ПРОГРАММА КРУЖКА «Школа социального успеха»
рабочая программа
В современных условиях перед нашим государством стоит задача формирования правового сознания в обществе. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование подрастающего поколения, подразумевающее включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления.
В настоящее время в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми, так как многие традиционные нравственные ценности, по мнению подрастающего поколения, изжили себя, утратили свой смысл. Но возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности и личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_shkola_sotsialnogo_uspeha.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю _______________ «____»______________ |
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Школа социального успеха»
Составители:
Пояснительная записка
В современных условиях перед нашим государством стоит задача формирования правового сознания в обществе. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование подрастающего поколения, подразумевающее включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления.
В настоящее время в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми, так как многие традиционные нравственные ценности, по мнению подрастающего поколения, изжили себя, утратили свой смысл. Но возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности и личностного развития.
Направленность кружка «Школа социального успеха» должна способствовать созданию личностно-ориентированной модели взаимодействия правового воспитания и самовоспитания ребёнка с целью формирования положительных морально-нравственных качеств его личности. Глубокие перемены, происходящие в нашем государстве, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития мышления, способствующего появлению в молодежной среде всесторонне-развитых личностей, отличающихся законопослушанием и высоким уровнем нравственности. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку собственным действиям и поступкам других людей, принимать осознанное решение по различным вопросам.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации "Об образовании", определено в числе основных принципов государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования важнейшими задачами воспитания называет формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Актуальность создания такого кружка – одна из форм нравственного воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми они могут столкнуться в действительности, уважение к другим людям и их правам.
Курс направлен на:
- осознание обучающимися необходимости изучения своих прав как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;
- развитие у обучающихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
- формирование у подростков собственных моральных норм и ценностей в том числе через самопознание;
- установление конструктивных отношений с окружающими;
- повышение уровня самосознания, учебной мотивации, необходимости самообразования.
Кружок «Школа социального успеха» дает обучающимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих подростков. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентировать в современном законодательстве.
Цель:
формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного сознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.
- Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
- Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
- Воспитание ответственности за собственное здоровье и безопасность, уважительного отношения к другим людям.
Программа кружка «Школа социального успеха» рассчитана на обучающихся 12-16 лет.
Недельная нагрузка -2 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Мониторинг программы направлен на отслеживание личных достижений обучающихся
Форма занятий: индивидуальная и групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят в форме: бесед, тестирований, тренингов, встреч, практикумов, сюжетно-ролевых игр .
В результате изучения программы кружка у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах современного российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | |||
Тема 1. Самовоспитание | 15 | ||
1 | Самовоспитание. Зачем это нужно? | 1 | |
2-3 | Общая культура личности. «Я в своих глазах и глазах других людей» | 2 | |
4-5 | Поведение. Выработка хороших привычек, работа над плохими. Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение (грубые ответы)». Тренинг «Победи своего дракона» | 2 | |
6-7 | Развитие способностей | 2 | |
8-11 | Культура общения. Мотивы наших поступков. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения» | 4 | |
12-13 | Эмоциональный мир личности. Саморегуляция состояний. Тренинг «Зеркало» | 2 | |
14-15 | Безопасные каникулы. Один дома. Сюжетно-ролевые ситуации. Составление памятки. | 2 | |
Тема 2. Самообразование | 8 | ||
16 | Самообразование. Зачем это нужно? | 1 | |
17 | Интеллигентность. «Часть моего Я». | 1 | |
18 | Творчество как высший уровень самореализации человека | 1 | |
19 | Духовная культура человека. «Хвалить или ругать» | 1 | |
20 | Человек и политика. «Сила слова». «Мои права и права других людей» | 1 | |
21 | Человек, религия. Тренинг «Смирение в отношениях с людьми». «Обида» | 1 | |
22 | Смысл жизни. Человек и его судьба | 1 | |
23 | Культура самосовершенствования человека | 2 | |
Тема 3. Гражданин: права, обязанности, ответственность | 28 | ||
24 | Роль права в жизни человека и общества. Работа в малых группах; работа с локальными законодательными актами | 1 | |
25 | «Права человека и ребенка. Что мы знаем об этом?» Изучение Конвенции по правам ребенка. Беседа по теме « Ребенок и закон». | 1 | |
26 | Круглый стол «Мои права». | 1 | |
27 | Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать». Дискуссия по вопросу: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…» | 1 | |
28 | Диспут «Личная безопасность. Зависит ли это от человека?». | 1 | |
29 | Право на образование. Беседа, работа с законодательными актами. | 1 | |
30 | Мои права и обязанности в школе. Изучение Устава школы. Проблемное задание. Работа в группах. Творческое задание «Моя новая школа» | 1 | |
31 | Безопасные каникулы. Правила обращения с пиротехническими устройствами, поведения на улице в зимнее время. Изготовление памятки «Мои безопасные зимние каникулы» | 1 | |
32 | Семейное право. Работа с карточками в группах | 1 | |
33 | Я и семья: беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с законодательными актами. Права несовершеннолетних детей в семье. | 1 | |
34 | Трудовое право. Трудовой Кодекс РФ. Работа с законодательными актами | 1 | |
35 | Подросток и право на труд. Я – предприниматель. Приобретение дееспособности. Практикум «Составление трудового договора» | 1 | |
36 | Жилищные права граждан Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищное право.. Практикум «Я в лабиринтах Жилищного кодекса»: Анализ реальных случаев из судебной практики. | 1 | |
37 | Административное право: Административная ответственность Кодекс об административных правонарушениях РФ. Виды административных правонарушений. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность. Тест «Административное правонарушение» | 1 | |
38 | Уголовное право: Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ. Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения). | 1 | |
39 | Семинар « Правила поведения в общественных места и на улице». | 1 | |
40-41 | Молодежь и нарушения закона. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. «Мозговой штурм» по решению проблем роста преступности Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних | 2 | |
42-43 | Административная и уголовная ответственность за правонарушение и преступление, совершенными несовершеннолетними. Викторина по знаниям административной и уголовной ответственности за правонарушение и преступление, совершенными несовершеннолетними | 2 | |
44 | Круглый стол: «Почему подростки совершают преступления?» | 1 | |
45 | Как не стать жертвой преступления. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Виктимность. Типы виктимности. Что такое насилие? Виды насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение. Варианты поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия. Тренинг, сюжетно-ролевая игра. | 1 | |
46 | Конфликт. Способы выходы из конфликта Практикум «Разрешение конфликтов без насилия» | 1 | |
47 | Беседа «Экстремизм. Терроризм». Взрывоопасные предметы и вещества. Правила поведения с незнакомыми предметами. Правила поведения при захвате в заложники. Правила поведения в толпе Ответственность за экстремизм и терроризм | 1 | |
48 | Беседа «Службы защиты и безопасности». Игра «Юный правовед». | 1 | |
49 | Диспут «Чем отличаются ошибки моральной жизни в поведении от умышленного нарушения закона». Эссе "Последствия наших поступков» | 1 | |
50-51 | Беседы с обучающими ,склонными к преступлениям и правонарушениям Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних. Диспут по теме «Что такое –хорошо и что такое -плохо». | 2 | |
Тема 4 Здоровый образ жизни
| 8 | ||
52 | Беседа «Употребление табака: психологические и физиологические аспекты». | 1 | |
53 | Беседа – диспут «Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя». | 1 | |
54 | Профилактическая беседа «Нет наркотикам» | 1 | |
55-56 | Присмотр фильма о вреде наркотиков. Обсуждение фильма с привлечением врача –нарколога (при необходимости) | 2 | |
57 | Что такое курительные смеси и чем они опасны? | 1 | |
58 | Проба пера. Работа над проектом «Вредные советы» | 1 | |
59 | Беседа –размышление «Умение говорить «нет». Почему люди приходят к вредным привычкам?» | 1 | |
Тема 5 Улица полна неожиданностей | 9 | ||
60 | Круглый стол. Законы улиц и дорог. Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД. | 1 | |
61 | Причины дорожно – транспортных происшествий. Ответственность за нарушение ПДД. | 1 | |
62 | Ролевая игра по ситуациям Скрытые опасности на дороге. | 1 | |
63 | Практикум. Первая помощь. Дать знания и навыки первой медицинской помощи . | 1 | |
64-65 | Встреча с инспектором ГИБДД. Конкурс на знатока правил дорожного движения. | 2 | |
66 | Изготовление буклета-памятки по правовому воспитанию | 1 | |
67 | Тест-практикум «Я-гражданин» | 1 | |
68 | Беседа. Соблюдение мер безопасности в каникулы. Подведение итогов работы. | 1 | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа кружка "Путь к успеху"
Адаптированная программа кружка "Путь к успеху", разработанная в рамках Международной образовательной программы Intel "Путь к успеху", расчитанная на 144 часа...
Программа Развития школы "Школа социального успеха"
В презентации представлены цели, задачи, образовательные проекты, содержание работы по основным направлениям реализации Программы Развития "Школы социального успеха"....
Проект "Зов Чулыма" как школа социального успеха, пространство социального гражданского образования.
Совершенствование личности и построение новых отношений в процессе проживания в летнем лагере. Создание нового уровня социальной атмосферы и первичного уровня самоорганизации....
Воспитательная система "Школа социального успеха" (из опыта работы)
В данном материале описана воспитатетельная система, реализованная в школе в рамках инновационной работы....
Т.Н.Ширямова. Проект "Школа социального успеха"
Как оценить свои способности и возможности? Что может и должен сделать ученик, чтобы добиться успеха в жизни и стать преуспевающим человеком, а в чём ему могут помочь школа, класс, профессионалы? Как ...
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха»
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» ставит перед собой цель: создание психолого-педагогических условий для формирования социально-активной личности обучающихся пут...