Программа элективного курса "Генетика с основами селекции"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - развитие логиги генетического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_genetika_i_selekciya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисун Н.М., к.п.н.
Генетика с основами селекции
Пояснительная записка
Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология» в общем образовании школьников.
Генетика входит в состав точных дисциплин благодаря дискретных единиц наследственности – генов и генетического (гибридологического) анализа. В логике генетического анализа присутствует формализованный подход, позволяющий выдвигать рабочие гипотеза и проводить анализ эмпирических данных на основе изучения расщеплений по признакам в поколениях, взаимодействия аллельных и неаллельных генов, а также позволяющий выявлять влияние мутагенных и модифицирующих факторов на характер проявления признаков.
Предложить данный курс целесообразно после подробного знакомства с основами цитологии и эмбриологии. Несмотря на актуальность из содержания программы умышленно исключены вопросы молекулярных основ передачи наследственной информации из поколения в поколение из-за недостаточности знаний по биологической химии и молекулярной биологии. Наиболее эффективно вернуться к этим вопросам в 11 классе при изучении элективного курса «Основы биологической химии с основами молекулярной биологии и биотехнологии».
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля в третьем триместре.
Цель курса развить у учащихся логику генетического мышления.
Задачи курса:
- развитие основных приемов генетического мышления и генетического анализа;
- умение исследовать биологические системы;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках.
В ходе организации занятий рекомендуется использовать компьютерные программы для представления полученной информации, коллективные формы работы, которые позволят осуществить дифференцированный подход к процессу обучения. Большое место в курсе отводится практическим работам, которые направлены на развитие способности исследовать биологические системы.
Содержание программы
Введение. Краткие сведения из истории генетики. Основные понятия и термины современной генетики. Методы генетики. Структура и функции хромосом.
Генетический анализ закономерностей наследования. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Условии проявления закона расщепления. Ди- и тригибридное скрещивание. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Взаимодействие генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия. Модифицирующее действие генов. Наследование признаков сцепленных с полом. Определение пола. Особенности половых хромосом. Сцепленное наследование и кроссинговер. Сравнение генетических и цитологических карт хромосом. Механизм кроссинговера.
Изменчивость и методы ее изучения. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Множественный аллелизм. Хромосомные перестройки. Геномные мутации (полиплоидия). Кариотипы и мейоз у полиплоидных форм. Мутации генеративные и соматические. Спонтанные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Индуцированные мутации. Физические и химические мутагены. Модификационная изменчивость. Статистическая обработка результатов.
Генетика популяций. Популяция в системе вида. Генетическая структура популяций. Моделирование генетических процессов. Уравнений Харди-Вайнберга. Формы полиморфизма. Факторы генетической динамики популяции. Генетический дрейф. Генетическая изоляция. Генетический гомеостаз.
Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека. Генная программа человека. Аутосомно-доминантные наследования. Аутосомно-рецессивные заболевания. Наследственные болезни человека. Хромосомные болезни. Генные болезни. Болезни с наследственным предрасположением. Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека: генеалогический метод, близнецовый метод, популяционно-статистический метод, метод генетики соматических клеток, цитогенетический метод, биохимический метод, методы изучения ДНК в генетических исследованиях. Медико-генетическое консультирование.
Генетические основы селекции. Методы селекции. Явление гетерозиса. Особенности селекции животных, растений и микроорганизмов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации | Методы работы | Вид контроля за результа-тами образования |
1. | Введение Краткие сведения из истории генетики. Основные понятия и термины современной генетики. Структура и функции хромосом. | 1 | Коллективная, доклады уча-щихся | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
2. | Генетический анализ законномер-ностей наследования. Моногибридное скрещивание. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Условии проявления закона расщепления. Ди- и тригибридное скрещивание. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Взаимодействие генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия. Модифицирующее действие генов. Наследование признаков сцепленных с полом. Определение пола. Особенности половых хромосом. Сцепленное наследование и кроссинговер. Сравнение генетических и цитологических карт хромосом. Механизм кроссинговера. | 8 | Коллективная, решение задач, пратическая работа: - физиолого-генетические аспекты антоциановых окрасок у растений. | Проблемно-исследовательский | Само-контроль, сверка с кодоскопом |
3. | Изменчивость и методы ее изучения. Мутационная измен-чивость. Классифи-кация мутаций. Множественный аллелизм. Хромосом-ные перестройки. Геномные мутации (полиплоидия). Кариотипы и мейоз у полиплоидных форм. Мутации генеративные и соматические. Спонтанные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Индуцированные мутации. Физические и химические мутагены. Модификационная изменчивость. Статистическая обработка результатов. | 4 | Коллективная, решение задач, практическая работа: -статистический анализ изменчивости коли-чественных признаков у растений. | Проблемно-исследовательский | Само-контроль, сверка с кодоскопом, составление сводных таблиц, составление отчета |
4. | Генетика попу-ляций. Популяция в системе вида. Генетическая структура популяций. Моделирование генетических процессов. Уравнений Харди-Вайнберга. Формы полиморфизма. Факторы генетической динамики популяции. Генетический дрейф. Генетическая изоля-ция. Генетический гомеостаз. | 2 | Коллективная, решение задач | Проблемно-исследовательский | Само-контроль, сверка с кодоскопом |
5. | Роль наследствен-ности и среды в формировании нормального и патологически изме-ненного фенотипа человека. Генная программа человека. Аутосомно-доминан-тные наследования. Аутосомно-рецессив-ные заболевания. Наследственные болезни человека. Методы изучения генетики человека. Медико-генетическое консультирование. | 2 | Коллективная, решение задач, доклады учащихся, Практическая работа: - изучение генетических аспектов пола у растений (ива козья). | Проблемно-исследовательский | Само-контроль, сверка с кодоскопом |
6. | Генетические основы селекции. Методы селекции. Явление гетерозиса. Особенности селекции животных, растений и микроорганизмов. | 2 | Коллективная, работа с компьютерными программами | Проблемно-исследовательский | Составление сводных таблиц, компьютерная презентация методов |
Литература:
- Сборник задач по общей генетике: Учеб. пособие / Под ред. М.М.Асланяна. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 144с.
- Максимов Г.В., Степанов В.И., Василенко В.Н. Сборник задач по генетике. Учебное пособие. – М.: Вузовская книга, 2001. – 136с.
- Ватти К.В., Тихомиров М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике: Пособие для студентов биол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 189с.
- Л.А.Рязанова Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
- Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике (с решениями): Для школьников, лицеистов и гимназистов. – М.: Центр РСПИ, 1991. – 88с.
- Л.А.Рязанова и др. Учителю о медико-генетическом консультировании: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. – 82с.
- Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"
Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...
Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"
Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии. Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на ба...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс
Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой,...
Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"
Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...
Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний
Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....