Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»
статья по теме

Рябова Галина Ивановна

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

Рябова Г.И. директор МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска

Ставропольского края

Статья опубликована в сборнике методических материалов Международной научно-практической конференции 22-24.10.2015г (г. Ставрополь), Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края, ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (Федеральная стажировочная площадка).

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи, их физическое воспитание и развитие. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Физическое здоровье человека зависит от многих факторов, и прежде всего, от уровня духовной самоорганизации и его психического здоровья. Наше представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии; необходим комплексный подход. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Несомненно, что именно воспитание имеет непосредственное отношение к формированию здорового образа жизни. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала человека, сохранения физического здоровья, на наш взгляд, является возрождение системы ценностей, формирование основ здорового образа жизни. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Учёные считают, что на 50% уровень здоровья человека зависит от того образа жизни, который ведёт человек. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения, то роль школы в этом вопросе ясна.

Поэтому, говоря о приоритетах в образовании, мы закономерно во главу угла ставим вопросы здоровьесбережения, в тесной взаимосвязи «ученик – учитель – родитель», и проводим комплексные мероприятия с привлечением всех субъектов образовательного процесса.  К тому же следует учитывать, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка, поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе также трудно переоценить.

Наша школа – это непрерывно развивающаяся образовательная система, приоритетными направлениями которой являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое становление личности;
  • ранняя профессиональная ориентация учащихся;
  • организация досуговой деятельности учащихся;
  • социальное партнёрство с родительской общественностью и учреждениями дополнительного образования.

Школа имеет продуктивный опыт работы в создании здоровьесберегающего пространства школы, в формировании основ здорового образа жизни:

●С 2001 года-краевая экспериментальная площадка «Формирование  социальной  компетентности  выпускника общеобразовательной школы через здоровьесберегающую педагогику».

●С 2005года - краевая экспериментальная площадка «Исследование эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс основной школы».

●С 2009 года – работа в режиме городской экспериментальной площадки «Переход на триместровый учебный календарный график с целью повышения качества обучения через создание комфортных условий для учащихся с позиций здоровьесбережения».

● С 2011 года – совершенствование работы школы по здоровьесбережению и формированию духовно-нравственных ценностей, социального опыта учащихся в рамках краевой экспериментальной площадки по  теме: «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у младших школьников в процессе внедрения ФГОС  начального общего образования»  (научный руководитель - заведующий лабораторией по здоровьесбережению и духовно-нравственному воспитанию СКИРО и ПРО кандидат биологических наук Н.Н. Сивакова).

Реализацию школьных программ по здоровьесбережению обеспечивают руководители методических служб, психологи, социальный педагог, учителя физической культуры, классные руководители, учителя-предметники, заместители директора по УВР и ВР, так как затрагиваются все составляющие образовательного процесса.

                Научной основой в организации здоровьесберегающего пространства школы стала модель рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты.

Формирование системы ценностей, физического развития и образования учащихся школы осуществляется на трёх уровнях через систему мероприятий (комплексный мониторинг, образовательные монопроекты, психологическое сопровождение, методическое обеспечение  образовательной деятельности, рациональную организацию учебной и внеучебной деятельности):

  • Когнитивный уровень (формирование системы знаний, понимание собственной роли и места в жизни),
  • Поведенческий уровень (деятельность, взаимодействие, навыки поведения в соответствии с нормами),
  • Эмоционально-чувственный уровень (развитие позитивной чувственной и эмоциональной сферы).

Это позволило нам

  • Разработать структуру системной работы по формированию ценностей, социального опыта, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся:
  • эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы,
  • реализация дополнительных образовательных программ
  • просветительская работа с родителями,
  • психологическое сопровождение школьников и их родителей;
  • определить приоритетные направления в работе, создающие условия для укрепления и сохранения здоровья школьников (качество обучения, уровень духовно-нравственной культуры, физической культуры);
  • в системе обновлять содержательную здоровьесберегающую составляющую учебных занятий и вариативной части учебного плана;
  • создать систему содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов к здоровому образу жизни;
  • повысить уровень спортивных достижений учащихся (2 место в Президентских краевых соревнованиях учащихся 7 класса, имя выпускника 11 класса, спортсмена школы, занесено в список лучших выпускников Ставропольского края);
  • продуктивно работать по программе «Здоровое питание», увеличить охват детей организованным горячим питанием;
  • увеличить количество детей, занятых во внеурочной деятельности, повысить качество организации летнего отдыха;
  • совершенствовать социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса;
  • работать в рамках  локальных подпрограмм (образовательные монопроекты по сопровождению семьи и воспитанию детей в вопросах здоровьесбережения;
  • поддерживать все аспекты здоровья, а именно:

- Физическое здоровье (совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде),

- Психическое здоровье  (состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая     реакция

-Социальное здоровье (здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека

-Нравственное здоровье (духовное) - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе

        Уровень продуктивности работы в данных направлениях определяется через комплексный мониторинг (в обработке и анализе полученных результатов помогают сотрудники лаборатории по здоровьесбережению и духовно-нравственному воспитанию СКИРО ПК и ПРО, под руководством  заведующей лаборатории, кандидата биологических наук Н.Н. Сиваковой, а также городского Центра Диагностики и консультирования, под руководством Т.Н. Лыковой,

-Медико-биологический (индивидуальная оценка уровня здоровья,

физического развития, «структуры здоровья» коллектива класса).

-Педагогический  (физической подготовленности, качества образования).

-Психологический (уровень тревожности, умственной работоспособности, речевого развития)

Социальный ( выявление детей «группы риска»)

        С 2007 года в режиме функционирования реализуется Программа по здоровьесбережению «Радуга здоровья». Локальные подпрограммы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни соответствуют семи цветам радуги. Осуществляя движение по маршрутам,  и приобретая опыт, знания через разнообразные аспекты деятельности, школьники, их родители (законные представители) и педагоги постигают культуру и ценность здоровья и здорового образа жизни. В каждом из маршрутов достигнуты позитивные результаты деятельности.

1.Фиолетовый (Здоровьесберегающие условия в образовательном процессе-учебная деятельность; вариативная часть учебного плана; внеурочная деятельность).

         В нашей школе на протяжении многих лет проводится работа по подготовке учителей к работе по программе здоровьесбережения. Результатом этой работы стало включение всего педагогического коллектива в данную программу. Для учителей это проявляется, в большей мере, через интеграцию программы «Здоровье» в урок по общеобразовательному предмету. Усвоение элементов программы «Здоровье» происходит на 3-х уровнях усвоения: представления, отношения к представлению и стратегии поведения. Эти уровни могут быть реализованы как в рамках одного интегрированного урока, так и на нескольких. При планировании интегрированных уроков мы используем два подхода к интеграции элементов содержания программы в урок: через содержание программного материала и через формы организации деятельности на уроке. Важнейшее условие для формирования оценочной составляющей «Я- концепции»- это организация на уроке рефлексии. Чаще всего это происходит в конце урока при подведении его итогов или завершении каждого этапа урока. 

На уроках реализуются такие педагогические технологии адаптивного обучения как  технология ТРИЗ, коллективный способ обучения, метод проекта. В дидактический материал включаются вопросы, связанные с ЗОЖ во всех предметных циклах. Учащимися проводятся физкультминутки и динамические паузы, которые носят дидактический характер. Соблюдаются нормы в чередовании видов деятельности на учебном занятии.

Уроки, построенные на преобладании активных форм работы с учащимися, когда они становятся исследователями, находятся в поиске решения проблемы, когда каждый из них работает в режиме индивидуальных возможностей. Практика проведения нашими учителями таких уроков показывает отсутствие усталости, нервозности, подавленности, различных страхов у учащихся во время подобных занятий.

        Успешно реализуются спецкурсы, помогающие просвещению учащихся в вопросах ЗОЖ.  Так, в курсе «Ступени здоровья (1-9 класс) решаются такие задачи, как:

  • формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
  • формирование осознанного отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  • сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

Основное содержание образовательной программы «Ступени здоровья» (тематические блоки) охватывают различные направления ЗОЖ:

Тема 1. Самопознание. Здоровье и здоровый образ жизни. Я и другие.

Тема 2. Режим дня, учёбы и отдыха.

Тема 3. Питание и здоровье. Основы рационального  питания.

Тема 4. Физическая культура и закаливание в сохранении здоровья.

Тема 5. Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний.

Тема 6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды.

Тема 7. Гигиена труда и отдыха.

Тема 8. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Предупреждение травм и оказание первой помощи.

Тема 9. Гигиенические аспекты полового воспитания (мальчики и девочки).

Тема 10. Культура потребления медицинских услуг.

Тема 11. Профилактика употребления психоактивных веществ.

Структура программы учитывает особенности возраста, под каждый возрастной этап разработаны знания, умения, навыки, осмыслен выход на социально-образовательный проект с обязательной презентацией и защитой.

2. Синий (Здоровое поколение - воспитательная деятельность).

В этом блоке реализуется монопроект - воспитание здорового образа жизни.

Систематически в течение учебного года проводятся классные часы с элементами здоровьесбережения и ЗОЖ, осуществляется просмотр, чтение и анализ художественных, классических произведений и (или) материала, изучаемого в курсе предметов.  Школа – постоянный участник  конкурсов рисунков  «В здоровом  теле  - здоровый дух», «Мы за здоровье нации!». В течение учебного года проводятся выставки  книг о здоровье, ЗОЖ, о вреде ПАВ и  других вредных привычках.

В 2012 году проведено тестирование на темы: «Знаете ли вы о вреде курения?», «Как я поддерживаю свое здоровье?», «Правильно ли я распределяю время?». Уровень знаний учащихся  по вопросам здоровьесбережения определяется 2 раза в год. Это происходит при проведении спецкурса  «Ступени здоровья» или психологических тренингов

3. Голубой («Быть здоровым – здорово!» -физкультурно-оздоровительная деятельность, безопасность).

Традиционными стали Месячники здоровья (по отдельному плану) и Дни здоровья. Каждую осень проводятся футбольные турниры на кубок директора школы. Продуктивно функционируют клубы ЮИД и «Юный пожарный». Перед первым уроком проводится зарядка. Учащиеся школы активно участвуют в спортивных соревнованиях, уже в 2012 году школьная команда заняла 3 место в городских соревнованиях по футболу. В целях сохранения безопасности детей проводятся обязательные тренировки по эвакуации.

Ежегодно осуществляется рейтинг по школе «Самый спортивный класс».

  • Два раза в год проводится комплексный мониторинг уровня здоровья школьников, включающий диагностику функциональных возможностей организма, уровень тревожности и физической подготовленности учащихся школы. Ведутся паспорта здоровья школьника.

4. Зеленый (Дорогу осилит идущий - деятельность сотрудничества; организация просвещения и пропаганды ЗОЖ среди учащихся и их родителей).

В целях просвещения учащихся, пропаганды здорового образа жизни проводятся методические декады МО эстетического цикла и физкультуры – «Реклама знаний», в рамках которых ребята посещают спортивные школы, присутствуют на открытых соревнованиях. На секции школьной научно-практической конференции разрабатываются практико-ориентированные проекты, пропагандирующие здоровый образ жизни, как правило, с социальной составляющей.

В школьном журнале «Большая перемена» ведётся рубрика «Будь здоров…», в приложении к журналу, в Фото-галерее – фотографии Дней здоровья, спортивных мероприятий: «Папа, мама, я – дружная семья», Дня микрорайона.

С 2012 года проводятся заседания ученического клуба «Есть мнение…», куда приглашаются специалисты – медики, учителя, администрация школы, представители классных коллективов.

Классными руководителями совместно с социальным педагогом школы осуществляется просмотр с учащимися художественных и подростковых фильмов с последующим обсуждением (мероприятия по профилактике вредных привычек, предупреждению правонарушений). В начальной школе используется сказкотерапия и духовное наследие русского литературного творчества в формировании здорового образа жизни.

Просвещение родителей в данном направлении осуществляется на заседаниях общешкольного родительского комитета, а также на родительских лекториях, проводимых в формате школьного родительского клуба «Есть тема…». По инициативе родительской общественности создана и продуктивно работает общественная комиссия по проверке качества питания в школе. С родителями ведётся разъяснительная работа о необходимости организации для детей здорового сбалансированного питания, витаминизации блюд (напитков), проведении  немедикаментозных профилактических способов оздоровления и закаливания, проведение  систематических мероприятий по охране зрения детей и подростков. Для родителей проводятся конференции, собрания, посвящённые проблемам здоровья: «Здоровье ребёнка в руках взрослых», «Физическое воспитание детей в семье», «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний» и другие.                                                                        

В целях повышения квалификации педагогов в вопросах здорового образа жизни создана творческая группа из представителей классных руководителей, учителей-предметников. Регулярно проводятся заседания педагогического совета по вопросам здоровьесбережения учащихся, изучается и обобщается опыт педагогов-новаторов на уровне города, школы. Педагоги активно обмениваются опытом в педагогических интернет – сообществах. Пополняется методическая копилка опыта в школьном методическом кабинете. В 2011 году школа на высоком уровне отметилась выступлением по вопросам здоровьесбережения на городском фестивале «Содружество» (3 представителя от школы).                                                

В этом году школа участвует в городском и краевом конкурсе «Школа – территория здоровья», в ноябре 2012 года школа заняла 11 место из 35 участников в краевом конкурсе «Лучший педагог-психолог», на котором была представлена психологом школы модель психологического сопровождения в здоровьесберегающем пространстве школы.Традиционным стал выезд педагогов школы в горы, много освоено туристических троп и новых маршрутов, ежегодно классные руководители организуют для учащихся поездки в Домбай, Архыз, Теберду.

5. Желтый. (Оздоровительная инфраструктура - «Школа – территория здоровья»).

        Отмечается наличие лицензионного медицинского кабинета, кабинета психолога, педагога-логопеда, игровой комнаты, тренажёрного зала, малого спортивного зала, теннисные столы в рекреациях, школьного стадиона, малого и большого спортзала. Совершенствуются спортивные объекты, приводится в соответствие эстетический вид рекреаций, кабинетов, осуществляется озеленение школы. В школе ведётся контроль за качеством питания и питьевым режимом, в отдельных учебных кабинетах установлены  кулеры.

Большую часть года дети проводят в помещении школы, поэтому мы стараемся оформить классные комнаты в соответствии с требованиями здоровьесбережения. Растения в школе играют не только эстетическую и воспитательную, оздоровительную,  но и образовательную роль. Многие из них служат пособием на уроках ботаники. Учителя отвели наиболее удобные уголки для размещения растений в учебных кабинетах, рекреациях, холлах с целью оптимизации визуальной и воздушной среды. Широко используются комнатные растения (бегония, кала, петуния), которые создают позитивный настрой в организме человека: внутреннее равновесие, душевное спокойствие, доброжелательность. Комнатные растения (герань, хлорофитум) интенсивно очищают воздух, улучшая газовый состав его, оказывая оздоровительный  эффект. Традесканция является лучшим средством для очищения воздуха классных помещений от пыли, герань очищает воздух от продуктов сгорания. Все комнатные растения способствуют увлажнению и являются дополнительным источником кислорода.

6. Оранжевый (Социально-психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной социально-психологической службы - социально – психологическая деятельность).

         Главной целью является создание единого социально-психологического пространства, способствующего развитию личностного, интеллектуального, творческого потенциала обучающихся. В течение года

проведены такие мероприятия как «неделя Счастья» (психологическая игра), «неделя Толерантности» (интерактивная школьная игра). Систематизированы документы по ПМПК, отработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска».

Психолог школы, социальный педагог и классные руководители проводят мониторинг формирования познавательной «Я-концепции». Мониторинг проводится по нескольким показателям, так как отслеживаются результаты по 3-м составляющим: когнитивной (знаниевой), оценочной и поведенческой:

  • Уровень сформированности знаний учащихся о своем здоровье (когнитивная составляющая);
  • Уровень толерантности учащихся (поведенческая составляющая);
  • Уровень поведенческих рисков учащихся по всем разделам программы;
  • Уровень сформированности самооценки у учащихся.

7. Красный  (Здоровое лето - летняя оздоровительная деятельность).

На уровне города отмечена программа профильной смены пришкольного лагеря (гражданско-патриотическое направление). В пришкольном лагере отдохнули в 3 потока 130 учащихся.

Целью в организации летнего отдыха ребят стало формирование и развитие физического и нравственного здоровья учащихся, а также патриотизма,  как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

Педагогическая деятельность была направлена на реализацию следующих задач:

- утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений , уважения к культурному и историческому  прошлому России, к  традициям русского народа;

-формирование представлений у детей о здоровье человека, как о жизненно важной ценности и здоровом образе жизни;

-формирование и развитие у воспитанников ответственной личной позиции  за свое здоровье, учитывая формы общения в разновозрастных группах.

Ребята проявляли активность во всех мероприятиях в разных направлениях: в интеллектуальном, спортивном, трудовом, гражданско- патриотическом. Были созданы отряды юных историков под названиями: «Пираты», «Путешественники», «Бригантина», которым предстояло  совершить Путешествие по ленте времени. На ленте времени  были обозначены важные исторические  юбилейные события из жизни Российского государства.

Ребята имели возможность получить информацию о прославленных русских полководцах и гражданах земли русской: М.И. Кутузове, П.И. Багратионе, Д.М. Пожарском, К. Минине, Александре Невском, царе Иване Грозном и др., участвовать в интеллектуально- познавательных играх «Что? Где? Когда?» и брэйн-ринг (по произведениям о русских богатырях), узнать новое об истории нашего города, рассказать, что им известно о  символах нашего государства. Всегда  задорно  проходили спортивные соревнования: «Веселые старты» (между отрядами), богатырские потехи, спортивный праздник «Спорт – это движение, а движение - это жизнь!». С удовольствием  воспитанники  начинали день с утренней зарядки на свежем воздухе, посещали бассейн в детской поликлинике, принимали солнечные ванны в зоне отдыха, играли в подвижные игры на спортивной площадке школы. В лагере были проведены конкурсы рисунков «Мир глазами ребенка», конкурс рисунков на асфальте «Должны жить дети на счастливой планете!», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!».

Отдыхающие ребята приняли участие во всех городских соревнованиях  и мероприятиях: «Веселые старты», соревнования по футболу, шахматам, экологической тропе, в конкурсе игровых развлекательных программ «Затейник – 2012», интерактивной  игре «Воспитание не равно насилию».

Каждая смена завершалась коллективной интерактивной игрой, куда приглашались родители ребят -  «Древо летних грёз и исполнения желаний». Ребята участвовали в работе станций интеллектуального, творческого характера, делились своими впечатлениями и пожеланиями на будущее школьное лето – оставляли на стволе дерева листочки со своими пожеланиями и отзывами.

В ходе игры организаторы собрали информацию от родителей о качестве отдыха детей в пришкольном лагере. Отзывы были только положительные: качественное питание, интересные познавательные мероприятия, безопасность отдыха детей.

 Уже в настоящее время ведётся системная подготовка к летней кампании – 2013г: формирование команды вожатых, разработка оздоровительной составляющей программы лагерной смены.

Работа школы в данных направлениях позволяет педагогическому коллективу укреплять здоровье учащихся, формировать у них представления о здоровом образе жизни, формирует потребность вести активную насыщенную делами жизнь. Так как многое зависит от родителей, достаточно много времени уделяется просвещению семьи в вопросах организации режима дня детей.

За прошедший период (с 2011 года) сократились пропуски учащихся по болезни, увеличилось количество достижений учащихся в спортивной сфере, увеличился удельный вес учащихся, охваченных горячим питанием. Стало более качественным психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, урок большинством педагогов ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий. Интерес среди учащихся вызвало эссе учащегося 10а класса Чебана Владимира на тему «Экологический кодекс школьника», написанное им в рамках месячника «Спорт против наркотиков».

В ходе планового социологического опроса (ежемесячно) отмечена удовлетворённость родителей и учащихся режимом работы школы.

Литература:

  1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (№ 337 от 15 мая 2010г)
  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
  3. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
  4. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
  5. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  7. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 75-78.



Предварительный просмотр:

Реализация образовательно – социального проекта

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

во внеурочной деятельности

«Пять шагов к себе»

Рябова Г.И. директор МБОУ СОШ № 11 г.Невинномысска

Ставропольского края

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции 10.12.2013г (г. Ставрополь), Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края, ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Если думаешь на год – посади семена,

Если думаешь на несколько лет - вырасти дерево,

Если думаешь на сто лет вперёд – воспитывай человека.

Восточная мудрость

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения, которое предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов.

Наша школа продуктивно занимается вопросами этического и нравственного воспитания, толерантного сознания учащихся и педагогов школы с 1993 года. Научная и практическая значимость проекта состоит в том, что его реализация в системе позволяет осуществлять систему профилактики, ранней диагностики и предупреждения комплекса, психологических и социальных проблем учащихся, осуществлять план мероприятий в учебное и внеурочное время. Разработана и успешно функционирует система воспитания этической культуры школьников.

Социально-образовательный проект «Пять шагов к себе» реализуется с 2011 года. Содержание и основные направления, разработанные педагогическим коллективом под руководством заведующей лабораторией по здоровьесбережению и духовно-нравственному воспитанию  СКИРО ПК и ПРО, кандидата биологических наук Н.Н. Сиваковой, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Образовательно-социальный проект направлен:

-на реализацию ведущих документов по образованию учащихся в области этической грамматики, этической культуры, психологического и физического здоровья

-на повышение социальной активности детей через их участие в образовательных проектах

-качественное психолого-педагогическое сопровождение, комплексные мониторинговые исследования

-системную просветительскую работу субъектов образовательного процесса: учащихся, их родителей, педагогов

Программа проекта определяет действия участников, их целевые ориентиры к определению совместной деятельности:

  • Воспитание этической культуры, формирование духовно-нравственных ценностей.
  • Воспитание  гражданственности, патриотизма, верности Отечеству, готовности быть полезным обществу и государству.
  • Воспитание уважения  к традициям, культурному и историческому прошлому и настоящему «малой Родины» и России.
  • Воспитание  уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Механизм реализации Проекта включает в себя пять направлений (подпрограмм):

  • Обновление содержания образования (уроки с элементами этики, спецкурсы: «Ступени здоровья» (1-9 классы), «5 шагов к себе» (5-9 классы), «Этическая грамматика» (1-4 классы), «Этика философской мысли»: 10—11 классы).
  • Внеурочная деятельность (курсы: «Учимся жить в мире», «Ступени здоровья», «Азбука общения», клуб «Мастерицы»).
  • Воспитательная система.

3.1.Направления в воспитательной работе: «Человек в поликультурном пространстве», «Твой выбор».

3.2. Социально-образовательные проекты:

  • «Кавказ – наш общий дом». «Учимся жить в мире. От добрых мыслей и чувств к поступкам…» (воспитание нравственного чувства и этического сознания субъектов образовательного процесса, развитие социальных навыков).
  • «Красотой спасётся мир» (эстетическое направление).
  • «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (гражданско-патриотическое и социально-экологическое направление, краеведение).
  • «Здоровый дух в здоровом теле…» (воспитание здорового образа жизни).
  • Не позволяй душе лениться…(воспитание способности к познанию).
  •  Досуговая деятельность (экскурсии, поездки, взаимодействие с другими образовательными учреждениями).
  • Психолого-педагогическое, социально-правовое сопровождение (интерактивные психологические игры «Неделя счастья», «Неделя толерантности», «Неделя здоровья», заседания клуба для старшеклассников «Есть тема…», для младших школьников – заседание клуба «Хочу сказать…», родительский лекторий «Есть мнение…», социальные акции, проводимые совместно с территориальным советом).

Важное место в воспитании детей стал занимать проект «Семья и школа», реализующий две задачи: просвещение родителей и организация их участия в жизни класса, школы. В этом учебном году были проведены два заседания родительского клуба «Есть мнение…», на которых поднимались вопросы об ответственности семьи и школы за воспитание детей, обсуждались эссе учащихся о счастье, изучались их представления о мире, в котором им бы хотелось бы жить; обсуждался школьный фильм, снятый старшеклассниками, в котором ребята делились своими представлениями, «что такое поступок и проступок, что такое гуманизм и толерантность?». Говорить со взрослыми о проявлении любви к ребёнку или о её отсутствии всегда не просто. Ещё сложнее помочь родителям объяснить, где заканчивается грань разумной любви и начинается обычное попустительство. Об этом и о многом другом говорится с родителями в нашей школе.

В целом, эти образовательные проекты представляют собой стратегическую программу, которая позволяет, в совокупности с другими составляющими, сформировать систему духовно-нравственного воспитания в школе и продуктивно решать вопросы здоровьесбережения.

На каждый учебный год составляется рабочий план реализации каждого монопроекта. Два раза в год (август, январь) происходит обсуждение хода реализации образовательных проектов. В апреле-мае проводится подведение итогов в виде конференций, круглых столов.

        Для всех реализуемых образовательных программ, социальных проектов в школе, характерно содержание, определяющее необходимый мини-макс знаний и  умений. Они предполагают приобретение определенного уровня знаний, развитие навыков восприятия и анализа, эстетической оценки и собственной творческой деятельности; воспитывают у ребят самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие умения работать в коллективе и одновременно проявлять свои индивидуальные качества и способности. Формируют толерантное, правовое сознание, развивают интерес к другим культурам, традициям, обычаям. Курсы учат саморазвитию, самовоспитанию, самоанализу.        Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности является игра, проектная деятельность, тренинги, социальные акции, применяются такие методы и приёмы, как:

1.        Словесный метод:

- объяснение,

- беседа,

- постановка задач,

- указание,

- поощрение.

2.        Практические методы:

-        ситуативные упражнения,

-        инсценировка,

-        мини-сочинения,

-        создание и защита проектов,

-        анализ жизненных ситуаций,

-        решение искусственно созданной, проблемной ситуации,

-        художественное творчество.

3.        Наглядные методы:

-        показ видеоматериалов,

-        показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

4.        Игровые методы:

-        игра-путешествие,

-        ролевая игра,

-        игры на развитие эмпатии.

Дидактический материал:

-        сказки, рассказы, истории, притчи;

-        иллюстрации;

-        СМИ;

-        предметы первой необходимости.

Формы работы:

1.        Индивидуальная (творческая деятельность)

2.        Групповая (практические занятия, тренинги, экскурсии).

3.        Коллективная (праздники, коллективно-творческие дела: учитель, ученики и их родители)

В ноябре 2012 года была проведена психологическая игра «Неделя Счастья» в рамках реализации программы «Пять шагов к себе» (психологи школы И.А. Радаливская, Н.В. Божко). Эпиграфом для нее стали слова: «Хочется счастья вам пожелать. Самое главное не унывать. Всего вам мирного, доброго, ясного! Всего вам светлого и прекрасного…»

1-й день Недели Девиз дня: «День изысканной вежливости».

Заходя в школу, все приняли участие в акции: «Будь вежливым весь день», где взрослые и дети здоровались друг с другом и говорили добрые слова. Неожиданная акция вызвала у всех всплеск положительных эмоций и заинтересованность. Проведенная общешкольная линейка, с пожеланиями добра, мира, хорошего настроения, насытила школьную жизнь детскими улыбками, вежливостью, душевным теплом. Весь день на переменах желающие рисовали  рисунки на тему «Радость в моей жизни» и получали сладости для поднятия настроения. В течение всей недели на уроках русского и литературы учащиеся писали эссе на тему: «Каким я хочу видеть мир завтра». Психологами были проведены занятия  в 1 классе «Счастье» с элементами арт–терапии и 3 классе «Что такое счастье?». В конце дня был подсчитан результат наиболее преобладающей гаммы цветов и описаны обозначения каждого цвета.

2-й День. Девиз дня: «День комплиментов друг другу и школе».

Учащиеся приняли участие в акции «Пожмем, друг другу руки», где они должны были  пожать  как можно больше рук  в течение дня, что поспособствовало более теплым и доверительным отношением всех участников учебного процесса. В течение дня ребята могли написать свой комплимент другу на  специально приготовленном плакате, который назывался «Мысли вслух». В холле первого этажа весь день работала акция  «Предсказание судьбы» и дети могли узнать, что ждет их в этот  день.

3-й День. «День вопросов»

В этот день была проведена психологическая игра «Следопыт», где каждый класс должен был как можно быстрее ответить на вопросы предложенные психологами. Игра способствовала развитию толерантности и навыков общения. Психологами было проведено заседание круглого стола  «Есть тема…», на тему «Школа будущего» - с учащимися 6-ых – 11–х  классов, где учащиеся смогли проявить свои умения работать в команде и активно выступить со своей жизненной позицией.

4-й День Девиз дня: «День выборов».

Была акция «Персона недели!», где все учащиеся  школы  выбирали кандидата на звание самого доброго, искреннего, дружелюбного человека.

В рекреации  второго этажа был размещен экран, на котором любой желающий мог выбрать  одну из четырёх  жизненных позиций по отношению к себе и обществу:

«Я плохой – ты хороший»

«Я плохой  - ты плохой»

«Я хороший -  ты плохой»

«Я хороший – ты хороший».

Психологами школы было отмечено, что ребята испытывали  трудности при данном выборе.  

5-йДень. Девиз дня: «День заботы о ближнем!»

В этот день в нашей школе  проходила акция «Дерево счастья». Все учащиеся школы  подготовили свои пожелания о том, как сделать пространство школы и классного коллектива более счастливым и дружным. К концу уроков на дереве было большое количество листочков с предложениями о том, как сделать нашу школу более уютной и светлой. Мы увидели прекрасные улыбки и учителей, и учеников. А самое главное, мы поняли – это много дружных, активных, целеустремленных личностей. Участникам акции были вручены благодарности.

В день закрытия недели счастья в актовом зале прошло открытие Фестиваля талантов «Созвездие» и подведение итогов недели счастья для  учащихся 4-11 классов с песней «Я, ты, он, она – вместе целая страна…». Учащиеся 4 -11 классов представили визитку своих классов, показав сплоченность, умение сотрудничать друг с другом.

Среди педагогов школы в октябре 2012 года состоялся школьный конкурс педагогических разработок и практической презентации классного часа, родительского собрания на морально-этическую тему. Одной из лучших стала работа психолога школы И.А. Радаливской на тему: «Семья и семейные ценности» (Ролевая игра «Счастлив тот, кто счастлив дома»). Классный час был проведён в 8 классе.

Задачи классного часа:

-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;

-воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения

-содействовать углублению моральных знаний школьников, побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию

-способствовать сплочению детского коллектива

В ходе беседы проводилась работа с пословицами на тему. В качестве практической работы ребята в творческих группах собирали свою семейную вазу. Им нужно было сложить ее из тех слагаемых семейного счастья, которые, по их мнению, являются наиболее важными.

«Кристаллики счастья» (ваза с цветами).

Семья – это счастье, а счастье стекло,

Стеклянному счастью разбиться легко.

Как хрупкую вазу и нежный букет

Семью берегите, живите без бед.

Сейчас вы в командах слова подберите,

Кристаллики счастья семьи соберите.

Получаться вазы для крепкой семьи

Пусть символом счастья пребудут они.

Завершилась беседа презентацией «Советы – детям»: любите, цените и берегите своих родителей, это самые близкие и родные вам люди, их никто не заменит; старайтесь следовать совету Марины Цветаевой: «НЕ слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими». Этап рефлексии прошёл под музыку с высказываниями:  Я постараюсь…, я задумаюсь над…, я буду помнить…E:\ФОТО ШКОЛА НОЯБРЬ 2012\SS101858.JPG

В ноябре 2012 года классный руководитель 7 класса В.В. Проскурякова в рамках городского конкурса «Самый классный классный» провела открытый классный час на тему «Понять и принять…», где были подняты вопросы сострадания к ближнему, принятие и понимание позиции других людей. Формат классного часа – заседание клуба «Есть тема…». Высказывания детей были трогательными, чувствовалось ощущение сопричастности к теме беседы, искренние высказывания, эмоциональный настрой. Состоялось продуктивное общение.

Секреты счастья на классном часе «Счастье – это когда…» представила своим старшеклассникам классный руководитель 10 класса С.Е.Евдокимова. Для обсуждения были предложены мнения людей о том, как сделать себя счастливым.

Секрет свободы. Не волнуйся о том, что думают о тебе другие люди.
Секрет реальности. Любая твоя мысль материализуется.
Секрет красоты. Прими и полюби свое тело.
Секрет дружбы. Не осуждай себя и других людей.
Секрет любви. Дари любовь и не пытайся переделать того, кого любишь.
Секрет богатства. Научись прежде давать, а потом получать.
Секрет счастья. Думайте меньше. Больше радуйтесь и любите.

Вот некоторые из 16 секретов счастливых людей. Можно было согласиться или подвергнуть сомнению услышанное, только обязательно необходимо было высказать свою точку зрения на предложенные высказывания.

1. Забудьте прошлое. Вы не будете счастливы, пока несете тяжелое бремя прошлого. Вы совершили ошибку?  У вас был неприятный опыт в прошлом? Отпустите эти воспоминания - они не дают вам развиваться. Сосредоточьтесь на настоящем.

2. Несите ответственность за свою жизнь. Чтобы стать счастливым, нужно, прежде всего, стать свободным. Независимо от того, насколько плоха ситуация, вы всегда выбираете сами, как именно вам поступить. И ответственность за этот выбор несете только вы.

3.Кто вы? Не живите чужой жизнью, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Люди могут ждать от вас чего угодно - не идите у них на поводу

4.Цените то, что имеете. Быть счастливым легко, если вы благодарны. К сожалению, разглядеть то, чего у нас нет, намного тяжелее, чем то, что мы уже имеем.  Мы не умеем воспринимать обстоятельства как должное. Посмотрите вокруг - может, у вас уже есть причины быть счастливым

5.Мыслите позитивно.  Древнегреческий философ Демокрит, который жил в 5 в. до н.э., говорил: «Если тебе плохо, то сравни свою жизнь с тем человеком, которому еще хуже. Это убережет тебя от злобы, зависти и ненависти».

6.Начните с того, что у вас уже есть.  Радоваться можно уже тому, что у вас есть. «Глупый ищет счастья за горами, умный - под ногами»  (Джеймс Оппенгейм).

7.Не зацикливайтесь на мелочах. Часто мелочи - это враги вашего счастья. Помните - даже мелкие трещин топят корабль, ведь они растут и со временем становятся настоящими пробоинами

8.Делайте счастливыми других. Это самый действенный способ стать счастливым. На пути к собственному счастью постарайтесь делать добро людям, и вы увидите, что это - уже счастье. Счастье никогда не приходит через эгоизм, только через самоотдачу.

Звучали разные мнения ребят, но все сошлись в одном: чтобы понять себя, нужно уметь понимать и принимать окружающих людей и ценить чужой опыт побед и ошибок

Индикаторами успешности и продуктивности педагогической деятельности в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся, на наш взгляд, будут:

  • личностные результаты — ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания

Наша школа за последние два года добилась следующих результатов:

1. По результатам 2011-2012 учебного года мы продвинулись в городском рейтинге на 2 позиции вперёд (6 место среди общеобразовательных школ города).

2.Отсутствуют правонарушения учащихся, связанные с межличностными конфликтами, отсутствуют жалобы со стороны родительской общественности на деятельность школы.

3.Улучшился микроклимат в классных коллективах, повысилась социальная активность старшеклассников, активизировалось волонтёрское движение. В ноябре 2012 года учащийся 10а класса Чебан Владимир участвовал на краевом конкурсе «Юный миротворец» и представлял школьную программу волонтёрского движения «Ювента».DSCN4795

4.Качество обучения возросло с 32% до 43%, сократилось количество неуспевающих, практически отсутствуют пропуски без уважительной причины.

5.Как показывают данные мониторинга, учащиеся достаточно хорошо осведомлены об уровне своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с возрастными особенностями.

6.Учащиеся активно участвуют в проектировании и реализации проектов по улучшению эстетического вида помещений школы, озеленению рекреаций, учебных кабинетов.

7.Прикладной проект «Покрывало мира» в системе презентации занял 2 место во Всероссийском конкурсе «Здоровое поколение» (РУДН г. Москва, сентябрь, 2012 «Здоровое поколение»).C:\Users\1\Desktop\Фотографии Осень 2012\SS101196.JPG

8.Школьные образовательные программы спецкурсов и внеурочной деятельности социально-педагогического содержания получили в сентябре 2012 года 3 место в краевом конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

9.Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса школы заняла 11 место среди 35 участников (108 баллов) на краевом конкурсе «Лучший педагог-психолог-2012» (психолог Н.В. Божко).

10. Высокую оценку на уровне города получили интерактивные психологические игры: «Неделя Счастья» (последняя неделя октября 2012г), «Неделя Толерантности» (2 неделя ноября 2012г).

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990).
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями).
  4. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности.
  5. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  6. Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа».
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
  8. Закон Ставропольского края «Об образовании».
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256с.

10.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика 1988г.

11.Амонашвили ША Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника М, 1984 - 206с.

12.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько – М., Наука, 1989. – С.5.

13.Иванов И.В. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И.В. Иванов – М., Проспект, 1989.– С. 3,4

14.Макаренко А.С. О воспитании. / А.С. Макаренко – М., Политиздат, 1990г

15.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко – М., Русь, 2005. – С.320.

16.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский – М., Просвещение, 1989

17.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005г

18.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

Электронные ресурсы:

http: //zakonpravo.narod.ru/ 2005/n4 20/tema4 20.htm

Болезни от компьютера: профилактика и лечение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://comp-doctor.ru/

Игровая зависимость – пути преодоления [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.narcocenter.ru/page/15/

Лежнина А.[Беседа о сквернословии] [Электронный ресурс ].-Режим доступа: http://trezv1.narod.ru/radio/r20.htm

«Наркотики.ru» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:  http://www.narkotiki.ru

Пивопитие и последствия пивного алкоголизма [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://tema.nm.ru/pivo 

Сайт о вреде курения [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.nosmoke.chat.ru/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

Социальный проект "Духовно-нравственное воспитание через тимуровскую работу"

Цель  проекта - создание системы работы с пожилыми людьми...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...