Проектная деятельность в работе социального педагога
проект на тему

Серебрякова Ольга Владимировна

Социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе наравне с учителем-предметником может использовать метод проекта в своей работе.

Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет педагогической деятельности в процессе проектирования. 

Очень важно воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

Проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

А также, проекты - это возможность создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование проектной деятельности в работе социального педагога»

      Социальный педагог МОУ «СОШ № 102»

      Серебрякова Ольга Владимировна

Саратов 2018г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………....…1

1. Принципы и этапы проектной деятельности в школе.......……………….….2

2. Воспитательный аспект проектной деятельности в работе социального педагога................................................................................…………...………….4

3. Использование проектной деятельности в МОУ «СОШ № 102»

(из опыта работы социального педагога)..………………………………………4

3.1. Педагогический проект «Я поведу тебя в музей».........……………………4

3.2. Проект «Книга – верный друг».…………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….9

Приложение

1

Введение.

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания. Одним их способов получения такого человека является использование метода проектов в обучении и воспитания.

Проект — это деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта.

Любую деятельность человека можно рассматривать как последовательность исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям.

Если существует интересная идея, то при реализации она превращается в проект. Работа над проектом позволяет школьнику в процессе его выполнения раскрыть свои творческие способности, найти себя, попробовать свои силы в исследованиях разного уровня, создает оптимальные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Используемое в современной терминологии в области педагогики и психологии понятие «проектная деятельность» стали применять относительно недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов. История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Внимание русских педагогов метод проектов привлек в начале 20 века. Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где

2

идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

  1. Принципы и этапы проектной деятельности в школе

Сейчас проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов);

- вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения), рефлексии.

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение  презентовать работу;

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Работа над проектом — это учебная деятельность, она проводится под руководством педагога. В ходе организации работы над проектами реализуются следующие цели:

образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской

3

деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции;

воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

-этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов школьников; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.

Аналитический этап – этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами, а также сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

- анализирует и интерпретирует полученные данные.

Этап обобщения информации осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. Учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность

4

каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

Представление полученных результатов работы.

Ценность проектной деятельности состоит в том, что ученики видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу; она позволяет выявлять и развивать творческие способности и деловые качества учащихся, учить их решать новые нетиповые задачи.

  1. Воспитательный аспект проектной деятельности в работе социального педагога.

Социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе наравне с учителем-предметником может использовать метод проекта в своей работе.

Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет педагогической деятельности в процессе проектирования. Как было написано выше, кроме образовательной функции проектирование развивает и воспитывает. 

Очень важно воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

Проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

А также, проекты - это возможность создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного.

  1. Использование проектной деятельности в МОУ «СОШ № 102»

(из опыта работы социального педагога)

Во втором полугодии  2017/2018 учебного года социальным педагогом школы было проведено несколько проектов. В данной работе представлен опыт  реализации 2 проектов.  Эти проекты показывают разный подход: первый в большей части продуман педагогом, второй – ученический проект, на всех этапах активно принимают участие дети.

  1. Педагогический проект «Я поведу тебя в музей».

Музей как фактор социального воспитания способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в социуме

5

посредством воздействия на него социокультурных институтов; личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни; коммуникативно-информационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Посещение музея несет несколько методов воздействия:

информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности; 

обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях;

общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. 

Музейный предмет (экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостностью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педагогического процесса деятельность музея способствует гармонизации личности, отдавая предпочтение логическому мышлению, на развитие которого акцентировано школьное и вузовское образование. В процессе обучения в условиях музейной среды повышается общая эрудиция, расширяется культурный кругозор, пополняются знания в профильной музею области и развиваются способности учащегося к творчеству.

В музеях Саратова есть специальные дни для бесплатного посещения, музей Радищева приглашает детей в возрасте до 16 лет бесплатно каждый день. Однако, экскурсии в этих музеях платные даже в дни бесплатных индивидуальных посещений. Поэтому в данном проекте рассматриваются музеи с бесплатными экскурсиями. Не секрет, что семьи не всегда могут, а порой просто не желают водить своих детей в музей. Поэтому часто педагоги школы берут на себя роль проводника школьника в этот удивительный мир  -

6

Музей. В первую очередь именно этим я руководствовалась при выборе музеев города для реализации этого проекта. Некоторые дети-участники данного проекта, никогда по их признанию не посещали ни один музей. Кроме того, что музеи бесплатные, а значит все участники проекта могли посетить их, музеи дарят знакомство с историей страны, города, несут профориентационную функцию.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап – январь 2018 года. 

2. Практический этап – февраль-май 2018 года.

3. Обобщающе-аналитический этап – май 2018 года.

Подготовительный этап

Изучение сведений по теме «Музеи с бесплатным экскурсионным обслуживанием». Оказалось, что в нашем городе есть такие музеи и их не так уж и мало: музей УФСИН, музей МВД, музей речного флота, музей Ю. Гагарина, музей стекла, музей СЭПО, МЧС, саратовской гармошки, радио и т.д.

Далее был составлен план мероприятий. Учащимся был озвучен проект, список музеев, совместно выработан план и примерный график посещения: 1 музей в месяц.

Практический этап

Этот этап еще не закончен. К настоящему времени мы посетили музей МВД (Приложение 1), музей УФСИН (Приложение 2), на апрель запланировано посещение музея Ю. Гагарина, на май - музея речного флота. Но посещение двух музеев уже дало основание считать, что бесплатно не значит не интересно! Те, кто не испытывал большого желания к посещению музеев и пошли просто за компанию, сказали, что обязательно пойдут ещё. Учащиеся с удовольствием фотографировались в музее, рассматривали экспонаты, примеряли на себя, трогали (всё это можно!), а потом довольные, хотя и уставшие (музеи находятся достаточно далеко от школы) делились в дороге впечатлениями.

Предусмотрен обобщающе-аналитический этап в мае 2018 года с анализом удовлетворённости проектом и, возможно, планирование продолжения  работы в данном направлении в 2018-2019 учебном году.

Данный проект можно переработать, сделать его полностью ученическим, для этого педагогу необходимо будет подвести детей к идее посещения музеев, дать им свободу в подготовительном этапе. Методом подбора музеев можно сделать проект профориентационным, возможностей использования опыта по работе с данным проектом достаточно много.

  1. Проект «Книга – верный друг».

Часто люди заботятся только о себе. Бескорыстные поступки вызывают улыбку, а иногда недоверие со стороны. Мы хотим научить детей заботиться о младших, раскрывая свои творческие способности. Данный проект имел огромное значение для школьников, поскольку позволил привлечь учащихся к решению общественных проблем. Социально активная деятельность

7

готовит учащихся к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Они учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.

Участниками проекта стали учащиеся 7 классов, 1 классов, воспитанники МДОУ «Детский сад № 114», МДОУ «Детский сад № 210», МДОУ «Детский сад № 73», МДОУ «Детский сад № 160», воспитатели, педагоги.

Наш век является веком компьютерных технологий. Все чаще появляются электронные книги. Они не занимают много места, но, тем не менее, в них содержится целая библиотека. Книги печатного формата стали ярче, красочнее, доступней для читателя. Но дети стали так мало читать? Как приобщить ребенка к чтению? Над этим вопросам думают родители и педагоги. Этот вопрос был предложен семиклассникам школы.  

Проект состоял из трех этапов:

- подготовительный (22.01.2018г. – 26.01.2018г.) (Приложение 3);

- основной (первоначально 29.01.2018г. – 02.04.2018г., в связи с отменой занятий по причине карантина 29.01.2018г. – 19.04.2018г.);

- итоговый (20.04.2018г.)

Ребята с увлечением принялись за работу над проектом.

Подготовительный этап: обсуждение перечня мероприятий, сроков проведения, назначение ответственных.

Каждому мероприятию основного этапа тоже предшествовал подготовительный этап (репетиции, сбор книг – для акции, обдумывание идеи книг про птиц, создание книги, презентаций).

Основной этап:

  1. Акция «Подари книгу», приуроченная ко дню дарения книг (13.02.2018г.). (Приложение 4)

Семиклассники собирали книги, готовили презентацию с рассказом об истории книги. Так как не было возможности подарить книгу каждому ребенку, было решено подарить книги детским садам, их полкам буккросинга, чтобы любая из групп детского сада могла почитать приглянувшиеся книжки.

13 февраля акция была проведена: группа учащихся 7 «А» класса посетила МДОУ «Детский сад № 210», группа учащихся 7 «Б» класса - МДОУ «Детский сад № 114». Всего было подарено 63 книги.

Группы учащихся готовились заранее, волновались, ведь выступать им пришлось перед целым детским садом. Уже на обратном пути, ребята обсуждали свои выступления, переживали и радовались, что воспитанники детских садов с удовольствием слушали, отвечали на вопросы, рассматривали подаренные книги.

  1. Праздник «А что у вас?» к юбилею С.Михалкова (13.03.2018г.).

(Приложение 5)

8

На праздник в школу были приглашены воспитанники детских садов №№ 114, 210, 73, 160. Кроме них участвовали в празднике и первоклассники школы.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений готовились к празднику и выступили со стихами С. Михалкова на школьной сцене.

Кроме того, что учащиеся вели праздник, они встречали дошкольников на пороге школы, провожали их в актовый зал, по окончанию праздника проводили  к выходу – это тоже было важной частью мероприятия, ведь семиклассники ощутили какие они взрослые и самостоятельные!

  1. День птиц (19.04.2018г.). (Приложение 6)

Первоначально праздник был назначен на 2 апреля, однако в связи  с отменой занятий по причине карантина, перенесен на 19 апреля. К этому дню подготовка шла очень активно. Было решено подготовить к празднику книги про птиц, которые впоследствии подарили детским садам для проведения занятий по окружающему миру. Темы для книг выбирали сами ребята: «Перелетные птицы», «Птицы Саратовской области», «Зимующие птицы» и т.д. Главной задачей было не просто сделать книгу про птиц, а сделать интересную книгу для дошколят. Учащиеся использовали при создании своих книг ребусы, загадки, составляли кроссворды про птиц.

На празднике, посвященном птицам, малыши угадывали птиц по пению, пробовали изобразить птиц, отгадывали загадки, вспоминали стихи  и песни про птиц.

Итоговый этап: обсуждение проведенных мероприятий. После каждого мероприятия основного этапа проходило обсуждение, ребята отмечали свои ошибки, делились приятными воспоминаниями. На последнем этапе был обсужден проект в целом и принято решение придумать новый проект, где обязательно одними из участников будут малыши-дошкольники.

При работе над данным проектом и его реализации у участников была возможность попробовать себя в нескольких разнообразных видах деятельности: составить план работы, примерить профессию "актера", создать книгу.

Новые стандарты образования требуют новых подходов к организации образовательного процесса. Подготовить грамотного, социализированного выпускника можно только в результате кропотливой, поэтапной работы, основанной на преемственности и непрерывности образования.

Данный проект  несет в себе кроме любви к книге ещё и элементы экологического, патриотического воспитания, воспитания заботы и внимания к младшим. Он позволяет легко интегрировать общее и дополнительное образование.

Проект  рассчитан на совместную работу семиклассников, первоклассников и дошкольников, где для каждой возрастной группы спланированы как теоретические, так и практические задания.  В ходе работы по проекту у семиклассников формировались умения руководить работой, планировать результаты, направлять деятельность малышей. У младших

9

школьников проявляется дополнительный интерес к школе, к внеклассной деятельности ещё и в результате того, что они участвуют в работе со старшеклассниками, а это  для них не является привычным. 

Заключение.

Коллективная работа над проектом формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня. Участие в работе над проектом – возможность переключиться с сугубо личных интересов на групповые, коллективные.

Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Проекты дают  детям возможность в реальных делах попробовать свои силы, раскрыть и развить способности в различных видах деятельности.

А педагог должен помочь ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Педагог – это и энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели; и специалист, который компетентен в нескольких  областях; и консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам; и руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект, который поддерживает групповой процесс решения проблем; и эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе педагога-психолога

Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные ...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»

Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1.     Понятие о социально-проектной деятельности2.     Цели, задачи...

"Проектная деятельность в работе педагога-психолога".

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободно...

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....