"Учимся общаться"
план-конспект занятия (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
открытого занятия кружка «Учимся общаться»
ФИО, должность: | Устинская Наталия Ивановна, социальный педагог |
Дата проведения: | 10.01.2021 |
Тема: | Учимся общаться |
Цель: | учить вырабатывать правила совместного общения в малой группе, презентовать творческие задания, обмениваться приучать второклассников к доброжелательности, преодолению психологических барьеров во взаимодействии со сверстниками, обогащать жизненный опыт позитивными эмоциями и чувствами на положительных примерах литературных и музыкальных жанрах искусства. |
Форма проведения: | Внеурочное занятие |
Планируемые результаты: | Личностные результаты: - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к взаимодействию с одноклассниками во внеурочной деятельности; - осознание смысла дружеских отношений между людьми в социуме; - понимание разнообразия средств для выражения дружеского отношения к партерам по общению. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - характеризовать литературных героев, популярных персонажей из мультипликационных фильмов; - анализировать ситуации общения с друзьями в школе, быту и повседневной жизни; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - планировать в сотрудничестве свои действия в соответствии с решаемыми практическими задачами; - пояснять содержание своих приемов и способов урегулирования раздора, ссоры между друзьями; - оценивать результаты совместного обсуждения проблемы дружбы в группе, классе. Коммуникативные УУД: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - проявлять терпимость по отношению к высказываниям других; - проявлять доброжелательное отношение к партнерам; - выражать собственное эмоциональное отношение к совместным проводимым упражнениям. Предметные результаты: - понимание основ и правил общения в различных литературных жанрах (стихотворение, сказка, пословица); - построение причинно-следственных связей между поступком и его осмыслением; - формирование представлений о настоящем друге и построении с ним дальнейшего доброжелательного взаимодействия.
|
Инструментарий и оборудование | Коммуникативные задания и упражнения, шерстяные нитки теплых тонов, таблички с пословицами, правила общения на карточках, видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот». На доске пословица «Вместе дружно, а врозь хоть брось», ромашка для собирательной характеристики портрета друга, раздаточный материал с заданиями. |
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Создание комфортной среды общения. Формулирование темы. | Прием «Клубочек». – Давайте, ребята, прочитаем пословицу и определим тему занятия. Давайте ее вспомним. - Какие правила дружбы нарушались в сказке? - В жизни нашего класса бывают случаи, когда нарушаются правила дружбы? - Поэтому, сегодня нам стоит проговорить о дружбе и ее правилах. | - Эту пословицу мы изучали, когда читали сказку В. Бианки «Сова». Заслушиваются ответы с кратким пересказом, главной мыслью. - Первым нарушил правило Старик, он осудил Сову и она обиделась. В конце истории Старик попросил у Совы прощение). – Верно, не все умеют дружить, возникают ссоры. |
2.Упражнение «Правила МОЖНО и ЗАПРЕЩАЕТСЯ». | - Наше занятие будет проходить малой группой, поэтому, вначале нам нужно озвучить правила совместной работы. Предлагаю выбрать на столе любую зелёную карточку с правилом «МОЖНО» озвучить группе, прикрепить табличке. На красных карточках размещены правила «ЗАПРЕЩАЕТСЯ». – Итак, давайте вспомним добрые правила общения друг с другом и озвучим правила, которые могут внести в работу группы обиду, раздор. Психолог подытоживает. Действительно, правила нашей группы сегодня очень похожи на правила дружбы. Они основаны на уважении и добром отношении к своему собеседнику, партнеру по общению, однокласснику, старшему. | Озвучивание набора правил в группе:
Правила «ЗАПРЕЩАЕТСЯ», (карточки выложены в беспорядке).
|
3.Просмотр видеоролика м/ф «Крошка Енот | Демонстрация видеофрагмента с анализом ситуации сказки, - Какие герои нам в м/ф рассказали нам, как научиться дружить? – Почему у Енота вначале не задалась работа по поиску травы? - Какой совет, как дружить дала Обезьянка? - Это правильно? – Кто научил Крошку Енота дружить? – Кому понравилась песенка из мультфильма? Замечательно, многим нравится эта добрая песенка. – Какое главное правило дружбы есть в песне? - Давайте друг другу улыбнёмся, узнаем о своём настроении? (Приём «Волшебный клубочек») | - Енот, Обезьянка, Мама Енота. - Заглянул, Крошка-енот в воду и увидел свое неприятное отражение, очень испугался, не выполнил задание мамы. - Взять палку и пригрозить. Это неправильно. - Мама научила Енота дружить и начать надо с улыбки. - Песню Енота знаем, нравится. Дружба должна начинаться с улыбки. Каждый высказывает, какое настроение у него сегодня, передавая клубочек. |
4.Творческое домашнее задание «Пословица» | – Пословица – это крылатое народное изречение. Пословица всегда дает мудрый совет. Учит полезным жизненным умениям. - Давайте создадим книжку «Пословицы о дружбе», поделимся своими мыслями, чувствами, а подготовленные странички нам в этом помогут. – Наша книжка получится очень интересной и поучительной, конечно, она будет пополняться новыми пословицами, иллюстрациями, рисунками. | Идет озвучивание страниц творческого задания «Пословицы о дружбе», свои работы ребята прикрепляют на доску. |
5. Онлайн прослушивание- стихотворения Б. Заходер «Мы - друзья» | – Что важное нам сообщает Борис Заходер в своем стихотворении «Мы - друзья»? – Предлагаю поиграть в ситуации примирения. Вспомнить детские мирилки. | Ответы: в дружбе могут обиды, ссоры, плохое настроение, если такое случается между друзьями, надо обязательно мириться, потому-то настоящую дружбу нельзя разлить водой, как говорится в стихотворении. Сообща все берутся мизинчиками друг с другом и вспоминают детские «мирилки». Повторяют. |
6.Ситуации примирения. | - Сейчас мы разделимся на две группы. Мальчики оценивают «мирилку» в своей ситуации, а девочки в своей. Обсудите, пожалуйста, помирятся ребята в предложенных ситуациях. Если да, то почему? | Ситуация 1. (Мальчики) Представьте себе, что поссорились Коля с Антоном. Они хотят помириться, но не знают как. - Коля, поговори со своей обидой, напомни, как хорошо вы дружили с Антоном, и попроси обиду уйти. Обида ушла? А теперь смело иди к другу и просто скажи ему: «Привет». Ситуация 2. (Девочки) А теперь представим, что поссорились Катя с Олей. Им хочется снова играть вместе. Но никто не решается подойти первым. - Катя, возьми эту бутылочку с жидкостью, подойди к Оле и скажи: «Это волшебный напиток примирения. Только бабушка знает рецепт его приготовления. Хочешь попробовать?» (Заслушивание ответов). |
7. Упражнение: «Кто твой друг?» | - Какие качества и черты характера вы цените больше всего в своих друзьях (Карточки с названиями качеств предлагаются). - Выбери для своего друга нужную характеристику, постарайся обосновать выбранное качество. Качества прикрепляются в форме «Ромашки» на доске в собираются в портрет друга: СПРАВДЛИВЫЙ ЧУТКИЙ ВЕЖЛИВЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОСТРОУМНЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ - Подытожим свою работу в группе упражнением «Расшифруй пословицу», выражающую главную мысль нашего занятия. - Раскрась ту картинку, на которой изображена ситуация оказания помощи другу. | Заслушивание упражнения незаконченным предложением: «Моего друга (подругу) зовут……, с ним (ней) дружу, потому, что он (она) ……………..». Выполнение на карточках с раздаточным материалом задания: «Расшифруй пословицу» (Ответ учащихся: «Дружба дороже богатства»). Раздаточный материал для практического задания |
8 .Рефлексия | – Сегодня мы друг другу напомнили о правилах дружбы. Наш совместный опыт бесценен. – Что запомнилось каждому? («Прием волшебный клубочек»). | Высказывания в коммуникативном кругу. Ученик рассказывает стихотворение «Что такое дружба?» Что такое Дружба? – Спросила я у птицы. - Это когда коршун Что такое Дружба? - - Это когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: - Дружба - что такое? Это что-то огромное, Радостное и большое! Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! |
9.Заключительное упражнение «Ожерелье благополучия». | - Скоро Новый год, кроме подарков мы друзьям будем дарить пожелания благополучия в 2020 году. - Было поверье у древних народов, что ожерелье, подаренное другом, приносит удачу. Особенно в канун Нового года! - Сегодня мы такое «ожерелье» подарим друзьям по группе. Из длинной шерстяной нити сделаем основу ожерелья, а небольшой отрезок будет нам служить «бусинкой», которую навязываем узелком, при этом говоря свое пожелание, можно дарить комплименты и другие приятные слова-пожелания. - Ожерелье можно поместить в своем учебном уголке дома, все пожелания друзей обязательно исполнятся! Занятие окончено. | Все участники занятия обмениваются пожеланиями, при окончании выполнения данного упражнения получат несколько благопожеланий на своем «ожерелье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"
Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...
Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов
Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...
Тренинг "Учимся общаться"
для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ "Давайте учиться общаться"
очень важно научить детей общению в коллективе, умению слушать и слышать своего собеседника, находить оптимальные решения выхода из конфликтной ситуации....
Учись общаться (настольная памятка при обучении общению)
Научить общаться учащихся на иностранном языке вне языковой среды проблематично, но возможно. В данной работе большую роль играют вспомогательные материалы, как например, такие памятки....
Групповое занятие "Учимся общаться"
Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...