Средства альтернативной коммуникации
статья

Есипова Светлана Владимировна
 

Одна из важнейших необходимостей человека с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью есть дети и взрослые, которые в силу различных причин (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра (РАС), ДЦП, посттравматическое состояние и др.) оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Однако это не значит, что они не имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для реализации этой потребности используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.

Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.

Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, учитывающие особенности его развития и состояние устной речи, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные, моторные возможности ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системой коммуникации.

Надо научить ребенка, с одной стороны, использовать коммуникацию, начиная с самых ранних этапов развития, с другой – предоставить эффективный способ соглашаться или отказываться, выражать желания и потребности, задавать вопросы и комментировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.v._esipova.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Средства альтернативной коммуникации

АВТОР: Есипова Светлана Владимировна

Одна из важнейших необходимостей человека с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью есть дети и взрослые, которые в силу различных причин (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра (РАС), ДЦП, посттравматическое состояние и др.) оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Однако это не значит, что они не имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для реализации этой потребности используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.

Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.

Чтобы выбрать средства коммуникации, наиболее подходящие для конкретного ребенка, учитывающие особенности его развития и состояние устной речи, необходимо выявить и оценить коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные, моторные возможности ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системой коммуникации.

Надо научить ребенка, с одной стороны, использовать коммуникацию, начиная с самых ранних этапов развития, с другой – предоставить эффективный способ соглашаться или отказываться, выражать желания и потребности, задавать вопросы и комментировать.

Для этого необходимо не только учить ребенка коммуникативным, языковым и речевым навыкам, но и вводить дополнительную (аугментативную), а в некоторых случаях и альтернативную коммуникацию.

Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Коммуникация возможна в различных формах: при помощи картинок, жестов, написанных слов, высокотехнологичных устройств и т. д.

Альтернативная коммуникация – общение лицом к лицу с собеседником без использования речи. Ребенок использует данные средства без речи, он не комментирует.

Цель использования альтернативной коммуникации:

  • построение функционирующей системы коммуникации;
  • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
  • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

1. Коммуникация с помощью жестов. Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.

Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая показ соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.

2. Коммуникация с помощью символов. Символы классифицируются на:
графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы
коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки);
орфографическое письмо; предметные символы (словесные кубики Примака).

3. Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS – это одно из средств альтернативных средств коммуникации. PECS (PECS – Picture Exchange Communication System) – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать.

4. Коммуникативные или лингвистические доски. Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам (портативные, стационарные). Метод предложен для работы с детьми с ДЦП. Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами. На следующем этапе работы к картинкам добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

5. Пиктограммы. Используются черно-белые изображения, заменяющие слова.

- изображения прикрепляются к соответствующим объектам;

- педагог в ситуативно-деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка;

- существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм) Pictogram ideogram communication system – PIC (400 символов) Picsyms (1800 символов) SPS – рисованные коммуникативные символы Touch Talk – «трогать и говорить» широкое распространение получили пиктограммы, используемые финским логопедом Тула Пули. Большинство систем рекомендуется с 5-летнего возраста. Комплекс включает 340 изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена прилагательные, приказы, просьбы, выражения чувств, вопросы и т.д.;

- карточки на магнитной основе из картона черно-белого цвета, размер карточки – 6х5 см, коммуникативное полотно – 40х37см.

6. Метод обучения коммуникации «МАКАТОН». Языковая программа «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей с трудностями общения за счёт использования ЖЕСТОВ и СИМВОЛОВ совместно с РЕЧЬЮ.

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Макатон – очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого и применяться на подходящем для него уровне. Макатон – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным. Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые. Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые понятия.

7. Коммуникация с помощью коммуникативных вспомогательных устройств (технических средств коммуникации):

Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

Электронные устройства для альтернативной коммуникации:

- записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы ("Step by step", "CoTalk", "Big Mac", "Talk Block" и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

- информационно-програмное обеспечение, компьютерные программы для создания пиктограмм ("Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"), компьютерные программы для общения ("Общение" и др.), обучающие программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Следовательно, выбор системы коммуникации должен строиться на ситуации человека в целом. Большинству людей, нуждающихся в средствах альтернативной коммуникации, также требуются и другие виды помощи.

Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, обучение, помощь и т.д. Взрослые, окружающие детей и подростков, осваивающих поддерживающую коммуникацию должны помнить о том, что:

  • детям нужно как можно больше поводов для общения;
  • о важности личного примера пользования средствами альтернативной коммуникации, т.е. взрослые должны прибегать к помощи коммуникативной книги с карточками  PECS, жестов, коммуникаторов;
  • необходимо поощрять детей за малейшие проявления намеренной коммуникации;
  • обучение поддерживающей коммуникации не должно быть изолировано от других видов повседневной деятельности. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Данная статья поможет разобраться в вопросе о средствах альтернативной коммуникации у  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.

В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия  детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы  по развитию тактильного волсприя...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”

Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...

«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению так...

Опыт работы по подбору средств альтернативной коммуникации детям с отклонениями в умственном развитии

Коммуникация Альтернативная коммуникация Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен ин...