Социально-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ
статья

Малеев Алексей Олегович

В педагогике под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, где проявляется субъектная позиция ребенка, актуализирован его личностный потенциал развития, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него социального окружения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ

В словаре В.Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь». Видов сопровождения человека на различных этапах его жизнедеятельности достаточно много: медицинское, педагогическое, экономическое, социальное, юридическое и пр.

В педагогике под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, где проявляется субъектная позиция ребенка, актуализирован его личностный потенциал развития, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него социального окружения. Сопровождать, в отличие, например, от «направлять» воспитанника – означает активно взаимодействовать в целях разрешения жизненных проблем развития сопровождаемого. Сопровождать – это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение – это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение – это комплекс превентивных, просветительных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации ребенка и определение перспектив его личностного роста.

В процессе социально-педагогического сопровождения учащихся у каждого специалиста, работающего в школе, есть свои функции и содержание деятельности. Например, социальный педагог работает с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, выявляет семьи группы риска, проводит профилактическую работу по правовому воспитанию и др.

Целью социально-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для развития личности каждого учащегося, его успешной социализации, воспитания и обучения.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные потребности и достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Виды и способы социально-педагогического сопровождения школьников.

По содержательному признаку, специфика социально-педагогического сопровождения детей службой сопровождения заключается в том, что она реализует один из видов сопровождения – педагогическое сопровождение, которое несет в себе черты социального взаимодействия. Педагогическое сопровождение направлено на развитие личности сопровождаемого ребенка, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, социализации, воспитания, обучения, подготовки) в условиях образовательных и социальных институтов.

Другие виды социально-педагогического сопровождения, по признакам субъект-объектного взаимодействия, по временным и пространственным показателям:

непосредственное сопровождение (организация коммуникативного процесса с самими детьми, совместный поиск решения ситуации);

опосредованная поддержка (организация косвенного влияния, исключающего прямые наставления, посредством литературных примеров, анализа сходных жизненных ситуаций, посредством организации влияния группы сверстников или коллектива класса);

опережающее сопровождение (организация работы с информацией, связанной с потенциально сложной ситуацией, которая может возникнуть в будущем, и отработка способов поведения в такой ситуации);

своевременное сопровождение (осуществляется в момент возникновения затруднений, симптомы которых можно наблюдать, или по просьбе ученика);

единовременное сопровождение (используется в ситуации, когда нужна минимальная помощь педагога, и учитель уверен, что ребенок справится сам);

пролонгированное сопровождение (на протяжении длительного времени и в условиях цикла педагогических мер);

дискретное сопровождение (осуществляется фрагментарно, время от времени, когда педагог видит необходимость в коррекции ситуации).

Способы социально-педагогического сопровождения в службы определяются на основе учета структуры этапов педагогической деятельности (от цели – к результату):

- педагогическая и психолого-педагогическая диагностика учащихся, их уровня воспитанности, и уровня развития коллектива класса; педагогический мониторинг;

- педагогическое целеполагание, выдвижение задач;

- планирование воспитательной работы; организация коллективного планирования в классе;

- организация воспитательной работы в классе (фронтальной, групповой, индивидуальной), опора на органы ученического самоуправления, детский коллектив и родительскую общественность;

- изучение и анализ процесса социально-педагогической поддержки, результативности и эффективности проделанной воспитательной работы; рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности, организация коллективной оценочной деятельности в классе.

В условиях введения и реализации ФГОС нового поколения социально-педагогическое сопровождение детей направлено на организацию выполнения государственной Программы социализации и воспитания.

Целостность педагогического процесса, где установлена взаимосвязь между его компонентами и этапами, свидетельствует о высокой управленческой, педагогической, профессиональной компетентности всех служб сопровождения обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогическая поддержка семей и детей,

Одним из главных направлений деятельности социального педагога является социально – педагогическая поддержка семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

Кризисные явления, вызванные экономическими и социально-политическими преобразованиями в обществе, развал прежней системы воспитания привели к возникновению ряда серьезных проблем, которые, в первую о...

Социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

аттестационная работа на первую квалификационную категорию...

«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»

Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....

Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей

"Успех" — это особая, необык­новенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужно...

Программа "Моя семья" социально-педагогической направленности, ориентирована на детей, подростков и родителей

Родители часто сталкиваются  с проблемами по вопросу воспитания. Актуальность  программы «Моя семья» заключается  в деятельной психолого-педагогической, правовой поддержке с помощь...

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....