«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
статья
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР
воспитатель: Белых А.Г.
Санкт-Петербург
2018 -2019 уч. г.
«Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
Занятия по предметно-практической деятельности занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы с «особыми детьми». Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи, как обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта, так и коррекционно-развивающие. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия.
Познание окружающего мира ребенком начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления.
Содержание, организация и методика проведения занятий по предметно-практической деятельности с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой данного предмета – это практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие детям чувственное (сенсорное) познание действительности, с другой – природой и характером нарушений в развитии ребенка. У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью.
Для детей нашей группы с особенностями в развитии характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивных действий, неполное фрагментарное восприятие окружающего мира. Дети не умеют самостоятельно организовать игровую деятельность. Они не умеют или затрудняются лепить куличики, набирать песок в совок, пересыпать песок …
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
- скованностью движений и замедленным их темпом;
- неловкостью, угловатостью;
- отсутствием гибкости и плавности;
- недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
- отсутствием направленности на результат;
- нарушением координации движений.
Игры с песком – это одна из форм естественной деятельности в природной среде и одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с песком полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Песок развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
Использование игр с песком для детей с ТМНР способствует:
- развитию тактильной чувствительности;
- развитию мелкой моторики рук;
- развивает координацию движений;
- развивает зрительно-моторную координацию;
- развивает умение концентрировать внимание;
- способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
- стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
Очень важно соблюдать требования к организации работы:
- Длительность.
- Учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности.
- Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
- Многократное повторение.
- Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
- Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
- Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).
- Ребёнку предлагается показ, совместные действия, инструкция.
- Обязательно поощряйте детей.
В своей работе я использую песок кинетический и простой (речной) песок. Занятия с детьми я провожу подгруппой и индивидуально, в основном в форме «рука в руку». Каждое занятие, я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая стишок, дети пытаются воспроизводить соответствующие движения. При повторении стишка дети побуждаются к «договариванию» слов, сопровождая движениями пальцев рук. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, т.к. дают ребенку возможность прочувствовать свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово-палец» наилучшим образом способствует развитию мелкой моторики. Эти упражнения позволяют сразу включаться в практическую деятельность в песочнице.
В основной части занятия, выполняются предложенные игры и упражнения. Педагог объясняет детям и показывает, как можно играть с песком, какие предметы и орудия могут быть использованы в играх. На этапе ознакомления со свойствами песка педагог показывает, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами. Ребенку игра в песок доставляет удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Взаимодействуя с песком, дети получает информацию о свойствах песка. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
На начальном этапе обучения большое внимание уделяется практическим действиям с песком. Дети пересыпают песок совком, ложкой их одной емкости в другую, оставляют на песке следы от ладошек. Этим действиям придается особое значение в процессе обучения, поскольку они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на формирование тактильного опыта. Развитие игровой деятельности детей с ТМНР осуществляется с помощью различных методов: практических, наглядных, словесных.
Предлагаются детям игры, направленные на развитие тактильно - кинетической чувствительности и мелкой моторики:
−поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
−«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
−создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
- «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
−«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. В рамках игровой ситуации раздаточный материал, может располагаться, как на песке, быть закопанным, тем самым, побуждая ребёнка на поиск, (раскапывать, закапывать, располагать на поверхности согласно заданию педагога). Подобные игровые упражнения помогают выполнять задание и ориентироваться в игровом поле. Ребёнок приобретает большую уверенность в своих силах, действиях. Играя с песком, дети с помощью производят различные действия, манипулируя игрушками на основе тактильного и слухового восприятия информации. У них формируется способность понимать инструкции и выполнять простые поручения («положи», «дай», «подними»).
На занятиях с песком я использую методы альтернативной коммуникации. Наши дети имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для всех детей характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Они не все могут использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Анализируя коммуникативные проявления воспитанников на начальном этапе работы с ними, отмечается, что дети способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:
-привлекают внимание к себе взглядом, криком;
-улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.
На занятии с песком обучаю детей задерживать взгляд на лице взрослого. Обучаю устанавливать зрительный контакт: фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально). Учу улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать. Обучаю присматриваться к движущимся губам говорящего человека. Учу провожать взглядом движущийся объект, следить за деятельностью окружающих; смотреть на предмет (белка, совок, орешки, песок). В ответ на вопрос «Где?» искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах, подражать действиям взрослого (набираю в руку песок), выполнять действия с предметами (берём песок рукой, насыпаем в ведро, водим ладонью по песку, берём совок), понимать инструкцию дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест, реагировать на свое имя.
Специально разработанные игры и упражнения предусматривают возможность возникновения тактильного контакта и эмоционального отклика со стороны воспитанника. Процесс формирования коммуникативных навыков предполагает многократное повторение, эмоциональное включение педагога, совместные действия, если этого требует игровая ситуация. Во время игр и упражнений закладывается база для дальнейшего формирования коммуникативных навыков позитивной коммуникации.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладеть более сложным материалом, как игровым, так и учебным. Особое значение в зтом процессе приобретает соответствующая предметно-развивающая среда.
Литература:
- Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
- Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., №6, стр. 75-79.
- Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, СПб., НОУ «СОЮЗ» 2005г.
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников»- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340
Ложе совка, ковш, углубление.Желобок
Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.
Игры с мелкими предметами.
«Бусы»
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
« Вкладыши-мисочки»
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
Крупы
В миску насыпать любую крупу и дать её ребенку. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
« Баночки с крупами»
Насыпать в баночки разные крупы и дать ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопать какой-нибудь маленький предмет в крупу и дать ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
«Завинчивание крышек»
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков.
Лепка.
Лепка из и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук.
Рисование.
Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от выбранного способа рисования придется научиться различной степени нажима. Ведь что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот рисование карандашом требует большей отдачи. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги
Аппликация так же поможет углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук.. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое.
Мозаика.
Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке.
Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила. Вос-ль загибает пальчики:
Этому дала, мизинец,
Этому дала, безымянный,
Этому дала, средний,
Этому дала, указательный,
Этому дала. большой.
Массаж кистей и пальцев рук. Действия выполняются по тексту:
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений уделяю большое внимание этим играм.
Игры с природным материалом (вода, песок) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, много внимания уделяю играм с водой и с песком, т.к. они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира», не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природным миром зародились первые игры.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.
Игры с водой и песком для детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Предлагаю примеры разнообразных игр. Эти игры в привлекательной и доступной форме позволяют решать широкий круг коррекционно- развивающих задач: обогащать и уточнять представления об объектах и явлениях окружающего мира, расширять опыт деятельности, развивать познавательные процессы и функции (восприятие, наглядно – действенное мышление, память, внимание), двигательную и эмоциональную сферу, а также формировать взаимодействие с взрослым и сверстниками
Игры с водой.
«Теплый — холодный»
Цель: развитие дифференцирующих возможностей тактильного анализатора, умения тактильно определять температуру воды.
Оборудование: две миски с теплой и холодной водой.
Ход игры: Перед ребенком находятся две миски с холодной и теплой водой. Взрослый вместе с ребенком попеременно опускает кисти рук то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя возникающие ощущения.
Инструкция: «Посмотри, что в этих мисочках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода! Потрогай сам. Опусти ладошку в воду. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут! Опусти ладошку в эту воду. Здесь вода тёплая , ручкам хорошо в воде.».
«Посади игрушки в лодки (цвет, величина)»
Цель: закрепление представлений о величине (форме, цвете), развитие мелкой моторики.
Оборудование: ванночка с водой, две лодки разной величины, два медведя разной величины.
Ход игры: Перед ребенком находится ванночка с водой, где плавают три лодочки: большая и маленькая. Взрослый обращает внимание ребенка на различные по величине предметы. Рядом с ванночкой взрослый размещает двух медведей: большого и маленького.
Инструкция: «Посмотри, кто к нам пришел в гости. Правильно, это медведи. Наши Мишки хотят покататься на лодочках. Давай поможем каждому найти свою лодочку. Возьми самого большого медведя. Мы его посадим в большую лодочку. А этот медведь маленький и мы посадим его в маленькую лодочку». Посадив с помощью взрослого медведей в лодки с учетом величины, ребенок катает их по очереди.
Сначала эта игра проводится с двумя игрушками. При изменении объектов, которые помещаются в лодки, появляется новый вариант игры. Аналогичную игру можно провести с лодочками одного цвета и предметами, отличающимися друг от друга по цвету.
«Достань камешки (ракушки) сачком (ложкой и т. д.)»
Цель: закрепление умения классифицировать предметы по величине, развитие мелкой моторики, развитие умения использовать различные предметы в качестве орудия.
Оборудование: ванночка с водой, большие и маленькие камешки, предметы-орудия (сачок, ложка и т. д.), миска.
Ход игры: Перед ребенком находится ванночка, наполненная водой, в которую помещены большие и маленькие камешки (ракушки или другие предметы). Взрослый предлагает ребенку достать камешки с помощью предметов-орудий и сложить их в миску.
Инструкция: «Сегоднямы с тобой будем играть с камешками. Только пальчиками их трогать нельзя. Мы будем их доставать с помощью ложки (сачка) и складывать в эту миску. Смотри, я сейчас покажу, как это надо делать». Взрослый демонстрирует образец действий. После этого предлагает ребенку самому собрать камешки в миску.
Если ребенок испытывает затруднения при выполнении задания, можно оказать ему помощь в виде совместных действий.
«Поймай большие и маленькие орешки (длинные и короткие палочки, широкие и узкие досочки) рукой, сачком, ложкой, половником и т. д.»
Цель: уточнение представлений о размере и цвете предметов, развитие умения классифицировать предметы с учетом величины, развитие мелкой моторики.
Оборудование: ванночка с водой, большие и маленькие орешки, цветные миски, игрушка — белка.
Ход игры: Ребенок стоит перед ванночкой с водой, в которой находятся большие и маленькие орешки. Взрослый предлагает ему достать рукой большие орешки и сложить их в одну миску, а маленькие — в другую.
Инструкция: «К нам сегодня в гости пришла белка. Но она чем- то расстроена. Что же у нее случилось? Давай узнаем. Белочка расстроена потому, что у нее орешки упали в воду. Давай ей поможем их собрать. В эту миску мы будем складывать большие орешки, а в эту — маленькие».
При проведении этой и подобных игр важно обращать внимание на участие обеих рук. Если ребенок хорошо выполняет действия, и они доставляют ему удовольствие, игру можно усложнить, выдвинув условие собирать орешки одного размера в миску определенного цвета, либо можно предложить ребенку доставать орешки с помощью дополнительных предметов-орудий (ложечки, совка и т. п.).
Кроме орешков, могут быть использованы любые плавающие на поверхности воды предметы.
«Плавает и тонет»
Цель: уточнение представлений о плавающих и тонущих предметах, развитие мелкой моторики.
Оборудование: миска, в которой находятся камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д., ванночка с водой.
Ход игры: Ребенок стоит перед ванночкой с водой. Рядом находится плоская миска, в которую помещены камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Взрослый предлагает поиграть. Поочередно бросая различные предметы в воду, взрослый вместе с ребенком выясняют, какие предметы плавают, а какие тонут.
Инструкция: «Посмотри, сколько здесь разных предметов! Сейчас мы узнаем, какие из этих предметов плавают, а какие тонут? Сейчас мы будем играть с ними. Бросай камешек в воду. Он тонет, потому что он тяжёлый. А теперь возьми орешек и тоже брось его в воду. Орешек плавает, потому что он лёгкий» и т. д.
«Игра с корабликами в бассейне»
Цель: уточнение представлений о водном транспорте, закрепление представлений о величине, цвете, форме, активизация эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики.
Оборудование: бассейн (ванночка) с водой, кораблики, лодки, яхты, фигурки людей, животных, различные грузы и т. д.
Ход игры: Перед игрой взрослый и ребенок вспоминают название, обсуждают внешний вид, назначение предлагаемых средств водного транспорта, уточняют, что можно на них перевозить. Затем педагог предлагает ребенку поиграть с предоставленными предметами в бассейне: пускать кораблики, перевозить на них различные грузы, людей и т. д. При необходимости взрослый может также подключаться к игровым действиям, осуществляя прямое или косвенное руководство игрой.
Эту игру можно использовать в различных постепенно усложняющихся вариантах. Усложнения можно достичь за счет:
- привлечения к участию в игре двух-трех детей;
- использования кораблей (и/или других средств), отличающихся по величине и назначению.
«Уточка и рыбка плавают в воде»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики, активизация эмоциональной сферы.
Оборудование: ванночка с водой, одна - две заводные плавающие игрушки (уточка и рыбка).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку заводные плавающие игрушки. Педагог демонстрирует, как их можно завести и запустить в воду.
Инструкция: «Посмотри, сколько здесь игрушек! Какие они разные, какие красивые! Эти игрушки плавают. Их можно запускать в воду. Посмотри, как я это сделаю». Взрослый и ребенок наблюдают за игрушками в воде. Взрослый оговаривает то, в каком направлении плывут игрушки, как быстро это делают, и т. п. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно запустить игрушку в ванночку. Если ребенок затрудняется заводить игрушки, взрослый оказывает необходимую помощь, делая это вместе с ним.
«Ловим рыбок удочкой, сачком и т. д.»
Цель: закрепление представлений о цвете, развитие мелкой моторики, закрепление умения отсчитывать заданное количество предметов.
Оборудование: ванночка с водой, пластмассовые рыбки, удочка, небольшое ведро.
Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с водой, в которой плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, уточняет их цвет, предлагает ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки. Рыбку необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Инструкция: «Мы с тобой сегодня будем играть с рыбками. Посмотри, как много их здесь плавает! Какие красивые рыбки! Рыбки все разные. Они разного цвета. Покажи, где здесь желтая (синяя, жёлтая и т.д.) рыбка. Сейчас мы с тобой будем ловить рыбок. У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. Посмотри, как я буду это делать. (Взрослый демонстрирует образец действий.) А сейчас ты будешь ловить рыбок». Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями со стороны взрослого и похвалой в адрес ребенка. «Какой ты молодец! Как много рыбок поймал!»
После того как ребенок поймает всех рыбок, можно предложить сосчитать их общее количество в ведре или количество рыбок заданного цвета.
«Перелей воду (из бутылочки в ведро, из бутылочки в лейку, из кувшина в лейку, бутылочку и т. д.)»
Цель: развитие координации движений обеих рук, зрительно- двигательной координации.
Оборудование: две пластиковые небольшие бутылки с горлышком диаметром 3—4 см, одна из которых наполнена водой.
Ход игры: Перед ребенком находятся две бутылки. Ребенку предлагается перелить воду из одной емкости в другую. При этом взрослый обращает внимание на то, чтобы горлышко бутылки, из которой переливают воду, находилось точно над горлышком бутылки, в которую наливают воду. При необходимости помогает ребенку совмещать отверстия.
До проведения такой игры необходимо проводить игры на переливание воды, используя емкости с широким горлышком (ведро, кувшин с широким горлышком, баночки, стаканы и др.). Усложнять игру можно за счет постепенного уменьшения диаметра емкостей и увеличения их количества.
«Чашка и ложка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, умения ис-пользовать предмет-орудие.
Оборудование: миска с водой, чашка и столовая ложка.
Ход игры: Чашка и столовая ложка могут помочь ребенку научиться наливать жидкость. Взрослый показывает, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку.
Инструкция: «Сегодня мы будем играть с водой. Посмотри, вот она в миске. Я покажу, как можно ложкой наливать воду в чашку. Смотри, ник надо это делать. А теперь попробуй сделать так же сам».
Игры с песком.
« Сухой-влажный песок»
Цель: уточнение знаний о свойствах песка («сухой-влажный»), развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
Оборудование: две ёмкости с водой (в одной-сухой песок, во второй-влажный), формочка, совок, мельница.
Ход игры: Перед ребёнком находятся две ванночки (два подноса) с сухим и влажным песком. Взрослый предлагает ребёнку попеременно опускать руки в песок, определить, где сухой, а где влажный песок.
Инструкция: «Посмотри, в ванночках песок. Опусти ладошки в эту ванночку, потрогай песок, возьми его в ладошки. Это песок сухой – он пересыпается, убегает с ладошки. А сейчас опусти ладошки в эту ванночку. Этот песок влажный – он с ладошки не убегает. Из влажного песка можно что-нибудь слепить, а из сухого нет. Давай поиграем с песком». Взрослый предлагает ребёнку сначала попробовать сделать куличики с помощью формочки и совка и из сухого и из влажного песка. После этого, используя игрушку мельницу, определить. Какой песок пересыпается лучше – сухой или влажный. На основании проведённых опытов педагог и ребёнок вместе определяют, какой песок лучше пересыпается, а из какого лучше лепятся куличики.
Игру можно усложнить за счёт увеличения количества ёмкостей и выполнения из песка формочек разных предметов.
«Найди мышку»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, формирование интереса к игровым действиям.
Оборудование: небольшая резиновая или пластмассовая игрушка – мышка; глубокая ёмкость, наполненная песком.
Ход игры: Предварительно, до начала игры, взрослый прячет в сухой песок мышку так, так, чтобы её не было видно. Затем предлагает ребёнку найти в песке игрушку.
Инструкция: « Сегодня к нам в гости кто-то пришёл и спрятался здесь в песке. Ты хочешь узнать, кто это? Давай вместе попробуем его найти. Смотри, как это надо делать. Ищи вместе со мной». После того, как игрушка будет найдена, ребёнок и взрослый радуются появлению мышки, здороваются с ней. Взрослый предлагает поиграть с найденной игрушкой. Мышка бегает по песку. Оставляя следы.
Игру можно видоизменить, поместив предварительно игрушку во влажный песок. Усложнить игру можно за счёт увеличения количества спрятанных игрушек. Сначала это одна мышка, затем две, Затем три-четыре (мышиная семейка). После этого могут быть разные игрушки и предметы ( шарики, кубики, бруски и др.).
«Найди зёрнышки для цыплёнка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, формирование интереса к игровым действиям.
Оборудование: ёмкость с песком, зёрнышки (горох), небольшая игрушка
( цыплёнок), миска диаметром 6 см.
Ход игры: Предварительно, до начала игры, взрослый прячет в сухой песок несколько горошин так, чтобы их не было видно. Затем предлагает ребёнку найти их и угостить цыплёнка зёрнышками.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришёл цыплёнок. Посмотри, какой он красивый. Цыплёнок очень хочет кушать. Но он ещё маленький и не может сам найти зёрнышки. Поможем цыплёнку. Мы будем вместе искать зёрнышки для цыплёнка». После этого ребёнок и взрослый ищут зёрнышки и складывают их в мисочку. Затем они угощают цыплёнка.
Игру можно видоизменить, используя фасоль, тыквенные семечки и т.п. Кроме того, в игре может быть использован не сухой, а влажный песок. Количество желающих угоститься можно также увеличить и распределитьугощение, например, в соответствии с размером гостя: курочке-маме большие семечки (тыквенные), цыплёнку-маленькие (подсолнечные) и т.д.
«Печём куличик»
Цель: закрепление представлений о величине («большой» — «маленький»), о свойствах песка («влажный» — «сухой»), развитие мелкой моторики и координации движений
Оборудование: большое и маленькое ведро, песок, небольшая игрушка (медведь), ванночка с песком.
Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с песком. Взрослый предлагает ему «испечь кулич» для Мишки.
Инструкция: «Посмотри, к нам пришел в гости Мишка. Откуда он пришел? Из далекого леса. Во время пути он сильно проголодался. Но мы можем ему помочь. Испечем для Мишки куличи и угостим его. Мы сделаем большой и маленький куличики из песка». Педагог показывает ребенку большое и маленькое ведра, уточняется их размер. «Ты будешь делать маленький кулич и тебе понадобится маленькое ведро. А я возьму большое ведро. Значит, у меня получится большой кулич. Чтобы сделать куличи, нам понадобится влажный песок. А в нашей ванночке песок сухой. Из такого песка не получится кулич. Что же нам надо сделать?» Взрослый и ребенок вместе наливают воду в ванночку с сухим песком, все перемешивают и в результате песок становится влажным. «Берем влажный песок и наполняем им ведро. Смотри, как я это буду делать». При этом важно, чтобы песок лежал плотно, верхняя граница содержимого ведра находилась на уровне краев ведра. После того как ведра будут наполнены, взрослый показывает, как следует перевернуть ведро, чтобы получился кулич. При необходимости ребенку оказывается помощь. Затем педагог похлопывает по дну и краям ведра, после чего аккуратно его поднимает. Перед ребенком получаются два кулича, большой и маленький, еще раз уточняется размер, и ребенок вместе с взрослым угощает гостя.
«Следы на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, совершенствование движений ладоней и пальцев.
Оборудование: поднос с песком.
Ход игры: Ребенок находится перед подносом с песком. Взрослый предлагает на ровной поверхности песка делать вместе отпечатки внутренней и внешней стороной ладоней. При этом он обращает внимание на то, что нужно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, привлекает внимание ребенка к возникающим ощущениям и предлагает рассказать о них самостоятельно, или отвечая на вопросы взрослого. Далее можно предложить ребенку «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и др.).
Инструкция: «Посмотри, как машинка сейчас поедет. А теперь попробуй ты. Сделай так же».
Затем можно предложить ребенку выполнить аналогичные движения, поставив ладонь на ребро (змейка ползет), двумя пальцами (мальчик на лыжах поехал) и т. д.
Кроме того, можно «пройтись» ладошками по ровной поверхности песка, оставляя на нем свои следы (топает большой медведь); пальчиком (бежит маленькая кошка); кулачками (прыгает зайчик); костяшками кистей рук и т. п. Каждый раз взрослый и ребенок оговаривают, на чей след похож тот или иной отпечаток. Важно прибегать к разным ассоциациям.
На первых порах эту игру следует проводить с сухим песком, а затем с влажным. При этом взрослый выполняет движения вместе с ребенком, поощряя его действия. Если ребенок затрудняется в выполнении действий, следует их выполнить вместе с ним. Позже к этой игре взрослый может подключить второго ребенка и выступать в роли организатора деятельности двоих детей.
«Узоры на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, совершенствование движений ладоней и пальцев.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Перед ребенком находится поднос с влажным песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры и изображения предметов (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.) на поверхности влажного песка с помощью отпечаток ладоней, кулачков, пальчиков.
Инструкция: «Посмотри, какой замечательный у нас песок. Давай поиграем с тобой. Будем рисовать ладошками, кулачками и пальчиками разные вещи. Сначала сделаем вместе большое солнышко. Раскрой ладошку, расставь пальчики и сделай след на песке в этом месте. И еще раз рядышком, и еще...». Так, из 5—6 следов от ладошек, расположенных по кругу, образуется солнышко. Короткие лучики, образованные следами от пальцев, можно продлить, проведя пальчиком по песку. В процессе одной игры можно создать 2—3 изображения. Весь ход игры сопровождается беседой с ребенком, пояснениями, которые уточняют его представления по поводу полученных узоров (предметов).
Более сложным вариантом игры является создание на песке картин из изображений, выполненных с помощью ладошек, кулачков, пальцев.
«Наполним песком большой и маленький кувшин»
Цель: закрепление представлений о величине («большой» — «маленький»), умения сравнивать предметы по величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики и координации движений
Оборудование: два кувшина (большой и маленький), песок.
Ход игры: Перед ребенком находятся два кувшина, разных по величине: большой и маленький. Взрослый, предварительно уточнив их размер, предлагает ребенку по очереди наполнить их сухим песком. При этом ребенок должен одной рукой удерживать кувшин, а другой наполнять его. После того как кувшины будут наполнены, взрослый и ребенок обсуждают, где песка больше и почему.
Данную игру можно усложнить, используя в процессе наполнения емкостей песком дополнительные предметы-орудия: ложка, совок, небольшая миска и т, п. Вместо кувшинов можно использовать пластмассовые бутылки с узким горлышком.
В этой игре вместо песка может быть использована манная крупа.
«Сажаем овощи»
Цель: уточнение представлений о значении слов «овощи», «грядка», закрепление представлений о цвете и форме, развитие мелкой моторики и координации движений.
Оборудование: поднос, на котором находятся формочки-овощи, ванночка с влажным песком.
Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с влажным песком. Педагог предлагает ему посадить овощи на грядках. Для этого необходимо, прежде всего, подготовить сами грядки. Сначала нужно разрыхлить руками песок, затем следует сделать параллельные друг другу бугорки, напоминающие овощные грядки. После этого взрослый предлагает ребенку ряд формочек-овощей, уточняет их название, цвет, форму и предлагает посадить овощи на грядках, демонстрируя образец действий. Педагог, втыкая формочки одна за другой в «грядку» на некотором расстоянии друг от друга, предлагает сделать ребенку то же самое. После того как все овощи будут посажены на грядке, ребенок и взрослый любуются получившимся огородом.
Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем сажать овощи на грядках. Но сначала нам надо сделать сами грядки. Смотри, как я это буду делать. Повторяй за мной. Теперь будем сажать овощи. Посмотри, на подносе лежат формочки. Из этой формочки получится помидор, он красного цвета и круглый. Из этой формочки получится огурец, он зелёного цвета, и длинный. Помидор и огурец – это овощи. На этой грядке у нас будут расти огурцы. Возьми формочку в виде огурца. Сейчас вместе их посадим на грядки. Посмотри, как надо сажать овощи. Сначала наполним формочку песком, выровняем, быстро перевернем и посадим на грядку. А сейчас помоги мне. Делай так же, как я. Как красиво у нас получается! Тебе нравится?» Аналогичным образом размещаются на грядках другие овощи. « У нас на грядках растут овощи. Как много овощей мы с тобой посадили! Какой замечательный огород у нас получился!».
При проведении первых вариантов этой игры взрослый с детьми делает только грядки. Вместо формочек могут быть использованы пластмассовые или деревянные небольшие модели овощей, которые можно «сажать» на грядки в одинаковом количестве или в разном, чтобы сравнить (много, мало, равно или поровну).
При использовании формочек можно задавать количество «высаживаемых» овощей, например: 3 помидора, 5 огурцов.
«Собери урожай»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, закрепление навыка счета.
Оборудование: ванночка с песком, набор игрушек из игры «Собери урожай» (пластмассовые яблоки, ведра, деревья), небольшая игрушка — мышка.
Ход игры: Перед ребенком на песке находятся деревья с яблоками. Ребенку предлагается для мышки собрать в ведерко яблоки.
Инструкция: «Посмотри, какой у нас замечательный сад. Что растет на деревьях? Правильно — яблоки. Сегодня к нам в гости пришла Мышка. Она хочет отнести яблоки своим мышатам. Нужно помочь Мышке собрать яблоки. Я буду собирать яблоки в это ведро, а ты — в это. Посмотри, как это нужно делать. Яблоки снимаем по одному и укладываем каждое яблоко в ведерко. Посмотри, у нас получились полные ведра. Мышка нам говорит «спасибо». До свидания, Мышка, приходи еще».
В качестве усложнения и для закрепления навыка счета в данной игре можно предложить ребенку собрать определенное количество яблок, сосчитать собранные яблоки либо сравнить количество яблок в двух ведрах.
«Рисуем на песке»
Цель: развитие графомоторных навыков, воображения, мелкой моторики, координации движений.
Оборудование: поднос с сухим песком.
Ход игры: Ребенок и взрослый сидят за столом, на котором находятся два подноса с сухим песком; если ребенку удобно, то играть можно стоя у стола. Педагог, рисуя указательным пальцем на песке незатейливые рисунки (солнышко, заборчик, дорожки, капельки дождя, колобок, ручеек, машинку и т. д.), предлагает ребенку сделать то же самое.
Инструкция: «Посмотри, какое я сейчас нарисую солнышко. Нарисуй такое же». Если ребенок испытывает затруднения, на первых порах можно рисовать, управляя его рукой.
Аналогичное упражнение можно проводить на влажном песке или манной крупе и т. д.
В качестве усложнения можно предложить детям рисовать не руками, а специальной палочкой.
«Замешиваем тесто на пирожки»
Цель: закрепление представлений о свойствах песка («сухой» — «влажный»), развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Оборудование: ванночка с сухим песком, лейка с водой, поднос, игрушки, изображающие животных.
Ход игры: Перед ребенком находится пластмассовая ванночка с сухим песком. Взрослый предлагает ребенку опустить руки в ванночку и определить на ощупь, какой песок: сухой или влажный. Вместе они выясняют, что из сухого песка лепить нельзя.
Инструкция: «Мы с тобой сегодня будем печь пирожки. Посмотри, здесь в ванночке песок. Потрогай его. Здесь песок сухой. Давай попробуем из него что-нибудь слепить. У тебя не получается, и у меня тоже не получается. Надо добавить воду. Возьми лейку с водой и аккуратно наливай воду в ванночку с песком». Постепенно добавляя воду, взрослый и ребенок «замешивают тесто» двумя руками до тех пор, пока песок не станет однородной массой, из которой можно что-нибудь слепить. «Наше тесто уже готово. Теперь из него получатся хорошие пирожки. Давай попробуем их испечь. Посмотри, что я сейчас буду делать. Делай так же». Взрослый показывает, как надо взять песок в руки, сделать ладони лодочкой и, перекладывая песок из одной руки в другую, «печь пирожок». Готовые пирожки укладываются на поднос. «Как много пирожков у нас получилось! Теперь можно и гостей позвать. А вот и они». Взрослый выставляет несколько игрушек-животных и вместе с ребенком угощает их. «Попробуйте, гости, наши пирожки. Спроси у медведя, вкусные ли у нас получились пирожки».
В качестве усложнения можно предложить ребенку «испечь» заданное количество пирожков.
«Печем большие и маленькие пирожки»
Цель: закрепление представлений о свойствах песка («сухой» — «влажный»), представлений о величине («большой» -— «маленький»), развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, координации движений обеих рук.
Оборудование: ванночка с песком, два подноса (большой и маленький).
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку испечь пирожки для мамы. Перед ребенком находится пластмассовая ванночка с сухим песком. Взрослый предлагает ребенку опустить руки в ванночку и определить на ощупь, какой песок: сухой или влажный. Вместе они выясняют, что из сухого песка лепить нельзя.
Инструкция: «Мы с тобой сегодня будем печь пирожки. Посмотри, в ванночке песок. Потрогай его. Песок сухой. Давай попробуем из него что-нибудь слепить. У тебя не получается, и у меня тоже не получается. Что же нам надо сделать? Надо добавить воду. Возьми лейку с водой и аккуратно наливай воду в ванночку с песком». Постепенно добавляя воду, взрослый и ребенок «замешивают тесто» двумя руками до тех пор, пока песок не станет однородной массой, из которой можно что-нибудь слепить. «Наше тесто уже готово. Теперь из него получатся хорошие пирожки. Давай попробуем их сделать. Сначала мы с тобой будем «печь» большие пирожки и укладывать их на большой поднос. Посмотри, как я делаю большой пирожок. Вот какой красивый получился — положу его на большой поднос. А сейчас сделаю маленький пирожок. Этот пирожок положу на маленький поднос. Помоги мне сделать остальные пирожки». Взрослый показывает, как надо сделать ладони лодочкой, обращает внимание на то, сколько нужно взять песка, для того чтобы «испечь» большой или маленький пирожок, каким образом следует перекладывать песок из одной руки в другую, чтобы получился пирожок определенного размера. Взрослый и ребенок лепят то большие, то маленькие пирожки, сопровождая свои действия речью и выкладывая большие пирожки на большой поднос, а маленькие — на маленький.
Выполняемые действия можно сопровождать стихотворными текстами типа: «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку...».
В качестве усложнения можно предложить ребенку «испечь» заданное количество пирожков определенного размера.
«Просеиваем песочек»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений обеих рук.
Оборудование: ведро с сухим песком, лопатка, сито, мисочка диаметром 7 см.
Ход игры: Педагог и ребенок стоят перед ванночкой. Взрослый предлагает ребенку просеять песок, который находится в ведерке. Для этого необходимо пересыпать сухой песок в сито, удерживая его над ванночкой. Взрослый показывает ребенку, как можно, приподнимая сито на разную высоту, наблюдать за высыпающимся из отверстий песком. Все, что осталось в сите, ребенок пересыпает в отдельную мисочку.
Инструкция: «Посмотри, что здесь в ведре. Правильно — это песок. Сейчас мы с тобой будем играть с ним.Я покажу тебе, как можно просеивать песок через сито. Смотри. Я буду держать сито над ванночкой, а ты лопаткой насыпай в него песок из ведра. Смотри, как красиво сыпется песок. А теперь ты попробуй держать сито, а я буду насыпать песок. Посмотри, песок высыпался из сита, а что же здесь осталось? Правильно — это камешки. Пересыпь камешки в эту миску.
«Сажаем зернышки»
Цель: развитие координации движений, мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Оборудование: емкость, наполненная песком, небольшая миска с горохом.
Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с сухим песком.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем сажать горох. Для этого сначала надо сделать маленькие ямки. Посмотри, вот так». На ровной поверхности песка ребенок и взрослый делают углубления одним пальцем то правой, то левой руки. После этого взрослый предлагает ребенку брать из миски по одной горошине и опускать их в каждую ямку. При этом следует обращать внимание на то, чтобы ребенок брал зернышки не всей ладонью, а двумя-тремя пальцами. «Посмотри, как много у нас получилось ямок. Теперь нам надо в каждую ямку опустить по одной горошине. Смотри, вот так. Попробуй сделать это сам.
В данной игре вместо гороха могут быть использованы желуди, фасоль, небольшие орехи и т. д., а вместо сухого песка — влажный песок или манная крупа.
«Наполни песком формочки (чашки, маленькие миски)»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, закрепление умения наполнять емкости с учетом их размеров.
Оборудование: формочки, сухой песок.
Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с сухим песком. Взрослый предлагает ему наполнить этим песком формочки. При этом необходимо одной рукой охватывать всю наружную поверхность формочки, то есть держать ее всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами за одну сторону формочки. Второй рукой следует насыпать песок.
Инструкция: «Сегодня мы будем учиться насыпать песок в формочки. Смотри, как надо это делать.Я беру одной рукой формочку. Вот так. А другой насыпаю песок. Посмотри, как я ровно насыпала. А теперь попробуй ты. Бери любую формочку и насыпай в нее песок». При выполнении действий взрослый следит за тем, чтобы работала вся кисть руки ребенка. Количество содержимого формочки должно четко соответствовать ее размеру, то есть песка должно быть столько, чтобы он не пересыпался через края.
В ходе выполнения данного упражнения педагог может еще раз обратить внимание ребенка на то, что из сухого песка куличики не получаются. Аналогичное упражнение проводится с влажным песком. Вместо формочек в последующем можно использов
Пальчиковые игры
« Сорока-сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры.
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
-Сорока-сорока
-Кашу варила,
-Деток кормила. Вос-ль загибает пальчики:
-Этому дала, мизинец,
-Этому дала, безымянный,
-Этому дала, средний,
-Этому дала, указательный,
-Этому дала. большой.
«Ладушки-ладушки»
Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.
Ход игры.
Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребёнка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям.
-Ладушки-ладушки!
-Пекла бабушка оладушки.
-Маслом поливала,
-Детушкам давала.
-Хороши оладушки
-У нашей милой бабушки!
«Этот пальчик – бабушка»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
-Этот пальчик – бабушка,
-Этот пальчик – дедушка,
-Этот пальчик – папочка,
-Этот пальчик – мамочка,
-Этот пальчик – я,
-Вот и вся моя семья!
«Этот пальчик хочет спать»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры.
Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
-Этот пальчик хочет спать,
-Этот пальчик – прыг в кровать!
-Этот пальчик прикорнул,
-Этот пальчик уж заснул.
-Тише, пальчик, не шуми,
-Братиков не разбуди.
-Встали пальчики. Ура!
-В детский сад идти пора!
«Тук-тук – я стучу»
Цель: развивать моторику руки.
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворный текст, побуждает ребёнка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки:
-Тук-тук – я стучу,
-Новый столик сколочу.
«Колобок»
Цель: развивать моторику руки.
Ход игры.
Ребёнок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит воспитатель:
-Кулачок – как колобок.
-Мы сожмём его разок.
Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой ребёнок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.
в стороны.
8.Весёлые маляры
Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Ход игры.
Ребёнок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева-направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия:
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нём.
«.Зайкины ушки»
Цель: развивать мелкую моторику руки.
Ход игры.
Пальчики зажаты в кулачке. Ребёнок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперёд под стихотворный текст:
-Ушки длинные у зайки,
-Из кустов они торчат.
-Он и прыгает, и скачет,
-Веселит своих зайчат.
-Зайка серенький сидит
-И ушами шевелит.
-Вот так, вот так
-Он ушами шевелит.
«Сидит белка на тележке»
Цель: развивать мелкую моторику обеих руки.
Ход игры.
Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:
-Сидит белка на тележке,
-Продаёт она орешки: Загибает:
-Лисичке-сестричке, большой палец,
-Воробью, указательный,
-Синичке, редний,
-Мишке толстопятому, безымянный,
Заиньке усатому. мизинец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...
Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...
Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.
В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы по развитию тактильного волсприя...
Дидактическое пособие « Тактильные рамки» в коррекционной работе с детьми с ТМНР»
В процессе эволюции живых существ тактильные ощущения появились уже у типа простейших. В основе чувственного познания мира у человека также лежит тактильно-двигател...
Методические рекомендации "Использование игр и игровых упражнений для развития моторики рук детей с ТМНР с применение методов альтернативной дополнительной коммуникации"
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...