Родительский лекторий на тему «Подросток и закон»
консультация на тему

Цель:

-знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok_i_zakon.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий на тему «Подросток и закон»

Цель:

-знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них

 

 Уважаемые родители,

 в настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления сегодня актуальна. Резко возрастают противоречия между повышением благосостояния, ролью в социально-политической и экономической жизни общества одной категории граждан и резким понижением социального статуса другой категории людей. Но это не единственная причина правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

По мнению психологов, существуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений. К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.

К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения - это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилии, чем на изменение убеждений, тем более - суждений. Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия. Преступление - результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы.

В совокупности причинно- связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

1) непосредственная причина совершения подростком преступления;

2) причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;

3) объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.

Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения.

У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

Как предупредить такое поведение?

Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.

Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям других.

Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.

Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов: озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий. Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием:

 - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов;  

 - неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

 - низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т. п.), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути.

Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций.

У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену.  Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.

Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.

Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны.

Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д.

 Виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних и ответственность за их совершение.

 Все административные правонарушения перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Вот некоторые из них:

мелкое хулиганство (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т. д.), мелкое хищение чужого имущества,

распитие алкогольной продукции,

потребление наркотических средств,

появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения,

безбилетный проезд,

нарушение правил дорожного движения,

К административной ответственности привлекаются совершившие административные правонарушения лица по достижению 16 лет. Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется оно в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По закону могут быть следующие виды наказаний:

предупреждение (выражается в официальном порицании);

административный штраф (денежное взыскание);

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию) и др. После совершения административного правонарушения составляется протокол. Преступления бывают умышленными или совершенными по неосторожности. Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления, необходимо выяснить, имел ли он умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ).

В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внимательность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ). Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления, но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие, за групповые преступления.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (статья 32 УК РФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. Соучастниками преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (статья 33 УК РФ). Групповыми признаются преступления, совместно совершенные двумя или более исполнителями, объединившимися в группу без предварительного или с предварительным сговором.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст.

 Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления. Законодатель предполагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки. Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищения человека, изнасилования, разбоя, грабежа, кражи, вымогательства, угона автомобиля, хулиганства при отягчающих обстоятельствах, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, повлекшего тяжкие последствия или совершенного опасным способом, хищения огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризма, захвата заложника, заведомо ложного сообщения об акте терроризма, вандализма, а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (статья 20 УК РФ).

Уголовный кодекс устанавливает для несовершеннолетних, например, следующие виды наказаний: штраф; обязательные работы; исправительные работы; лишение права заниматься определенной деятельностью; арест; лишение свободы на определенный срок. К несовершеннолетнему, который впервые совершил тяжкое преступление, могут быть применены вместо мер уголовного наказания принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, возложение обязанностей загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

При наличии исключительных обстоятельств, относящихся к личности несовершеннолетнего, суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

Кража - это тайное, то есть скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие ее, могут быть наказаны либо штрафом (до 500 минимальных окладов), либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет).

Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище, помещение или хранилище, влечет за собой более строгое наказание - до б лет лишения свободы (статья 158 УК РФ).

Грабеж - это открытое хищение имущества подростком, наказание может быть назначено в виде исправительных работ (до 1 года), либо ареста (до 4 месяцев), либо лишения свободы (до 4 лет) (статья 161 УК РФ). Более суровое наказание (до 7 лет лишения свободы) влечет за собой совершение грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия группой лиц по предварительному сговору, а также с незаконным проникновением в чужое жилище, помещение или хранилище.

Уважаемые родители, любите своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "

Родительский лектории на тему "Режим дня и его влияние на здоровье ребёнка и качество его обучения "...

Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (1,2)

В статьях рассматриваются психофизиологические особенности и особенности мышления подростков....

Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (3,4,5)

В статье рассматриваются вопросы ,как повысить  мотивацию, какова потребность подростка в идеале,самопознании....

Классный час по теме "Подросток и закон"

Классный час по теме "Подросток и закон"...