Психолого-педагогические проблемы вовлечения молодежи в волонтерскую работу по социально-реабилитации незрячих и слабовидящих
консультация на тему
В настоящее время формированию молодежных движений придается особое значение. Как правило, их объединяет волонтерское взаимодействие, быть волонтером, представляет собой возможность безвозмездно дарить время, внимание, поддержку тем, кому это на данном жизненном этапе необходимо. Добровольчество это та сфера, в которой молодежь и отдает, и получает, являясь одновременно и субъектом, и объектом. Безусловно, будучи значительным ресурсом для волонтерской деятельности, молодежь сегодня приносит в общество огромный человеческий потенциал для решения социальных проблем. Одновременно с этим молодежь получает огромные возможности благодаря добровольному труду.
Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой деятельности. Он, как правило, складывается из: - миссии деятельности, ожидаемого результата совместных усилий; - общественного мнения, впечатления которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью.
Добровольчество побуждает чувства сострадания, милосердия, заботы, воспитывает толерантность, развивает самосознание и предоставляет возможности получения навыков самореализации для решения социальных задач, способствует личной устойчивости и социализации молодежи. Оно позволяет найти возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, и организовать свое свободное время с пользой. Для молодых людей наиболее важным является стремление к личностному росту, развитию.
Особого внимания в волонтерской среде заслуживает сфера взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это организация помощи и поддержки детям в коррекционных детских домах, интернатах, реабилитационных центрах, сопровождение людей с проблемами слухо- зрительной и опронодвигательной системы. Организация работы с данным контингентом лиц достаточно сложна, в связи с этим могут возникать трудности общения, взаимодействия в целом, не только у тех людей кому оказывается помощь, в силу трудности жизненной ситуации, но и у волонтеров.
В результате исследования волонтерской активности молодежи, был выявлен ряд трудностей при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с незрячими людьми. Показательным фактором оказался социальный опрос, где в графе выбора социальной группы оказания помощи, категория «незрячие люди» оказалась менее затронутой, в сравнении детскими домами, домами малютки, школами-интернатами. Пользуясь методом беседы, удалось выявить представления о людях с белой тростью в волонтерской среде. Здесь также важно учитывать опыт работы добровольческой среде. Многие начинающие волонтеры, сформировали образ незрячего для себя как достаточно бесперспективного или томного, скучного человека. Некоторые молодые люди отзывались о незрячих, как о достаточно зацикленных на круге своих проблем, замкнутых, и даже агрессивных людях. Большенство волонтеров все же считают, что слепой человек доброжелателен в отношении с людьми, неагрессивный, спокойный, но в то же время замкнутый, погруженный в себя, необщительный, не стремящийся быть в центре внимания, подчиненный, обладающий ограниченными познавательными возможностями и в силу этого – с низким интеллектом, пассивный и слабовольный, зависимый от других людей, несамостоятельный, непрактичный, наивный в делах, склонный ко лжи, скрытный, обладающий изысканностью, утонченностью. Люди, не общавшиеся, в жизни совсем, с незрячими людьми так же приписывают слепым эгоизм, черствость, равнодушие.
Из покон веков, бытует мнение о сверхъестественных проявлениях личности слепого, в связи с этим его боятся и считают малоконтактным, замкнутым человеком.
На мой взгляд, не уступают так же трудности в принятии человека человеком в целом, такого, какой он есть, его индивидуальных особенностей поведения, характера. Проблемы принятия другого человека, в чем-то не такого как ты, со своими взглядами и проблемами, действительно актуальна. Порой это приводит к трудностям во взаимодействии, начинающимся уже на уровне осознанного выбора своего волонтерского дела.
В свою очередь, принимая личность незрячего человека, я столкнулась с рядом заблуждений. Как оказалось, на многочисленных примерах, люди с нарушениями зрения не только достаточно общительны, внимательны и вежливы, но и широко интересующиеся, перспективные люди, с высокой долей целеустремленности. На мой взгляд, последнему аспекту вдвойне стоило бы уделить особое внимание нашей современной молодежи.
Формирование психологического барьера со стороны волонтера, так же причиняет неудобства самому незрячему. Что в действительности сочетается с элементарным незнанием правил поведения со слепым человеком. Особо важным является то факт, что молодые люди, чаще всего, формируют свои собственные представления о незрячих под воздействием общества. Что, как известно, ведет к появлению негативных установок, вплоть до избегания, отсутствию равноправия в отношениях на макро- и микросоциальном уровнях. Только незначительное количество волонтеров объясняет нежелание взаимодействовать с незрячими личным неприятным опытом.
К социальной дезадаптации незрячих людей могут приводить трудности установления социальных контактов из-за наличия зрительной патологии. Утрата зрения и связанная с этим инвалидность приводят к разрыву социальных связей, сказываются на социальном статусе человека, часто ведут к его социальной изоляции. В исследованиях отечественных тифлологов (Акимушкин В. М., Моргулис К. С, 1983, Буткина Г. А., 1977; Бандзявечене Р. П., 1988, Литвак А. Г., 1998; Никулина Г. В., 2003; Синева Е. П., 1982; Суславичюс А. И., 1978) установлена зависимость взаимоотношений лиц с глубокими нарушениями зрения и от социальных факторов, и от индивидуально-личностных особенностей.
Одним из факторов, осложняющих процесс социального взаимодействия на макро- и микроуровне, по результатам исследования Суславичюс А. И., Гудонис В. П., являются неадекватные социальные установки инвалидов по зрению и зрячих по отношению друг к другу, обусловленные стереотипами восприятия (Суславичюс А. И., 1978; Гудонис В. П., 1998 и др.) . Коммуникативная сфера личности незрячего может проявляться в меньшей общительности, скрытности, желании обособиться, отделиться от других людей, бывать в одиночестве, наедине со своими мыслями, в некоторой холодности по отношению к другим людям, недоверчивости, догматичности. С другой стороны, дефицит общения, обусловленный зрительной деривацией, по словам Никулиной Г. В., может проявляться в стремлении к его преодолению за счет расширения социальных контактов, чрезмерной общительности, что обусловливает поверхностный, монологический характер общения. (Никулина Г. В., 2003). Для инвалидов по зрению важна возможность удовлетворения ведущих для человека потребностей, сопряженных с общением - в признании, самоутверждении, самореализации, в установлении дружеских отношений.
В связи с этим, в социально-реабилитационной поддержке следует делать акцент на общение незрячего с волонтером в социально-бытовых, трудовых и досуговых ситуациях. Это могут быть и сопровождение до места требования, и помощь в организации досуга, а так же элементарные беседы на общечеловеческие темы. Важно помогая, не делать упор на ограниченность незрячего человека, а стараться формировать беспрепятственное соприкосновения с социумом, с его трудом и отдыхом.
По результатам обсуждение существования службы сопровождения незрячих и слабовидящих людей, стало известно, что на настоящее время не существует организаций, профессионально занимающихся комплексным социально-психологическим сопровождением реабилитации, адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению. В опросе участвовали молодежные добровольческие организации России, в лице представителей добровольческих организации своего края, области. В связи с этим, действительно, актуальным является создание центров и служб, деятельность которых направлена на помощь в удовлетворении различных потребностей инвалидов, достижении ими активной жизненной и социальной позиции.
Исходя из данных бесед и социологических поросов можно сделать заключение, многие волонтеры склонны испытывать дискомфорт при восприятии незрячего человека: поведения, характера, привычек. В свою очередь искаженные представления о слепом человеке, низкий уровень принятия особенностей незрячего способствуют формированию негативных установок к слабовидящим и слепым, что, в последствие, ведет к нежеланию взаимодействовать с ними, или формированию психологических трудностей при взаимодействии.
На мой взгляд, основными путями преодоления негативных стереотипов и установок на "избегание" взаимодействия волонтеров с людьми с ограниченными зрительными возможностями являются, в первую очередь Расширение информированности молодежи, о возможностях, социальных и психологических проблемах незрячих и слабовидящих. Так же это проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, тренингов интеграции направленных на развитие умений и приемов толерантного общения, повышение коммуникативной компетентности.
Необходима разработка решения социально-психологических проблемы, по поводу, повышения коммуникативной толерантности общества по отношению к незрячим людям, формирование адекватного представления о людях с глубокими нарушениями зрения, создание условий для реального партнерского взаимодействия зрячих и незрячих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vovlechenie_molodezhi_v_volonterstvo.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические проблемы вовлечения молодежи в волонтерскую работу по социально-реабилитации незрячих и слабовидящих
В настоящее время формированию молодежных движений придается особое значение. Как правило, их объединяет волонтерское взаимодействие, быть волонтером, представляет собой возможность безвозмездно дарить время, внимание, поддержку тем, кому это на данном жизненном этапе необходимо. Добровольчество это та сфера, в которой молодежь и отдает, и получает, являясь одновременно и субъектом, и объектом. Безусловно, будучи значительным ресурсом для волонтерской деятельности, молодежь сегодня приносит в общество огромный человеческий потенциал для решения социальных проблем. Одновременно с этим молодежь получает огромные возможности благодаря добровольному труду.
Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой деятельности. Он, как правило, складывается из: - миссии деятельности, ожидаемого результата совместных усилий; - общественного мнения, впечатления которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью.
Добровольчество побуждает чувства сострадания, милосердия, заботы, воспитывает толерантность, развивает самосознание и предоставляет возможности получения навыков самореализации для решения социальных задач, способствует личной устойчивости и социализации молодежи. Оно позволяет найти возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, и организовать свое свободное время с пользой. Для молодых людей наиболее важным является стремление к личностному росту, развитию.
Особого внимания в волонтерской среде заслуживает сфера взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это организация помощи и поддержки детям в коррекционных детских домах, интернатах, реабилитационных центрах, сопровождение людей с проблемами слухо- зрительной и опронодвигательной системы. Организация работы с данным контингентом лиц достаточно сложна, в связи с этим могут возникать трудности общения, взаимодействия в целом, не только у тех людей кому оказывается помощь, в силу трудности жизненной ситуации, но и у волонтеров.
В результате исследования волонтерской активности молодежи, был выявлен ряд трудностей при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с незрячими людьми. Показательным фактором оказался социальный опрос, где в графе выбора социальной группы оказания помощи, категория «незрячие люди» оказалась менее затронутой, в сравнении детскими домами, домами малютки, школами-интернатами. Пользуясь методом беседы, удалось выявить представления о людях с белой тростью в волонтерской среде. Здесь также важно учитывать опыт работы добровольческой среде. Многие начинающие волонтеры, сформировали образ незрячего для себя как достаточно бесперспективного или томного, скучного человека. Некоторые молодые люди отзывались о незрячих, как о достаточно зацикленных на круге своих проблем, замкнутых, и даже агрессивных людях. Большенство волонтеров все же считают, что слепой человек доброжелателен в отношении с людьми, неагрессивный, спокойный, но в то же время замкнутый, погруженный в себя, необщительный, не стремящийся быть в центре внимания, подчиненный, обладающий ограниченными познавательными возможностями и в силу этого – с низким интеллектом, пассивный и слабовольный, зависимый от других людей, несамостоятельный, непрактичный, наивный в делах, склонный ко лжи, скрытный, обладающий изысканностью, утонченностью. Люди, не общавшиеся, в жизни совсем, с незрячими людьми так же приписывают слепым эгоизм, черствость, равнодушие.
Из покон веков, бытует мнение о сверхъестественных проявлениях личности слепого, в связи с этим его боятся и считают малоконтактным, замкнутым человеком.
На мой взгляд, не уступают так же трудности в принятии человека человеком в целом, такого, какой он есть, его индивидуальных особенностей поведения, характера. Проблемы принятия другого человека, в чем-то не такого как ты, со своими взглядами и проблемами, действительно актуальна. Порой это приводит к трудностям во взаимодействии, начинающимся уже на уровне осознанного выбора своего волонтерского дела.
В свою очередь, принимая личность незрячего человека, я столкнулась с рядом заблуждений. Как оказалось, на многочисленных примерах, люди с нарушениями зрения не только достаточно общительны, внимательны и вежливы, но и широко интересующиеся, перспективные люди, с высокой долей целеустремленности. На мой взгляд, последнему аспекту вдвойне стоило бы уделить особое внимание нашей современной молодежи.
Формирование психологического барьера со стороны волонтера, так же причиняет неудобства самому незрячему. Что в действительности сочетается с элементарным незнанием правил поведения со слепым человеком. Особо важным является то факт, что молодые люди, чаще всего, формируют свои собственные представления о незрячих под воздействием общества. Что, как известно, ведет к появлению негативных установок, вплоть до избегания, отсутствию равноправия в отношениях на макро- и микросоциальном уровнях. Только незначительное количество волонтеров объясняет нежелание взаимодействовать с незрячими личным неприятным опытом.
К социальной дезадаптации незрячих людей могут приводить трудности установления социальных контактов из-за наличия зрительной патологии. Утрата зрения и связанная с этим инвалидность приводят к разрыву социальных связей, сказываются на социальном статусе человека, часто ведут к его социальной изоляции. В исследованиях отечественных тифлологов (Акимушкин В. М., Моргулис К. С, 1983, Буткина Г. А., 1977; Бандзявечене Р. П., 1988, Литвак А. Г., 1998; Никулина Г. В., 2003; Синева Е. П., 1982; Суславичюс А. И., 1978) установлена зависимость взаимоотношений лиц с глубокими нарушениями зрения и от социальных факторов, и от индивидуально-личностных особенностей.
Одним из факторов, осложняющих процесс социального взаимодействия на макро- и микроуровне, по результатам исследования Суславичюс А. И., Гудонис В. П., являются неадекватные социальные установки инвалидов по зрению и зрячих по отношению друг к другу, обусловленные стереотипами восприятия (Суславичюс А. И., 1978; Гудонис В. П., 1998 и др.) . Коммуникативная сфера личности незрячего может проявляться в меньшей общительности, скрытности, желании обособиться, отделиться от других людей, бывать в одиночестве, наедине со своими мыслями, в некоторой холодности по отношению к другим людям, недоверчивости, догматичности. С другой стороны, дефицит общения, обусловленный зрительной деривацией, по словам Никулиной Г. В., может проявляться в стремлении к его преодолению за счет расширения социальных контактов, чрезмерной общительности, что обусловливает поверхностный, монологический характер общения. (Никулина Г. В., 2003). Для инвалидов по зрению важна возможность удовлетворения ведущих для человека потребностей, сопряженных с общением - в признании, самоутверждении, самореализации, в установлении дружеских отношений.
В связи с этим, в социально-реабилитационной поддержке следует делать акцент на общение незрячего с волонтером в социально-бытовых, трудовых и досуговых ситуациях. Это могут быть и сопровождение до места требования, и помощь в организации досуга, а так же элементарные беседы на общечеловеческие темы. Важно помогая, не делать упор на ограниченность незрячего человека, а стараться формировать беспрепятственное соприкосновения с социумом, с его трудом и отдыхом.
По результатам обсуждение существования службы сопровождения незрячих и слабовидящих людей, стало известно, что на настоящее время не существует организаций, профессионально занимающихся комплексным социально-психологическим сопровождением реабилитации, адаптации и интеграции в общество инвалидов по зрению. В опросе участвовали молодежные добровольческие организации России, в лице представителей добровольческих организации своего края, области. В связи с этим, действительно, актуальным является создание центров и служб, деятельность которых направлена на помощь в удовлетворении различных потребностей инвалидов, достижении ими активной жизненной и социальной позиции.
Исходя из данных бесед и социологических поросов можно сделать заключение, многие волонтеры склонны испытывать дискомфорт при восприятии незрячего человека: поведения, характера, привычек. В свою очередь искаженные представления о слепом человеке, низкий уровень принятия особенностей незрячего способствуют формированию негативных установок к слабовидящим и слепым, что, в последствие, ведет к нежеланию взаимодействовать с ними, или формированию психологических трудностей при взаимодействии.
На мой взгляд, основными путями преодоления негативных стереотипов и установок на "избегание" взаимодействия волонтеров с людьми с ограниченными зрительными возможностями являются, в первую очередь Расширение информированности молодежи, о возможностях, социальных и психологических проблемах незрячих и слабовидящих. Так же это проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, тренингов интеграции направленных на развитие умений и приемов толерантного общения, повышение коммуникативной компетентности.
Необходима разработка решения социально-психологических проблемы, по поводу, повышения коммуникативной толерантности общества по отношению к незрячим людям, формирование адекватного представления о людях с глубокими нарушениями зрения, создание условий для реального партнерского взаимодействия зрячих и незрячих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности"...
Психолого-педагогический семинар "Проблема концентрации внимания учащихся" (конспект + презентация)
Данный психолого-педагогический семинар направлен на просвещение педагогов в области управления вниманием учащихся на уроке. Здесь рассматриваются основные понятия, виды и свойства внимания, условия и...
Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...
Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"
Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....
Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».
обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта.Оценка должна побуждать ученика к п...