск устаревшего или второго названий географических объектов. Такая работа, например, предусмотрена в курсе 9 класса по изменявшимся названиям городов. Но и в мире достаточно объектов, которые имеют двойные названия или их меняли. Попробуйте вспомнить или найти на карте вторые названия географических объектов:
- Тонкийский залив – …
- Мальвинские о-ва – …
- р.Лаба – …
- г.Джомолунгма – …
- Калининград – …
- Зелёный мыс – …
- р.Аргунь – …
- Кот-д,Ивуар – …
- Заир – …
- Советская Гавань – …
Большой объем работы с предметной терминологией и номенклатурой предусматривают и современные педагогические технологии. В рамках освоения и внедрения таких технологий как «Развитие критического мышления», «Дебаты», «Портфолио», «ТРИЗ-технология» терминологическая работа имеет первостепенное значение. Технологии позволяют составлять словари урока и глоссарии тем, разделов и целого курса; составлять и распаковывать кластеры; анализировать и создавать учебные тексты; применять изученные понятия и термины в творческих заданиях. Знакомство, осмысление и освоение предметной терминологии, с последующим применением её на практике для решения учебных задач, благодаря современным технологиям, происходит в короткие сроки и с максимальной эффективностью.
География – наука для любопытных. Для тех, кому тесновато в родных стенах, в своем городе или селе, кого влекут незнакомые места и свежие впечатления. Но многим людям география нужна и не только для удовлетворения естественной тяги к новым понятиям и впечатлениям, но и по работе. Да и просто иметь понятие об окружающем нас мире без знания географии невозможно. Что изучает география вообще? Это ведь далеко не только перечень материков, океанов, меридианов и полюсов. В действительности, география мира – это целый комплекс сведений о самих географических объектах, явлений, с ними происходящих, жизни государств и народов, флоре и фауне, перспективах и связях.
Современная география состоит из множества разделов, посвященных не только местонахождению названий на карте, но и жизни всего многообразного мира. Конечно, для граждан России география России имеет первоочередное значение, ведь глупо, стыдно и просто непрактично не иметь понятия о собственной стране. Поэтому, для нас все же география России – наиболее важная часть современной географии. А география мира нужна для понимания современной действительности, особенно с учетом того, какими темпами происходит в наши дни глобализация. Поэтому и география мира и, что особенно важно, география России входит в школьную программу и является обязательным предметом для каждого школьника нашей страны уже много десятилетий. И нельзя сказать, что изучение этого предмета потеряло свою актуальность хотя бы немного. Однако, изучение и использование это науки невозможно без правильного понимания терминов географии. И разбираться в них, хотя бы на среднем уровне необходимо любому мало-мальски образованному человеку.
* примеры взяты из книги Б.Б.Вагнера География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 176 с.
Другие задания размещены в Приложении.
Приложение
Кроссворды
|
|
| п |
|
|
| |||||||
| у |
|
|
|
|
|
| ||||||
с |
|
|
|
|
| ||||||||
| т |
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| ы |
|
|
|
| ||||||
н |
|
|
|
| |||||||||
|
|
| и | ||||||||||
|
|
|
|
|
| м |
| ||||||
|
|
| и |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| р |
| ||||||
| а |
|
г |
|
|
| Азия | ||||||||||||
| о |
|
|
|
|
|
|
|
| Америка | ||||||
| р |
|
| Европа-Азия | ||||||||||||
|
|
| ы | Америка | ||||||||||||
|
|
|
|
| з | Азия | ||||||||||
|
| е |
|
|
|
|
| Европа | ||||||||
|
| м |
|
|
|
| Азия | |||||||||
| л |
|
|
| Европа | |||||||||||
| и |
|
|
|
|
| Европа |
|
| в |
|
|
|
| Азия | ||||||
|
|
| у |
|
|
| Европа | ||||||
|
|
| л |
| Европа | ||||||||
|
|
| к |
|
|
|
| Азия | |||||
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
| Африка | |
|
| н |
| Европа | |||||||||
|
|
| ы |
|
|
|
|
| Азия | ||||
|
| м |
|
|
|
| Африка | ||||||
|
|
|
| и |
|
|
| Азия | |||||
| р |
|
|
|
| Антарктида | |||||||
|
|
|
| а |
|
| Америка |
Найди соответствие
Хищник – материк | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Река – озеро | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Религия – страна | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приток – река | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Город – река | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порт – залив | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На одну букву
Острова
В |
|
|
|
|
| к югу от Новой Земли | ||||||||||
В |
|
|
|
|
|
|
| в Канадском Арктическом архипелаге | ||||||||
В |
|
|
|
|
|
|
| остров-вулкан у берегов Италии | ||||||||
В |
|
|
|
|
|
|
| у берегов Чукотки | ||||||||
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
| в Атлантическом океане | ||||||
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в Аральском море | |||||
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у берегов Европы |
Столицы
Д |
|
|
| Азия | ||||||||
Д |
|
|
| Азия | ||||||||
Д |
|
|
|
| Африка | |||||||
Д |
|
|
|
| Азия | |||||||
Д |
|
|
|
|
| Европа | ||||||
Д |
|
|
|
|
| Азия | ||||||
Д |
|
|
|
|
|
| СНГ | |||||
Д |
|
|
|
|
|
|
| Азия | ||||
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Америка | ||
Д |
|
| - |
|
| - |
|
|
|
|
| Африка |
Озера
Т |
|
| Азия | |||||||||
Т |
|
|
| Африка | ||||||||
Т |
|
|
|
|
| Россия | ||||||
Т |
|
|
|
|
|
|
| Россия | ||||
Т |
|
|
|
|
|
|
| Америка | ||||
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Африка | ||
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Европа |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Азия |
Моря
С |
|
|
| Тихий океан | |||||||
С |
|
|
|
|
|
|
| Атлантический океан | |||
С |
|
|
|
|
|
|
| Тихий океан | |||
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Атлантический океан | |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Индийский океан |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Атлантический океан |
Географические диктанты
9класс тема «Население"
- Демографический кризис 12.
- Концентрация населения 11.
- Воспроизводство населения 10.
- Эмансипация 9.
- Урбанизация 8.
- Миграция 7.
- Демографическая ситуация 6.
- Трудовые ресурсы 5.
- Рынок труда 4.
- Производительность труда 3.
- Городские агломерации 2.
12.Индустриализация 1.
Вопросы
- Сложившиеся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности.
- Резкое снижение численности населения в результате социальных потрясений.
- Рост городов, увеличение городского населения и распространение городского образа жизни.
- Плодотворность, продуктивность трудовой деятельности людей.
- Часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для трудовой деятельности.
- Уравнивание в правах женщин.
- Сосредоточение населения в определённых центрах, зонах, районах.
- Группа близко расположенных городов, объединенных тесными связями.
- Передвижение населения по территории страны.
- Процесс воспроизводства людей людьми, процесс непрерывной смены поколений.
- Создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.
- Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения.
Ответы: I вариант: 7,1,5,10,8,4,2,11,6,3,12,9;
II вариант: 6,12,8,3,5,9,11,2,7,10,1,4
ГЕОГРАФИЯ
Что это?
Свойства, качества, признаки
ГЕОГРАФИЯ
страна,
здание,
наука,
учебник,
школьный предмет
…изучают в школе,
…изучает природу Земли,
…стоит в расписании уроков и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...
Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)
В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....
«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...
Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)
В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии....
Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках географии. Из опыта работы
Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках географии. Из опыта работы...
Статья. Система работы с одаренными школьниками на уроках географии. Из опыта работы
СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: «ОТКРЫВАЕМ РОССИЮ ЗАНОВО С УЧИТЕЛЯМИ ГЕОГРАФИИ!»Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Зырянов Андрей Владимиро...