Воспитательное мероприятие по профориентации
материал (9 класс)

Костылева Надежда

Воспитательное мероприятие по профориентации для старшеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия по профориентации

Социального педагога

 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №52»

 Костылевой Надежды Александровны

Курган, 2020

План

методической разработки воспитательного мероприятия

по профориентации

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Приложение

       3.1        Классное родительское собрание

       «Профориентации учащейся молодежи»

       3.2        Классный час для учащихся 10 класса «Выбор профессии»

4. Литература

Введение

Профориентационная работа в школе является важной частью учебно-воспитательного процесса. Огромную роль в формировании профессионального самоопределения играют те мероприятия, которые проводятся, как с родителями, так и с обучающимися. Именно поэтому  я  представляю разработку  родительского собрания и классного часа  для родителей и учащихся 10 класса. (К дальнейшему сообщению прилагается презентация)

Немецкий социальный психолог Эрих Фромм сказал:

«Человек - единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему,  он её должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе. Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его

усилий - его собственная личность

Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам сделал себя профессионалом.

 Более 100 лет назад вывели простую и запоминающуюся формулу: каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 - то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учился, трудился, и на 1/3 - то, что он сделал с собой сам, и это одно из высших проявлений человеческого в человеке. Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления старшеклассника.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах.

 Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой, и здесь полезным оказывается профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии и  выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность. Допустим, соответствие индивидуальных особенностей профессии установлено, но помимо этого важным является и смысловой аспект выбора: «Для чего я получаю это образование? Позволит ли учеба и будущая профессия реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания вуза?» Ответив на эти вопросы, старшеклассник может построить личную жизненную перспективу, составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставить наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе работы он может осознать препятствия, мешающие ему на пути к своей цели, – это могут быть трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и т.п. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги и учебные курсы.

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация при выборе профессии

Большинство школьников остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Выбор профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Школьнику необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях – все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Помочь человеку выбрать профессию – это, прежде всего, раскрыть перед ним его возможности, помочь развить их, воспитать на их основе определенные способности, которые затем станут призванием, скажут решающее слово в выборе профессии. Задачей профориентации является оказание помощи, связанной с выбором профессии. Для этого необходимо следующее:

  1. Помочь ориентироваться в мире профессий. В нашей стране в настоящее время широко распространен дифференциально-диагностический опросник  Е.А.Климова. По опроснику Климова выделяются пять областей интересов (сфер деятельности): « человек- природа»,

   « человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек –

      художественный образ», - и оценивается степень предпочтений старшеклассника к каждой

      области.

  1. Выявить способности школьника. Способности зависят в известной мере от природных задатков, но не являются своего рода механизмом, которым обеспечивается человек при рождении раз и навсегда. Способности могут проявляться, развиваться, совершенствоваться, а могут изменяться, исчезать. Большую помощь в развитии способностей оказывают различные формы внеклассной и внешкольной работы: кружки, студии, секции и т.д.
  2. Выяснить потребность своей будущей профессии на рынке труда. Очень сложно строить перспективу пожизненной карьеры. Большую роль могут оказать экскурсии, выставки, встречи с работниками учреждений, предприятий, фирм, а также рекламно-информационные справочники и интернет-сайты. Служба занятости может оказать различные виды консультаций, предоставлять статистические данные о потребностях и прогнозе возможных вакансий на ближайшие и перспективные периоды.
  3. Найти пути и способы получения будущей профессии. Предоставление учащимся возможности для профессиональных проб в профильных классах на старшей ступени средних общеобразовательных учреждений.

Таким образом, все эти задачи помогут выпускнику правильно выбрать свою профессию.

Современные экономические реформы в России обусловили увеличение численности неработающей и неучащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

    Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод о недостаточной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, что заключается в следующем:

  • у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная стабильность, сила воли, готовность к выбору);
  • у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения ( о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда);
  • занижена потребность в профессиональном самоопределении;
  • не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего города, страны в целом;
  • завышен уровень притязаний;
  • не сформированы мотивы выбора профессии;
  • отсутствует трудовая мотивация.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью организации профориентационной работы и недостаточной методической и теоретической разработанностью данного вопроса.

       Деятельность по формированию профессионального самоопределения учащихся как основе будущего трудоустройства современной молодежи должна быть активизирована в рамках внеклассной работы.

Являясь классным руководителем  обучающихся старшей ступени, я поставила перед собой воспитательную цель: содействовать актуализации процессов и механизмов  профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Для достижения этой цели мы постарались решить следующие задачи:

  1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции (встречи с представителями разных учебных  заведений)
  2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по формированию жизненных позиций в выборе профессий (разработка родительского собрания «Куда пойти учиться?»).
  3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого интереса в различных областях знаний (работа с психологом школы, разработка классного часа для учащихся 10 классов).

Вот  слова, которые в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы в школе.

 «Желание рождает мечту. Мы - будим желание. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но их имена и творения стали бессмертными, потому что они умели не только мечтать, но претворять свои мечты в жизнь. Все и всегда начинается с «хочу», потому что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии».

Приложение № 1

Классное родительское собрание

«Профориентации учащейся молодежи»

Цель: информирование родителей и учащихся 10 классов о мероприятиях по организации профессиональной подготовки, о ситуации на рынке труда, о возможности получения профессий; моделирование конфликтной ситуации при самоопределении учащихся с целью овладениями способами их предупреждения и разрешения.

1. Вступительное слово классного руководителя:

Счастлив лишь тот выпускник школы, который точно знает, что может только шить или, например, чинить автомобили, и больше ничего не умеет делать. А если человек настолько умен, обладает такими разносторонними знаниями и незаурядными способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить своим присутствием? Родители настаивают на овладении конкретным ремеслом, которое всегда прокормит их чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз...

Каждый школьник к шестнадцати годам, как правило, уже обладает индивидуальными психологическими особенностями. Их можно диагностировать, составив так называемую сетку качеств и просто наложив ее на таблицу заданных профессиональных параметров. Многие считают, что при совпадении личностного профиля с профессиональным запросом можно смело шагать в нужный вуз, однако этот путь изначально неправильный. До сих пор нет четких требований по многим специальностям. Сетки, как личностные, так и профессиональные, изменяются каждый год, по ним нельзя строить долговременные прогнозы. Будущая профессиональная пригодность человека будет меняться в зависимости от многих факторов, в число которых входят собственные мотивы, здоровье, особенности трудового коллектива и многое другое. Кроме характерологических особенностей, которые будут мешать или помогать в профессиональном становлении, нельзя забывать об индивидуальных способностях (общих, специальных или незаурядных). Именно они иногда становятся косвенными причинами выбора будущей специальности. Согласитесь, нелегко отказаться от профессии, например, танцора, когда на это уже потрачено десять лет труда в   детском ансамбле и есть природные данные. Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный. Бывает, что отличник по химии вдруг заявляет, что хочет поступать на факультет философии. Родители принимают это решение за протест, сопротивляются выбору, даже запрещают, не подозревая, что ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ваше нереализованное желание стать, скажем, инженером-программистом совсем  не обязан воплощать в жизнь сын, увлекающийся биологией.

У Е.Евтушенко есть замечательные слова:

"Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее".

 На собрании до родителей доводится информация о проведении в школе уроков по профориентации, на которых учащиеся знакомятся с видами профессий, проходят тестирование по самоопределению, о необходимости введения предпрофильной подготовке.

С целью выявления отношения родителей к проведению профориентационных занятий проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что учащиеся 10-х классов должны приобретать профориентационные знания?

1. да

2. нет

2. На какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете пойти своему ребенку?

1.углубленные курсы по интересующему предмету

2.профориентационные курсы, дающие знания по какой-либо профессии

3.интегрированные курсы, обобщающие несколько предметов

4.другое (что именно)

3. Считаете ли Вы возможным для своего ребенка посещать интересующий спецкурс в другом образовательном учреждении?

1.да

2.нет

3.затрудняюсь ответить

4. Считаете ли Вы возможным для своего ребенка обучение в дистанционном режиме?

1.да

2.нет

3.затрудняюсь ответить

5. Как Вы считаете, что поможет Вашему ребенку в определении выбора на старшей ступени обучения?

1. Ваш совет

2. совет друга

3. профориентационные знания, полученные в школе

4. доверите выбор ребенку

5. другое

С учащимися данного класса проводится заранее анкетирование по данной теме и с результатами, полученными при анкетировании учащихся, знакомлю родителей.

Далее с родителями проводится упражнение «Дискуссионные качели».

Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе старшеклассником профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, однако каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли конфликтующих «отцов и детей».

Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, потом еще раз пополам, точно следуйте моим инструкциям, оторвите уголки полученной конструкции со всех четырех сторон, разверните лист, сравните, с листами своих соседей, одинаковые ли получились фигуры? Почему они разные? И мы с вами разные, не одни правы, другие не правы, а просто разные. Я призываю вас к открытому диалогу, с соблюдением условий и правил запретов.

Я хочу познакомить вас с условиями дискуссии. Необходимо запомнить три правила запрета:

1.Нельзя покидать комнату переговоров раньше, чем они закончатся.

2.Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

3.Нельзя перебивать выступающего.

Данные правила необходимо вывесить в помещении, где будут проходить переговоры. И последнее. Учитель в предстоящих переговорах на правах посредника должен помочь в общении избежать ошибки утверждения «Я только прав, ты только не прав». С помощью цветных карточек делю родителей на группы: «Родители» и «Дети». Участники в соответствии с делением образуют две группы оппонентов. Далее предлагаю для обсуждения следующую ситуацию: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал инженером. Какие весомые доводы Вы бы привели, для того, чтобы убедить ребенка в

выборе данной профессии?» Группа «Дети», в свою очередь оппонирует «Родителям», аргументируя в пользу своего выбора.  

       Уважаемые родители! Подошло к концу наше собрание. Спасибо вам за активное участие в нем. Мне бы хотелось напоследок выявить, оправдались ли ваши ожидания. Каждому родителю предлагаю продолжить следующие предложения

- Мне сегодня понравилось…

- Я бы хотел еще узнать…

- Я бы пожелал…

Приложение№2

Классный час для учащихся 10 класса «Выбор профессии»

Вступительное слово классного руководителя:

Сделать правильный выбор будущей профессии - это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу и будет доступной и посильной для тебя в будущем, которая принесет тебе удовлетворение и радость. Коротко формула «хорошего выбора» выражается тремя вопросами: «нужно», «хочу», «смогу».

1-й этап

Каждый ученик получает тест «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Е.А.Климов) и работает с ним в течение пяти минут. На доске написан алгоритм работы.

Ученик, отвечая на вопросы, ставит «плюсы» или «минусы» в карточке ответов.

Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определённой сфере профессиональных интересов.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при

ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ  к  тексту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек - знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек - художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.

Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» – все технические профессии;
  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Анализируя полученные данные, учащиеся выделяют столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают  сферы деятельности, отвергаемые учащимися.

2-й этап

Учитель комментирует тест и рассаживает учащихся в группы, соответствующие их ответам. Далее предлагает обсудить в группе и ответить на следующие вопросы.

1. Кто может оказать большое влияние на ваш выбор профессии?

2. Что может повлиять на ваш выбор профессии?

3. Какими могут быть ошибки и затруднения при выборе профессии?

Каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос. Выслушиваются все точки зрения.

3-й этап

Подведение итогов. После проведения занятия проводится индивидуальная консультация с учащимися (по желанию), уточняются профессиональные планы учащихся, намечаются пути получения профессии, а также разбираются другие важные для подрастающего человека проблемы.

Литература

для методической разработки по профориентации:

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366с.
  2. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика.// Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia, 2007г. – 302с.
  4. Профориентация, планирование карьеры и профессиональное развитие в учебных заведениях.// Материалы конференции. Томск, 1997г. – 95с.
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256с.
  6. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98
  7.  Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.
  8. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 стр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностный подход в профориентации старшеклассников Социальный педагог: Костылева Н.А.

Слайд 2

Каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 - то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учился, трудился, и на 1/3 - то, что он сделал с собой сам, и это одно из высших проявлений человеческого в человеке.

Слайд 3

Для оказания помощи в выборе профессии необходимо: Выявить способности школьника. Выяснить потребность будущей профессии школьника на рынке труда. Помочь обучающимся ориентироваться в мире профессий. Найти пути и способы получения будущей профессии.

Слайд 4

Причины, мешающие профессиональному самоопределению старшеклассников : недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения; практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения; занижена потребность в профессиональном самоопределении; не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего города, страны в целом; не сформированы мотивы выбора профессии; отсутствует трудовая мотивация .

Слайд 5

Воспитательная цель: содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся. Задачи: Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда . Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по формированию жизненных позиций в выборе профессий. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого интереса в различных областях знаний.

Слайд 6

Желание рождает мечту. Мы - будим желание. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но их имена и творения стали бессмертными, потому что они умели не только мечтать, но претворять свои мечты в жизнь. Всё и всегда начинается с «хочу», потому что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» 8 класс

Воспитательная программа  по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8 классе является продолжение программ: «Мир профессий» 5-6 класс, «Я выбираю САМ!» 7...

Мой профессиональный выбор. Методическое пособие к воспитательной программе по профориентации и социальной адаптации обучающихся 8 класса.

Данное методическое пособие составила в оказании практической помощи классным руководителям в реализации воспитательной программы по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессионал...

Доклад: «Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускника...

Воспитательное мероприятие по профориентации

Разработка по профориентации...