Занятие "Путешествие на остров"
методическая разработка (5 класс)

Архипенко Татьяна Валентиновна

Занятие предназначено для работы с обучающимися 5 классов общеобразовательной школы.

Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий, развитие навыков сотрудничества, сплоченности.

Задачи:

  • Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовывать свои действия с партнером.
  • Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции.
  • Развитие навыков бесконфликтного принятия решений.

Форма проведения: групповая.

Количество участников: 15 – 20 чел.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор для показа презентации, правила сплоченной работы для демонстрации их на классной доске, магниты,  заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов, большой лист бумаги, символизирующий остров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_puteshestvie_na_ostrov.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие

для учащихся 5 классов

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ …»

Развивающее занятие для учащихся 5 классов

Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий, развитие навыков сотрудничества, сплоченности.

Задачи:

  • Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовывать свои действия с партнером.
  • Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции.
  • Развитие навыков бесконфликтного принятия решений.

Форма проведения: групповая.

Количество участников: 15 – 20 чел.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор для показа презентации, правила сплоченной работы для демонстрации их на классной доске, магниты,  заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов, большой лист бумаги, символизирующий остров.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство.

- Здравствуйте. Ребята, мне очень приятно вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки.  Мы с вами образовали круг, который обозначает единство, сплоченность. Давайте улыбнемся друг другу и забудем все плохое, грустное.

2. Разминка.

- Теперь, когда мы с вами познакомились и узнали немного друг друга, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Те, кто…».

Упражнение «Те, кто…».

Цель: дальнейшее знакомство участников, нахождение сходств между учащимися, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Инструкция: «Ребята, слушайте меня внимательно и выполняйте действия, которые я вам буду озвучивать.

- Присядьте те, кто любит плавать.

- Встаньте те, кто любит рисовать.

- Помашите руками  те, кто любит проводить время с друзьями.

- Поднимите правую руку те, кто любит мастерить что-нибудь своими руками.

- Поднимите левую руку те, кто любит придумывать разные истории, загадки, ребусы.

- Высоко поднимите руки и скажите « я» те, кто является учеником 5 класса».

- Хорошо, молодцы! Прошло совсем немного времени, а мы уже так много знаем дуг о друге! Я вижу, что вы интересные ребята, и вас многое объединяет. Думаю, это поможет нам в нашем занятии, и оно будет для вас познавательным и интересным.

3. Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Цель: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия.

- Ребята, скажите, в предыдущей игре какое сходство объединило всех вас?

- Да, самое главное ваше сходство в том, что все вы являетесь учениками одного класса. Несмотря на то, что все вы разные, вас в школе воспринимают не как Лешу, Таню и т.д., а как единое целое – «класс».

- Ребята, вы знаете, что такое команда?  

- Скажите, а ваш класс можно назвать командой?  Почему?

- Можно  смело сказать, что вы  команда пятиклассников вашей школы. А где еще можно встретить команды?  (Подвести детей к тому, что есть команды на корабле).

- Какие цели преследует команда на корабле?  

- Как должны работать участники команды для того, чтоб достичь общей цели?

- Может ли команда достичь своих целей, если члены её не могут договориться?

- Давайте теперь подведем итог, какие правила необходимо соблюдать членам команды, чтобы работа была сплоченной и команда достигла намеченной цели:

  • следовать намеченной командной цели
  • оказывать поддержку друг другу
  • поддерживать доброжелательные и доверительные отношения
  • уважать мнение другого человека
  • работать увлеченно, творчески, с удовольствием
  • рационально распределять между собой обязанности и ответственно их выполнять.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

Практическая работа. Упражнение «Готовимся в путь».

Цель: формирование навыков умения работать в команде, развитие навыков планирования деятельности.

Оборудование: заданиями для групп, лист А3 для «карты путешественников», фломастеры разных цветов бумажные части корабля, схема построения корабля, клей, маркеры черный и красный, бумажные заготовки флага, парусов.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам побывать в качестве команды корабля, которая собирается в морское путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, необходимо подготовить корабль и составить карту пути, по которой команда будет путешествовать.

Чтобы подготовка затратила как можно меньше времени, вы, участники команды  должны распределить обязанности между собой. Для этого необходимо разделиться на три групп. Это можно сделать двумя способами, либо по вашим любимым занятиям, вспомните, кто из вас любит рисовать, мастерить, сочинять, либо по цвету бейджов.

Затем каждая группа выполняет свое индивидуальное задание, и мы вновь объединяемся. Каждая группа должна выполнять задание быстро, ловко, и не забывать о правилах сплоченной работы в команде».  

Учащиеся делятся на группы, получают инструкции, которые лежат на столах и приступают к выполнению заданий. Задания для групп: «Кораблестроители» - из подготовленных частей корабля склеивают корабль. «Мореплаватели» - придумывают название корабля, символ для флага, подбирают как можно больше крылатых выражений, пословиц, поговорок, словосочетаний, отдельных слов на тему «Дружная команда» и записывают их на парусах корабля. «Путешественники» - рисуют карту с придуманными названиями островов и океанов, морей, которые нужно пройти, чтоб достигнуть умения взаимодействовать и вежливо общаться.

На протяжении выполнения задания демонстрируется слайд № 2, включается  музыкальное сопровождение.

Обсуждение.

Как группа организовала свою работу?

Какой была атмосфера во время работы?

Удалось ли вам придерживаться правил, о которых мы с вами говорили?

-Ребята, вы молодцы. Ваша команда замечательно подготовилась к путешествию и пора нам отправляться в путь. Я предлагаю вам отправиться к острову …

Упражнение «Остров».

Цель: тренировка навыков совместной деятельности.

Оборудование: большой лист бумаги, символизирующий остров.

Инструкция: «И вот перед нами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — вам решать  (учащиеся размещаются на «острове»).

-  Но вот начинается прилив, наш остров уменьшается в размерах, а вам необходимо удержаться на нем, при этом никто не должен пострадать (учащиеся стараются вместиться на уменьшенном «острове»).

Обсуждение.

Что помогло вам всем удержаться на острове?

4. Рефлексия. Завершение занятия.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Вам удалось поработать командой, выполнить свою задачу и мы достигли своей цели, благодаря тому, что вы всегда помнили о правилах сплоченной работы, о правилах взаимодействия в команде.  

- Я хочу узнать, ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Предлагаю вам прочитать и продолжить предложение, написанное на карточке.

Сегодня от работы в команде мы  получили …

Занятие для нас оказалось полезным в том, что …

Наша команда работала сплоченно, потому что…

Упражнение: «Я желаю тебе……»

Цель: развитие умения выражать позитивные пожелания письменно, формирование позитивного отношения к своим одноклассникам.

Оборудование: небольшие листочки бумаги (8x10) для записи пожеланий, фломастеры.

Инструкция: «В завершении нашего занятия, я предлагаю каждому из вас написать пожелание своим одноклассникам. И эти пожелания мы оставим в трюме вашего корабля, в качестве бортового журнала.  Чтобы вы всегда помнили о том, что вы единый союз, единая команда - команда пятиклассников, и впереди вас ждет еще очень долгий  школьный путь».  

После выполнения упражнения, учащиеся  берутся за руки, и выполняют ритуал прощания: все вместе  говорят «Мы - команда».

- Занятие окончено. Всем спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "остров сокровищ"

интеллектуальная игра на 23 февраля...

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Путешествие на остров Доброты

Мероприятие для учащихся начальной школы о доброте Цели и задачиВоспитание культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам.Формирование коммуникативных качеств  школьников, воспитание доброг...

Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»

В работе «Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» представлены развёрнутый конспект урока с использованием ИКТ, мультимедийная презентац...

Спортивный праздник "Остров сокровищ" 1-4 кл.

Спортивный праздник проводится на спортивной площадке с использованием туристической полосы препятствий....

Интегрированный урок (Математика + ручной труд + психология) : «Путешествие на остров «Чунга - Чанга»

На данном уроке   закрепляются  приемы  сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 100, а также  умения решать простые и составные арифметические задачи. С помощью ко...