Программа дополнительного образования «Экологическое движение»
проект (9 класс)

Татьяна Дмитриевна Фетисова

       Цель программы: воспитание бережного отношения к природе и выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды через исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи:

1. Ученики среднего звена в рамках курса проектной деятельности знакомят учеников начальных классов с лучшими экологическими проектами нашей школы.

2. Обзор экологических проблемам нашего Причулымья и степени их исследования.

3. Участие в экологических исследованиях проводимых учащимися среднего звена.

4. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, через  практическое действие, опыты и эксперименты.

5. Формирование экологической культуры:воспитание индивидуальной ответственности за действия в природной среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskoe_dvizhenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования
«Экологическое движение»

Пояснительная записка

Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.[2]. Воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды; В течении последних  лет учащиеся нашей школы под моим руководством в рамках модернизации образования обучающихся Томской области активно участвуют в проведении экспериментов, исследований, проектной деятельности и разработок по экологическому  направлению. Лучшие работы напечатаны в сборниках региональной научно-практической конференции обучающихся «Экологические проблемы нашего Причулымья». Многие работы наших учеников являются победителями межрегионального конкурса программ и методических разработок по профилактике, формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ у детей и молодежи. Два года наша проектная группа принимала участие в межрегиональном фестивале по экологическому образованию и воспитанию молодежи «Я живу на красивой Планете».

Для качественного обновления экологического образования, для внедрения исследовательской деятельности, проектного метода, опираясь на свой опыт, знания и умения разработана программа «Экологическое движение» для начальных классов. Реализована она будет с помощью проектной группы учащихся среднего звена, которые уже занимались по этой программе в начальных классах и теперь сами являются активными участниками экологического проектирования в нашей школе и районе.

       Цель программы: воспитание бережного отношения к природе и выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды через исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи:

1. Ученики среднего звена в рамках курса проектной деятельности знакомят учеников начальных классов с лучшими экологическими проектами нашей школы.

2. Обзор экологических проблемам нашего Причулымья и степени их исследования.

3. Участие в экологических исследованиях проводимых учащимися среднего звена.

4. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, через  практическое действие, опыты и эксперименты.

5. Формирование экологической культуры:воспитание индивидуальной ответственности за действия в природной среде.

Общая характеристика курса.

Начальное общее образование : 1- 4 классы.

Тип ресурса: учебная программа

 Краткое описание ресурса:

Программа дополнительного образования «Экологическое движение» ориентирована на младших школьников – учащихся 1-4 классов и рассчитана на 8 часов обучения. В каждом занятии содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.  Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Место учебного курса в учебном плане

Внеурочная деятельность – это  форма  творческого  целенаправленного  взаимодействия  ученика,  учителя  и  других  субъектов воспитательного  процесса  по  созданию  условий  для  освоения  обучающимися  социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.  Внеурочная  деятельность  способна  решать  общие  задачи  с  урочной  деятельностью  не  только  в  таких «Обществознание и естествознание».   При  освоении  обучающимися  основ естественнонаучных дисциплин  во внеурочной деятельности сделан акцент на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающей среды и здоровье обучающихся.

Согласно  требованиям  Стандарта,  для  ее  организации  используются  различные  формы: экскурсии,  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьные  научные общества,  олимпиады,  конкурсы,  соревнования,  поисковые  и  научные  исследования, общественно  полезные  практики.

  Программа курса «Экологическое движение» запланирована учителями школы в планах воспитательной работы на 2020-2021у.г. через классные часы, экологические акции, мероприятий по привитию навыков ведения здорового и безопасного образа жизни. Внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся и развитие их творческого потенциала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

       Экология как комплексная универсальная наука позволяет активно формировать УУД всех типов. Она тесно связана с многими  науками, имеет четко выраженную практическую направленность, высокую значимость в современном мире. Формирования УУД через экологическое воспитание во внеурочной деятельности в начальных классах должны обеспечить результаты, которые мы при этом получим:

        Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.[1]

       Успех развития данной категории учебных действий зависит от содержания учебного материала. При изучении тем, связанных с экологией, мы затрагиваем аспекты морали и этики того или иного события. Например, при знакомстве с проектом «Дикоросы Причулымья» учащиеся сталкиваются с положительными и отрицательными аспектами влияния заготовки дикоросов  на природу, на жизнь людей, моральными и этическими проблемами заготовки дикоросов. При рассмотрении этой темы  затрагиваются вопросы этического характера, на суд ребят выносятся такие вопросы, как уничтожение лесов, уменьшение площадей ягодников и грибниц.

           Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, контроль, самооценка.[1]

        Наиболее полно регулятивные  учебные действия развиваются во внеурочной проектной деятельности по экологии . В каждой  теме  есть и целеполагание, и планирование и прогнозирование, и саморегуляция и контроль и самооценка.

      Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем и др. Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.[1]

      Межпредметный характер экологии предоставляет богатый материал для разработки проблемных вопросов и ситуаций. Для их решения учащимся требуется составить гипотезу, предложить план действий по ее проверке, сделать выводы и защитить их. Конечно, все эти действия поначалу осуществляются под руководством учителя  и с нашей помощью, в ходе умственных экспериментов. Полученные навыки закрепляем в ходе выполнения практических  работ. Например, изготовление «живого хлеба» или изготовление «травяной подушки»

      Коммуникативных универсальные учебные действия: взаимодействие с учителем и учениками - согласование целей, планов, функций участников, способов взаимодействия; монолог, диалог, полилог; разрешение конфликтов и противоречий; контроль, диагностика и коррекция своих действий и др. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог.[1]

         Коммуникативные УУД развиваем в процессе групповой деятельности. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. Конечно, им необходимо показать и объяснить, как распределять роли и обязанности, работая в группе, как можно прийти к единому решению, помочь детям разрешить учебные конфликты.

       Например в 2013 -2014 учебном году  учащимися  6 класса была выбрана  для проекта тема «Велокружок «Горячие колеса». Согласно выбранной теме учащиеся определили цель, задачи, поставили гипотезу, составили план исследовательской и экспериментальной деятельности. В рамках данного проекта ученики подготовили и провели внеклассное мероприятие для младших школьников.

Созание велокружка послужило стимулом к развитию всех вышеперечисленных категорий УУД. Личностные УУД развивались при оценке социальной значимости различных экологических и здоровьезберегающих  технологий.

Регулятивные УУД развивались при планировании проекта, экспериментальной деятельности, анализе результатов, обосновании выводов. При подготовке внеклассного мероприятия  ученики сами выступают в роли преподователей, а значит, не обошлось без целеполагания, прогнозирования ситуаций, рефлексии.

 Познавательные УУД развивались в ходе экспериментальной деятельности, во время велопробежек, велоэкскурсий, при проведении флеш моба на велосипедах. Дети очертили проблему, ставили гипотезу, составляли план ее подтверждения и применяли методы сбора данных и их анализа. Вся информация для эксперимента и внеклассного мероприятия была ими собрана в процессе самостоятельного поиска. Они нашли правила дорожного движения для велосипедистов, дорожные знаки для велосипедистов

Коммуникативные УУД. Поскольку работа носила групповой характер, учащимся пришлось взаимодействовать друг с другом, разделить роли. Одни занимались поиском и обработкой  теоретической информации, другие разрабатывали маршруты безопасного движения, а третьи были активными участниками всех велопробежек и занимались вовлечением учащихся начальной школы в этот проект. Развить навыки эффективной совместной работы. Вовлечения обучающихся в велокружок способствовало развитию ориентации на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество. Для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе детям пришлось освоить ряд приемов ораторского искусства и правил культуры речи: грамотно строить фразы, правильно произносить слова, исключить жаргон, режущие слух обороты и лишние слова. Ребята рассказывали  просто и ясно с учетом того, что учащиеся начальной школы должны понять  цель создания велокружка и стать грамотными участниками дорожного движения на велосипедах. Основными формами и методами обучения являются: презентация темы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Содержание курса.

Тематическое планирование.

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

1

Велокружок «Горячие колеса»

Усвоение основ ЗОЖ

Сформировать представление о кружковой деятельности.

Знакомство с проектом «Эковелокружок»

Изучение правил езды на велосипеде,

велоэкскурсия

тестирование

сентябрь

2

Дикоросы Причулымья

Усвоение социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;

Знакомство с проектом

«Дикоросы Причулымья»

Изучение правил рационального использования возобновляемых природных ресурсов.

опрос

октябрь

3

Фиточаи Причулымья

Усвоение коллективного опыта применения УУД, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта;

Знакомство с проектом Фиточаи Причулымья, изучение проблемы профилактики заболеваний,

Исследование использование фиточая в поселке для профилактики и обработка результатов

Мониторинг профилактики заболеваний по школе

ноябрь

4

Экономическая

грамотность

Усвоение первичных экологических представлений

Знакомство с проектом Экономическая

грамотность

Изучение правил рационального использования возобновляемых природных ресурсов.

Создание бизнес-плана предприятия малого бизнеса

декабрь

5

Живой хлеб

Применение на практике основ ЗОЖ

Знакомство с проектом Живой хлеб изучение проблемы профилактики заболеваний

Социалогический опрос

январь

6

Вторая жизнь материалам

Усвоение социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;

Знакомство с проектом «Вторая жизнь материалам»

Изготовление поделок из различных использованных материалов, дисков, пакетов.

проект

февраль

7

Травяные подушки

Получение личного  опыта  эмоционально-ценостных  сопереживаний  природным  объектам,

мотивирующих  на  действия  в  интересах  безопасности  жизни,  здоровья  человека  и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста

Знакомство с проектом «Травяные подушки»

Изучение полезных свойств трав Причулымья, изготовление травяного кисета.

проект

март

8

Защита поселка от лесного пожара

 Усвоение социальных норм экологически безопасного поведения

Знакомство с проектом «Защита поселка от лесного пожара», изготовление бюллетеней для села.

Мониторинг

апрель

Учебно-методическое и материально-техническое

 обеспечение образовательной деятельности.



Основными формами и методами обучения являются: презентация темы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Планируемые результаты Программы  

Усвоение обучающимися:

•  первичных экологических представлений;

•  социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;

•  социальных норм экологически безопасного поведения;

•  личного  опыта  эмоционально-ценостных  сопереживаний  природным  объектам,

мотивирующих  на  действия  в  интересах  безопасности  жизни,  здоровья  человека  и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста ;

•  коллективного опыта применения УУД, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта;

•  самостоятельных действий по отношению к себе и своему образу жизни.

Обучающиеся должны научиться:

  описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем

мире;

  называть  экологические  проблемы  в  жизни  природы  и  человека,  опасности  для окружающей среды и здоровья человека, правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, правила организации учебного труда;

  объяснять  смысл  закона  экологии  «Все  связано  со  всем»,  связи  природного

благополучия со здоровьем человека, правила сохранения зрения, слуха, обоняния,

роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и

успешности  учебного  труда,  опасность  для  здоровья  и  учебы  снижения

двигательной  активности,  курения,  алкоголя,  наркотиков,  инфекционных

заболеваний;

  приводить  примеры  связей  здоровья  человека  и  природного  благополучия,

природного благополучия и поведения человека;

  основам здоровьесберегающей учебной культуры;

  здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  противостоянию вредным привычкам;

  необходимости экономии в быту, предвидению последствий своего поведения для

природы и человека;

  формулировать  своими  словами,  что  такое  «экологическая  культура»,

«биологическое  разнообразие»,  «экология»,  «здоровый  образ  жизни»,

«безопасность»;

  разыгрывать  с  участием  взрослых  экологические  проблемные  ситуации;

планировать и организовывать экологически направленную деятельность в

  окружающей среде по образцу (инструкции);

  планировать  безопасное  поведение  в  экстремальных  (чрезвычайных)  ситуациях, типичных для места проживания;

  рефлексировать  результаты  своих  действий  для  здоровья  человека,  состояния

окружающей среды;

  делать выводы о причинах экологических проблем;

  рассуждать  о  взаимосвязях  здоровья  человека  и  здоровья  природы,  об

индивидуальных  особенностях  здоровьесберегающего  поведения  в  ситуациях

учебы, общения, повседневной жизни;

  высказывать  свое  отношение  к  проблемам  в  области  экологии,  здоровья  и

безопасности;

  организовывать  здоровьесберегающие  условия  учебы  и  общения,  выбирать

адекватные  средства  и  приемы  выполнения  заданий  с  учетом  индивидуальных

особенностей;

  самостоятельно  выполнять  домашние  задания  с  использованием  индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

       Результаты  реализации  программы  формирования  экологической  культуры,

здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего

образования оцениваются в образовательном учреждении:

  с помощью методики и инструментария, предусмотренных рабочими программами

по отдельным учебным предметам;

  путем педагогического наблюдения в специально моделируемых ситуациях;

   в форме мониторинговых исследований;

  с помощью психологического инструментария - методик, опросникиов тестов.

Библиографический список:

  1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство Иоч, 2012. (Серия «Новые стандарты») 63 с.
  2. http://agroecoinfo.narod.ru/html/russian/Obras/f2_1.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение, ритм красота" - программа дополнительного образования детей.

Данная образовательная  программа должна помочь  детям сформировать красивую осанку и походку,  усовершенствовать свои внешние данные, разобраться в направлениях моды, привить...

Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"

Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Программа дополнительного образования экологической направленности по английскому языку.

В программе раскрыты новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты, формы подведения итогов. Подобраны темы уроков для начальной школы, среднего и старешг...

Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"

Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.

Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...