Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.
статья
Описание направления психолого-педагогической работы с семьей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что представляет собой психолого-педагогическая работа с семьей
В рамках нормального развития семьи имеется ряд трудностей, требующих своевременной помощи и разрешения. На выполнение этой задачи направлена психолого-педагогическая работа с семьей. Работа с семьей может проводиться как по запросу, так и по показаниям.
Работа по запросу ведется тогда, когда в качестве заказчика выступает отдельный человек, испытывающий личные трудности.
Работа по показаниям проводится по заказам социальных служб или структур (администрация школы, комиссия по делам несовершеннолетних и т.п.).
Психолого-педагогическая помощь семье подразумевает работу с различными людьми. Усилия социальных педагогов и психологов могут быть направлены на: детей; родителей; семью в целом как систему.
Направления психолого-педагогической работы с семьей:
• диагностическое;
• коррекционное;
• профилактическое;
• просветительское.
При работе с родителями диагностическое направление менее развито, работа идет в просветительском, коррекционном, профилактическом ключе.
По принципу объединения сходных проблем, могут создаваться обучающие группы для родителей детей-инвалидов и детей с психосоматическими заболеваниями, для родителей приемных детей.
Основные задачи обучения родителей:
1. Дать родителям знания о законах и механизмах семейной системы. Показать влияние родительских семей на жизнь в собственной семье.
2. Передать модель построения взаимоотношений с детьми, обучить навыкам межличностного взаимодействия, позволяющим реализовать данную модель.
3. Предоставить возможность для тренировки навыков на практике, повышая уровень компетентности.
Основные аспекты воспитания детей, в рамках которых могут появляться проблемы.
1.Правовой аспект; 2. Экономический аспект; 3. Педагогический аспект; 4. Психологический аспект.
В диагностическом направлении работы с ребенком условно можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся задачи:
1. Контроль развития ребенка. В детстве необходим контроль за нормальным развитием с целью своевременного обнаружения даже легких трудностей, отставаний и профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития.
2. Выявление проблемных зон нормального развития ребенка. В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений имеется множество трудностей педагогического и психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Для выявления проблемных зон нормального развития чаще всего проводится диагностика личностных особенностей, состояний, межличностных отношений. С ними бывают связаны типичные трудности, испытываемые детьми в определенном возрасте.
3. Выявление патологического развития ребенка. Такие исследования проводятся по показаниям, т.е. когда поведение ребенка явно отличается от привычного, свойственного детям данного возраста.
4. Выявление проблем, связанных с аномальным развитием ребенка. Речь о детях с нарушенным соматическим здоровьем. К ним относятся дети-инвалиды; дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями; часто болеющие дети. К отклоняющемуся от нормального относится и развитие одаренных детей. Это источник психологических и педагогических проблем, которые связаны с необходимостью индивидуализации сроков и содержания обучения, трудностями межличностных отношений ребенка, нестандартностью его интересов, личностных качеств, опасностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притязаний как самого ребенка, так и его близких и т.п.
Профилактическая работа с ребенком чаще всего проводится по показаниям - на основании данных, полученных из диагностики. Задача профилактики - предотвращение болезненных состояний. Трудности в развитии, обучении, воспитании с помощью психолого-педагогических воздействий должны быть минимизированы, чтобы они не достигли критического уровня. Плановая диагностическая работа ведется именно с целью правильного построения профилактической работы.
Коррекционные психологические воздействия на детей (психологическая помощь детям) осуществляются по запросу и по показаниям или результатам диагностики. В качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) или грубое расстройство поведения (страхи, агрессивность, воровство и др.).
Многие конфликты и разногласия происходят в семье из-за нарушения физической или духовной территории. Поэтому при работе с семьей важно учитывать и использовать понятие территории (личного пространства). Это может реализовываться при выполнении просветительской, коррекционной функции при работе с членами семьи.
Показаниями для работы с родителями являются трудности ребенка в сочетании с результатами диагностики, свидетельствующими о наличии роли родителей в возникновении этих трудностей. Возможна работа и по запросу, который обычно исходит от самих родителей.
Для решения проблемы, где родители на первых этапах взаимодействия с педагогом, психологом, специалистом по работе с семьей не могут четко сформулировать свою проблему, при установлении рабочего контакта с такого рода семьями основные усилия следует направить на решение задач:
• определение и выделение актуальной проблемы;
• определение объекта помощи и предмета воздействия (ребенок, родитель, взаимоотношения «ребенок-родитель», взаимоотношения «ребенок-ребенок», семья в целом);
• выбор (при необходимости) других специалистов, к которым целесообразно направить родителей;
• выбор способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, работа с супружеской парой, работа с семьей в целом, с ребенком и родителем, организация групповой работы с детьми, с группой родителей и т.п.
Социальный педагог
МБОУ «Оссорская СШ»
Е.Ю. Зикратова
Предварительный просмотр:
Особенности работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.
Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем таких семей социальный педагог организует оказание педагогической, психологической и посреднической помощи в рамках долговременных форм работы.
Неблагополучные асоциальные семьи находятся в состоянии, которое требует коренных изменений. Взаимодействие с ними протекает сложно, с большими затратами труда для социального педагога. Родители в них ведут аморальный, противоправный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия со стороны как родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Таким образом, работа с семей - многоаспектная задача, для решения которой требуется мобилизация государственных и общественных ресурсов, а также опора на научные достижения в области педагогики, психологии, медицины, социальной педагогики, социологии, правоведения и т. п.
Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап. Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, проведение обследования жилищно-бытовых условий этих категорий семей, составление акта.
2 этап. Постановка семьи, находящейся в социально опасном положении, имеющей несовершеннолетних детей, на учет в Территориальный центр социальной помощи семье и детям. Информирование семьи о постановке на учет в Центр как находящейся в социально опасном положении. Оформление специалистом Центра совместно со всеми субъектами системы профилактики социального паспорта семьи.
3 этап. Разработка плана индивидуальной профилактической работы с семьей группы риска:
- оказание материальной, натуральной помощи семье;
- содействие в своевременном получении родителями заработной платы, пенсий, пособий, субсидий на коммунальные услуги;
- выделение вещей, школьно-письменных принадлежностей;
- индивидуальное консультирование родителей и детей у специалистов учреждений социального обслуживания;
- привлечение подростков к участию в тренингах личностного роста, саморегуляции;
- вовлечение детей в различные объединения, клубы по интересам, спортивные секции;
- организация досуга родителей и детей, привлечение к участию в проводимых мероприятиях;
- организация «выездной помощи» семье с целью разрешения кризисной ситуации;
- содействие в трудоустройстве как родителям, так и несовершеннолетним через службу занятости, предприятия различных форм собственности, привлечение подростков к работе в трудовых и ремонтных бригадах, лагерях труда и отдыха;
- содействие родителям в их самозанятости, самообеспечении.
4 этап. Реализация плана индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними и осуществление контроля.
При неблагоприятном социальном прогнозе решается вопрос о помещении детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних. С родителями продолжается работа до окончания решения вопроса по устройству ребенка.
На этом этапе принимается решение о снятии семьи с учета в соответствии с основанием: ситуация в семье изменилась в лучшую сторону; семья переехала в другой район, город; родителей лишили родительских прав; дети достигли совершеннолетия; смерть родителей, детей.
Социальный педагог
МБОУ «Оссорская СШ»
Е.Ю. Зикратова
Предварительный просмотр:
Направления деятельности социального педагога с семьей группы риска.
1. Профилактическая работа:
- изучение с детьми Конвенции о правах ребёнка, правил внутреннего распорядка и др.;
- выявление и ранняя профилактика несовершеннолетних и семей группы «социального риска»;
- пропаганда здорового образа жизни;
- работа совета профилактики;
- организация рейдов по проверке занятости учащихся во внеурочное, каникулярное время;
- проведение анкетирования, тестирования с целью выявления уровня информированности школьников о наркотических веществах;
- проведение рейдов с целью выявления безнадзорных детей;
- постановка на учёт детей, употребляющих наркотические вещества, оказание им помощи;
- взаимодействие с органами системы профилактики;
- проведение практических занятий, тренингов, консультаций;
- участие в акциях «Школа без наркотиков», «Подросток и закон», «За здоровый образ жизни», «Милосердия»;
- выступление перед родителями;
- посещение семей группы риска;
- работа по составлению социальных паспортов класса, социологических карт семей, нуждающихся в социальной и материальной поддержке;
- изучение занятости детей, состоящих на учёте;
- предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны микросоциума.
2. Деятельность социального педагога с учащимися школы:
- изучение психологических и возрастных особенностей детей, условий их жизни;
- текущий контроль за соблюдением режима работы школы;
- систематический контроль за успеваемостью учащихся;
- просветительская работа по российскому законодательству, обращенному к подросткам;
- профилактическая социально-педагогическая работа.
3. Деятельность социального педагога с детьми осложнённого поведения (педагогически запущенными):
- профилактические беседы;
- коррекция семейного воспитания;
- помощь в адаптации к коллективу;
- вовлечение детей в различные формы социально полезной деятельности;
- разработка и реализация индивидуальных программ самовоспитания, личностного роста.
4. Деятельность социального педагога с детьми, состоящими на внутришкольном учёте:
- разъяснительная работа, анализ поступков учащихся;
- контроль за соблюдением режима дня, успеваемости;
- помощь в адаптации к коллективу;
- организация коллективно-творческой деятельности детей;
- поощрение за успехи, создание ситуации успеха;
- вовлечение в кружковую деятельность;
- обеспечение постоянной связи с семьёй.
5. Деятельность социального педагога с детьми, состоящими на учёте в КДНиЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав):
- социально-педагогический анализ поступка ребёнка, выявление причин;
- выявление у подростков положительных качеств, способностей и реализация их в общественной и кружковой деятельности;
- адекватная помощь в учебной деятельности;
- привлечение детей к участию в мероприятиях, акциях;
- просветительская, профилактическая работа по соблюдению законодательства;
- постоянный тактичный контроль за соблюдением режима и успеваемостью;
- обеспечение тесного контакта с семьёй;
- взаимодействие с органами системы профилактики.
6. Содержание работы социального педагога с различными типами семей:
С проблемными семьями:
- изучение воспитательного потенциала семьи;
- изучение динамики развития проблемы семьи;
- психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
- поддержка детей в случае обострения проблем;
- участие в рейдах по обследованию жилищно-бытовых условий семьи;
- привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей;
- собеседование с родителями (консультирование, индивидуальные беседы);
- законодательное просвещение.
С неполными семьями:
- психолого-педагогическое консультирование;
- организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (определение детей в группу продленного дня, благотворительная помощь);
- профилактика асоциально-аморального поведения родителей (по необходимости);
- оказание необходимой помощи в получении пособий;
- работа по сохранению положительного опыта семейного воспитания;
- законодательное просвещение.
С многодетными семьями:
- содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
- оказание психолого-педагогического сопровождения медицинской помощи;
- организация благотворительной помощи;
- контроль за обеспечением горячим питанием обучающихся, находящихся на учёте в отделе социальной защиты;
- профориентационная работа;
- рекомендации по организации отдыха, досуга.
С семьями, в которых находятся опекаемые дети:
- выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
- поддержка семьи опекунов;
- защита интересов опекаемых;
- работа с учителями по установлению контакта, осуществлению индивидуального подхода к опекаемым детям.
В процессе организации социально-педагогической деятельности с семьей группы риска используются определенные направления работы, представленные следующими технологиями: технология работы социального педагога с неблагополучной семьей; технология семейного консультирования; технология раннего выявления семейного неблагополучия; корректировка воспитания в неблагополучных семьях и работа семьями группы риска.
Технология семейного консультирования
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация - это общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.
Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решения действий и фаза обратной связи.
Технология раннего выявления семейного неблагополучия
Цель технологии: раннее выявление социально-неблагополучных семей с детьми, комплексный, многосторонний и поэтапный подход к решению проблем.
Данная технология включает 3 этапа.
1-этап «Межведомственное взаимодействие».
2-этап «Раннее выявление семей».
3-этап «Коррекционно-реабилитационная работа с семьей».
Результат технологии: снижение количества семей с детьми на поздних этапах семейного неблагополучия
Корректировка воспитания в семьях группы риска
После изучения специфики жизни и воспитания ребенка в семье необходима корректировка семейного воспитания в системах:
«родители - дети», «родители - школа».
В режиме этой задачи выделяем два аспекта:
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.
Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями (семьи группы риска): убеждение-разъяснение, моральная поддержка, вовлечение в интересную деятельность, готовность сопереживать, нравственное упражнение.
Убеждение-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
Результативность социально-педагогической деятельности отражается мониторинговыми исследованиями. Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:
- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
- динамика изменений отношения детей, подростков, молодёжи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-психологических условий в микрорайоне;
- улучшение социально-педагогической обстановки в социуме, микрорайоне, микроклимата;
- динамика развития в детской, подростковой, молодёжной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
- степень популярности среди учащихся, родителей и педагогов;
- уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
Таким образом, на основе мониторинга социальный педагог планирует социально-педагогическую работу с целью координации позитивных влияний субъектов воспитания и оказания комплексной социально-психолого-педагогической профессиональной помощи ребёнку и его семье.
Социальный педагог
МБОУ «Оссорская СШ»
Е.Ю. Зикратова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба
Краткое описание работы семейноых гостиных....
Психоло-педагогическая подготовка к ГИА и ЕГЭ. Работа с родителями
ЕГЭ и ГИА - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, проблемы подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только психологов, но и учителей предметников. Здесь я предлагаю ступени раб...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
При анализе материалов актуального педагогического опыта педагогов-организаторов подчеркивается слабое владение теорией и методикой диагностики при оценке результативности представленных материалов.Пс...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, использующих ИКТ в работе с детьми с разными образовательными потребностями
Представленная программа рассматривает один из возможных путей реализации психолого - педагогического сопровождения педагогов, использующих ИКТ в работе с детьми с разными образовательными потре...
Психолого-педагогические проблемы вовлечения молодежи в волонтерскую работу по социально-реабилитации незрячих и слабовидящих
В настоящее время формированию молодежных движений придается особое значение. Как правило, их объединяет волонтерское взаимодействие, быть волонтером, представляет собой возможность безвозмездно дарит...
Выступление на семинаре «Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода в работе с обучающимися. Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми. Материал семинара для педагогов....
Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся
В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...