Проект авторской разработки службы медиации "Диалог"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Проект в рамках службы школьной медиации
«Диалог»
Разработал социальный педагог
МОАУ «Домбаровская СОШ № 2»
Туркина М.Н.
- Проблема, на решение которой направлен проект:
В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства
отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.
Типичные способы реагирования на конфликты в школе:
• административно-карательный;
• направление к психологу или социальному педагогу;
• замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате учащиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу
или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:
- социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострению межнациональных отношений; усиление миграционных процессов, обострение
Межнациональных и межконфессиональных проблем;
- необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
- ослабление роли семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;
- асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения; переход на международные
нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений,
опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
- Краткое описание предыдущего этапа (этапов), если данный проект является новым этапом реализуемого проекта. Укажите источники финансирования предыдущего этапа (этапов)
Сложные конфликтные ситуации в образовательной сфере возникают ежеминутно, так же, как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Главная цель медиации в воспитательно - образовательном контексте – выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Создавая с помощью метода "Школьная медиация" и медиативного подхода безопасную среду в образовательной сфере, мы говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим.
№ п/п | Статья расходов | Всего (руб.) |
Канцелярские товары | 1 000-00 | |
Разработка и изготовление раздаточного материала | 500-00 | |
Стимулирование руководителя службы (ежемесячно) | На усмотрение руководителя ОУ | |
ИТОГО: | От 1500 |
Спонсорская поддержка
№ п/п | Статья расходов | Вклад в участие |
1 | Участники проекта | Фото и видио техника |
2 | Администрация ОУ | Аудитория, оргтехника |
3 | Психологическая служба района | Проведение тренингов для модераторов |
4 | Комитет по проблемам семьи и молодежи Домбаровского района | Информационная пооддержка |
- Цели и задачи проекта:
. Целью проекта является:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- обучение школьников методам урегулирования конфликтов;
- снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами проекта являются:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», школьных и семейных конференций и т.д.) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- информирование участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной медиации.
- Результаты проекта
Разрешение конфликта путем переговоров придает человеку уверенность в себе, что, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения с противной стороной, которая, как правило, отвечает тем же. В результате на смену замкнутости и бессилию приходит открытость и вера в себя. При функционировании школьной территориальной службы медиации будет создана более эффективная система взаимопомощи между всеми участниками образовательного процесса, а также новые инновационные формы и методы защиты и обеспечения прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
Внедрение медиации в образовательную практику поможет воспитать поколение людей, которые умеют конструктивно вести себя в ситуации столкновения противоположных интересов. Речь идет о воспитании личности, обладающей активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Результаты:
- действующая модель школы с медиативным подходом в образовательной деятельности;
- программы совместной деятельности по формированию территориальной службы медиации с образовательнымиучреждениями;
- расширение социального опыта детей и подростков;
- сокращение количества конфликтных ситуаций, снижение случаев асоциального поведения детей и подростков;
- система тьюторского сопровождения школ Домбаровского района;
- профилактика правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
- публикации методических материалов по результатам проекта;
- нормативно-правовая база, обеспечивающая работу школьной территориальной службы;
- привлечение финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов в необходимом объеме.
Реализация проекта обеспечит дальнейшее формирование развивающей образовательной среды, и, как следствие этого, ожидаются следующие эффекты:
- расширение социокультурного и образовательного пространства социума;
- рост числа образовательных учреждений города, включающих медиацию в педагогическую деятельность;
- создание эффективной системы диссеминации инновационного опыта педагогами, родителями и учащимися;
- рост внимания со стороны социума к системе образования школы и городского округа в целом;
- формирование позитивного образа общеобразовательных учреждений;
- достижение обучающимися высокого уровня социальной зрелости, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
- подключение к сфере образования и воспитания различных ресурсов социума;
- развитие существующей на территории Домбаровского района образовательной и социальной сферы, повышение эффективности ее деятельности в аспекте развития личности;
- снижение психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательного процесса;
- повышение квалификации педагогических работников, что выражается в практическом освоении новых технологий и форм организации педагогической деятельности;
5) Показатели.
- динамика изменений психоэмоционального состояния обучающихся, их статуса в школьном коллективе и в социуме;
- повышение мотивации и качества общего образования;
- высокий уровень социальной и психологической адаптации обучающихся, готовность к получению в дальнейшем образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- наличие в образовательной программе образовательных учреждений элективных курсов, повышающих уровень образования;
- улучшение ресурсного обеспечения школы, совершенствование учебной и материально-технической базы школы;
- укрепление кадрового потенциала, динамика повышения уровня квалификации педагогических кадров;
- востребованность консультационных услуг школы;
- мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности качеством образовательных услуг учеников и их родителей.
6) Деятельность в рамках проекта
На первом этапе проекта необходимо познакомиться с правовой основой организации службы в образовательных учреждениях. Основными являются следующие документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федераци».
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.
8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
На основе этих документов необходимо разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации. Очень важно на этом этапе пройти специализированное обучение.
На втором этапе стоит задача о развитии межведомственных взаимодействий и налаживании информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.
На третьем этапе необходимо создать инфраструктуру, которая необходима для организации программ примирения.
На четвертом этапе очень важно организовать очень сильную рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения. Основной целью этой кампания является популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.
На следующем этапе необходимо выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.
Этих пяти этапов достаточно, для начала становления школьной службы медиации. Далее приказом директора образовательного учреждения назначается руководитель службы, который сможет регулировать ее работу и вести соответствующую документацию.
Школьная служба медиации действует на основе добровольного участия сторон и помогает
освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для
обучающихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем
проведения программ примирения.
Программы примирения добровольны и бесплатны.
Метод школьной медиации реализуется на практике в виде различных форм. В зависимости от содержания происшедшего выбор ведущих может остановиться на одной из существующих
программ примирения:
– программа восстановительной медиации (программа примирения);
– программа «школьная восстановительная конференция»;
– программа «круг сообщества» («круг примирения»);
– программа «семейная конференция»
Порядок работы медиатора
Этап 1 Подготовительный
Этап 2 Встреча со стороной
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Этап 3 Встреча сторон
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и
фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
Аналитическая беседа
Этап 1 Подготовительный.
Задачи медиатора:
• Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с
использованием восстановительных программ. Критерии, по которым случай может быть
принят на медиацию:
– стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
– в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как
минимум, свое участие) в случившемся.
• Если дело уже разбирается в официальных органах (полиция, суд или КДН), выяснить, на
какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия в случае
успешного проведения программы.
• Связаться со сторонами по телефону или иным способом и договориться о проведении
индивидуальной встречи.
Если участниками конфликта являются несовершеннолетние и данный случай рассматривается правоохранительными органами, судом или КДН, то медиатор (обязательно взрослый) сначала связывается с законными представителями несовершеннолетних.
Медиатору нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания и
эмоционального напряжения, возникшую как из-за самого конфликта, так и из-за действий по
реагированию на конфликт государственных органов или администрации. На протяжении всей работы медиатору необходимо удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам понять друг друга и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации:
достижение и удержание контакта со сторонами;
• создание условий для конструктивного выражения эмоций;
• создание безопасной атмосферы во время работы;
• создание условий для взаимопонимания.
Этап 2 Встреча со стороной
Первая фаза. Создание основы для диалога
Задача: представить себя и программу.
Одна из наиболее важных задач медиатора – создание доброжелательной и безопасной
атмосферы во время встречи. Этому помогает понятное представление медиатора, в котором он сообщает:
• кто он и его роль в деле;
• роль и функции организации, которую он представляет;
• его взаимоотношения со сторонами.
Вторая фаза. Понимание ситуации
Задача: понять самому и помочь понять участникам конфликта разные аспекты произошедшего, важные с точки зрения самих участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1 Обсуждение ситуации:
• Помочь человеку рассказать о произошедшем конфликте (в том числе о других участниках и
второй стороне конфликта, о своих состояниях и чувствах, о своем отношении к произошедшему и его последствиям, а также об отношениях с другой стороной до конфликта и возможных будущих отношениях и т. п.);
• Понять, что беспокоит человека, что для него является важным;
• Помочь человеку самому разобраться, что для него является наиболее важным в том, что
произошло (или в том, как события могут развиваться дальше);
• В случае необходимости помочь пережить сильные чувства, мешающие человеку понять
ситуацию и искать выход из нее;
• Обсудить ценности человека, стоящие за его способами реагирования на конфликт, рассказать о ценностях восстановительной медиации.
2 Обсуждение последствий:
• Обсудить, к каким негативным последствиям для всех участников уже привела ситуация (или еще может привести в будущем, если не предпринимать шагов по ее решению).
• Подвести предварительные итоги (резюмировать) и перейти к поиску вариантов выхода.
Третья фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из
конфликта.
Обсуждаемые вопросы:
• Какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести?
• Пытался ли сам разрешить конфликт, встретиться со второй стороной для переговоров?
• Какие есть варианты заглаживания вреда?
• При беседе с обидчиком: в случае возмещения родителями материального ущерба и других
трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад подростка в
заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей?
Четвертая фаза. Подготовка к встрече между сторонами
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли
сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия, повестку дня будущей
встречи). При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать,
предложить внести дополнения; если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность,
координирование действий, поддержка диалога), подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи:
• Слушать другого и не перебивать его, даже если с ним не согласен, чтобы у каждого была
возможность высказаться и быть услышанным;
• Не оскорблять друг друга, чтобы все чувствовали себя в безопасности;
• Соблюдать конфиденциальность, то есть не рассказывать окружающим, что происходило на
встрече (только достигнутую договоренность);
• Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, предложить
перенести продолжение встречи на другой день;
• Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором. О соблюдении этих правил медиатор договаривается со всеми участниками будущей медиации.
Этап 3 Встреча сторон (примирительная встреча) Подготовка примирительной встречи.
Первая фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Задача: создать благоприятную атмосферу и процедурную определенность для встречи сторон.
Возможные действия медиатора:
• Заранее подготовить место для встречи сторон;
• Поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо
познакомить участников друг с другом;
• Объявить цели встречи, огласить правила, напомнить позицию медиатора;
• Объявить основные пункты «повестки дня».
Вторая фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
• Предложить сторонам поочередно рассказать свою версию случившегося и обсудить
последствия;
• Предложить сторонам высказать своё отношение к услышанному;
• Поддержать диалог между сторонами по поводу конфликта и его последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало
конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу
Третья фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон
Задачи:
• Поддержать взаимное понимание и признание последствий криминальной ситуации.
• Поддержать принесение извинений и прощение.
• Инициировать поиск вариантов решений и их анализ.
• Обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации.
• Обсудить и принять механизм реализации решений (кто, что, где, когда будет делать и т. п.).
• Обсудить, кто будет контролировать выполнение соглашения и кто сообщит об этом
медиатору
Четвертая фаза. Обсуждение будущего
Задача: обсудить вопрос «Как избежать повторения подобного в дальнейшем?» и поддержать
проектирование будущего участников.
Возможные вопросы для обсуждения:
• Что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию?
• Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
• Кто из близких тебе помогает выбираться из сложных жизненных ситуаций?
• Что собираешься делать в жизни (какую профессию хочешь освоить, как будешь зарабатывать на жизнь) и кто может поддержать тебя в этом?
• с какими людьми ты хотел бы общаться (в каком-либо кружке, секции, клубе), почему для
тебя это важно, и кто может помочь этому осуществиться?
Пятая фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
• Фиксировать решения и четкий план их реализации;
• Обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
• Зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
Шестая фаза. Рефлексия встречи
• Обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
• Спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи по возможности организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе
(кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
Аналитическая беседа
(проводится через 2–3 недели с каждым)
Задачи:
• Провести рефлексию результатов медиации.
• Выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение.
• Обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций.
Возможные вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
• Как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?
• Что важного для себя вы поняли в результате медиации?
• Используете ли вы в своей жизни что-то из того, что узнали на медиации?
• Рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
• Как вы оцениваете процесс медиации и работу медиатора?
7) План-график работ
№ пп | Мероприятия | Целевая группа | Сроки проведения | Ответственный | |
I. Проведение программ восстановительной медиации | |||||
1 | Восстановительная медиация. | Учащиеся 4-11 классов | Ежемесячно | Куратор СШМ Клинова М.Н. | |
2 | Круг сообщества. | Учащиеся 4 -11 классов | Ежемесячно | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
3 | Челночная медиация | Учащиеся 4 -11 классов | Ежемесячно | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
4 | Медиация через письма | Учащиеся 4 -11 классов | Ежемесячно | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
5 | Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура | Учащиеся 4 -11 классов | Ежемесячно | Рабочая группа СШМ | |
6 | Анализ документов, работа с обращениями | Учащиеся 4 -11 классов | Ежемесячно | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
7 | Проведение процедуры медиации | Учащиеся 4 -11 классов | По мере необходимости | Рабочая группа СШМ | |
8 | Обсуждение проведенных программ примирения | Рабочая группа СШМ | май | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
II. Проведение профилактической работы | |||||
1 | Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов» | Педагоги школы | Сентябрь | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
2 | Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации» | Педагоги школы | Ноябрь | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
3 | Психолого – педагогическое консультирование для родителей «Трудные и критические периоды взросления» | Родители | Октябрь | Куратор СШМ Клинова М.Н, медиаторы | |
4 | Беседы «Стили общения со сверстниками | Учащиеся 4-5 классов | Декабрь | Рабочая группа СШМ | |
5 | Беседа «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?» | Учащиеся 6-9 классов | Январь | Рабочая группа СШМ | |
6 | Классный час класса на тему «Сила и разум». | Учащиеся 10-11 классов | Февраль | Рабочая группа СШМ | |
7 | «Психологические игры на сплоченность»; групповое занятие для обучающихся на тему «Конфликтные ситуации и способы их преодоления». | Учащиеся 4-11 классов | Март | Рабочая группа СШМ | |
8 | Тренинг. « Какие мы разные» | Учащиеся 10-11 классов | апрель | Рабочая группа СШМ | |
9 | Деловая игра « Давай поговорим» | Учащиеся 5-8 классов | |||
III. Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.) | |||||
1 | Консультации со специалистами других служб медиации | Медиаторы, специалисты СШМ | Куратор СШМ Клинова М.Н | ||
2 | Участие в семинарах, вебинарах регионального и муниципального уровня по ШСМ | Медиаторы, специалисты СШМ | Куратор СШМ Клинова М.Н. медиаторы | ||
IV. Проведение информационно-просветительской работы | |||||
Учащиеся, родители, педагоги | 1-2 раза в год | ||||
1 | Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа школьной службы медиации» | Рабочая группа СШМ | 1 полугодие | Куратор СШМ Клинова М.Н. | |
2 | Обучение учащихся - членов ШСМ | Рабочая группа СШМ | 1 полугодие | Куратор СШМ Клинова М.Н. | |
3 | Обучение педагогов – членов ШСМ | Рабочая группа СШМ | 1 полугодие | Куратор СШМ Клинова М.Н. | |
4 | Обновление стенда «Служба школьной медиации», информирование учащихся и родителей о работе «Службы школьной медиации» через школьный сайт. | Рабочая группа СШМ | 1 полугодие | Рабочая группа СШМ | |
5 | Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура | Рабочая группа СШМ | постоянно | Рабочая группа СШМ | |
6 | Общешкольное родительское собрание | Родители, Рабочая группа СШМ | 1-2 раза в год | Куратор СШМ Клинова М.Н | |
7 | Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых воспитательные программы | Рабочая группа СШМ | По мере необходимости | Куратор СШМ Клинова М.Н. медиаторы | |
8 | Обсуждение проведенных программ примирения | Рабочая группа СШМ | 2 полугодие | Рабочая группа СШМ |
8) Устойчивость проекта
Опыт показывает, что:
- Деятельность служб школьной медиации невозможна без поддержки администрации школы, поскольку службе нужно выделить место для проведения медиаций, собраний команд школьников-медиаторов, руководителю службы необходимо пройти обучение, а затем иметь в своем расписании время для работы в службе.
- Медиация привлекательна своей новизной, актуальностью и базовыми принципами (добровольность, конфиденциальность, равноправие участников, нейтральность медиатора вызывают доверие к службе).
- Устойчивость служб школьной медиации во многом, обеспечивается личной мотивацией и заинтересованностью педагогов и учащихся в результатах работы.
Дальнейшее развитие проекта позволит:
− обеспечить защиту прав и интересов детей и подростков на основе ценностей доброжелательного к ребенку правосудия, профилактику правонарушений несовершеннолетних и помощь жертвам правонарушений, а также детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
− , через признание сторонами последствий причиненного вреда, принятие обязательств по заглаживанию вреда, передачу самим сторонам ответственности и полномочий для поиска и принятия взаимоприемлемого решения;
− помочь детям выбрать стратегию жизни, исключающую силовые и криминальные способы решения проблем и конфликтов; помочь молодым людям, совершившим незначительные преступления, избежать контакта с уголовной системой; содействовать позитивной социализации, ресоциализации и предотвращению повторных правонарушений несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, включая тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности.
− создать в образовательной организации безопасную среду, способствующую непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка; привлечь к этой работе ближайшее социальное окружение детей..
9) Распространение результатов
- обучение школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов;
- создание «групп равных» (учатся самостоятельно регулировать собственные конфликты);
- проведение тренингов по общению с учащимися;
- школьные конференции
- стандартизованные тесты, аппаратурные тесты (электрон диагностика агрессивности подростка)
- клинические (метод медиации, м разрешения споров, метод интервью, наблюдения, беседы, метод опроса, сочинение, метод анализа и сбора информации,
- метод обработки информации (ранжирования)
- мини-лекции, дискуссии, практикум, ролевые и имитационные игры, разбор кейсов, демонстрационные сессии, интерактивный метод обучения с обратной видеосвязью, супервизия, вебинары, видеоуроки, миниуроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Филология на службе ЗОЖ» (Методическая разработка)
Проект «Филология на службе ЗОЖ» Тип проекта: поисковый, творческий Категория учащихся: учащиеся 2-11классов Предметная область: предметы образовательной области филология Основопо...
Методическая разработка: Креативный подход музыкального руководителя в процессе организации праздников и развлечений в детском саду на примере авторской разработки «Сказка на букву «С» или Сегодня Сабантуй!».
Деятельность музыкального руководителя в детском саду предполагает организацию занятий, развлечений и праздников, в основе которых заложено творческое начало.Результативность педагога во многом опреде...
авторская разработка мини - проекта "Современное коррекционно - развивающее занятие в соответствии с ФГОС"
В основу разрабатываемого коррекционно – развивающего занятия легли принципы, рассматриваемые в Федеральном Законе об ...
Исследовательский проект :"Электроэнергия на службе человечества".
Исследовательски проект:"Электроэнергия на службе человечества". Длительность 2 урока, 11 класс . По учебной теме: "Производство, передача и использование электроэнергии". С п...
Авторская разработка профилактического проекта для старшеклассников «Трезвость – норма жизни! Присоединяйся к нам!»
Программа направлена на формирование здорового образа жизни...
Проектная деятельность. Авторская разработка. Проект "Волшебный мир театра". Итог проекта "Театральная шкатулка"
Проектная деятельность носит информационный, практический, творческий характер, способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся. Продукт проектной деятельности показан на общешкольном ме...
Построение авторской модели службы психологического сопровождения детей с умственной отсталостью.
В данной статье представлена сущность и содержание психолого-педагогического сопровожденияя детей с умственной отсталостью, а также разработанная нами модель службы психолого-педагогического соп...