Нейрографика-новое в творчестве
статья (5 класс)
новое напровление в творчестве и психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_god_obucheniya_rabochaya_programma_olimpiadnye_zadachi.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа второго года обучения к дополнительной общеобразовательной программе «Олимпиадные задачи» имеет социально-педагогическую направленность. Она представляет систему занятий для детей 8 лет. Срок реализации программы – 1 год. Уровень освоения программы – общеразвивающий.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для детей младшего возраста. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление. В рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Для проведения занятий разработан методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе; б) методического пособия для руководителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у детей 7-10 лет с целью усиления их интеллектуального развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у занимающихся
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Цель 2-го года обучения. развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих занятий на основе получения занимающимися дополнительных знаний по олимпиадным занятиям, развития у них познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному приобретению знаний и умений и применению их в своей практической деятельности, развития мышления и логических способностей школьников, подготовка их к участию в конкурсных работах различного вида.
Основные задачи 2-го года обучения.
Обучающие:
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- ознакомление занимающихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач.
Развивающие:
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- развитие речи;
- развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления.
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Воспитательные:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений;
- воспитание трудолюбия и самостоятельности.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в занимательной игровой форме 1 раз в неделю по 45 минут. Всего 32 академических часа в год.
2. Ожидаемые результаты
2-го года обучения
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны
- знать:
- правила техники безопасности во время проведения занятий
- направления решения нестандартных заданий второго уровня
- основные правила выполнения заданий, построения графических моделей
- основные приёмы выполнения заданий небольшой сложности различного вида
- уметь:
- применять различные наработанные приёмы при выполнении заданий занимательного характера
- строить графические модели к различного вида заданиям с самостоятельным выбор типа модели
- определять нужное направление в процессе решения различных головоломок (анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды)
- решать задачи и выполнять задания простого уровня самостоятельно
- анализировать, синтезировать, обобщать
- работать с геометрическим материалом при выполнении различного вида заданий
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы отслеживания результативности:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе руководителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах тестирования, практических и творческих работ детей.
- Участие занимающихся в олимпиадах и различного вида конкурсах интеллектуальной -развивающей направленности.
- Календарно - тематический план
2 год обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. . Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способностей рассуждать. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических возможностей. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических возможностей. | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способностей рассуждать. | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие способностей рассуждать | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | ||
Всего | 32 |
4. Учебно-воспитательная работа и массовые мероприятия
Для группы №_____
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения |
1 | Олимпиада | Февраль | Гимназия №642 |
2 | Олимпиада | Май | Гимназия №642 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»
Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"
Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....