Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
учебно-методический материал (литература) по теме
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Исаевич Солженицын.
(1918-2008)
Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и историю создания рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Должны понимать:
- отношение автора к изображаемому, нравственную проблематику произведения.
Должны уметь:
-определять тему и идею, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказывания на основе прочитанного.
Судьба и творчество писателя.
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году , стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанном в журнале «Новый мир». Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Вот первое впечатление редактора «Нового мира» А.Т. Твардовского, прочитавшего рукопись ночью, в один присест, не отрываясь: «Ничего подобного давно не читал, Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ увидел свет. «Я был оглушен, потрясен,- писал о своих впечатлениях Вячеслав Кондратьев .- Наверное, первый раз в жизни так реально осознавал, что может правда. Это было не только слово, но и дело».
Солженицын- фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Этот историко-литературный этап завершился «годом Солженицына»(1990г.).
Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир» и «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ». На протяжении всего 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус» и «Август 14-го». Кроме того, сам писатель, вернувшись в тогда еще Советский Союз, обнародовал свою принципиальную значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый Президент СССР М.С. Горбачев уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого»-«Великим».
Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом- Солженицын был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершен; возвращение Солженицына в новую Россию очень немногими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника.
Каковы истоки явления Солженицына? Родители писателя происходят из старинных казачьих родов.
Годы детства и ученичества.( Стр. учебника 265-269 учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, часть 2 под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин), М, «Просвещение», 2011 год.
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании.
Рассказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».
- Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня?
Почему автор определил жанр как рассказ?
Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир- одним … достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
-Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?
-Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?
Герой повести- Иван Денисович Шухов- один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых- это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь- бушлат деревянный, подпишешь- хоть поживешь еще малость, Подписал».И Шухов оказывается в советском лагере.
Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско- германскую войну ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову почти «счастливым»?
- Почему автор выбрал именно «счастливый день»?
Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном- только выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу. «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табочку купил, не заболел- чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
Что помогает герою устоять, остаться человеком?
Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? Почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина : «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе- достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд- это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
- О ком из зэков автор пишет с симпатией?
-Кого называет «дерьмом»?
Из тех, кто, как написал Солженицын, «принимает на себя удар»- Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин- для всех «отец». От того, как «процентовку»закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься».
Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить»
Противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», кто от него уклоняется. Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря- «Образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь- игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.
Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени- «высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его было вымотано, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки- лагерные «аристократы»- лакеи: дневальные по бараку, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ- «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Итак, в лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
Проверочные задания для повторения по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?
2.Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее.
3.Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по имени и почему?
4. Почему автор в рассказе избрал такую точку обзора: «лагерь глазами мужика». Кто в большей мере живет во лжи даже в лагере?
«Городская проза в современной литературе».
Ю.В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- понятие «городской» прозы, сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, сюжет, героев произведения.
Учащиеся должны понимать:
- вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта, смысл названия повести «Обмен».
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать героя повести и его поступков по отношению к матери.
«Городская проза в литературе 20 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-195827-1369065657.jpg)
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-284376-1377359133.jpg)
Александр Исаевич Солженицын. Очерк жизни и творчества.
Урок по литературе в 11 классе. Знакомство учащихся с биографией и творчествои писателя Солженицына....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-293673-1378805507.jpg)
Презентация "Александр Исаевич Солженицын"
В работе представлены сведения о биографии и творчестве писателя, приведены отрывки из произведений, помещены фотографии писателя и его близких....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-373320-1391671056.jpg)
Презентация "Александр Исаевич Солженицын"
Данная презентация содержит материал из биогравии Солженицына А.И....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-414077-1393777740.jpg)
Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1238173-1649944845.jpg)
А.И. Солженицын. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Архипелаг ГУЛАГ». Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Письменная работа
Маршрутный лист дистанционного урока...
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»
Урок позволит раскрыть своеобразие звучания "лагерной" темы в творчестве А.И. Солженицына...