ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»
рабочая программа (5, 6 класс)

Береговая Татьяна Михайловна

Программа отряда ЮИД  « СВЕТОФОР»  разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Предназначена для учащихся 5-6 классов (11-13 лет) общеобразовательных школ. Рассчитана на 2 года обучения ( 68 ч, по  1 часу в неделю в 5 и 6 классе).

    Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_svetofor.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан-Удэ»

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Комсомольская, 3

Тел.(факс): 44-20-81, 44-22-76. E-mail: uu-sk42@yandex.ru

Согласовано:

Утверждаю:

Заместитель директора по ВР

Директор МАОУ «СОШ № 42»

____________/Баймухаметова Н. И./

________________/Путилова Н. Н./

01.09.2020

                                         01.09.2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»

Направление работы:

Профильный отряд ЮИД «Светофор»

Срок реализации программы: 2019 – 2021

Категория обучающихся: 5-6 класс

Программу составила:

учитель математики

Береговая Т.М.

г. Улан - Удэ

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа отряда ЮИД  « СВЕТОФОР»  разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Предназначена для учащихся 5-6 классов (11-13 лет) общеобразовательных школ. Рассчитана на 2 года обучения ( 68 ч, по  1 часу в неделю в 5 и 6 классе).

    Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Актуальность программы связана с одной из важнейших государственных задач в России - обеспечением безопасности дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.  

Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично.

Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.

Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в

духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.

Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

  • течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.

Цель программы:

  • создание условий для формирования у школьников устойчивых    навыков   безопасного поведения на улицах и дорогах.  
  • создание условий для саморазвития и самореализации личности;
  • последовательное системное изучение Правил дорожного движения учащимися с учетом их возрастных особенностей;
  • формирование транспортной культуры поведения, которая зависит от общественного, умственного и нравственного развития человека;
  • воспитание у учащихся вежливого, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, что способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.

Перспективная цель:

- подготовка учащихся к сотрудничеству с учащимися Специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернат №62 iii и iv вида для слепых и слабовидящих детей.

Задачи программы:

  • формирование у школьников знаний основ Правил дорожного движения РФ и представлений о неукоснительном их выполнении;
  • формирование у школьников следующих умений:
  • анализировать и оценивать опасную обстановку, находясь на дороге в качестве пешехода, пассажира или водителя
  • не создавать условий для возникновения аварийных и опасных ситуаций в транспортном потоке,
  • оказывать первую медицинскую помощь при ДТП
  • привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения;
  • вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Основные направления работы:

  1. Изучение детьми Правил дорожного движения.
  2. Овладение   методами   предупреждения   детского   дорожно-

транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

  1. Знакомство учащихся с оперативно - техническими средствами регулирования дорожного движения.
  2. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
  3. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
  4. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям.
  5. Совместное проведение мероприятий по ПДД с учащимися учащимися Специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернат №62 iii и iv вида для слепых и слабовидящих детей.
  6. Совместные мероприятия  с инспекторами ГИБДД Железнодорожного района г.Улан-Удэ и Детско-юношеским центром "Безопасное детство".

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов со сроком реализации на 2 года.

В соответствии с Базисным учебным планом, учебный год составляет 34 учебные недели, таким образом, рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах. Темы 10, 11, 12, 13 реализуются на протяжении 2 лет обучения.

Методы и средства обучения:

  • Словесные  рассказ, объяснение, беседа.
  • Наглядные  показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
  • Практические  выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии, фигурное вождение велосипеда.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить,

обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,

закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с наглядными материалами;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации
  • костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Условия реализации программы

Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через

реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия;
  • игровые тренинги;
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
  • экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
  • практические занятия по фигурному вождению велосипеда .
  • практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • организация игр-тренингов;
  • анализ результатов деятельности;

Формирование универсальных учебных действий Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и

результатадействиястребованиямиконкретнойзадачи;

Коммуникативные:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы:

  1. Введение

Понятия «опасная ситуация», «Чрезвычайная ситуация». Сообщения ГИБДД о ДТП в городе. Психология пешехода. Культура безопасного поведения на дорогах.

  1. «Наш город»

Город, в котором живем: особенности движения транспортных средств

  • пешеходов; улицы с наиболее интенсивным движением. Транспортное сообщение в нашем городе. Дорога в школу. Чем опасна дорога?

(интенсивное движение, состояние дороги, отсутствие пешеходных дорожек, дорожных знаков, дорожной разметки, пересечение дорог, переход дороги)

  1. «Дорога – зона повышенной опасности»

Понятия «улица», «дорога», «дорожное движение», «участники дорожного движения»

Виды и элементы дорог. Остановки транспортных средств. Железнодорожный переезд. Опасности, возникающие при движении

пешеходов вдоль ж/д полотна. Оборудование ж/д переездов. Сигналы Дорожная разметка: назначение; роль в регулировании движения

транспортных средств и пешеходов. Виды дорожной разметки.

Дорожные знаки: места установки; виды и назначение дорожных знаков.

Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

  1. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

Общие        обязанности        для        пешеходов,        пассажиров        и        водителей

транспортных средств.

Правила безопасности поведения пассажиров в общественном, грузовом, легковом, железнодорожном транспорте

Ответственность за нарушение правил.

  1. Освоение навыков безопасного движения пешеходов и

велосипедистов

Виды перекрёстков. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.

Подход и подъезд к ж/д переезду. Правила перехода через ж/д пути.

Опасность хождения по рельсам и насыпи, игр вблизи ж/д путей.

Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов.

  1. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ

велосипеда

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.

  1. История развития правил дорожного движения

Действие правил дорожного движения: общие положения; основные понятия и термины. История возникновения правил движения в России.

Развитие правил движения в России в дореволюционное, советское и настоящее время.

  1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и

                                                                  автотранспорта

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

  1. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки.

Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Обработка ран и способы остановки кровотечения.

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Правила транспортировки пострадавших.

10. Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

11. Подготовка и участие в конкурсе «Я лучший в ПДД»

12. Подготовка и участие в соревновании «Безопасное колесо»

                  13. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков

                       правил дорожного движения

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

  1. Итоговое занятие

Учебно-тематический план

Темы

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Наш город

1

3

Дорога – зона повышенной опасности»

10

4

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

3

5

Освоение навыков безопасного движения пешехода и

6

велосипедиста

6

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ

3

велосипеда

7

История развития правил дорожного движения

2

8

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и

14

автотранспорта

9

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

12

10

Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов

6

дорожного движения

11

Подготовка и участие в конкурсе «Я лучший в ПДД»

4

12

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

4

13

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил

По плану

дорожного движения

14

Итоговое занятие

2

Итого

68

Примечание:

  • связи с необходимостью ежегодной подготовки и проведения игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения, подготовки и проведения соревнований «Безопасное колесо», выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения количество часов на изучение с 10

по 14 темы разделено примерно поровну для изучения        в 5 и 6 классе.

  • 5 классе в учебно-тематический план входит полное изучение первых четырёх тем содержания курса и частичное изучение с 8 по 9 темы. В 6

классе в учебно-тематический план входит полное изучение с 5 по 7 темы содержания курса и частичное изучение с 8 по 9 темы.

Ожидаемые результаты:

В результате периода обучения учащиеся будут знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • безопасный путь из дома до школы;
  • дорожные знаки; сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила поведения в транспорте.

будут уметь:

  • применять знания Правил дорожного движения на практике,
  • безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников,
  • помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
  • выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам;
  • оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности;
  • предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха

Формы подведения итогов:

Итоги  освоения обучающимися  материалов  программы  подводятся в

форме:

  • игр-состязаний;
  • отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • тестирование.

Список литературы:

  1. Головко  В.В.  Основы  безопасности  дорожного  движения  /В.В.

Головко. – М., 2007.

  1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П.

Дмитрук. – М., 2008.

  1. Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. – М. , 2004.

  1. Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008.

  1. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.

  1. Профилактика  детского  дорожно  -  транспортного  травматизма:

система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.:

Глобус,        2006.-        264        с.-        (классное        руководство).-Издательство        АСТ-ЛТД”,

1997.-80        с.-        (Безопасность        на        улицах        и        дорогах)

  1. Якупов   А.   М.   Безопасность   на   улицах   и   дорогах   1   класс:

Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.:

  • “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).

  1. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

  1. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева,  О.Л.Князева,

Р.Б.Стряпкина,

  1. М.Д.Маханева. Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

  1. Энциклопедия «Все обо всем».

  1. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М:

Просвещение,1985

«Добрая Дорога Детства»: газета для детей, родителей...

dddgazeta.ruabout/

Тематическое планирование профильного отряда ЮИД « СВЕТОФОР»

на 2019-2020 уч.год и  2020-2021 уч.года.

Темы

Кол-во часов

5 класс

6 класс

1

Введение

1

1

2

Наш город

1

1

3

Дорога – зона повышенной опасности

10

5

5

4

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

3

2

1

5

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

6

3

3

6

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

3

1

2

7

История развития правил дорожного движения

2

1

1

8

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

14

7

7

9

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

12

5

7

10

Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

6

3

3

11

Подготовка и участие в конкурсе

«Я лучший в ПДД»

4

2

2

12

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

4

2

2

13

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения

По плану

По плану

По плану

14

Итоговое занятие

2

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожного-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

     Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»

Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.Решение образовательных задач средствами систематических меро...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»

Направление работы: Профильный отряд ЮИД «Светофор»...

Региональный дистанционный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». ДООП " Правила дорожной безопасности"

Обеспечение успешной адаптации школьников к дорожным условиям. объединяя усилия работников всех сфер образования, родителей , самих детей позволяет создать условия для развития дополнительного образов...