Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"
учебно-методический материал на тему
В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
07_opyt_nyach_oa.docx | 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
«Постинтернатное сопровождение выпускников школы – интерната»
Няч Ольга Андреевна,
воспитатель муниципального
казенного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат среднего общего образования»
с. Самбург Пуровского района
ИПМ-1
Актуальность темы
Состояние воспитанников школ-интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена, прежде всего, отсутствием поддержки близких людей, и обусловлено это тем, что родители ведут кочевой или полукочевой образ жизни и не знают, как и какую помощь оказать своему ребенку в плане дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях, в связи с неосведомленностью и неинформированностью самих родителей.
Выпускник национального интерната находится чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику интерната фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свой жизненный путь. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком стоят две насущные задачи:
1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Изученный материал позволил выдвинуть гипотезу: проживая и обучаясь в школе - интернате, учащиеся не замыкаются в одном пространстве, а приобщаются к благам цивилизации, становятся полноправными членами мирового сообщества. Все это дает возможность юным северянам быть востребованными.
Цель: организация сопровождения и поддержки выпускников школы – интерната для успешной адаптации к самостоятельной жизни.
Задачи:
- подготовка выпускников к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;
-формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
-овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
ИПМ-2
Теоретическая база опыта
Ненецкие школы с самого начала стали создаваться как школы – интернаты, где дети находились на полном государственном обеспечении. При кочевом образе жизни основной массы населения и низком еще уровне материальной обеспеченности это была единственная возможная форма обучения.
Самобытность жизненного уклада коренных малочисленных народов Севера, климатогеографические особенности территории проживания, отдаленность и труднодоступность – вот факторы, которые ставят жителей тундры в неравные условия с другими потребителями информации. Как приблизить информацию к такому специфическому потребителю? Как утолить информационный голод, который этот потребитель испытывает? В тундре нет дорог, а местность труднопроходима.
В настоящее время все дети кочевых ненцев с 1 класса обучаются в школах-интернатах и возвращаются домой только на короткий период школьных каникул. Ранний и длительный отрыв от семьи, от традиционного образа жизни и культуры порождает целый ряд проблем, обостряющих этносоциальный кризис народностей Севера.
Я проанализировала проблемы выпускников интерната, которые показали, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений. Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы.
Как следствие возник вопрос: каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников школы - интерната? Ответов в специальной литературе я нашла несколько.
1. Это неопределенность их социального статуса. Дети тундровиков в некотором смысле лишены общения с семьей, а после ухода из интерната они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению.
2. Здоровье воспитанников. Некоторые дети северян, оторванные от родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития. Отрыв от родителей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
3. Особенности психического развития. По мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников интернатов, особенно в подростковом возрасте, проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Это лишает детей северян важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека.
4. Формирование личности. Большое значение для формирования личности воспитанников школы - интерната имеют стремления, желания, надежды, то есть отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе приводит к тому, что подростки – воспитанники школы - интерната не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей.
5. Усвоение норм и ценностей. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.
Многие дети, воспитывающиеся и обучающиеся в школе - интернате, учатся на «3» и «4», бывает, что не успевают по некоторым предметам, например, математике, физике, химии, то есть по точным наукам. Настоящий интерес к учению проявляют лишь немногие воспитанники. По мнению их самих сосредоточиться на учебе мешают отрыв от родного дома и недостаток общения с родителями, нередко лень и просто нежелание учиться. Большинство выпускников школы - интерната не считают уровень образования решающим фактором в жизни, так как они знают, что если не получится учиться, то всегда можно вернуться к родителям в тундру.
- Уверенность в будущем. Доказано, что устремленность в будущее оказывает позитивное влияние на формирование личности растущего человека только тогда, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим.
Выпускники школ - интернатов, оставшись один на один (родители находятся в тундре) с жизненными проблемами, оказываются неспособными самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Жизнь детей в условиях государственного учреждения, когда ребенок находится на полном государственном обеспечении, приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Это проявляется в слабой адаптации выпускников интерната к самостоятельной жизни, неспособности получения профессионального образования, психологических трудностях в создании полноценной счастливой семьи.
ИПМ-3
Система работы воспитателя
Основные направления работы воспитателя:
-развитие новых моделей действий, а также форм и методов работы последующего попечения выпускников;
-повышение роли близких людей, других граждан, общественных организаций в области поддержки выпускников в начальный период самостоятельной жизни.
Формы и методы работы:
- разработка и апробация индивидуальных планов сопровождения выпускников;
- помощь в трудоустройстве выпускников;
- ежегодные встречи с успешными выпускниками (обмен опытом);
- помощь в оформлении документов (паспортов, медицинских полисов, ИНН и т.д.), социально-правовая защита выпускников.
Ожидаемый результат работы:
В процессе работы необходимо разработать систему постинтернатного сопровождения выпускников и апробировать её на базе школы - интерната. Тщательно распланировать сопровождение выпускников, помочь поступить выпускникам в профессиональные учебные заведения, организовать взаимодействие специалистов, участвующих в сопровождении выпускника.
На настоящий момент я разработала и реализовываю программу для выпускников по постинтернатной адаптации «Наше будущее».
Результатом работы программы является организация последующего попечения после выпуска из интерната. Веду мониторинг социализации жизнеустройства моих выпускников.
На базе интерната принимаю выпускников во время каникул, в выходные и праздничные дни и оказываю социальную и психологическую поддержку молодым людям в начале самостоятельной жизни.
Благодаря таким формам поддержки, наши выпускники получают шанс стать полноправными членами общества и достойными гражданами. Но в своей работе я не одинока. Многие воспитатели обеспокоены судьбой воспитанников, вышедших из стен школы-интерната.
Понимая всю сложность положения своих выпускников, администрация и педагогический коллектив школы - интерната стараются оказать им помощь и психологическую поддержку к выходу в самостоятельную жизнь. Одной из форм такой поддержки является снабжение воспитанников памятками для будущей жизни (перечень необходимых документов для поступления в ВУЗы, для устройства на работу, планирование бюджета и т.п.).
В настоящее время в учреждении разработаны и реализуются программы подготовки детей к самостоятельной жизни, направленные на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение навыками поведения в обществе и т.д. Особым видом работы является подготовка выпускников к получению профессии. С этой целью реализуются программы дополнительного образования с акцентом на национально-региональный компонент. Работает косторезная мастерская, театр мод, секция «Северное многоборье» и др. Однако подготовка к самостоятельной жизни выпускников не всегда подготовка к индивидуальной жизни, часто она не направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным ее характером за его пределами.
На мой взгляд, под уровнем готовности к самостоятельной жизни и деятельности выпускников интернатов необходимо понимать следующую их совокупность:
– социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
– трудовая готовность (профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности, сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве);
– морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
– физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности, отсутствие вредных привычек).
Проведя небольшое исследование, я пришла к выводу, что основными направлениями формирования готовности выпускников к самостоятельной жизни и деятельности являются развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания; профориентационная подготовка, представляющая собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении; формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.
Средством формирования у воспитанников школы - интерната способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.
Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни следующим образом: создаю развивающую среду; провожу коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе, социальную адаптацию; развиваю личность каждого ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; провожу мониторинг устроенности выпускников каждые полгода.
Да, не всем воспитанникам удается состояться в жизни как успешным личностям, далеко не все поступают в средние и высшие учебные заведения. Но уже то, что трое моих воспитанников (Хатанзеев А., Вокуев М., Вокуев Н.) – бригадиры показательных бригад – уже большая награда. Две выпускницы работают медицинскими сестрами в отделении центральной районной больницы с. Самбург (Сегой Л., Хатанзеева Г.). В данный момент 7 обучаются в средних специальных заведениях.
Таким образом, я могу утверждать, что мои выпускники способны к принятию самостоятельных решений, овладели структурой деятельности для реализации принятого решения и у них развито чувство ответственности за свои действия.
Данные показатели достигнуты мной при осуществлении ряда условий:
- комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности;
- создание в группе и интернате условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность;
- создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей;
- развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
ИПМ – 4
Результативность
Я горжусь своими выпускниками. Да и есть чем. Мониторинг отслеживания постинтернатной адаптации учащихся показал следующее:
- трое учащихся – бригадиры показательных бригад (получили основное среднее образование);
- две ученицы закончили медицинское училище, в данный момент работают по специальности;
- шесть юношей в данный момент получают специальность ветеринаров (получают среднее специальное образование);
- одна учащаяся стала профессиональным архивариусом и сейчас востребована как специалист в селе;
- трое учеников – дипломированные социальные педагоги, работают не по специальности;
- двое учащихся закончили средние специальные заведения по специальности «тренер-преподаватель».
Всего выпускников у меня было за 14 лет работы – 21. Следовательно, 80% выпускников социально адаптированы: получили образование и сейчас работают в родном селе на благо родины. Но, к сожалению, 20% не получили специального образования, не вернулись в тундру к родителям для ведения кочевого образа жизни и продолжения родовой династии рыбаков или оленеводов. На данный момент живут случайными заработками. Но с ними я веду работу до сих пор: беседую, пытаюсь увлечь какими-то традиционными народными занятиями, настаиваю на дальнейшем продолжении обучения.
Немаловажно и то, что 19 ребят и девушек завели семьи, воспитывают детей. То есть 90% - семьянины. Согласитесь, это тоже важный показатель адаптации выпускников к взрослой жизни. Этому способствовало, в том числе, занятость воспитанников в секциях и кружках по интересам на протяжении всего периода обучения:
- МКОУ «ШИСОО» с. Самбург - волейбол (14%), театр мод «Мелко» -8%, косторезная мастерская «Снежинка» - 12%, футбол – 36%, робототехника – 6%;
- ДЮСШ - национальные виды спорта – 64%, греко-римская борьба – 12%;
- МЦ «Север» - компьютерные игры - 14%, бильярд – 10%.
- ДК «Полярная звезда» - вокальный – 2%, танцевальный – 42%, театр «Маски» - 8%.
Заключение
Выпускники нашей школы - интерната, вступая во взрослую жизнь, испытывают значительные трудности, связанные с нехваткой опыта решения житейских проблем, которые дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители. Родители наших воспитанников, в связи с образом жизни, не могут полноценно дать ребенку те знания, которые ему необходимы в будущей жизни. В связи с этим у детей возникает большое количество проблем на этапе жизненного и профессионального самоопределения.
Таким образом, я стараюсь помочь своим подопечным сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести: автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение. От того, как будет подготовлен к взрослой жизни выпускник интерната, зависит его успех в будущей жизни.
Критерии успеха выпускников:
- развитие чувства психологической защищенности и комфорта,
- осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения,
- позитивные изменения в развитии личности (включение в социально –полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности),
- самостоятельное принятие решения и ответственность за него,
- активность, целеустремленность, работоспособность,
- саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах,
- профессиональное самоопределение,
- умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях,
- благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы.
Дети тундровиков, проживая и обучаясь в интернате, не замыкаются в себе, а приобщаются к благам цивилизации, они подготовлены к обучению в ВУЗах, ССУЗах. Все это дает возможность юным северянам быть востребованными.
Считаю, что я добилась успеха в реализации задач постинтернатного сопровождения, так как сама вышла из этой среды, сама прошла проблемы адаптации к самостоятельной жизни. Думаю, что владею внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией. Поэтому моя помощь необходима моим воспитанникам и выпускникам. И пусть их родители не могут им многое дать в плане обучения, воспитания и социализации. Я помогу им в этом. Знаю, мои воспитанники станут достойными членами цивилизованного общества, адаптированными к часто меняющимся условиям современной жизни.
Использованная литература:
- Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений [Текст]: учеб. пособ./И. А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с.
- Маняпова Е.В. Основы профессионального самоопределения личности. Учебно – методическое пособие. – Тобольск, 2001, - 268 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л.Б., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст]: метод. пособ./– Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 108 с.
- Семенака С.И. Социально–психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно–развивающие занятия. – 6–е изд., испр. и доп. – М.; АРКТИ, 2014. – 72 с.(Развитие и воспитание).
- Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995. – 336 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
программа по постинтернатному сопровождению выпускников.
Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"
В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...
Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД
Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...
Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома
Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...