Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"
рабочая программа (7 класс)
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.Все сказанное свидетельствует, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки
Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:
- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ и совершению правонарушений (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач — тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);
- выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя;
- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода;
- всеобуч педагогов и родителей учащихся.
- своевременную социально-психологическую помощь подросткам, их родителям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №3»
____________ Г.Е. Кортунова
«___» ___________ 2012__ г.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ.
Разработали:
Хасбиева А.Н.,
соц.педагог;
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Так что интерес в этом возрасте к психологии, философии, религии не случаен — он связан с формированием лобных долей мозга, с возникшей потребностью подростка контролировать себя.
А чтобы контролировать себя, надо знать себя — кто я? Вот почему подросткам так важно понять, кто они в этом мире. Однако поиск такого понимания часто приводит к тому, что они становятся легкой добычей для разнообразных религиозных и псевдопсихологических сект.
Есть в проблеме самопознания еще один интересный момент. Все познается в сравнении. Чтобы понять себя, подросток должен себя с кем-то сравнивать. И тут возникает парадокс, который мамы и папы никак не могут понять: почему их ребенок берет пример с малознакомых людей, а не с них — умных родителей?! Ответ простой: родители — старые и большие. И ребенок, естественно, идентифицирует себя не с ними, а со сверстниками. С ними он и хочет себя сравнивать. Он полагает, что родители не дают ему самовыразиться, насильно сдерживая в оковах своего «стариковского» воспитания. Отсюда агрессивное сопротивление родительским советам.
Развитие в 11 — 17 лет идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Ребенок впитывает образцы и эталоны «взрослости» и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку. Не встречая такого отношения к себе, подросток в наших глазах становится ... трудновоспитуемым, грубым. Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально отталкивает от себя людей, завоевывая себе «место под солнцем». А поскольку рядом обычно оказываются близкие люди, то подросток начинает именно с них, не осознавая, почему он это делает. Он яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, хочет жить чем-то своим.
Вывод, который можно сделать из этого, неутешителен: «У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослеживается явная тенденция к несамостоятельности».
Все сказанное свидетельствует, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки
Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:
- диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ и совершению правонарушений (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач — тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);
- выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя;
- проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода;
- всеобуч педагогов и родителей учащихся.
- своевременную социально-психологическую помощь подросткам, их родителям и педагогам.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование у учащихся правового мировоззрения и нравственного представления;
- Создание благоприятных условий для развития ребенка в обществе;
- Формирование психологически здоровой личности в условиях образовательного учреждения, способной позитивно функционировать в обществе.
ЗАДАЧИ:
- сформировать первоначальные знания о вреде ПАВ;
- воспитывать культуру поведения в группе сверстников, в семье, в сфере социальной инфраструктуры;
- развивать умение анализировать и применять полученные знания;
- развивать способность, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации.
- своевременно выявлять факторы риска, влияющих на подростков;
- оказывать помощь в организации деятельности и досуга.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Первый блок: Работа с подростками.
Второй блок: Работа с родителями.
Третий блок: Работа с педагогами.
ЛИТЕРАТУРА:
- Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. Ред. М.А.Галагузовой. – М: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.
- Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкогализм. – М., 1980.
- Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учебное пособие – М,1990.
- Закон о защите детства: Сборник- справочник. – М., 1999.
- Лысенко И.А., Макеева А.Г.Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. – М.: Линка-Пресс, 2000.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Воронеж,1995.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М.: 2006.
Первый блок: работа с подростками.
№ | Мероприятие | Форма проведения | Для кого проводятся | Сроки | Ответственные |
1.1 | «Мы-пятиклассники» | Классный час | 5 классы | Октябрь | Хасбиева А.Н. |
1.2 | «Как предотвратить утомление» | Психологический урок | 5 классы | Ноябрь | педагог-психолог Ильина М.Б. |
1.3 | «Конфликты в нашей жизни» | Социально-психологический тренинг | 5 классы | Февраль | педагог-психолог Ильина М.Б. Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.4 | «Знай свои права» | Беседа | 5 классы | Декабрь | Хасбиева А.Н.., соц.педагог |
1.5 | «Административная и уголовная ответственность» | Беседа | 6 классы | Январь | Хасбиева А.Н соц.педагог; Инспектор ОПДН. |
1.6 | «Губительная сигарета» | Социально-психологический тренинг | 6 классы | Декабрь | Педагог – психолог Ильина М.Б. Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.7 | «Родители и дети» | Социально-психологический тренинг | 6 классы | Март | Педагог – психолог Ильина М.Б. Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.8 | «Эмоции и чувства» | Психологический урок | 6 классы | Май | педагог-психолог Ильина М.Б. |
1.9 | «Алкоголь в компании» | Социально-психологический тренинг | 7 классы | Декабрь | Хасбиева А.Н |
1.10 | «Мораль и право» | Классный час | 7 классы | Март | Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.11 | «Я глазами других» | Психологический урок | 7 классы | Январь-февраль | педагог-психолог Ильина М.Б. |
1.12 | «Перспективы наркомана» | Социально-психологический тренинг | 8 классы | Февраль | Хасбиева А.Н соц. педагог |
1.13 | «Как победить стресс» | Социально-психологический тренинг | 8 классы | Апрель | педагог-психолог Ильина М.Б.; Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.14 | «Эффективные приемы общения» | Психологический урок | 8 классы | Ноябрь | педагог-психолог Ильина М.Б. |
1.15 | «Как избежать влияния улицы или основные правонарушения, которые совершают подростки» | Беседа-диалог | 8 классы | Январь | Хасбиева А.Н соц.педагог; Инспектор ОВД |
1.16 | «Юридические права по трудоустройству на работу». | Беседа-консультация | 9 классы | Апрель-май | Хасбиева А.Н соц.педагог |
1.17 | «Мой выбор» | Социально-психологический тренинг | 9 классы | Январь-февраль | Педагог – психолог Ильина М.Б. Хасбиева А.Н., соц.педагог |
1.18 | «Ключ моей души» | Психологический урок | 9 классы |
| педагог-психолог. |
1.19 | «Готовимся к ЕГЭ» | Беседа-консультация | 9 классы | Апрель-май | педагог-психолог. |
Профилактика правонарущений, злоупотребления ПАВ.Профилактические беседы | Профилактические беседы | 5-9 классы | В течение года | Социально-психологическая служба |
Второй блок: работа с родителями.
№ | Мероприятие | Форма проведения | Классы | Сроки | Ответственные |
2.1 | Совет профилактики | Заседание членов комиссии | 5-9 классы | Один раз в четверть | Члены комиссии |
2.2 | «Адаптация в среднем звене. Психологические особенности подростка» | Родительское собрание | 5 классы | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
2.3 | «Я бы в дворники пошел… или как не отбить у детей желание учиться» | Родительское собрание | 6 классы | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
2.4 | «Наши трудные дети» | Родительское собрание | 7 классы | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
2.5 | «Как уберечь детей от наркотиков» | Лекция | 8 классы | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
2.6 | «Девятиклассники» | Лекция | 9 классы | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
2.7 | «Информация для родителей» | Памятки | 5-9 классы | В течение года | Социально-психологическая служба |
2.8 | Семейное консультирование. | 5-9 классы | В течение года | Администрация. Социально-психологическая служба. | |
2.9 | Индивидуальное консультирование. | 5-9 классы | В течение года | Социально-психологическая служба | |
2.10 | Организация встреч со специалистами различных служб. | Лекции. Беседы. Консультации | 5-9 классы | В течение года. | Администрация. Социально-психологическая служба. |
Третий блок: работа с пед. коллективом.
№ | Мероприятие | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
3.1 | Тема по выбору | Семинар | Один раз в год | Социально-психологическая служба |
3.2 | Индивидуальное консультирование. | В течение года | Социально-психологическая служба | |
3.3 | Рекомендации для учителей | Памятки | В течение года | Социально-психологическая служба |
3.4 | Школа молодого учителя | Психологические занятия | Один раз в полугодие | Психологическая служба |
3.5 | Сбор информации о учащихся «Группы риска» | Беседа. Наблюдение. Анкетирование | В течение года | Социально-психологическая служба |
3.6 | Сбор информации об учащихся школы. | Социальный паспорт. | Сентябрь | Социальная служба. |
3.7 | Профилактика правонарущений, злоупотребления ПАВ. | Разъяснительная беседа | В течение года | Социально-психологическая служба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс
Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образов...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»
Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...