ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа отряда ЮИД « СВЕТОФОР» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Предназначена для учащихся 5-6 классов (11-13 лет) общеобразовательных школ. Рассчитана на 2 года обучения ( 68 ч, по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе).
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_svetofor.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан-Удэ»
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Комсомольская, 3
Тел.(факс): 44-20-81, 44-22-76. E-mail: uu-sk42@yandex.ru
Согласовано: | Утверждаю: |
Заместитель директора по ВР | Директор МАОУ «СОШ № 42» |
____________/Баймухаметова Н. И./ | ________________/Путилова Н. Н./ |
01.09.2020 | 01.09.2020 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»
Направление работы:
Профильный отряд ЮИД «Светофор»
Срок реализации программы: 2019 – 2021
Категория обучающихся: 5-6 класс
Программу составила:
учитель математики
Береговая Т.М.
г. Улан - Удэ
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа отряда ЮИД « СВЕТОФОР» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Предназначена для учащихся 5-6 классов (11-13 лет) общеобразовательных школ. Рассчитана на 2 года обучения ( 68 ч, по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе).
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Актуальность программы связана с одной из важнейших государственных задач в России - обеспечением безопасности дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично.
Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в
духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
- течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Цель программы:
- создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
- создание условий для саморазвития и самореализации личности;
- последовательное системное изучение Правил дорожного движения учащимися с учетом их возрастных особенностей;
- формирование транспортной культуры поведения, которая зависит от общественного, умственного и нравственного развития человека;
- воспитание у учащихся вежливого, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, что способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.
Перспективная цель:
- подготовка учащихся к сотрудничеству с учащимися Специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернат №62 iii и iv вида для слепых и слабовидящих детей.
Задачи программы:
- формирование у школьников знаний основ Правил дорожного движения РФ и представлений о неукоснительном их выполнении;
- формирование у школьников следующих умений:
- анализировать и оценивать опасную обстановку, находясь на дороге в качестве пешехода, пассажира или водителя
- не создавать условий для возникновения аварийных и опасных ситуаций в транспортном потоке,
- оказывать первую медицинскую помощь при ДТП
- привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения;
- вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Основные направления работы:
- Изучение детьми Правил дорожного движения.
- Овладение методами предупреждения детского дорожно-
транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
- Знакомство учащихся с оперативно - техническими средствами регулирования дорожного движения.
- Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
- Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
- Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям.
- Совместное проведение мероприятий по ПДД с учащимися учащимися Специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернат №62 iii и iv вида для слепых и слабовидящих детей.
- Совместные мероприятия с инспекторами ГИБДД Железнодорожного района г.Улан-Удэ и Детско-юношеским центром "Безопасное детство".
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов со сроком реализации на 2 года.
В соответствии с Базисным учебным планом, учебный год составляет 34 учебные недели, таким образом, рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах. Темы 10, 11, 12, 13 реализуются на протяжении 2 лет обучения.
Методы и средства обучения:
- Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
- Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии, фигурное вождение велосипеда.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить,
обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с наглядными материалами;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации
- костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Условия реализации программы
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
- экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
- практические занятия по фигурному вождению велосипеда .
- практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности;
Формирование универсальных учебных действий Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результатадействиястребованиямиконкретнойзадачи;
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы:
- Введение
Понятия «опасная ситуация», «Чрезвычайная ситуация». Сообщения ГИБДД о ДТП в городе. Психология пешехода. Культура безопасного поведения на дорогах.
- «Наш город»
Город, в котором живем: особенности движения транспортных средств
- пешеходов; улицы с наиболее интенсивным движением. Транспортное сообщение в нашем городе. Дорога в школу. Чем опасна дорога?
(интенсивное движение, состояние дороги, отсутствие пешеходных дорожек, дорожных знаков, дорожной разметки, пересечение дорог, переход дороги)
- «Дорога – зона повышенной опасности»
Понятия «улица», «дорога», «дорожное движение», «участники дорожного движения»
Виды и элементы дорог. Остановки транспортных средств. Железнодорожный переезд. Опасности, возникающие при движении
пешеходов вдоль ж/д полотна. Оборудование ж/д переездов. Сигналы Дорожная разметка: назначение; роль в регулировании движения
транспортных средств и пешеходов. Виды дорожной разметки.
Дорожные знаки: места установки; виды и назначение дорожных знаков.
Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
- Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Общие обязанности для пешеходов, пассажиров и водителей
транспортных средств.
Правила безопасности поведения пассажиров в общественном, грузовом, легковом, железнодорожном транспорте
Ответственность за нарушение правил.
- Освоение навыков безопасного движения пешеходов и
велосипедистов
Виды перекрёстков. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
Подход и подъезд к ж/д переезду. Правила перехода через ж/д пути.
Опасность хождения по рельсам и насыпи, игр вблизи ж/д путей.
Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов.
- Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
- История развития правил дорожного движения
Действие правил дорожного движения: общие положения; основные понятия и термины. История возникновения правил движения в России.
Развитие правил движения в России в дореволюционное, советское и настоящее время.
- Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
- Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки.
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
Обработка ран и способы остановки кровотечения.
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
Правила транспортировки пострадавших.
10. Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
11. Подготовка и участие в конкурсе «Я лучший в ПДД»
12. Подготовка и участие в соревновании «Безопасное колесо»
13. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков
правил дорожного движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
- Итоговое занятие
Учебно-тематический план
№ | Темы | Кол-во | |
часов | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Наш город | 1 | |
3 | Дорога – зона повышенной опасности» | 10 | |
4 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 3 | |
5 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и | 6 | |
велосипедиста | |||
6 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ | 3 | |
велосипеда | |||
7 | История развития правил дорожного движения | 2 | |
8 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и | 14 | |
автотранспорта | |||
9 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 12 | |
10 | Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов | 6 | |
дорожного движения | |||
11 | Подготовка и участие в конкурсе «Я лучший в ПДД» | 4 | |
12 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 4 | |
13 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил | По плану | |
дорожного движения | |||
14 | Итоговое занятие | 2 | |
Итого | 68 |
Примечание:
- связи с необходимостью ежегодной подготовки и проведения игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения, подготовки и проведения соревнований «Безопасное колесо», выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения количество часов на изучение с 10
по 14 темы разделено примерно поровну для изучения в 5 и 6 классе.
- 5 классе в учебно-тематический план входит полное изучение первых четырёх тем содержания курса и частичное изучение с 8 по 9 темы. В 6
классе в учебно-тематический план входит полное изучение с 5 по 7 темы содержания курса и частичное изучение с 8 по 9 темы.
Ожидаемые результаты:
В результате периода обучения учащиеся будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы;
- дорожные знаки; сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
будут уметь:
- применять знания Правил дорожного движения на практике,
- безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников,
- помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам;
- оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности;
- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в
форме:
- игр-состязаний;
- отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
- тестирование.
Список литературы:
- Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения /В.В.
Головко. – М., 2007.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П.
Дмитрук. – М., 2008.
- Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. – М. , 2004.
- Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008.
- Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
- Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма:
система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.:
Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).-Издательство АСТ-ЛТД”,
1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
- Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс:
Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.:
- “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
- Материалы газеты «Добрая дорога детства».
- «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева,
Р.Б.Стряпкина,
- М.Д.Маханева. Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
- Энциклопедия «Все обо всем».
- Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М:
Просвещение,1985
«Добрая Дорога Детства»: газета для детей, родителей...
Тематическое планирование профильного отряда ЮИД « СВЕТОФОР»
на 2019-2020 уч.год и 2020-2021 уч.года.
№ | Темы | Кол-во часов | 5 класс | 6 класс |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Наш город | 1 | 1 | |
3 | Дорога – зона повышенной опасности | 10 | 5 | 5 |
4 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах | 3 | 2 | 1 |
5 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста | 6 | 3 | 3 |
6 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда | 3 | 1 | 2 |
7 | История развития правил дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | 14 | 7 | 7 |
9 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | 12 | 5 | 7 |
10 | Подготовка и выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения | 6 | 3 | 3 |
11 | Подготовка и участие в конкурсе «Я лучший в ПДД» | 4 | 2 | 2 |
12 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» | 4 | 2 | 2 |
13 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения | По плану | По плану | По плану |
14 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект образовательной программы "Безопасная дорога" (как вариант)
основа программы...
Программа деятельности по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожного-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге «Светофорчики»
Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.Решение образовательных задач средствами систематических меро...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ»
Направление работы: Профильный отряд ЮИД «Светофор»...
Региональный дистанционный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». ДООП " Правила дорожной безопасности"
Обеспечение успешной адаптации школьников к дорожным условиям. объединяя усилия работников всех сфер образования, родителей , самих детей позволяет создать условия для развития дополнительного образов...