Проект по духовно - нравственному воспитанию и лепке
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Федосова Светлана Ивановна

Голубь а Евангелии от Марка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kursy_2.docx912.74 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Воскресенского муниципального района

Московской области

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного  профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Воскресенский научно-методический центр»

(МОУ ДПОС «ВНМЦ»)

Итоговый проект

Тема: «Голубь в Евангелии от Марка»

 «Декоративно-прикладное творчество  (лепка) в  духовно-нравственном

и эстетическом воспитании детей»

Вариативный модуль

72 часа

                                                                                                                  Выполнил: Федосова

Светлана Ивановна

учитель технологии

 МОУ «СОШ № 11»

 Проверил: Гаркушина

Зинаида Сергеевна

г. Воскресенск 2013 год

План                                                                            cтр.

 Введение                                                                                                   3-5

 1.Нормативные документы                                                                     6

 2.Раздел 1                                                                                                  7-14

 3 Раздел 2                                                                                                  15-17

 4.Раздел 3                                                                                                  17-18

 5.Заключение                                                                                            19

 6 Используемая литература                                                                    20

 7 Приложение                                                                                           21


Введение.

Цель проекта:

1) Познакомиться с Евангельскими событиями Крещения Господня и понять смысл  и значение этих событий.

1) Содействовать в ходе урока приобретению знаний учащихся о праздниках Рождества и Крещения Господня, об их духовном и нравственном смысле.

2) Продолжать формирование навыков учащихся по работе с терминологией, текстом Евангелия, иллюстративным материалом; умений сравнивать, анализировать и представлять собственную точку зрения.

3) Содействовать формированию мотивационно-ценностного отношения к изучаемому материалу; воспитанию нравственных чувств; формированию нравственных категорий (добро и зло; добродетель и порок); духовной и эстетической культуры учащихся.

4) Совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки по лепке птиц.

Задачи проекта:

1. Научить лепке птиц – голубя.

2.Познакомить с иконой Крещения Господня.

3. Обогащать словарь новыми словами историко-культурологического значения.

4. Пробуждать интерес младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.

5. Воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре

6. Продолжать формировать понимание символического изображения иконы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В связи с этим была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание тесно связано с религией.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. 2013 г.

 «День Крещения Господня, день Богоявления, имеет совершенно особое значение для понимания того, что есть спасение, принесенное Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, в Иисусе Христе через Его воплощение «явилась миру полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И зримым символом этого явления, переданным через Божественное Писание, стал день Крещения Господня в водах Иордана. Иоанн, крестивший Спасителя, увидел Духа Божия, сходящего на Крещаемого в виде голубя, и услышал глас, свидетельствующий, что Иисус есть Сын Божий возлюбленный, в Котором Божественное благоволение. Именно поэтому апостол Павел говорит: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (см. Тит. 2:11).

Но есть и другое Божественное слово. В Евангелии от Марка мы находим свидетельство о том, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа .Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: «а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому?» — ответьте двумя словами: «благодать и истина». Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях.

Трудность заключается еще и в том, что чаще всего мы руководствуемся человеческими представлениями об истине, а человеческая истина скоро проходит. Что осталось от истин, которые считались таковыми сто, двести, триста и больше лет назад? Абсолютное большинство человеческих истин либо изменились до неузнаваемости, либо вообще перестали считаться истинами. Когда-то за них люди были готовы отдать жизнь, утверждая, что только эти истины могут привести к счастью; а потом оказывалось, что вовсе и не могут. Но истина Божественная непререкаема. Истина, которую провозгласил Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, существует в роде человеческом неизменно, и именно эта истина определяет путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной.

Идя по этому пути, люди, наученные Спасителем, должны творить добрые дела. Но, как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «даже напрягая все свои силы, мы неспособны всю жизнь совершать добрые дела». И это действительно так. В какой-то момент времени, движимые обстоятельствами, вдохновляемые чьим-то примером или угрызениями совести, мы совершаем доброе дело — одно, второе, третье; а потом как будто дух выходит, и сил нет делать добро. Некоторые делают добро напоказ, а на деле стремятся достичь собственных целей — политических, экономических, идеологических. Человек не может творить добро в течение всей жизни без благодати Божией. Благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Именно в этом соединении одного с другим — вечная и неизменная сила Евангелия, потому что Господь принес в мир не только истину, но и благодать, и только благодать способна помогать человеку жить в соответствии с истиной.

Святой преподобный Макарий Египетский говорит: «как тело без души мертво и не может жить, так и душа не может жить без небесной души, благодати Духа, ибо будет мертва для Царствия Божия». Благодать, одухотворяющая душу, — это и есть сила, способная помочь человеку делать добро, творить истину и идти к Царствию Божиему. Если бы не была явлена благодать, то, наверное, все то, чему учил Спаситель, осталось бы в одном ряду с другими учениями, более или менее возвышенными, более или менее убедительными, которым был научен род человеческий на протяжении истории. Но Господь соединил слово истины с явлением благодати. Она была дана роду человеческому через Его жизнь, страдание, смерть и Воскресение, потому что Господь Иисус — не просто проповедник истины, не просто пророк, не просто святой, но Сын Божий, вошедший в плоть и кровь человеческой жизни, и через Него, через истинного Бога, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, дана нам частица Божественной жизни, к которой мы можем прикоснуться, которую мы можем принять в себя через Таинство святого Причащения, через окропление себя святой водой, через жизнь в Церкви.

И особенно мы чувствуем пришествие благодати в день Крещения, когда совершается освящение воды, когда мы прикасаемся к этой освященной, наполненной Божественной благодатью воде, когда мы вкушаем ее вместе со святой Евхаристией, — тогда мы и обретаем великую помощь Божию.»


Нормативные документы.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Ось-89, 2013.

2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ [сост. Е.С. Савинов ]. – М.: Просвещение, 2011.


Раздел 1.

1.Данные о проведенном уроке.

Предшествующая работа:  

Беседа о Евангелии, о праздниках Рождества и Крещения Господня.

Беседа о пророке Божием и Предтече Иоанне Крестителе.

Беседа о птицах,  рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Рисование, аппликация, лепка птиц.

2.Тема урока:

«История праздника Крещение Господне. Знакомство с Евангелием от Марка. Лепка голубя»

3. Тип урока:

Метапредметный, комбинированный урок - развивающий урок с практической работой.

4. Сценарный план урока:

Идея урока:

 «История праздника Крещение Господне. Знакомство с Евангелием от Марка. Лепка голубя»

Цель:

1 Воспитательная - воспитание интереса к событиям православной культуры.

2. Развивающая - познакомить детей с евангельским рассказом о Крещении Христа.

3.Обучающая - научить лепить голубя из глины или пластилина.

Задачи:

Воспитательные:

1. Познакомить с событиями Евангелия.

2.Познакомить с иконой Крещения Господня.

3. Обогащать словарь новыми словами историко-культурологического значения.

4. Пробуждать интерес младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.

5. Воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре

6. Продолжать формировать понимание символического изображения иконы.

7. Воспитывать желание сделать работу красивой.

Развивающие:

1.В процессе лепки выяснить умение детей лепить птиц из пластилина   комбинированным способом (из целого куска и отдельных частей);

умение детьми применять технические приемы лепки (раскатывание пластилина прямыми и кругообразными движениями, оттягивать и прищипывать мелкие части).

2.Уточнить навык детей в  правильной передаче пропорций фигуры, правильном положении головы, хвоста, крыльев.

3.Развивать воображение детей.

Основная проблема урока – воспитание и развитие духовно-нравственной личности, посредством изучения православной культуры, традиций и декоративно-прикладного творчества.

Средства обучения: 

Мультимедийные слайды.

Материал:  Пластилин, стека, карандаш, линейка, подставка для показа, работы детей с изображением птиц аппликацией, рисованием, лепкой из пластилина, аудиозапись с пением птиц.

Методы и приемы:

Наглядный – рассматривание разнообразных птиц, показ выполнения работы.

Словесный , -  беседа, объяснение выполнения работы.

Игровой – пальчиковая гимнастика,   игровая ситуация.

Практический -  выполнение работы детьми.

Основное содержание урока:

  1. Познакомить учащихся с рождением, детством и крещением Иисуса.
  2. Объяснить учащимся смысл  явления Иисуса на земле.
  3. Познакомить учащихся с картинами русских художников на библейскую тематику.
  4. Повторить основные отличительные признаки иконы от картины.

Практическая работа.

Лепка голубя из глины или пластилина.

Ход урока:

Актуализация знаний

 Слово учителя:

 На этом уроке мы познакомимся с  рождением, детством и крещением Иисуса. Как всё было? Мы узнаем, почему после рождения  Иисуса началась другая эра- эра милосердия?

Знакомство с новым материалом

Просмотр слайдов презентации и беседа:

  1. Назовите имя Матери Иисуса.
  2. Почему Господь избрал именно Её как мать Спасителя?
  3. Где родился Иисус? Почему так случилось?

Рождество Христово

7 января

Среди полночной тишины весть о Рождестве Христовом услышали пастухи, охранявшие стада. Ангел Господень предстал перед ними и сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, потому что в городе Давидовом родился Христос Спаситель». Пастухам открылось небо, и они увидели воинство небесное и святых ангелов, славящих Бога словами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках (людях) благоволение!» Так в Евангелии рассказывается об этом великом событии. Пастухи- волхвы принесли дары Иисусу:

Каспар принёс смирну как человеку,

Мельхиор принёс ладан как Богу,

Валтасар принёс золото как дань Царю.

Сретение

15 февраля

На сороковой день после рождения Иисуса Божия Матерь с Иосифом принесли его в храм. В Иерусалиме жил в то время праведный старец Симеон. Ему было открыто Богом, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Увидев Младенца, Симеон принял Его на руки и воспел радостно песнь Богу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову твоему, с миром, потому что видели глаза мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов».

       День, когда Симеон встретил в храме Младенца Христа и Его родителей, отмечается христианами как праздник Сретения ( встречи) Господня. Радость праздника отражена в иконах, церковных песнопениях ( тропарях, величаниях, стихирах),  в картинах, музыке и стихотворениях. В них рассказывается и поется о том, что приблизилось спасение мира: Христос родился на земле, чтобы вернуть людям утерянный рай.

Бегство из Назарета в Египет

К праведному Иосифу явился ангел и сказал ему:
- Возьми младенца Иисуса и Матерь Его и скорее беги в Египет, потому что злой царь Ирод хочет убить Младенца.
Иосиф, не медля, собрался в путь, и с Младенцем и Святою матерью Его удалился в Египет. Царь Ирод начал искать Иисуса по всему царству, но нигде не мог найти.
Он ужасно разозлился и приказал своим воинам убить всех маленьких мальчиков, думая, что в числе их они убьют и Младенца Иисуса. Но скоро Господь покарал этого злодея, и он умер в страшных мучениях.
По смерти Ирода Иосиф, по повелению Божию, опять возвратился с Младенцем и Его Матерью в Назарет.

Крещение Господне

19 января

С детства Иоанн был скромным и смиренным. Он ушел из мира людей недобрых, корыстных и поселился в пустыне. Не носил Иоанн пышных одежд, только верблюжья шкура прикрывала его от непогоды. Питался он лишь диким медом и растениями.

Рассказ о евангельских событиях.

 Еще перед тем, как Дева Мария приходила навестить Елисавету, священнику Захарии, мужу Елисаветы, явился в алтаре храма ангел, который сказал: “Молитва твоя о рождении у твоей жены ребенка услышана Богом. У вас родится сын, и вы назовете его Иоанном. Он будет праведным, и Дух Святой будет на нем. Иоанн покажет многим путь ко спасению. Он укажет людям Господа, Который придет на землю”. Захария не поверил ангелу, так как и он, и жена его были стариками. Ангел, увидев это, сказал: “Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, послан говорить с тобою и принести тебе эту радостную весть. Ты будешь немым до рождения ребенка, так как ты не поверил словам моим”. Захария вышел из алтаря и знаками показал, что он не может говорить. И люди поняли, что у него было видение. И когда исполнилось сказанное ангелом и родился сын у Елисаветы, родственники собрались в доме Захарии и знаками спросили у него, какое имя хочет он дать ребенку. Захария написал на дощечке: “Иоанн имя ему”. И тотчас же он стал говорить. Прежде всего он поблагодарил Бога за рождение сына и, вспомнив слова ангела, сказал сыну: “Ты будешь великим пророком Божиим и покажешь людям путь спасения и покаяния в грехах. Ты будешь Предтечей Спасителя, ты приготовишь путь Его”.

С юных лет Иоанн ушел жить в пустыню. Жизнь свою он проводил в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (вид саранчи) и дикий мед.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну Иорданскую и стал проповедовать о том, что приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, Который будет призывать всех в Свое Царство Небесное: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1, 2). Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанна стали назвать Крестителем. При крещении Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Многие каялись и крестились в реке Иордан. Многие думали, что Иоанн и есть Христос, но Иоанн говорил, что он только готовит людей к принятию Христа, что Христос живет среди народа, но Его еще никто не знает. Поэтому Иоанн Креститель называется еще и Предтечей.

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа .Многие думали об Иоанне: не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водою, – говорил он, – но вслед за мною идет Сильнейший меня” – то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете, – Христос, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, – то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он также пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, то есть не удерживай меня теперь, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спустился на Иисуса, а с неба слышен был голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира. Крещение Иисуса Христа празднуется Православной Церковью как один из великих праздников 19 января по н.ст. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не Человек только, но вместе и Бог. Накануне праздника установлен пост. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник всегда бывает освящение воды по чину великого водосвятия.

Иоанн был предтечею Спасителя. Он был послан Богом для того, чтобы приготовить людей к принятию Христа.

« Покайтесь, - говорил Иоанн стекавшемуся к нему отовсюду народу. – Христос уже среди нас. Приблизилось Царствие небесное». Тех людей, которые верили в близкое спасение и желали исправить свою жизнь, Иоанн крестил в реке Иордан. Крестил он и Иисуса Христа.

Раздел 2.

Практическая работа:

(На столе птицы игрушки, из пластилина, аппликация)  

1.Упражнение на воображение:

На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. На Руси существовало предание, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное. Это были игрушки из глины – петушки, курочки, а так же нарисованные на досках картинки (например Городецкая роспись), чем толще и пузатей лепилась или рисовалась птичка, тем больше достатка приносила она в дом. С принятием христианства символом счастья, мира и радости, а так же и Благодати Божией стал голубь. В виде голубя изображали Духа Святого на иконах в храмах, а так же на праздник Крещения Господня в храмах к паникадилу подвешивали резного голубя, как символ сходящей с небес Божией Благодати. И сегодня мы будем лепить его из глины или пластилина.

2. Разминка для рук

3.Обьяснение выполнения работы:

1.Раскатать пластилин в шар и расплющить его. Только все детали украшения должны быть мелкими, аккуратными.

2. Вспомните, как можно вылепить два одинаковых крыла? (раскатываем  пластилин в небольшой шарик, сплющиваем, делим на две части)

3.  Обратите внимание на то, как сделаны ноги. (пластилин раскатала колбаской, затем согнула  колечком)

4.А  теперь я напомню, как можно начать работу.  Из целого куска вылепим голову шею и туловище.

(Показ выполнения работы)

Слепить из белого пластилина голубку сможет каждый, особых творческих умений в этом случае не понадобится. Проявив фантазию, можно задействовать для работы природный материал.

Сначала из глиняного теста лепят торс фигурки.

1. Из белого пластилина слепите продолговатое туловище, из кремового – острую мордочку. Соедините их вместе, распределяя один цвет по поверхности другого.

Затем к торсу примазывают шарики (голова, крылья)

2. В заднюю часть вставьте перья, которыми будут служить семена ясеня. Их можно всегда найти на улице во время прогулки с ребенком. Распушите полученный хвост.

3. Сложенные крылья прикрепите с двух сторон, задействовав для этого продолговатые белые колбаски и пластмассовый ножичек.

4. Взяв за основание половину спички, сделайте ноги. Налепите на спичку черный пластилин, снизу прикрепите по три пальца. Вставьте две ноги в нижнюю часть туловища.

5. Чтобы закончить поделку, приклейте к острию мордочки аккуратный желтый клюв и два миниатюрных глаза.

4. Самостоятельная работа детей.

В процессе лепки   проследить за  соблюдением пропорций частей птицы, за тем, чтобы украшение хвоста выполнялось  мелкими деталями,  чтобы дети использовали все приемы лепки.

5. Итог.  Организация выставки.

- Ребята, у нас получилась целая стая голубей. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

Рассматривание и анализ детских работ.

Раздел 3.

Обобщение знаний по теме занятия:

  • От какого события мы ведём отсчёт годам нашей эры?
  • А что это означает?
  • Какого числа православные отмечают Рождество  Христово?
  • А как звали мать Иисуса?
  • Как Дева Мария узнала, что от неё родится Бог и Спаситель?
  • А знали ли люди о том, что на земле должен родиться Бог- Спаситель?
  • А был ли у Марии муж? Что вы о нём знаете?
  • Где жили Иосиф и Мария?
  • Как получилось, что Иисус родился в Вифлееме?
  • В каких условиях он родился?
  • Какого числа мы отмечаем Рождество Христово?
  • Какой у нас сейчас год?
  • Как волхвы нашли пещеру, где родился Иисус?
  • Какие дары они принесли Младенцу и почему?
  • Почему царь Ирод хотел убить Младенца Иисуса?
  • Что вы знаете о православном празднике Сретение?
  • Какого числа мы отмечаем Сретение?
  • Какого числа православные отмечают Крещение Господне?
  • Кто крестил Иисуса и во сколько лет?

Работа с карточками.

  • Определите, где икона, а где картина художника? Что на них изображено?
  • О каких событиях рассказывают эти картины? Назовите авторов этих картин.
  • Имена каких художников вы узнали на этом занятии?

Запиши слова __________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

1.Познакомиться с содержанием темы. «Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа», уметь отвечать на вопросы по теме.

2.Слепить голубя.


Заключение.

Вывод. Полученный в таинстве Крещения духовный дар человек (христианин) несет в себе до конца жизни, либо умножая его в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, необходим новый национальный идеал, он определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Используемая литература.

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. – Самара: издательство «Учебная литература», Изд. Дом «Федоров», 2006.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013.

3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2011.

4. Сасова И.А., Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2003.

5. Школа и производство. Научно-методический журнал.

6. Интернет-ресурсы.

7. Евангелие от Марка.

8. Бородина А.В. Основы православной культуры – М.; 2003

9.Библия для детей.

10.Евангелие (Новый Завет)

11.Закон Божий.

12.Радугин А.А. Введение в религоведение – М.; 1993


Приложения.

1.Презентации «Рождество Христово» и «Крещение Господне».

2.Фигурки голубя и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы духовно-нравственного воспитания школьников

Школьная программа «Гармония духа, души и тела»  разработана   в соответствии с решением педагогического совета МОУ СОШ 5.Реализация программы будет способствовать снижению неблагоприят...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я гражданин".

Вопрос духОсновная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Задачи проекта:·...

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

Творческий отчёт о начале инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию

Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения школьников, через организацию деятельности всех компонентов социокультурного комплекса....

Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию школьников

Посвящён принципам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе....

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Проект по духовно-нравственному воспитанию. Пилотный проект

Настоящая программа (далее – Программа) определяет разработку и организацию проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах в МБОУ Мушковичской О...