Программа дополнительного образования. Экологическое объединение "Человек. Земля. Вселенная"
учебно-методический материал по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю). Программа предусматривает возможность проведения занятий по схеме «Интенсив».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое объединение "Человек.Земля. Вселенная" | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа №6
городского округа Павловский Посад
Московской области
___г.о. Павловский Посад ул. Каляева д.2 тел. 8(49643)5-22-98 тел. 8(49643)5-22-89___
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Карташева Ольга Олеговна,
учитель начальных классов
г.о.Павловский Посад
2019 год
Пояснительная записка
Программа «Человек. Земля. Вселенная» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для обучающихся 3-11 классов и рассчитана на два года (144 часа – 2 часа в неделю). Программа предусматривает возможность проведения занятий по схеме «Интенсив».
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Деятельность в экологическом объединении подразумевает не только нахождение «в стенах» школы, но и активную творческую занятость в социуме и за ее пределами. Обучающиеся экологического объединения «Человек. Земля. Вселенная» становятся участниками различных конкурсов городских экологических программ, экологических инициатив.
Программа объединяет все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.
Программа «Человек. Земля. Вселенная» предполагает формирование у обучающихся способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Цели программы:
Обеспечение усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.
Задачи:
- Довести до обучающихся научно-обоснованную информацию о влиянии повседневных бытовых практик на окружающую среду.
- Повысить осведомленность обучающихся о «зеленых» бытовых практиках, направленных на экономию природных ресурсов.
- Привести примеры успешных природоохранных проектов, направленных на сохранение редких видов животных России.
- Рассказать о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении уникального биологического разнообразия России.
- Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Концептуальной основой программы являются идеи:
- преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
- гуманизации образования;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;
- формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Содержание программы "Человек. Земля. Вселенная" отличается развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:
- по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, подкормка птиц зимой, создание плакатов с призывом «Не жгите траву , не жгите!» и т.д.);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" патруле, рейдах в природу и т.д.);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с одноклассниками, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 9-17 лет.
Сроки реализации программы: 2 года
Форма и режим занятий:
Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю с продолжительностью 40 мин каждое.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся позитивного и ценностного отношения к к природе.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- Обучающиеся научатся понимать:
- значение растений и животных для человека;
- сезонные изменения в природе;
- условия необходимые для развития растений;
- простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
- Получат возможность научиться:
- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- выращивать растения в группе;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
- уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
- подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Содержание программы
Программа содержит 2 блока: экологическое образование в начальных классах и экологическое образование в средних и старших классах.
Экологическое образование в начальных классах
Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
На данном этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание.
Большой значение в формировании экологической культуры обучающихся уделяется следующим формам работы:
- экскурсии (очные и заочные), направленные на ознакомление с ближайшим окружением, трудом людей, с тем как человек взаимодействует с природой;
- организации опытов, экспериментов и наблюдений;
- тематические выставки поделок, рисунки на тему природы и бережного отношения к ней;
- участие в региональных и российских конкурсах по экологии;
- акции «Покорми птиц» и др.;
- совместная проектно-исследовательская работа с региональным отделением Всемирного фонда природы регионального отделения «Российский Кавказ».
Обучающиеся начальных классов входят в состав школьного экологического объединения как самостоятельная группа.
Экологическое образование в среднем и старшем звене
На данном этапе продолжается изучение основ экологии, применение своих знаний на практике, участие в исследовательских проектах, экспериментах и тд.
Основной упор идет на закрепление основ экологии, на изучение региональных экологических проблем и путей их решения. Больше времени уделяется групповой и индивидуальной проектной деятельности.
Обучающиеся старших классов курируют исследовательские проекты начальной школы, экологические акции, кампании, практики, внеклассные мероприятия.
Примерный план работы экологического объединения
«Человек. Земля. Вселенная»
Сроки реализации | Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Сентябрь, 2017г. | Всемирная акция «Очистим планету от мусора» | Ученики получили информацию об опасных бытовых отходах и способах их утилизации |
Первая неделя октября, 2017г. | Всемирный день наблюдения птиц | В ходе орнитологической экскурсии ученики познакомились с орнитофауной своего города |
Первая неделя октября, 2017г. | Международный день защиты животных | Обучающиеся узнали о Программе восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе на открытом уроке с экспертом Всемирного фонда природы |
Третья декада ноября, 2017г. | День образования Всероссийского общества охраны природы | Школьники познакомились с ролью общественных организаций в сохранении природы России |
Вторая декада января, 2018г. | День заповедников и национальных парков | Ученики познакомились с историей заповедного дела России |
Начало февраля, 2018г. | Всемирный день водно-болотных угодий | Школьники проинформированы о значимости водно-болотных угодий, их экосистемных услугах и необходимости сохранения |
Третья декада марта, 2018г. | Международный день леса | Обучающиеся узнали историю лесов Подмосковья |
Март-апрель, 2018г. | Международный день птиц | Проведен конкурс скворечников среди обучающихся школы |
Третья декада апреля, 2018г. | Международный день Земли | Детям рассказаны способы снижения экологического следа, доступные в быту |
Май, 2018г. | Лекция на тему «Заповедники в годы Великой Отечественной войны» | Школьники узнали о деятельности заповедников в годы Великой отечественной войны |
Май, 2018г. | Лекция на тему «Освоение Арктики» | Обучающиеся узнали об истории освоения Арктики и защите ее экосистем |
Январь, 2019г. | Всемирный день заповедников | Посещение школьниками зообазы «Мечта» |
Февраль, 2019г. | Месячник отказа от одноразовой посуды | Школьники проинформированы о вреде пластиковой одноразовой посуды, показан видеофильм |
Март, 2019г. | Участие в акции «День Земли» | Лекция о традициях Дня Земли, участие школы в нем |
Март, 2019г. | Час Земли | Участие школы в акции «Час Земли» |
Апрель, 2019г. | Международный день птиц | Просмотр видеофильма о Международном дне птиц, выставка рисунков школьников на данную тему |
Апрель, 2019г. | Акция «Батарейки, сдавайтесь!» | Сдача использованных батареек |
Апрель, 2019г. | Лекторий, посвященный Дню экологических знаний | Лекция, посвященная Дню экологических знаний |
Май, 2019г. | Весенняя декада наблюдений птиц | Экскурсия шкодников на природу с целью наблюдения за птицами региона, запись голосов птиц |
Методическое обеспечение
Школа оснащена современным оборудованием и имеет хорошее научно-методическое обеспечение:
- учебное и лабораторное оборудование кабинетов (физики и химии);
- интерактивные доски;
- безлимитный доступ в Интернет;
- Wi-Fi на территории школы;
- принтеры;
- учебно-методические разработки и рекомендации регионального отделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда охраны дикой природы.
Список литературы, используемый педагогом
- Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. - М.,2006.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М., 2004.
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
- Двораковский М.С. Экология растений. - М.,2003.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
- Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.
- Попова Т.А.Экология в школе. Мониторинг природной среды. -М.,2005
- Энциклопедия для детей. Биология. - М,, 1994.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. -М.,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Эволюция живого мира на Земле"
Дополнительное образование...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая»
Программа дополнительного образования «Вселенная: далекая и близкая» Целью программы является:формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе; формир...
Программа дополнительного образования экологической направленности по английскому языку.
В программе раскрыты новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты, формы подведения итогов. Подобраны темы уроков для начальной школы, среднего и старешг...
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...
Программа дополнительного образования «Экологическое движение»
Цель программы: воспитание бережного отношения к природе и выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических про...