Проект программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
проект
Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
- выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
- изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
- обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_po_rabote_s_detmi_ovz.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сменная общеобразовательная школа №1 г. Советский»
Шубникова Гульнара Нурулловна
(МБОУ СОШ №1, Советский,
Социальный педагог)
Проект программы индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В последние годы проблема разработки программ индивидуальной коррекционной работы для детей и подростков с различными отклонениями в развитии превратилась в одну из важнейших проблем специального образования. В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 09.12.1975) говорится, что словом "инвалид" обозначается любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной, личной и (или) социальной жизни в силу недостатка врожденных или приобретенных физических и (или) психических умственных способностей. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких-либо исключений и различий, дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д. Дети-инвалиды обучаются не только в специальных (коррекционных) интернатах, но и в общеобразовательных школах. Данная программа содержит ряд приложений, удобных при работе с детьми с ОВЗ, и предполагает различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:
- специально организованные занятия;
- нерегламентированные виды деятельности детей;
- организацию свободного времени в течение дня;
- родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания).
Социальный педагог должен помогать классному руководителю оказывать поддержку родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями города.
Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
- выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
- изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
- обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
- гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);
- природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
- культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
- эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
- сотрудничества с родителями. Функции сопроводительной деятельности:
1. Социальный педагог:
- согласовывает социально-педагогическую работу с учащимся с его классным руководителем;
- занимается коррекционно-развивающей деятельностью;
- оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с учреждениями и организациями города и района.
2. Классный руководитель:
- следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и воспитательного процесса;
- использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;
- принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет характеристики на детей и их семьи;
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.
Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.
Шаг 1. Социальный педагог начинает диагностическую работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с родителями.
Шаг 2. Совместно с классным руководителем социальный педагог организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями, изучает возможности продуктивной деятельности. Проводится анкетирование родителей . Первый период очень важен для получения сведений об индивидуально-типологических особенностях детей и их эмоциональном состоянии.
Шаг 3. Углубленное обследование. В нем участвуют классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-психологи. Социальный педагог проводит собеседование со специалистами учреждений, в которых состоят на учете и получают какую-либо помощь учащиеся.
Шаг 4. Результаты фиксируются в "Протоколе первичного обследования".
Шаг 5. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях коррекционно-развивающей службы.
Шаг 6. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.
Шаг 7. Социальный педагог фиксирует все сведения в "Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья" . Решения консилиумов представляют собой закрытую информацию, которая сообщается только родителям.
Рабочий план мероприятий
Программы социально – психологической службы школы по работе с детьми – инвалидами и детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Итоговый документ |
Подготовительный этап | ||||
1. | *Нормативно-правовое обеспечение: *Изучение нормативных документов; *Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений города, округа, страны; *Разработка и реализация перспективного плана мероприятий. | 2014-2015 учебный год | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы оп УВР Заместитель директора школы по ВР Фельдшер школы | Нормативно – правовые документы, регламентирующие работу |
2. | Педагогическая поддержка: Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов | 2014-2015 учебный год | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы оп УВР Заместитель директора школы по ВР Фельдшер школы | Методический материал |
Практический этап: 2015 – 2018 уч. г. | ||||
1. | Пополнение и корректировка банка данных о детях – инвалидах, детях с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе | Ежегодно | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог Фельдшер школы | Банк данных (списочный состав) |
2. | Изучение рекомендаций по индивидуальной по программе реабилитации ребёнка инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико – социальной экспертизы | Ежегодно, по мере назначения | Заместитель директора школы по социальной работе Фельдшер школы | Карта МСЭ |
3. | Знакомство с родителями законными представителями детей – инвалидов, детей с ОВЗ, в ходе индивидуальной беседы | По мере поступления ребёнка в школу данной категории. с установлением статуса | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог | Запись в Журнале учёта консультаций с родителями и учащимися |
4. | Определение направления оказания необходимой помощи данному ученику в рамках учебного заведения | Во время обучения в образовательном учреждении | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы | Отметка в карте ученика |
5. | Организация обучения детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от заключения экспертной комиссии СОКБ на основании справки МСЭ, заявления родителей | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР | Справки МСЭ, заявления родителей |
6. | Согласование расписания учебных занятий (для обучающихся на дому) с родителями | На период обучения в ОУ ежегодно | Заместитель директора школы по УВР | Расписание учебных занятий |
7. | Осуществление контроля за ведением «Журнала домашнего обучения» и своевременным выставлением оценок учителями – предметниками в классный журнал | На период обучения в ОУ ежегодно | Заместитель директора школы по УВР | Контрольные записи о проверке Журналов |
8. | Диагностическое обследование по запросу родителей | На период обучения в ОУ ежегодно | Педагог - психолог | Результаты диагностик |
9. | Проведение диагностических процедур перед проведением МСЭ | По запросу родителей, МСЭ | Педагог – психолог Социальный педагог | Результаты диагностик |
10. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на время обучения бесплатно учебниками, учебной, справочной и другой литературой. | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР Библиотекарь | Наличие учебников у обучающегося |
11. | Обеспечение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому специалистами из числа педагогического состава школы для организации обучения ( в том числе педагогом – психологом, учителем – логопедом) | На основании справки - заключения МСЭ, ВТЭК | Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по социальной работе | Контрольные записи о проверке Журналов |
12. | Оказание методической и консультативной помощи детям данной категории, родителям необходимой для усвоения общеобразовательных программ | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР Педагог – психолог | Памятки с методическими рекомендациями |
13. | Организация обучения и воспитания по специальным образовательным программам, разработанным с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. с применением коррекционных методов, технических средств без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по ВР | Заявки родителей Информации об исполнении |
14. | Осуществление контроля за выполнением программного материала по четвертям | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР | Справка по итогам за каждую четверть |
15. | Организация и осуществление промежуточной и итоговой аттестации | На период обучения в ОУ | Заместитель директора школы по УВР | Результаты промежуточной и итоговой аттестации Справка по итогам промежуточной и итоговой аттестации |
16. | Разработка «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Заместитель директора школы по социальной работе | «Карта индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) |
17. | Ведение «Карты индивидуального сопровождения» (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Классный руководитель Учителя – предметники Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог | Записи о выполненных мероприятиях в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) |
18. | Осуществление контроля за ведением «Карты индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому) | На период обучения на дому | Заместитель директора школы по социальной работе | Записи о контроле за выполнением мероприятий в «Карте индивидуального сопровождения » (для обучающихся на дому |
19. | Осуществление семейного патронажа с целью изучения материально – бытовых и морально – психологических условий проживания детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и с целью изучения проблем семьи | Ежегодно | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог Классный руководитель Педагог – психолог | Акт обследования |
20. | Выдача детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья , прошедшим государственную (итоговую ) аттестацию документа государственного образца о соответствующем образовании | По окончании ОУ | Заместитель директора школы по УВР | Копия аттестата |
21. | Составление индивидуального плана социально – психолого – медико - педагогической помощи на учебный год | На учебный год | Заместитель директора школы по социальной работе Педагог – психолог Фельдшер школы | План социально – психолого – медико - педагогической помощи на каждый учебный год |
22. | Инструктаж классного руководителя, учителей – предметников | На начало каждого учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе | Отметка в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи |
23. | Ежедневный контроль за самочувствием ребёнка в школе | В течение учебного года | Фельдшер школы Социальный педагог Классный руководитель | Отметка о нарушениях в самочувствием в журнале фельдшера школы |
24. | Занятия с педагогом – психологом по коррекции: - высших психических функций; - эмоционально – волевых нарушений; - поведенческих реакций. | В течение учебного года | Педагог – психолог | Контрольные записи о проверке Журнале учёта занятий |
25. | Информирование родителей данной категории учащихся по вопросам организации занятий физической культурой | В течение учебного года | Заместитель директора школы по УВР Фельдшер школы Учителя физической культуры | Занятия согласно медицинским показаниям Журнал учёта посещённых занятий |
26. | Формирование у детей данной категории навыков занятий физкультурой и спортом | В течение учебного года | Фельдшер школы Учитель физкультуры Педагог дополнительного образования | Запись в плане социально – психолого – медико - педагогической помощи |
27. | Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями | При необходимости и запроса ученика в течение учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе Шалева Л.П. Социальный педагог Классный руководитель | Информация о проведённых мероприятиях |
28. | Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы, города: - выполнение общественных поручений; - участие в конкурсах: а) класса б) школы в) города - участие в мероприятиях: а) класса б) школы в) города - участие в школьных трудовых акциях; - участие по возможности в спортивных мероприятиях | в течение учебного года | Классный руководитель Социальный педагог Педагог –организатор Педагоги дополнительного образования | Результаты участия и информация об участии в мероприятиях |
29. | Подготовка информационного материала для родителей, имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья ( о правах и льготах, об учреждениях города, работающих с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья с перечнем предоставляемых услуг) | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог Педагог - психолог | Памятки |
30. | Проведение заседаний Круглого стола с приглашением специалистов, работающих семьями. имеющих на воспитании детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог Педагог - психолог | Информационная справка |
31. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам профориентации, трудоустройства | В течение каждого учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе Социальный педагог Педагог – психолог | Журнал консультаций |
32. | Организация и проведение «Урок доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся | Ежегодно | Классные руководители Социальный педагог Педагог - психолог Школьный инспектор | Разработки мероприятий |
33. | Организация и проведение профилактических мероприятий по недопущению фактов травматизма в школе | Постоянно | Заместитель директора школы по БЖ | Отметка в журнале проведения инструктажа |
34. | Организация дополнительного горячего питания учащихся данной категории | Ежегодно на основании приказов | Социальный педагог | Отчёт об организации питания |
35. | Оказание индивидуальной методической помощи классным руководителям, учителям – предметникам в организации работы с данной категорией детей | Ежегодно | Заместитель директора школы по НМР Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по ВР Заместитель директора школы по БЖ Педагог – психолог | Памятки Протоколы совещаний |
36. | Освещение лучших результатов. Достижений учащихся данной категории в школьной информационной газете «Портфель», в городских СМИ | В течение учебного года | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по ВР Заместитель директора школы по БЖ Заместитель директора школы по НМР Педагог – организатор Классный руководитель | Школьная информационная газета «Портфель», в городских СМИ |
37. | Организация и проведение семинара для учителей, администрации школы «Понимание инвалидности. Социальный и медицинский подход к инвалидности» с приглашение сотрудников МСЭ. | 2014/2015 учебный год | Заместитель директора школы по НМР Заместитель директора школы по УВР Заместитель директора школы по социальной работе Фельдшер школы | Отчёт о проведении семинара |
38. | Семинар для родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе» | 2015-2016 учебный год | Заместитель директора школы по НМР Заместитель директора школы по социальной работе Фельдшер школы | Отчёт о проведении семинара |
39. | Организация летнего отдыха учащихся данной категории | Ежегодно | Заместитель директора школы по социальной работе | Отчёт об организации отдыха учащихся данной категории |
Заключительный (обобщающий этап): 2015 – 2018уч. г. | ||||
1. | Анкетирование участников программы об её эффективности | 2015/2018 учебный год | Заместитель директора школы по социальной работе | Результаты анкетирования |
2. | Подведение итогов реализации программы | 2015/2018 учебный год | Заместитель директора школы по социальной работе | Сбор промежуточных результатов Результаты анкетирования |
3. | Анализ работы по Программе | Май 2018 г. | Заместитель директора школы по социальной работе | Анализ работы |
4. | Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных | Май 2018 г. | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы по НМР Заместитель директора школы по УВР Педагог - психолог | Копилка методических рекомендаций |
5. | Семинар по итогам работы по данной программе | Сентябрь 2018 г. | Заместитель директора школы по социальной работе Заместитель директора школы по НМР Заместитель директора школы по УВР Педагог- психолог | Отчёт по итогам семинара |
6. | Сбор отзывов участников Программы ( детей – инвалидов. детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей) | По желанию самих участников | Социальный педагог Педагог - психолог | Журнал отзывов участников данной программы |
7. | Оценка работы по данной Программе | Май-сентябрь 2018 г. | Заместитель директора школы по социальной работе | Протокол заседания Совета школы |
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Список литературы
- Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 156 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуман. Фонд,1996. – 63 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: около 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. — 816 с.
- Поташник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
- Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст]: курс лекций / Е.В.
- Сластенин В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.
- Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами [Текст] / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71.
- Чистякова, С.Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта [Текст] / С.Н. Чистякова. – Кемерово: изд-во ОблИУУ, 2001. - 239 с.
- Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрут индивидуального сопровождения ребенка, имеющего ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания.
Данная работа прдставляет собой перспективное и календарно-тематическое планирование индивидуальной работы по развитию речи с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях группы кратковременного пребывания...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....
Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.
Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразователь...
Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы
Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...