Воспитательная система "Школа социального успеха" (из опыта работы)
статья на тему
В данном материале описана воспитатетельная система, реализованная в школе в рамках инновационной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях современного образования возникает необходимость изменения сущности образовательного процесса. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние образовательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности каждого обучающегося
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно - образовательного процесса. Эти требования выявили целый ряд проблем: педагогическая пассивность родителей, недопонимание родителями своей воспитательной функции, отсутствие единых требования к ребенку в школе и семье, несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Инновационная работа позволяет Данные проблем в нашей школе воспитательной системы «Школа как семья - залог успеха в жизни». Данная модель сориентирована на построение и содержательное наполнение культурно-образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника школы как образованной и культурной личности, способной к самореализации.
Ценность данной модели заключается во взаимодействии семьи и школы посредством добровольного включения родителей в воспитательную, образовательную, управленческую деятельность. Данная модель является моделью разноуровневого взаимодействия семьи и школы и направлена на повышение эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса путем активизации взаимодействия школы и семьи на различных уровнях школьной практики.
В модели «Школа как семья - залог успеха в жизни» воспитанияе обеспечивает психологическую поддержку ученика и учителя, создает атмосферу сотрудничества и взаимной приязни.
Система воспитательной работы с учащимися и их семьями выстраивается в соответствии с направлениями деятельности школы: гражданско-патриотическим, нравственным воспитанием, краеведческим, художественно-эстетическим. В связи с этим школа старается расширить сложившееся воспитательное пространство , приобщить семью к процессу воспитания детей и подростков, развить систему самоуправления, сохранять и развивать традиции.
В процессе построения модели воспитательной системы школы мы проходим несколько ступеней:
На 1 ступени обучения (1-4 классы) это модель воспитательной системы младших школьников «Школа как семья- залог успеха в жизни»
На 2 ступени (5-8 классы) – модель воспитательной системы среднего звена «Школа восхождения к культуре»
На 3 ступени (9-11 классы) – модель воспитательной системы старшего звена «Школа самоэффективности»
В нашей школе сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Субъектами образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, родители, представители общественности. Поэтому основными путями формирования социальной культуры в условиях нашей школы становятся: обучение, просвещение, проектная деятельность, групповая деятельность. Чтобы обеспечить социокультурное развитие обучающихся в образовательном процессе, необходимо разработать и апробировать технологии педагогического сопровождения развития социальной культуры обучающихся (диалоговые, соц. партнерства, взаимодействия с семьей, событийный подход, соц. проектирования и др.).
Программа «Школа как семья» рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Для организации воспитательной деятельности с классом используется идея создания сообщества детей младшего возраста и взрослых (родителей, педагогов, старшеклассников, социальных партнеров)
Программа включает в себя 7 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации:
1 класс (1-ый уровень) - «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.
2 класс (2-ой уровень) - «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.
3 класс (3-ий уровень) - «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.
4 класс (4-ый уровень) - «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания:
- Блок –модуль «Дом радости и школьных традиций»
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Блок – модуль «Дорога в большой мир»
Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Блок –модуль «Здоровье – это жизнь»
Цель: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
- Блок – модуль «Моя планета»
Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Блок – модуль «ТЫ +Я = Вместе школьная семья»
Цель: организация психолого-педагогического просвещения родителей; развитие сотрудничества между родительским сообществом и детьми. Реализуется через программу «Семейная культура : ценности духовно – нравственного обновления»
- Блок – модуль «Ученый кот» (развитие ученического самоуправления)
Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Реализуется через программу «Реализуй себя».
- Блок – модуль Школа социальных наук –
Цель: формирование социальной культуры (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения личностное, саморегулятивное развитие и). Реализуется через программу психолога «Познай себя».
Второй ступенью модели воспитательной системы МБОУ СОШ № 28 является воспитательная программа «Школа – восхождение к культуре», которая предназначена для учащихся 5 – 8 классов.
Цель программы: создание условий для саморазвития личности подростка в процессе формирования личностных и социальных компетенций по средствам методики социальных проб.
Согласно возрастным особенностям в качестве задачи-доминанты выдвигается формирование отношения к одной из наивысших ценностей - жизни. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное, социальное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире и происходит поэтапно:
- этап «Младший подросток» (5-6 классы) . Задача-доминанта этапа: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я – Человек.
- этап «Старший подросток» (7-8 классы). Задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Ведущая идея этапа - народное благо – высший закон.
Таким образом, мы видим, что именно в подростковом возрасте активизируется процесс интеграции индивида в общество - усвоение подростком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности, то есть происходит социализация.
Программа включает в себя 7 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации:
5 класс (1-ый уровень) - «Мой мир» (самопознание),- предполагает приобретение навыков самоанализа, саморефлексии, потребность размышлять по поводу своего поведения, коррекцию представлений о себе на основе совести, понимания самоценности и самодостаточности, что в совокупности определяет культуру самообщения.
6 класс (2-ой уровень) - «Мой мир» (саморегуляция),- призван учить управлять человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками.
7 класс (3-ий уровень) - «Я и другие!» (интеграция),- направлен на создание внутреннего единства, сплоченности группы, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности.
8 класс (4-ый уровень) - «Я+МЫ!» (самоорганизация) – приобретение навыков деятельности личности, связанных с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремлённости, активности, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них.
Программа «Школа – восхождение к культуре» осуществляет преемственность с программой «Школа как семья» (1 – 4 классы), и так же предоставляет возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы модулей социальной культуры, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
- Блок – модуль
«Восхождение учащихся к ценностям: ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО»
Цель: Воспитание личности, политически грамотной, осознающей свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающей потребность и способной проявлять общественную активность, строящей отношения с окружающим миром на основе товарищеской заботы, творческого содружества и созидательного труда.
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям творчества через организацию работы ДОО «Стимул».
Цель: Освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного
возраста
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям труда:
«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Цель: Ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, предоставление учащимся информации о профессиональных учебных заведениях.
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ:
«Здоровым быть модно»
Цель: Формирование и воспитание гармонично развитой личности, создание физического и психического комфорта в условиях школы.
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к семейным ценностям:
«Ты + Я = вместе школьная семья»
Реализуется через программу «Семейная культура: ценности духовно – нравственного обновления».
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к правовым ценностям:
«В ладу с законом и собой»
Цель: Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.
- Блок – модуль «Восхождение учащихся к ценностям познания:
«Знание – сила!»
Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых учащихся их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Третьей ступенью модели воспитательной системы МБОУ СОШ № 28 является воспитательная программа «Школа самоэффективности»
Цель: создание условий для совершенствования личности подростков, посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности.
Согласно возрастным особенностям юношеского возраста в качестве задачи-доминанты выдвигаются:
- формирование готовности к профессиональному самоопределению и культура общения между юношами и девушками.
Программа «Школа самоэффективности » рассчитана на 3 года обучения (9-11 классы). Программа многоуровневая и имеет блочно – модульную систему.
1 уровень – 9 класс «Самоидентификация учащихся» - на данном уровне учащийся учится рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.
2 уровень - 10 класс «Самоактуализация учащихся». На данном уровне раскрывается стремление подростка наиболее полно проявлять в своем развитии и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.
3 уровень – 11 класс «Персонализация учащихся». На этом этапе юноша определяет свою социальную роль среди других людей и может осознано выступать в общественной жизни как личность.
Воспитательная работа в рамках программы «Школа самоэффективности» ведется по тем же семи направлениям (блокам), но в соответствии с задачами старшего подросткового и юношеского возраста приоритетными направлениями в работе являются:
- трудовое, профильное и профориентационное воспитание (усиливается реализацией элективного курса «Шаг в будущее»).
- воспитание семейной культуры (усиливается за счет внедрения программы дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни»)
Таким образом на выходе мы имеем выпускника – личность, владеющую механизмом социокультурной деятельности и ценностей, т.е. личность, способная к персонализации. Личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания, уровня освоения, мотивах, ценностных ориентациях, через приобретение собственного опыта культурной деятельности, которая ориентирована на успех и смело может сказать:
- Я нравлюсь!!!
- Я способен!!!
- Я значу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Воспитание успехом. Из опыта работы классного руководителя
Успех начинае формироваться в школе и я как классный руководитель. Взяв 5 класс составила воспитательную систему " По дороге к Успеху" в этой статье я постаралась отметить основные ее направления....
Социальное проектирование. Из опыта работы
Выступление на III-й муниципальной научно-практической конференции по обмену педагогическим опытом «Использование инновационных технологий в решении актуальных задач современного образования»...
Доклад на тему: «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности». ( Из опыта работы).
Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования их интеллектуального и творческого потенциала в проце...
Использование кабинета технологии в учебно-воспитательном процессе обучения. СанПины Из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны.
Учебный кабинет - учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебная, факультативная и внек...
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...
Территория успеха. Из опыта работы в детском оздоровительном лагере в рамках тематической смены для школьных активов «Российского движения школьников».
В статье освещается деятельность актива школьников ГБОУ СОШ №316 в детском оздоровительном лагере "Град Детинец". Кратко освещается работа школьников в рамках тематической смены для школьных...