Адаптированная программа кружка "Путь к успеху"
рабочая программа по теме
Адаптированная программа кружка "Путь к успеху", разработанная в рамках Международной образовательной программы Intel "Путь к успеху", расчитанная на 144 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_put_k_uspehu.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Колчуринская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_________________ Н.В.Хвостов
«УТВЕРЖДЕНА»
на заседании педагогического
совета школы
протокол № 1
от " 28 " августа 2010 г
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Рассчитана на детей
в возрасте от 10 до 13 лет
Срок реализации программы:
1 год
Руководитель
Симанов Евгений Викторович,
Место реализации:
с.Верхнее Колчурино Алькеевского МР РТ
Дата разработки программы:
Август 2010 года
Пояснительная записка
к адаптированной программе кружка «Путь к успеху»
По мере того, как компьютеры все больше будут брать на себя рутинную работу, все больше работников будут вовлечены в решение задач, требующих гибкости и творческого подхода. Домашняя жизнь также станет в 21 веке намного сложнее, поскольку новые технологии создают практически безграничные возможности для развлечения, активного отдыха и участия в делах местного сообщества.
В 21 веке на своих рабочих местах:
- люди анализируют, перерабатывают и создают информацию;
- сотрудничают с коллегами в решении проблем и принятии решений:
- выполняют множество сложных заданий с использованием высоконаучных технологий.
В 21 веке у себя дома люди:
- отдыхают и развлекаются с помощью различных медийных средств;
- совершают покупки, находя необходимую информацию в Интернете;
- и поддерживают контакт с друзьями и родственниками с помощью различных технологий.
В 21 веке в своих местных сообществах люди:
- используют Интернет для того, чтобы быть в курсе местных, государственных и глобальных проблем;
- общаются и высказывают свою точку зрения по различным проблемам с помощью информационных технологий;
- участвуют в управлении страной, не покидая свои дома.
Школы 21 века должны не только готовить работников на существующие сегодня рабочие места. Учителя должны ориентироваться в том, как школьники и их семьи используют информационные технологии в своей повседневной жизни.
В школе 21 века ученики
- работают над сложными творческими заданиями, которые требуют глубокого проникновения в предмет и умения управлять своим собственным образованием
- сотрудничают со сверстниками, учителями и специалистами, работая над заданиями, требующими навыков мышления высокого уровня;
- используют информационные технологии для творчества, решения задач и принятия решений.
Чтобы помочь ученикам в наиболее полной самореализации, учителям важно постоянно иметь в виду перечисленные ниже знания и умения, необходимые в 21 веке, которые помогут ученикам адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям:
- Ответственность и адаптивность - проявление личной ответственности и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в общественной жизни, постановка высоких целей для себя и других и стремление к их достижению, терпимое отношение к многозначности и многообразию мнений;
- Навыки коммуникации - умение воспринимать, понимать, создавать и передавать устные, письменные и мультимедийные сообщения во всем многообразии форм и контекстов
- Творчество и познавательный интерес - развитие, применение, распространение новых идей, открытость к восприятию новых идей и возможностей
- Критическое и системное мышление - осознанное и аргументированное понимание альтернатив, умение делать выбор в сложных ситуациях, понимание взаимосвязей между системами.
- Навыки информационной и медийной грамотности - получение, анализ, управление, интегрирование, оценка и создание различных форм аудиовизуальной информации
- Навыки межличностных отношений и совместной деятельности — умение управлять и работать в команде, принимать различные роли и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения
- Идентификация, постановка и решение задач - умение вычленять, анализировать и решать проблемы
- Самоконтроль — понимание своих образовательных потребностей, умение находить нужные ресурсы, перенос обучения из одной области знаний в другую
- Социальная ответственность — ответственные действия в интересах местного сообщества, этичное поведение в личной, общественной жизни и на производстве
Традиционный подход к обучению, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится учитель. Такое обучение может быть очень эффективно в тех случаях, когда:
- Идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найти самостоятельно
- Необходимо быстро передать большой объем информации а
- Необходимо пробудить интерес к информации
- Учатся дети лучше всего воспринимающие информацию на слух
Тем не менее, у данного подхода есть ряд недостатков:
- Не все дети хорошо воспринимают информацию на слух
- Трудно удержать интерес учащихся
- Не предполагает критического мышления
- Предполагается, что все дети учатся одинаково
Чем подход 21 века, в центре которого находится личность ученика, отличается от традиционного? Отличия в содержании, методике преподавания, атмосфере в классе, оценке деятельности учеников и технологиям кратко сформулированы в таблице:
Традиционное обучение | Подход к обучению в 21 веке |
Содержание обучения | |
Содержание определяется учебным планом и программой. Все ученики изучают материал в рамках одной темы одновременно. | Ученики имеют возможность выбора материала для изучения в рамках темы, определенной учебным планом и программой. |
Ученики имеют доступ к информации, ограниченный выбором учителя или возможностями школьной библиотеки. | Ученики имеют неограниченный доступ к различным источникам информации различного уровня и достоинства. |
Темы для изучения часто не связаны друг с другом, другими предметными областями и оторваны от жизни. | В основе обучения лежат межпредметные связи, связь с окружающим миром и реальной жизнью. |
Ученики запоминают факты и лишь иногда критически анализируют информацию. | Ученики занимаются анализом, требующим навыков мышления высокого порядка, оценкой материала, обобщением фактов |
Целью учеников является поиск правильного ответа. | Целью учеников является поиск одного или нескольких из возможно правильных ответов |
Учитель выбирает виды деятельности и предоставляет материалы подходящего уровня. | Ученики выбирают из предлагаемых учителем видов деятельности и часто сами выбирают уровень сложности выполняемой работы. |
Обучение | |
Учитель – источник информации – главный артист на сцене – помогает ученикам получать знания и формировать навыки. | Учитель – фасилитатор, проводник и наблюдатель создает возможность для учеников применить полученные навыки для построения нового знания. |
Учитель – эксперт, старающийся заполнить пробелы в знаниях учеников. | Ученики — эксперты, учителя ориентируются на сильные стороны учеников. |
Обучение – процесс инструктирования (объяснения). | Обучение — творческий процесс созидания. |
Ученики выполняют короткие, изолированные задания и упражнения, связанные с изучаемым материалом | Ученики работают над заданиями и проектами связанными с долгосрочными задачами и нацеленными на глубокое понимание знаний и их последующее применение. |
Атмосфера в классе | |
Ученики пассивны большую часть урока и занимаются в классе, где чаще всего царит тишина. | Класс – рабочее помещение, где идет работа, и уровень шума зависит от того, чем ученики занимаются. |
Ученики чаще всего работают индивидуально. | Ученики часто работают вместе друг другом, экспертами и учителями. |
Оценка | |
Чаще всего ученики индивидуально сдают письменные экзамены, Задачи и темы держатся в секрете, так что ученикам приходится учить весь материал, хотя только часть его будет проверена. | Ученики заранее знают, как будет оцениваться их труд, понимают критерии, по которым их будут оценивать, получают обратную реакцию от своих учителей и одноклассников и имеют множество возможностей для самооценки. |
За результат обучения ученика отвечает учитель | Учитель и ученики делят ответственность за результаты обучения и успехи ученика |
Основным мотивом учеников к учению чаще всего является желание получить хорошую оценку, угодить учителю и получить награду | Источником мотивации является интерес и активная деятельность в процессе учебы |
Технология | |
Учитель объясняет новый материал, иллюстрирует его, демонстрирует опыты с помощью разнообразных технологий. | Ученики используют разнообразные технологии для исследований, коммуникации и получения новых знаний. |
Хорошие учителя понимают, что существует множество способов обучения, и что различные ситуации требуют различных методик. «Путь к успеху» объединяет элементы традиционного обучения, в центре которого стоит учитель, с элементами подхода 21 века, в центре которого находится ученик. Хотя между двумя подходами существуют различия, важно заметить, что методы 21 века, могут обогатить традиционные методики обучения, придавая осмысленный контекст для формирования навыков, необходимых ученику, чтобы быть успешным.
Грамотность в области информационных технологий наряду с критическим мышлением и сотрудничеством является ключевым навыком учебного курса. Она подразумевает способность использовать компьютер для общения, решения проблем, сбора, организации и обмена информацией.
Ученики получают возможность на практике учиться выполнять различные задания с помощью компьютера и исследовать его возможности. Они смогут не только использовать компьютер для поиска информации в Интернете, но и научиться рисовать картинки (графика), писать (работа с текстом), решать математические задачи (электронные таблицы), создавать презентации (мультимедиа).
В программе «Путь к успеху» обучение компьютерной грамотности осуществляется через систему практических занятий. Это значит, что, хотя учителя иногда и передают ученикам знания, всячески поощряется, чтобы ученики самостоятельно находили ответы на свои вопросы. Они должны привыкнуть к мысли, что можно решать задачи с помощью одноклассников. Они могут экспериментировать с компьютером. Они могут искать ответы в сети Интернет или в книгах. Одной из таких книг является справочник «Практическое руководство». Здесь они могут найти пошаговые инструкции, объясняющие, как решить ту или иную задачу.
Справочник служит для того, чтобы быстро узнать, как выполнить задание с помощью компьютера. Он похож на словарь или энциклопедию, которые мы не читаем от корки до корки, а ищем только нужную нам в данный момент информацию. Справочник существует как в бумажном, так и в электронном виде.
Критическое мышление, наряду с технологической грамотностью и сотрудничеством, является ключевым навыком учебного курса. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Учащиеся вовлекаются во множество процессов, которые помогают им развить и продемонстрировать умение решать проблемы и мыслить критически. Так, например, работая над заданиями и проектом, ученики будут планировать, проверять выполненное и обсуждать свою работу.
Навыки мышления низкого порядка
Большая часть вопросов, которые задают ученику в школе, требуют лишь мышления низкого порядка на уровне воспроизведения и понимания, как это описано в таблице.
Знания
Определение | Идентификация и воспроизведение информации |
Что делает учитель | Говорит, показывает, направляет |
Что делает ученик | Впитывает, запоминает, узнает |
Реплики | Запомните, запишите, назовите |
Понимание
Определение | Понимание предоставленной информации |
Что делает учитель | Демонстрирует, сравнивает, противопоставляет |
Что делает ученик | Объясняет, переводит, демонстрирует |
Реплики | Определите, скажите, обсудите |
Как видно из предыдущей таблицы, знания и понимание являются преобладающими навыками мышления и служат базой для формирования навыков мышления более высокого порядка. На каждом последующем уровне навыки мышления становятся более сложными и используются реже. В следующей таблице дается описание характеристик навыков мышления высокого порядка.
Навыки мышления высокого порядка
Применение
Определение | Использование знаний в новых ситуациях |
Что делает учитель | Исследует, создает условия, критикует |
Что делает ученик | Решает проблемы, демонстрирует знания |
Реплики | Объясните, проиллюстрируйте, используйте |
Анализ
Определение | Разложение информации на составные части |
Что делает учитель | Направляет, следует, служит источником |
Что делает ученик | Анализирует, обсуждает, раскрывает |
Реплики | Обсудите, соотнесите, поэкспериментируйте |
Синтез
Определение | Воссоздание целостной информации из частей |
Что делает учитель | Расширяет, оценивает, отражает |
Что делает ученик | Обобщает, формулирует, планирует |
Реплики | Предложите, организуйте, создайте |
Оценка
Определение | Оценивание на основе критериев |
Что делает учитель | Уточняет, принимает, гармонизирует |
Что делает ученик | Обсуждает, оценивает, выбирает |
Реплики | Выберите, оцените, предскажите |
Сотрудничество подразумевает командную работу — умение работать вдвоем или в группе над выполнением задания. Программа курса предусматривает создание условий для совместной деятельности. Ученики будут не только вдвоем или в группе пользоваться одним учебником, но и работать за одним компьютером над заданиями и проектами. Это значит, что они будут помогать друг другу учиться, решать проблемы, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа.
Сотрудничество помогает ученикам достичь больших успехов в обучении, поскольку они должны задавать вопросы, обсуждать идеи, исследовать возможности и пути решения, учиться размышлять, стараться глубоко вникнуть в материал. Кроме того, они учатся помогать друг другу, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, то есть важным социальным навыкам.
Формирование рабочих групп и пар
Рабочие группы и пары могут создаваться несколькими способами:
- Выбор делают сами ученики, основываясь на общих интересах или дружбе
- Случайный выбор
- Решение принимает учитель
Учителя должны постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего курса и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. И, кроме того, это лишает их возможности развить навыки решения проблем, возникающих в
совместной деятельности.
Организация сотрудничества
Формирование навыков сотрудничества может оказаться нелегким трудом и потребует мотивации, обучения, и, самое главное, времени. Нужно обсуждать с учениками, как по очереди работать с мышью и клавиатурой, слушать, когда говорят другие, отвечать за свое обучение.
Как традиционные, так и новые подходы признают обучение в рамках определенной темы. Содержание занятий или уроков подчинено одной теме или идее, представляющей широкий контекст для выполняемых заданий. Основная тема проходит через все учебные занятия и проекты. Освоение темы начинается с учебных заданий, направленных на формирование навыков, предусмотренных программой. Затем учитель поощряет учеников задавать вопросы и искать ответы на них. Таким образом, тематический подход способствует развитию и приобретению новых знаний.
Программа учебного курса построена на двух темах: местное сообщество и профессии (Часть 1: Технологии и местное сообщество, часть 2: Технологии и профессия). выбор именно этих тем обусловлен их значимостью для детей и широкими возможностями, которые они открывают для получения новых знаний, необходимых ученикам в жизни. В начале каждой части ученики знакомятся с темой, которая затем проходит через все задания и проекты.
Дата | № урока | Содержание разделов и тем | Количество часов | ||
Раздел | Тема | ||||
Теор. | Прак. | ||||
Технологии местное сообщество: Знакомство с курсом | 4 | 2 | 2 | ||
13.09 | 1 | Введение. Найдите кого-то, кто…. Как устроен учебник. Как устроен справочник «Практическое руководство» | 2 | 2 | |
17.09 | 2 | Основы работы на компьютере. Поиск в Интернете. Местное сообщество. Сотрудничество | 2 | 2 | |
Технологии местное сообщество: Графика | 16 | 3 | 13 | ||
20.09 | 3 | Введение. Paint. | 2 | 1 | 1 |
24.09 | 4 | Почтовая марка | 2 | 2 | |
27.09 | 5 | Фоновый рисунок | 2 | 2 | |
01.10 | 6 | Введение. Draw | 2 | 1 | 1 |
04.10 | 7 | Почтовая открытка | 2 | 2 | |
08.10 | 8 | Знаки | 2 | 2 | |
11.10 | 9 | Карта | 2 | 2 | |
15.10 | 10 | Презентация. Защита работ. | 2 | 1 | 1 |
Технологии местное сообщество: Работа с текстом | 14 | 2 | 12 | ||
18.10 | 11 | Ведение. Microsoft Word | 2 | 1 | 1 |
22.10 | 12 | Объявление | 2 | 2 | |
25.10 | 13 | Визитные карточки | 2 | 2 | |
29.10 | 14 | Справочник | 2 | 2 | |
01.11 | 15 | Календарь | 2 | 2 | |
05.11 | 16 | Статья | 2 | 2 | |
08.11 | 17 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии местное сообщество: Электронные таблицы | 14 | 2 | 12 | ||
12.11 | 18 | Ведение. Microsoft Excel | 2 | 1 | 1 |
15.11 | 19 | Адресная книга | 2 | 2 | |
19.11 | 20 | Опрос | 2 | 2 | |
22.11 | 21 | Транспорт | 2 | 2 | |
26.11 | 22 | Статистика | 2 | 2 | |
29.11 | 23 | Бюджет | 2 | 2 | |
03.12 | 24 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии местное сообщество: Мультимедиа | 14 | 2 | 12 | ||
06.12 | 25 | Введение. Microsoft Power Point | 2 | 1 | 1 |
10.12 | 26 | Реклама | 2 | 2 | |
13.12 | 27 | Шкала времени | 2 | 2 | |
17.12 | 28 | Образец для подражания | 2 | 2 | |
20.12 | 29 | Программа новостей | 2 | 2 | |
24.12 | 30 | Таланты | 2 | 2 | |
27.12 | 31 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии местное сообщество: Повторение | 4 | 2 | 2 | ||
07.01 | 32 | Повторение. Технологии и местное сообщество | 2 | 1 | 1 |
10.01 | 33 | Альбом на память. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии местное сообщество: Проект | 12 | 6 | 6 | ||
14.01 | 34 | Введение. Технологии и местное сообщество | 2 | 1 | 1 |
17.01 | 35 | Планирование проекта | 2 | 1 | 1 |
21.01 | 36 | Работа над проектом | 2 | 2 | |
24.01 | 37 | Проверка | 2 | 2 | |
28.01 | 38 | Обсуждение | 2 | 2 | |
31.01 | 39 | Защита проектов. | 2 | 2 | |
Технологии и профессия: Знакомство с курсом | 2 | 1 | 1 | ||
04.02 | 40 | Профессии. Найдите кого-то, кто…. Поиск в Интернете | 2 | 1 | 1 |
Технологии и профессия: Учитель | 12 | 2 | 10 | ||
07.02 | 41 | Введение. Учитель | 2 | 1 | 1 |
11.02 | 42 | Диплом | 2 | 2 | |
14.02 | 43 | Ведомость оценок | 2 | 2 | |
18.02 | 44 | Расписание уроков | 2 | 2 | |
21.02 | 45 | Информационный бюллетень | 2 | 2 | |
25.02 | 46 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии и профессия: Врач | 12 | 4 | 8 | ||
28.02 | 47 | Введение. Врач | 2 | 2 | |
04.03 | 48 | Анкета | 2 | 1 | 1 |
07.03 | 49 | Пиктограмма | 2 | 2 | |
11.03 | 50 | Интерактивная диаграмма | 2 | 2 | |
14.03 | 51 | Доклад | 2 | 2 | |
18.03 | 52 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии и профессия: Инженер | 12 | 3 | 9 | ||
21.03 | 53 | Введение. Инженер | 2 | 1 | 1 |
25.03 | 54 | План этажа | 2 | 1 | 1 |
28.03 | 55 | Иллюстрация | 2 | 2 | |
01.04 | 56 | Бизнес план | 2 | 2 | |
04.04 | 57 | Заявка | 2 | 2 | |
08.04 | 58 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии и профессия: Предприниматель | 12 | 2 | 10 | ||
11.04 | 59 | Введение. Предприниматель | 2 | 1 | 1 |
15.04 | 60 | Логотип и фирменный бланк | 2 | 2 | |
18.04 | 61 | Финансовый план | 2 | 2 | |
22.04 | 62 | Буклет | 2 | 2 | |
25.04 | 63 | Веб-сайт | 2 | 2 | |
29.04 | 64 | Презентация. Защита работ | 2 | 1 | 1 |
Технологии и профессия: Повторение | 4 | 2 | 2 | ||
02.05 | 65 | Повторение. Технологии и профессии | 2 | 2 | |
06.05 | 66 | Портфолио | 2 | 2 | |
Технологии и профессия: Проект | 12 | 6 | 6 | ||
13.05 | 67 | Введение. Технологии и профессии | 2 | 1 | 1 |
16.05 | 68 | Планирование проекта | 2 | 1 | 1 |
20.05 | 69 | Работа над проектом | 2 | 2 | |
23.05 | 70 | Проверка | 2 | 2 | |
27.05 | 71 | Обсуждение | 2 | 2 | |
30.05 | 72 | Защита проектов. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 144 | 39 | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа "Семь вершин успеха"
Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки.В.А. Сухомлинский •Программа работает в школе 4 года. За основу взята программа "Город звёзд" (журнал...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...
Программа психологической коррекции для успешного освоения образовательной программы «Ключ к успеху»
Создание социально-психолого-педагогических условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.Развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения...