Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
проект на тему
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно поражённой частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек – подростков.
Анализируя предпосылки этого негативного социального явления можно сделать вывод, что происхождение в России радикальные изменения во всех сферах жизни общества привели к имущественному расслоению, заметному снижению жизненного уровня широких слоёв населения, явной и скрытой безработице, массовой миграции, а также к порождённому экономическими трудностями и нерешёнными социальными проблемами неблагоприятному психологическому фону. Рост противоречий в обществе вызвал резкое увеличение масштабов преступности, и в первую очередь среди несовершеннолетних. Отчуждённость многих подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности – семьи, учебных заведений, труда, досуговых учреждений – является решающим фактором выбора несовершеннолетними пути правонарушений.
Пополняют ряды правонарушений выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учёбе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение. И поэтому работа по профилактике правонарушений в нашей школе строится с учётом данных фактов. Тем более, что больше половины родителей рассчитывают на помощь школы в воспитании детей.
Хочется отметить, что приоритетность работы по профилактике правонарушений именно в школе обусловлена ещё и тем, что применение мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и тем более существенного ограничения числа совершаемых преступлений. В этих условиях становится, как никогда ранее, актуально предупреждение преступности. Профилактика преступлений стала самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.
Среди всех субъектов профилактики в школе можно вести целенаправленную систематическую работу по правовому воспитанию. В частности, основными направлениями общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений являются:
· создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;
· выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
· выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
· организация интересного досуга учащихся;
(НИА "Нижний Новгород" - Любовь Ковалева) Уровень подростковой преступности в июне в Нижегородской области снизился на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом журналистам сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов по итогам заседания областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Положительные результаты были достигнуты благодаря организации занятости школьников и проведению профилактических мероприятий.
· осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Осознавая перечисленные направления, мы в нашей школе и выстраивали систему работы по профилактике правонарушений подростков. Её реализация проходила, опираясь на принцип: подросток, у которого сформировано правосознание, не пополняет ряды правонарушителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spektr.docx | 208.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 181
---------------------------------------------------------------------------------------------------
603124, г. Нижний Новгород, улица Лесной городок, дом 6-а. тел./факс (831) 2218983
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
На педсовете Директор МОУ СОШ № 181
от «___» ____2008 г. _________ Г.И. Ситникова
Протокол № ______ « ____» _________________
Программа
Социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения учащихся
«Спектр»
Сроки реализации программы: 2008-2013 г.г.
Авторы программы:
заместитель директора
педагог-психолог
Дубова Светлана Владимировна,
социальный педагог
Зотова Людмила Николаевна
г. Нижний Новгород
2008-2013 гг.
Содержание
№ | страницы | |
1 | Информационная карта | 3 |
2 | Аналитическая часть | 4 |
3 | Цель и задачи | 10 |
4 | Концепция программы | 11 |
5 | Принципы | 12 |
6 | Участники программы | 13 |
7 | Этапы содержания программы , механизм реализации | 18 |
7.1 | Профилактическая работа с классами | 22 |
7.2 | Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета | 24 |
7.3 | Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | 25 |
7.4 | Работа с педагогическими кадрами | 26 |
7.5 | Деятельность совета по профилактике | 27 |
7.6 | Работа на микроучастке | 28 |
7.7 | Деятельность психологической службы | 30 |
7.8 | Профилактика социального сиротства | 31 |
8 | Ожидаемые результаты | 32 |
9. | Список литературы | 33 |
10. | Мониторинг | 35 |
11. | Приложение | |
Информационная карта
Полное название | «СПЕКТР» |
Авторы программы | Байкова Наталья Сергеевна – заместитель директора по ВР Дубова Светлана Владимировна – педагог-психолог Зотова Людмила Николаевна - социальный педагог |
Название проводящей организации | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №181 |
Адрес | 603124, город Нижний Новгород, улица Лесной городок, дом 6 - а, телефон: 221 - 89 - 83 |
Цель программы | Создание системы первичной профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков через социальное партнерство с семьей. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 2008 - 2013 гг. |
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля | Мониторинг (Анкетирование, тестирование, опрос). |
- Аналитическая часть.
«Нам кажется недостаточным оставить
тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой,
мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее стало много лучше,
а плохое изменилось и стало хорошим»
Древнегреческий философ Лукиан
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно поражённой частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек – подростков.
Анализируя предпосылки этого негативного социального явления можно сделать вывод, что происхождение в России радикальные изменения во всех сферах жизни общества привели к имущественному расслоению, заметному снижению жизненного уровня широких слоёв населения, явной и скрытой безработице, массовой миграции, а также к порождённому экономическими трудностями и нерешёнными социальными проблемами неблагоприятному психологическому фону. Рост противоречий в обществе вызвал резкое увеличение масштабов преступности, и в первую очередь среди несовершеннолетних. Отчуждённость многих подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности – семьи, учебных заведений, труда, досуговых учреждений – является решающим фактором выбора несовершеннолетними пути правонарушений.
Пополняют ряды правонарушений выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учёбе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение. И поэтому работа по профилактике правонарушений в нашей школе строится с учётом данных фактов. Тем более, что больше половины родителей рассчитывают на помощь школы в воспитании детей.
Хочется отметить, что приоритетность работы по профилактике правонарушений именно в школе обусловлена ещё и тем, что применение мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и тем более существенного ограничения числа совершаемых преступлений. В этих условиях становится, как никогда ранее, актуально предупреждение преступности. Профилактика преступлений стала самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.
Среди всех субъектов профилактики в школе можно вести целенаправленную систематическую работу по правовому воспитанию. В частности, основными направлениями общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений являются:
- создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
- выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- организация интересного досуга учащихся;
(НИА "Нижний Новгород" - Любовь Ковалева) Уровень подростковой преступности в июне в Нижегородской области снизился на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об этом журналистам сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов по итогам заседания областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Положительные результаты были достигнуты благодаря организации занятости школьников и проведению профилактических мероприятий.
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Осознавая перечисленные направления, мы в нашей школе и выстраивали систему работы по профилактике правонарушений подростков. Её реализация проходила, опираясь на принцип: подросток, у которого сформировано правосознание, не пополняет ряды правонарушителей.
Наша школа расположена в микрорайоне «Лесной городок». Жилой сектор разнообразен, наряду с многоэтажками, много домов частного сектора. По микрорайону проходит транспортная магистраль М-7 (Нижний Новгород- Москва). Из объектов культурно- массового назначения вблизи школы располагаются клуб «Атлант», библиотека имени А.Пешкова, детский подростковый клуб «Костёр», для занятий спортом можно использовать возможности стадиона «Локомотив». Основную часть населения составляют работники ГЖД и агрокомбината «Горьковский»
Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами района.
Мы понимаем, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы и прилагаем для этого все силы. Немаловажную роль в организации этого процесса играет социальный педагог, который всегда стремится прийти на помощь, так как перед ним стоит главная задача защитить права, здоровье и интересы ребенка.
Собирая статистическую информацию, и оформляя социальный паспорт школы, мы увидели, что положение семей в нашей школе достаточно разнообразно:
Было выявлено и поставлено на учёт 6 неблагополучных семей, 63 семьи имеют статус малообеспеченных, 16 семей – многодетные, 152 семьи – неполные, 405 семей - полные.
Проведя социально- психологическое исследование
были определены наиболее актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи:
Можно выделить причины данных проблем:
- занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями. Иногда работают на нескольких работах.
- часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.
- родители, ведущие аморальный образ жизни и отклоняющиеся от воспитания своих детей.
В связи с этим в таких семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением ребенка в школе и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.
Таким образом, проанализировав ситуацию , сложившуюся в нашей школе , педагогический коллектив считает необходимым проводить раннюю профилактику с семьями группы риска.
2.Цель:
Создание системы первичной профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков
Задачи:
- Обеспечить взаимодействие участников программы для решения проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Развивать социальную компетентность подростков с целью формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- Способствовать изменению отношения социума к проблемам подростков, склонным к асоциальному поведению;
- Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;
- Оказывать компетентную помощь семьям, оказавшимся в социально опасном положении, педагогическая защита детей в этих семьях.
3.Концепция программы.
Создавая данную программу мы опиралась на концепцию академика Л.И.Новиковой – «Целенаправленное управление процессом развития личности через создание для этого благоприятных условий».
Данная концепция и принципы разрабатывались с учетом:
- Конвенции о правах ребенка.
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка.
- Гражданский кодекс РФ.
В создании идей опирались на следующие идеи:
на идеи М.А. Галагузова и Б.Н. Алмазова
«о работе с семьями группы риска»;
- «…Конечная цель образования и педагогики - это помочь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей (А.Г. Маслоу)
- « В каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала». ( А.Г. Маслоу)
- «…Признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки взаимоотношений в обществе (Д.А.Белухин)
- Идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания
(В.Сухомлинский,А.Макаренко)
4.При реализации программы использованы следующие принципы:
Принцип своевременности
предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
Принцип гуманизма
выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
Принцип индивидуального подхода
предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи
настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
Принцип интеграции усилий, комплексный подход
объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.
6.Cодержание деятельности и
механизм реализации программы
Этапы реализации.
1.Организационно-подготовительный (2008)
2. Организационно- деятельностный (2009-2011)
3. Аналитико-прогностический (2012)
1.Организационно-подготовительный этап
№ п/п | Виды деятельности | Цель | Действия | Сроки | Ответственный |
1. | Комплекс диагностических методик | Сбор информации об учащихся. Формирование банка данных | Анкеты | сентябрь | Соц. педагог, Классные руководители |
3. | Создание методической базы программы | Изучение новых педагогических методов и приемов | Подбор методической литературы | В течение года | Пед. колектив |
4 | Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций. | Совместная деятельность для достижения целей и задач | Разработка совместных планов работы с ОДН Канавинского района, ПДО2- Семья, реабилитационным центром «Бригантина» | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
5 | Освоение новых методов и приемов, форм работы. | Повышение профессиональной компетентности | Семинары, курсы | В течение года | Зам. дир. по ВР |
6 | Оформление правового уголка | Информирование учащихся о правах и обязанностях | Сбор информации | сентябрь | Соц. педагог |
2.Организационно- деятельностный этап
№ п/п | Виды деятельности | Цель | Действия | Ответственный |
1. | Профилактическая работа с классами | Предупреждение асоциального поведения учащихся | Классные часы | Классные руководители |
2 | Индивидуальная работа с учащимися состоящих на разных формах учета | Развивать социальную компетентность подростков с целью формирования ценностных ориентаций | Организация встреч с инспектором Индивидуальные консультации | Соц. педагог Психолог |
3. | Профилактическая работа с родителями | Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Создание проекта « Притяжение» «Школа молодой семьи» | Соц. педагог психолог |
4 | Работа с педагогическими кадрами | Учебно- просветительная деятельность | Тренинги Заседание МО Работа психолого-педагогического консилиума | Зам. дир по УВР |
5 | Участие в районных , городских профилактических мероприятиях | Предупреждение асоциального поведения учащихся | Участие в кокурсах « Верить, жить, творить!» | Зам. дир по УВР |
6 | Совет профилактики | Предупреждение асоциального поведения учащихся | Заседание совета профилактики | Зам. дир по УВР |
7 | Работа на микроучастке | Сбор информации | Индивидуальные беседы | Зам. дир по УВР |
8 | Профилактика наркомании, негативных привычек | Предупреждение асоциального поведения учащихся | Деятельность « Форум- театра» | Соц. педагог- психолог |
9 | Деятельность психологической службы | Соц. психологическая помощь | Консультирование коррекционно- развивающая работа | психолог |
10 | Профориентация | Помощь в выборе профессии, трудоустройстве | Дни открытых дверей Экскурсии | Зам. дир.по ВРСоц. педагог |
3.Аналитико-прогностический этап
№ п/п | Виды деятельности | Цель | Действия | Сроки | Ответственный |
1. | Диагностика | Анализ деятельности по всем направлениям | Анкетирование, опросы, беседы | Май, сентябрь | Психолог, соц педагог |
2. | Прогнозирование деятельности на последующий год | Выявление трудностей при реализации программы . Подведение итогов работы | Круглый стол | Сентябрь | Зам. дир по ВР, соц педагог, психолог |
7.Механизм реализации
Схема взаимодействия при работе
с детьми «группы риска»
Схема профилактической работы с «трудными детьми
Беседа КДН
Подросток с девиантным поведением
Вызов родителей в школу Административное
Совещание
Посещение
семьи на дому Беседы с
инспектором ОДН
Обследование
Психологом
Диагностика и коррекция совет
Профилактики
Педагогический
Совет
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании
негативных привычек.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные, привлекаемые к работе |
1 | Сверка списков обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН, ЗП. Формирование банка данных на этих учащихся | сентябрь | инспектор КДН, зам. дир по ВР, соц. педагог |
2 | Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психологической службы «Спектр» | Август-сентябрь | Соц. педагог, психолог |
3 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся поставленных на учет | В течение года | Кл. руководители, инспектор ПДН члены социально-псхологической службы |
4 | Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории МОУ СОШ №181 | Сентябрь - октябрь апрель-май | Социально-психологческая служба, Кл. руководили педагоги д/образования |
5 | Сбор информации о занятости обучающихся в кружках секциях, учреждениях дополнительного образования (в том числе о состоящих на разных формах учета) | Сентябрь-октябрь, январь-февраль | Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР, |
6 | Сбор информации о занятости обучающихся в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета | В течение года | Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР |
7 | Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) | В течение года | Кл. руководители соц. педагог зам. дир по ВР, Инспектор ПДН |
8 | Работа по микроучастку школы: -выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе (выполнение ФЗ РФ «Об образовании) -обследование семей детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав | Сентябрь, апрель | Кл. руководители соц. педагог зам.дир по ВР |
9 | Оперативное информирование и предоставление статистического по состоянию преступности среди обучающихся ОУ района | ежеквартально | Инспектор ПДН, зам.дир по ВР |
10 | Проведение месячников, дней профилактики, акций « Чистая книга» | Октябрь, ноябрь, апрель | |
11 | Организация работы по правовому просвещению школе (согласно плану) | В течение года | Соц. Педагог Инспектор ПДН |
12 | Организация диагностической и коррекционной работы | В течение года | Социально-психологическая служба |
13 | Организация летнего отдыха учащихся Реализация программы «Мы вместе» | Март-август | Зам дир. По ВР начальник лагеря Инициативная группа |
7.1Профилактическая работа с классами
1 | Проведение тематических профилактических классных часов | Один раз в четверть | Кл. руководители |
2 | Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения | Один раз в четверть | Кл. руководители |
3 | Деятельность « Форум – театра» | Один раз в четверть | Психолог, соц. педагог |
4 | Кинолектории по профилактики детской преступности, бродяжничества | Во время месячников ,дней профилактики | Зам дир по ВР |
5 | Социализация детей и подростков. Работа по программе «Здоровье» | В течение года | Зам дир по ВР Психолог, Кл. руководители, мед. работник |
6 | Занятия по профориентации «Твоя профессиональная карьера» Экскурсии на предприятия Посещение « Дней открытых дверей» в учебных заведениях | В течение года | Психолог |
7 | Месячники по профилактики:
| Октябрь, ноябрь, апрель | Зам дир по ВР Социально-психологическая служба « спектр» |
8 | Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников | В течение месячников, дней профилактики | Зам дир по ВР Инспектор ПДН |
9 | День здоровья Встречи со специалистами (план по мере проведения) | Зам дир по ВР Учителя по физической культуре, медицинские работники | |
10 | Вовлечение учащихся в объединения дополнительного образования | В течение года | Педагоги МОУ СОШ, УДО, Зам дир по ВР |
11 | Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социально-психологической службы: Изучение отношения детей к проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма | В течение года | Члены социально-психологической службы |
12 | Развитие детского самоуправления в классах | В течение года | Зам дир по ВР |
13 | Организация системы спортивных мероприятий Участие в школьных, районных- спортивных соревнованиях (в соответствии с планом спортивных мероприятий школы) | В течение года | Зам дир по ВР Совет старшеклассников, учителя физ-ры |
7.2 Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета
1 | Изучение личности и составление социально-психологических картина учащихся состоящих на ВШУ, ПДН | сентябрь | Кл. Руководители Зам дир. по ВР Инспектор ПДН, соц. педагог |
2 | Индивидуальные профилактические беседы с подростками | В течение года | Кл. Руководители Соц. педагог |
3 | Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | Кл. руководители Социально-психологическая служба |
4 | Выполнение ФЗ РФ «Об образовании»,контроль над посещением подготовкой к урокам | В течение года | Зам дир по УВР, ВР социальный педагог, инспектор ПДН |
5 | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета в кружки, секции, УДО | В течение года | Психолог, социальный педагог |
6 | Вовлечение обучающих в социально-значимую деятельность через реализацию программ, и программных мероприятий | В течение года | Классный руководитель, Соц. педагог |
7 | Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН | В течение года | Психолог, социальный педагог инспектор ПДН |
8 | Организация каникулярного отдыха, реализация программы «Мы вместе» | В течение года | Заместитель директора по ВР социальный педагог Классный руководитель |
9 | Рассмотрение персональных дел на совете профилактики | В течение года | Председатель совета профилактики |
10 | Обеспечение детей, находящихся в социально-опасном положении, горячим питанием, учебниками из фондов школьной библиотеки, льготными путевками в летний оздоровительный лагерь | В течение года | социальный педагог |
7.3 Профилактическая работа с родителями.
Ранняя профилактика семейного неблагополучия
1 | Работа на микроучастке школы. Посещение учащихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно ФЗ РФ №120) оказание помощи семье | В течение года | Классные руководители и 1-11 классов, социальный педагог зам. дир по ВР |
2 | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:
| В течение года | Социально-психологическая служба |
3 | Выявление семей , находящихся в социально-опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями. | В течение года | Педагоги школы, инспектор ПДН |
4 | Психолого-педагогическое консультирование для родителей | Социально-психологическая служба | |
5 | Организация работы по профилактики раннего семейного неблагополучия с детскими садами:
| Зам дир. По ВР, зав д/с, члены родительского комитета ОУ, ДОУ | |
6 | Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, опросник) | В течение года | Психолог, классные руководители |
7 | Психологические часы для родителей: тренинги, информационные часы | В течение года | Психолог |
8 | Индивидуальные семейные консультации | В течение года | Социально-психологическая служба |
9 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч (согласно плану работы) Деятельность « Школы молодой семьи» | В течение года | Социально-психологическая служба |
10 | Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей | В течение года | Зам. Дир по ВР, классные руководители |
11 | Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета школы | Директор | |
7.4 Работа с педагогическими кадрами | |||
1 | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение года | Зам. дир. по ВР психолог |
2 | Учебно-просветительская работа (совместно с социально-психологической службой, специалистами центра «Семья», инспектором ПДН | В течение года | Психолог, Зам. дир. по ВР, МО классных руководителей |
3 | Работа психолого-педагогического консилиума | В течение года | Зам. Директора по УВР |
4 | Тренинг общения и ролевого поведения (4 занятия для педагогов) | Каникулы | Психолог |
5 | Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми (обучающее занятие для педагогов) | ноябрь | Классные руководители |
6 | Заседание МО классных руководителей « Ранняя профилактика семейного неблагополучия» Обучение педагогов школы методике ведения профилактической работы | февраль | Руководитель МО классных руководителей |
7.5 Деятельность совета по профилактике
1 | Анализ работы совета по профилактике Обсуждение задач и плана работ на следующий учебный год. Снятие и постановка на учет | сентябрь | Председатель совета по профилактике |
2 | Деятельность школы по организации занятости обучающихся в УДО Занятость обучающихся в кружках и секциях как одно из условий профилактике правонарушений. Разбор персональных дел | октябрь | Отчет зам дир по ВР, педагогов по ДО, Инспектора ПДН |
3 | Профилактика негативных привычек, наркотизма среди несовершеннолетних. Подведение итогов проведения акции «21 век- век без наркотиков» в школе. Разбор персональных дел. | ноябрь | Отчет руководителей МО, Кл.рук. социально-психологической службы, инспектора ПДН |
4 | Работа классных руководителей по правовому просвещению обучающихся. Организация занятости обучающихся, состоящих на разных формах учета, в период зимних каникул. Разбор персональных дел. | Декабрь | Отчет классных руководителей |
5 | Предупреждение и коррекция отклоняющегося поведения среди обучающихся школы. Разбор персональных дел | январь | Социально-психологическая служба |
6 | Деятельность классных руководителей по ранней профилактике семейного неблагополучия Разбор персональных дел | февраль | Отчет педагога психолога |
7 | Организация работы по формированию установок на здоровый образ жизни Разбор персональных дел | март | Отчет педагога психолога, кл.рук-ли |
8 | Подготовка летней оздоровительной компании. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в каникулярное время Разбор персональных дел | Апрель-май | Начальник ГОЛ «Остров сокровищ», Соц. педагог |
7.6 Работа на микроучастке
1 | Работа по микроучастку, закрепленному за школой. | Август- сентябрь, Март-апрель | Классные руководители 1-11 |
2 | Обследование материально-бытовых условий учащихся. Цель: знакомство с маитериально-бытовыми условиями проживания детей ,простановка на бесплатное питание нуждающихся учащихся | Сентябрь-октябрь | Классные руководители 1-11 Ответственная за бесплатное питание, члены родительского комитета |
3 | Посещение семей учащихся 1 классов (по необходимости) Цель: знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия | Сентябрь-октябрь | Классные руководители 1 классов, члены родительского комитета |
4 | Посещение опекаемых детей Цель: контроль за соблюдением гарантий прав ребенка | Сентябрь, декабрь, май | Соц. педагог Классные руководители 1-11 |
5 | Посещение учащихся ,имеющих удовлетворительные оценки в четверти. Цель: Уведомление родителей, знакомство с условиями обучения ребенка | В конце каждой четверти | Классные руководители, зам.дир по УВР |
6 | Посещение учащихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительной причины Цель: Выполнение закона РФ «Об образовании» | В течение года по необходимости | Соц. педагог Классные руководители 1-11 |
7 | Посещение учащихся состоящих на разных формах учета | ||
8 | Посещение семей находящихся ,в социально-опасном положении, а также требующих повышенного внимания со стороны школы Цель: контроль за семьей , условиями проживания ребенка | Соц. педагог Классные руководители 1-11 |
7.7 Деятельность психологической службы
1 | Организация мониторинга социального состава обучающихся и их семей | сентябрь | психолог |
2 | Психодиагностика уровня адаптации учащихся 5-х классов | Сентябрь- ноябрь | психолог |
3 | Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности первоклассников, особенности адаптации детей к школе | октябрь | психолог |
4 | Выявление детей группы риска при проведении тестов на адаптацию | Декабрь | психолог |
5 | Диагностика ценностных ориентаций школьника Разработка программы « Формирование ценностных ориентаций учащихся совместно с классными руководителями» | В течение года | психолог |
6 | Диагностика семейного воспитания « Деятельность школы молодых родителей» | В течение года | психолог |
7 | Тренинговые занятия : развитие навыков общения, развитие чувства эмпатии | В течение года | психолог |
8 | Коррекционно- развивающие занятия имеющими отклонение в поведении | В течение года | психолог |
9 | Консультирование ( по запросу) | В течение года | психолог |
7.8 Профилактика социального сиротства
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление социально-неблагополучных семей для постановки на учет | сентябрь | Соц.педагог Кл. руководитель |
2 | Составление списков неблагополучных семей учащихся, состоящих на ВШУи ИДН, детей находящихся под опекой | Сентябрь октябрь | Соц.педагог |
3 | Составление соц. Паспорта школы и класса | Сентябрь-май | Соц.педагог Кл. руководитель |
4 | Выход на дом к опекаемым детям составление актов ж/б условий | Сентябрь октябрь | Соц.педагог |
5 | Сбор информации о занятости учащихся в кружках и секциях | Сентябрь октябрь | Соц.педагог Кл. руководитель |
6 | Рейды в неблагополучные семьи с целью выявления причин неблагополучности | Сентябрь-май | Инспектор ИДН Соц.педагог |
7 | Оказание социально-психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям | Сентябрь-май | Соц.педагог психолог |
8 | Сбор информации о занятости учащихся в каникулярное время | Октябрь-апрель | Соц.педагог Кл.руководитель |
9 | Диагностические и коррекционно-профилактические мероприятия | Сентябрь-май | психолог |
Ожидаемый результат:
- Стабилизация и дальнейшее снижение показателей,
характеризующих социальное отклонение в подростковой среде;
- Осознанное ведение здорового образа жизни и негативное отношения к вредным привычкам;
- Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе;
- Наличие условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей;
- Обеспечение своевременной профилактики возможных проблем и оказание действенной помощи учащимся из дисфункциональных, социально неблагополучных семей и семей « группы риска».
Список литературы
- Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков).— Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2006.- 292 с.
- Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 240 с.
- Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер, 2008. - 180 с.
- Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 285с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 230с.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 171с.
- Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /М.А. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 416 с.
- Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми [Текст] /А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская.- М.: Просвещение, 2007.- 160 с.
- Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. пособие /А.Г. Лидерс.- М.: Академия, 2004.- 256 с.
- Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: монография /Б.Н. Алмазов [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.- М.: Академия, 2007.- 192 с.
- Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении [Текст] /И.А. Невский.- М.: Просвещение,2006.-116 с.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.- М.: Академия, 2009.- 256 с.
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988. – 186с.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни., М - «Просвещение., 1990. – 134с.
Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи М.: - Академия, 2001. – 213с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 157с.
Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева. - М.: Академия, 200. - 168 с.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991. – 197с.
Методика и технология Работы социального педагога // под ред. Галагузовой Т.И. - М.: Академия, 2002. – 318с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ «Сфера»,2 П.Д. 2006. – 430с.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002. № 6
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001. – 241с.
Шульга Т.И., Слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».М., 1999 – 137с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся
Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....
Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.
Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с внутренними пробле...
Методическая разработка на тему: Профилактика асоциального поведения.
Дети с проблемами в поведении.Они раздражительные, дерутся, ругаются и наводят страх на окружающих, в том числе на родителей. Иногда это не дети "с характером", а дети с внутренними пробле...
«Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...