Социальная адаптация детей с ОВЗ
учебно-методический материал
Доклад на ШМО воспитателей отражает специфику работы с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ermakova.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Доклад на тему:
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Ермакова Флера Мидехатовна,
Воспитатель
2018 г.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
...Да! Трудно нашим детям,
Не каждый сразу их поймет.
Вопрос тот часто задается:
«А для чего такой живет?»
А дети в том не виноваты,
Что свет их принял вот таких.
И сделать все для них должны мы,
Чтоб радостней был детский мир.
Но и среди таких детей
Полно талантливых людей:
Есть музыканты и артисты,
Певцы, ученые, юристы...
Не тот больной, кто свет не видит,
Не слышит кто морской прибой.
Не страшно быть слепым глазами,
А страшно быть слепым душой!
Основной задачей педагога в учреждении для детей с ограниченными возможностями является их социальная адаптация, социализация в обществе и развитие эмоционально-нравственной сферы.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. В основе становления личности ребенка, прежде всего, должно лежать гармоничное развитие во всех направлениях и сферах деятельности. Однако многолетний опыт работы с детьми позволяет сделать предположение, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, что нередко ведет к дезадаптации. Особенно ярко это проявляется у детей с врожденными или приобретенными недостатками, например, у детей с нарушением зрения. У таких детей развитие психических функций отклоняется от нормы, поэтому особенно актуальной становится задача социальной адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с нарушением зрения имеет свою специфику. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Однако судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.C. Выготский подчеркивал, что органический дефект вызывает «социальный вывих», т. е. недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношение с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у видящего окраску. В то же время существует возможность компенсации физического дефекта с помощью «культурных приемов и навыков», покрывающих, компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.
Как уже отмечалось ранее, зрительный дефект отрицательно сказывается на развитии психики ребенка, на его адаптации к современному миру. Эмоциональная сфера детей с проблемами зрения развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Многие дети с патологией развития не умеют даже улыбаться и смеяться от души, а ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и, в конечном итоге, определяют всю жизнь человека и его место в социуме, т.е. определяют его социальную адаптацию.
В данный момент существует противоречие между все более возрастающим числом детей с нарушением зрения и низким уровнем социальной адаптации и развития эмоциональной сферы.
Поэтому сегодня мы подняли актуальную для всех нас, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, тему. Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации, снижение его мобильности и контакта с окружающими. Задача педагога, в данном случае, воспитателя, заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, помочь пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Группа, с которой я работаю – 7 «Г» класс. В группе 3 человека – Аксенов Иван, Непочатых Кирилл и Фокин Андрей. Двое имеют инвалидность по зрению, Иван – тотально слепой ребенок.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Социальная адаптация включает в себя:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
- формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в таких условиях способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу воспитателя, физкультурно-оздоровительную и кружковую работу, а также, организацию отдыха и досуга.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играет книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. При работе в своей группе я очень большое внимание уделяю чтению внеклассной литературы. Круг авторов и произведений очень широк: Пастернак Б.Л., Крапивин В. и др. Регулярно проводятся экскурсии в библиотеки на тематические беседы. Это музыкальные вечера, беседы по творчеству знаменитых поэтов и писателей - Цветаевой, Крылова. Принимаем участия в различных литературных конкурсах. Аксенов Иван был награжден дипломом участника ONLINE конкурса сочинений о людях – инвалидах сильных духом в рамках «Алехинских чтений». Ваня принимали участие в этом конкурсе наравне со взрослыми. Так же Иван стал призером конкурса чтецов и поэтических баталий.
Также, с ребятами активно изучаем различные социальные объекты, с которыми человек сталкивается ежедневно: банки, банкоматы, МФЦ, посещаем библиотеки, парикмахерские, продуктовые магазины и т.д.
В начале моей работы с группой имели место такие проблемы: мальчики не умели пользоваться банковской картой, не ориентировались в ценах на продукты, не могли грамотно рассчитать свой бюджет, деньги утекали как вода. Теперь они научились грамотно распределять свои средства, не покупать лишнего, ненужного. Они не только обеспечивают себя всем необходимым, но и делятся с другими ребятами, организовывают чаепития по праздникам и дням рождениям.
Для развития пространственной ориентировки и расширения кругозора проводились экскурсии по городу. Мы побывали на кожгалантерейной фабрике «Арлион», в главной православной церкви города – Уйском соборе, в Парке победы, в Троицкой местной организации Всероссийского общества слепых, в комнате боевой славы «Боевое братство». Была организована поездка в г. Челябинск в театр на спектакль «Рудольфио».
Все ребята активно занимаются в спортивной секции шоудаун. Прекрасная динамичная игра - настольный теннис для слепых, развивающая силу, ловкость, координацию движения и логическое мышление незрячего человек, приобрела много поклонников во всем мире и нашла широкое распространение в нашей школе. Во многих региональных организациях ВОС этот прекрасный метод реабилитации инвалидов по зрению уже заслужил высокую оценку. В соревнованиях по настольному теннису на кубок Челябинской области Иван занял III место и получил диплом за участие в областных соревнованиях на кубок ЧРОО «РПС Метеор». Каждый год группа 7 «Г» класса занимает призовые места в школьном празднике «День здоровья».
Большое внимание уделяется участию в кружковой деятельности, где ребята могут проявить себя, создавать что-то своими руками, наравне с видящими сверстниками. Андрей Фокин посещает кружок авиамоделирования и участвует в танцевальном коллективе «Гармония» (рук. Щеткин В.А.). Мальчики делали брошки из фетра для своих близких под руководством Якуповой JI.P., Кирилл Непочатых стал посещать театральный кружок и активно участвовать во внеурочной деятельности: принимал участие в конкурсе чтецов, исполнял роль Амура в мероприятии «Синяя птица». Так же посещает спортивную школу и плавательный бассейн, принимает участие в спортивных соревнованиях
В субботу, 10 февраля, на реке Увелька прошёл зимний спортивный праздник «Лыжня России-2018». Это самая массовая Всероссийская лыжная гонка, в которой принимают участие взрослые и дети, любители и профессионалы. Ежегодно в ней участвуют сотни человек разных возрастов - школьники, студенты, представители трудовых коллективов. В этом году в «Лыжне России» приняли участие и наши воспитанники - Фокин Андрей и Непочатых Кирилл.
Таким образом, все перечисленные методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты: происходит социальная адаптация ребенка с нарушением зрения. Дети лучше ориентируются в пространстве, умеют читать эмоции других людей, а значит, лучше их понимать. Также в полной мере используются сохранные анализаторы.
Необходимо продолжать эту многогранную работу по социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в которой, несомненно, принимают участие все специалисты нашего учреждения. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей
Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...
«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»
Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способн...