Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"
рабочая программа (7 класс)

Хасбиева Альбина Назифовна

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми­руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен­ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце­нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст­никами и их действиями.Все сказанное свидетельствует, что для старше­классников необходимы специальные занятия, направлен­ные на удовлетворение познавательной потребности и спо­собствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки

Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:

  • диагностику предрасположенности к потреблению пси­хоактивных веществ  и совершению правонарушений (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подрос­ток будет искать нестандартные способы их удовлетворе­ния, т.е. чем больше нерешенных личностных задач — тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наобо­рот);
  • выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализо­вать себя;
  • проведение профилактики на всем протяжении под­росткового периода;
  • всеобуч педагогов и родителей учащихся.
  • своевременную социально-психологическую помощь подросткам, их родителям и педагогам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №3»

____________ Г.Е. Кортунова

«___» ___________ 2012__ г.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ПО УКРЕПЛЕНИЮ

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ДЕВИАЦИЙ ПОДРОСТКОВ.

Разработали:

Хасбиева А.Н.,

соц.педагог;

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников  усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся  личностной  ответственностью.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Так что интерес в этом возрасте к психологии, философии, религии не случаен — он связан с формированием лобных долей мозга, с возникшей потребностью подростка контролировать себя.

А чтобы контролировать себя, надо знать себя — кто я? Вот почему подросткам так важно понять, кто они в этом мире. Однако поиск такого понимания часто приводит к тому, что они становятся легкой добычей для разнообразных религиозных и псевдопсихологических сект.

Есть в проблеме самопознания еще один интересный момент. Все познается в сравнении. Чтобы понять себя, подросток должен себя с кем-то сравнивать. И тут возникает парадокс, который мамы и папы никак не могут понять: почему их ребенок берет пример с малознакомых людей, а не с них — умных родителей?! Ответ простой: родители — старые и большие. И ребенок, естественно, идентифицирует себя не с ними, а со сверстниками. С ними он и хочет себя сравнивать. Он полагает, что родители не дают ему самовыразиться, насильно сдерживая в оковах своего «стариковского» воспитания. Отсюда агрессивное сопротивление родительским советам.

Развитие в 11 — 17 лет идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Ребенок впитывает образцы и эталоны «взрослости» и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому человеку. Не встречая такого отношения к себе, подросток в наших глазах становится ... трудновоспитуемым, грубым. Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально отталкивает от себя людей, завоевывая себе «место под солнцем». А поскольку рядом обычно оказываются близкие люди, то подросток начинает именно с них, не осознавая, почему он это делает. Он яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, хочет жить чем-то своим.

Вывод, который можно сделать из этого, неутешителен: «У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками. Если же говорить о готовности самим принимать решения, то здесь прослеживается явная тенденция к несамостоятельности».

Все сказанное свидетельствует, что для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки

Чтобы этого не случилось, необходима соответствующая профилактика. Она включает в себя:

  • диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ  и совершению правонарушений (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач — тем больше вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);
  • выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего подростку естественным способом реализовать себя;
  • проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода;
  • всеобуч педагогов и родителей учащихся.
  • своевременную социально-психологическую помощь подросткам, их родителям и педагогам.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

- Формирование у учащихся правового мировоззрения и нравственного представления;

- Создание благоприятных условий для развития ребенка в обществе;

- Формирование психологически здоровой личности в условиях образовательного учреждения, способной позитивно функционировать в обществе.

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать первоначальные знания о вреде ПАВ;
  2. воспитывать культуру поведения в группе сверстников, в семье, в сфере социальной инфраструктуры;
  3. развивать умение анализировать и применять полученные знания;
  4. развивать способность, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  5. обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации.
  6. своевременно выявлять факторы риска, влияющих на подростков;
  7. оказывать помощь в организации деятельности и досуга.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Первый блок: Работа с подростками.

Второй блок: Работа с родителями.

Третий блок: Работа с педагогами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. Ред. М.А.Галагузовой. – М: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.
  2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкогализм. – М., 1980.
  3. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учебное пособие – М,1990.
  4. Закон о защите детства: Сборник- справочник. – М., 1999.
  5. Лысенко И.А., Макеева А.Г.Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Воронеж,1995.
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.
  8. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М.: 2006.

Первый блок: работа с подростками.

Мероприятие

Форма проведения

Для кого проводятся

Сроки

Ответственные

1.1

«Мы-пятиклассники»

Классный час

5 классы

Октябрь

Хасбиева А.Н.

1.2

«Как предотвратить утомление»

Психологический урок

5 классы

Ноябрь

педагог-психолог

Ильина М.Б.

1.3

«Конфликты в нашей жизни»

Социально-психологический тренинг

5 классы

Февраль

педагог-психолог Ильина М.Б.

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.4

«Знай свои права»

Беседа

5 классы

Декабрь

Хасбиева А.Н.., соц.педагог

1.5

«Административная и уголовная ответственность»

Беседа

6 классы

Январь

Хасбиева А.Н соц.педагог;

Инспектор ОПДН.

1.6

«Губительная сигарета»

Социально-психологический тренинг

6 классы

Декабрь

Педагог – психолог

 Ильина М.Б.

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.7

«Родители и дети»

Социально-психологический тренинг

6 классы

Март

Педагог – психолог

 Ильина М.Б.

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.8

«Эмоции и чувства»

Психологический урок

6 классы

Май

педагог-психолог Ильина М.Б.

1.9

«Алкоголь в компании»

Социально-психологический тренинг

7 классы

Декабрь

Хасбиева А.Н

1.10

«Мораль и право»

Классный час

7 классы

Март

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.11

«Я глазами других»

Психологический урок

7 классы

Январь-февраль

педагог-психолог

Ильина М.Б.

1.12

«Перспективы наркомана»

Социально-психологический тренинг

8 классы

Февраль

Хасбиева А.Н соц. педагог

1.13

«Как победить стресс»

Социально-психологический тренинг

8 классы

Апрель

педагог-психолог Ильина М.Б.;

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.14

«Эффективные приемы общения»

Психологический урок

8 классы

Ноябрь

 педагог-психолог Ильина М.Б.

1.15

«Как избежать влияния улицы или основные правонарушения, которые совершают подростки»

Беседа-диалог

8 классы

Январь

Хасбиева А.Н соц.педагог;

Инспектор ОВД

1.16

«Юридические права по трудоустройству на работу».

Беседа-консультация

9 классы

Апрель-май

Хасбиева А.Н соц.педагог

1.17

«Мой выбор»

Социально-психологический тренинг

9 классы

Январь-февраль

Педагог – психолог

 Ильина М.Б.

Хасбиева А.Н., соц.педагог

1.18

«Ключ моей души»

Психологический урок

9 классы

 

педагог-психолог.

1.19

«Готовимся к ЕГЭ»

Беседа-консультация

9 классы

Апрель-май

педагог-психолог.

Профилактика правонарущений, злоупотребления ПАВ.Профилактические беседы

Профилактические беседы

5-9 классы

В течение года

Социально-психологическая служба

Второй блок: работа с родителями.

Мероприятие

Форма проведения

Классы

Сроки

Ответственные

2.1

Совет профилактики

Заседание членов комиссии

5-9 классы

Один раз в четверть

Члены комиссии

2.2

«Адаптация в среднем звене. Психологические особенности подростка»

Родительское собрание

5 классы

Один раз в год

Социально-психологическая служба

2.3

  «Я бы в дворники пошел… или как не отбить у детей желание учиться»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Родительское собрание

6 классы

Один раз в год

Социально-психологическая служба

2.4

«Наши трудные дети»

Родительское собрание

7 классы

Один раз в год

Социально-психологическая служба

2.5

«Как уберечь детей от наркотиков»

Лекция

8 классы

Один раз в год

Социально-психологическая служба

2.6

«Девятиклассники»

Лекция

9 классы

Один раз в год

Социально-психологическая служба

2.7

«Информация для родителей»

Памятки

5-9 классы

В течение года

Социально-психологическая служба

2.8

Семейное консультирование.

5-9 классы

В течение года

Администрация. Социально-психологическая служба.

2.9

Индивидуальное консультирование.

5-9 классы

В течение года

Социально-психологическая служба

2.10

Организация встреч со специалистами различных служб.

Лекции.

Беседы.

Консультации

5-9 классы

В течение года.

Администрация. Социально-психологическая служба.

Третий блок: работа с пед. коллективом.

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Ответственные

3.1

Тема по выбору

Семинар

Один раз в год

Социально-психологическая служба

3.2

Индивидуальное консультирование.

В течение года

Социально-психологическая служба

3.3

Рекомендации для учителей

Памятки

В течение года

Социально-психологическая служба

3.4

Школа молодого учителя

Психологические занятия

Один раз в полугодие

Психологическая  служба

3.5

Сбор информации о учащихся «Группы риска»

Беседа. Наблюдение.

Анкетирование

В течение года

Социально-психологическая служба

3.6

Сбор информации об учащихся школы.

Социальный паспорт.

Сентябрь

Социальная служба.

3.7

Профилактика правонарущений, злоупотребления ПАВ.

Разъяснительная беседа

В течение года

Социально-психологическая служба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"

Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

Рабочая программа социально-психологического сопровождения "Профилактика стрессоустойчивости" 7 класс

Рабочая программа по психологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образов...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...